Погрузчик с бортовым поворотом против компактного фронтального погрузчика (ч. 2)

Объективное сравнение

И. Павлов, по материалам зарубежной печати
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Окончание)

Вопросы для анализа

По результатам опроса специалистов были выбраны критерии, проанализировав которые потребитель сможет в какой-то степени оценить, какой из погрузчиков – компактный фронтальный или с бортовым поворотом – будет лучше работать в конкретных условиях на стройплощадке.

Общие затраты за жизненный цикл погрузчика. При одинаковой номинальной грузоподъемности компактный фронтальный погрузчик, как правило, обходится дороже в эксплуатации примерно на 15…30%, к тому же зачастую продажная цена наиболее мощных моделей фронтальных погрузчиков выше, чем аналогичных погрузчиков с бортовым поворотом.

Разница в продажной цене, по словам представителя компании Gehl, объясняется частично тем, что компоненты силовой передачи фронтальных погрузчиков стоят дороже, например, современные мосты с планетарными редукторами, блокирующиеся дифференциалы, раздаточные коробки и КОМ. Маркетолог компании Case добавил, что рамы компактных фронтальных погрузчиков, как правило, более мощные, гидроцилиндры могут быть больше, кабины просторнее и с большей площадью остекления, а продажная цена компактных фронтальных погрузчиков может увеличиваться за счет наличия такого оборудования, как двухскоростная коробка передач в базовой комплектации (у погрузчиков с бортовым поворотом она обычно бывает опцией).

Специалист Wacker Neuson напомнил покупателям, что для правильного сравнения затрат необходимо проанализировать общую стоимость владения и эксплуатационные затраты за прогнозируемый жизненный цикл погрузчика, включая затраты на финансирование, страховку, техническое обслуживание, топливо и износ шин. Бо’льшая часть производителей придерживаются мнения, что при одинаковых условиях эксплуатации затраты на топливо и износ шин у компактного фронтального погрузчика будут значительно меньше. Однако шины для фронтальных погрузчиков могут быть дороже, чем для погрузчиков с бортовым поворотом.

Длительность прогнозируемого жизненного цикла конкретного погрузчика в основном зависит от условий эксплуатации и технического обслуживания. Большинство производителей считают, что погрузчики с бортовым поворотом могут наиболее интенсивно использоваться первые 4…6 лет, а «активная трудовая жизнь» компактных фронтальных погрузчиков может длиться и до 10 лет при средней наработке за год около 1000 моточасов.

Представитель Gehl предположил, что двигатели меньшего размера у фронтальных погрузчиков создают меньшие инерционно-крутильные колебания и нагрузки в трансмиссии по сравнению с трансмиссией погрузчиков с бортовым поворотом, и при управлении сочлененной рамой (или четырьмя управляемыми колесами) нагрузки в трансмиссии значительно меньше, чем при бортовых поворотах. Однако он подчеркнул, что правильное и своевременное техобслуживание значительно продлевает ресурс любой машины.

Некоторые из опрошенных специалистов предположили, что у компактных фронтальных погрузчиков, как правило, больше эксплуатационная масса, что обусловливает более высокую прочность и долговечность конструкции, если только дополнительная масса не появляется просто за счет более тяжелого противовеса. Однако менеджер JCB высказал предположение, что длительный жизненный цикл фронтальных погрузчиков может быть следствием их более узкого использования для специфического круга работ. При более тяжелых условиях эксплуатации жизненный цикл малых фронтальных погрузчиков может быть таким же коротким, как у «коллег» с бортовым поворотом.

Дополнительные контуры гидросистемы/ устройства для присоединения навесных орудий. Бо’льшая часть компактных фронтальных погрузчиков, а также все погрузчики с бортовым поворотом оснащаются дополнительными контурами гидравлической системы. Поэтому у большинства этих машин дополнительные гидравлические разъемы выведены по стреле в устройство для быстрого присоединения навесного оборудования. Впрочем, некоторые фронтальные погрузчики в базовой комплектации могут быть лишь «подготовлены» к монтажу дополнительных гидравлических контуров: иметь дополнительную третью секцию в гидрораспределителе. При наличии резервной секции гидрораспределителя смонтировать дополнительный контур гидросистемы обычно бывает несложно, но это потребует дополнительных затрат.

Говоря о гидравлических контурах для навесного оборудования, следует избегать чрезмерного обобщения. Гидросистема большинства погрузчиков с бортовым поворотом самой малой номинальной грузоподъемности ненамного мощнее гидросистемы аналогичных компактных фронтальных погрузчиков. Часто неравенство в производительности гидросистемы увеличивается с увеличением типоразмеров машин. С увеличением мощности двигателя у машин одинаковой номинальной грузоподъемности преимущество гидросистемы погрузчиков с бортовым поворотом по сравнению с компактными фронтальными погрузчиками возрастает.

Вместе с тем компактные фронтальные погрузчики, по номинальной грузоподъемности близкие к погрузчикам с бортовым поворотом большого типоразмера, обычно имеют достаточно высокую производительность гидросистемы, это позволяет им работать с несколькими навесными орудиями. Некоторые модели больших типоразмеров оснащаются высокопроизводительными гидросистемами, но в этих случаях машины, по-видимому, снабжаются и более мощными двигателями, что может ухудшать их топливную экономичность.

Оценка возможностей гидросистемы машин обоих типов по работе со сменным навесным оборудованием очень проста: создает ли гидросистема данной машины достаточный расход и давление, чтобы эффективно работать с часто используемым навесным оборудованием? Погрузчики с бортовым поворотом создаются именно как силовое средство для работы со сменным навесным оборудованием и потому лучше соответствуют данной роли. Однако и при создании самых малых по типоразмерам фронтальных погрузчиков существует тенденция увеличивать их возможности по работе с навесным оборудованием, и такие модели могут уверенно конкурировать в этом с погрузчиками с бортовым поворотом.

Компактные фронтальные погрузчики самых малых типоразмеров по большей части (но не все) оснащают универсальными соединительными устройствами, подобными применяемым на погрузчиках с бортовым поворотом. С увеличением типоразмера на компактных фронтальных погрузчиках все чаще встречается соединительное устройство типа защелка–палец. Очевидно, производители выбирают соединительные устройства такого типа, считая, что модели бо’льших типоразмеров пригодны прежде всего для работы с ковшами и вилочным подхватом, а потому соединительное устройство должно быть очень прочным.

В большинстве случаев производители предлагают адаптер, который позволяет устанавливать на стрелу погрузчика универсальное соединительное устройство. Наблюдение, которое возникло при анализе использования навесного оборудования, созданного для погрузчиков с бортовым поворотом, на компактных фронтальных погрузчиках, особенно ковшей: несмотря на то, что в рычажном механизме фронтальных погрузчиков усилия выше, чем у погрузчиков с бортовым поворотом, они не представляют опасности для конструкции навесного оборудования. Как пояснил представитель компании Gehl, у компактного фронтального погрузчика ковш больше запрокидывается, имеет более высокую заднюю стенку и глубокий профиль, поэтому в нем грунт удерживается лучше, чем в ковше погрузчика с бортовым поворотом.

Техническая характеристика/ использование. Сравнивая погрузчик с бортовым поворотом и компактный фронтальный, следует учитывать конкретные условия работы, для которой их выбирают. Несомненно, обе машины должны иметь необходимые технические характеристики: высоту подъема рабочего оборудования, вылет при максимальной высоте подъема, грузоподъемность, наличие запаса производительности гидросистемы и дополнительных контуров, наличие органов управления навесным оборудованием, подсоединенным к этим контурам.

Затем следует оценить, будет ли работа выполняться с частой сменой навесного оборудования или нет, будут ли это только погрузочные работы или подъемно-транспортные? Если навесное оборудование будут заменять часто, лучше выбрать погрузчики с бортовым поворотом, поскольку у них обычно более производительная гидросистема. Если речь идет о подъемно-транспортных работах, предпочтительнее будет фронтальный погрузчик, поскольку его транспортная скорость, как правило, выше, а ход более плавный благодаря большей колесной базе.

Если часто используется вилочный захват для поддонов, сравнение может дать ничейный результат: у компактного фронтального погрузчика вылет при максимальном подъеме на десяток сантиметров может быть больше, зато при равной высоте подъема погрузчик с бортовым поворотом может обеспечить бо’льшую высоту подъема груза. Преобладает мнение, что фронтальный погрузчик работает с вилочным захватом гораздо лучше, чем погрузчик с бортовым поворотом, но вы не можете знать этого наверняка до тех пор, пока не сравните перечисленные выше технические характеристики. Можно добавить, что у погрузчика с бортовым поворотом груз виден оператору лучше, поскольку расположен ближе к передней части машины.

Если машина проваливается в слабый грунт или по иной причине, важно, чтобы у машины был высокий дорожный просвет, либо если машина должна как можно меньше повреждать колесами грунт, в таких случаях фронтальный погрузчик имеет бесспорное преимущество. Впрочем, если работать приходится в стесненных условиях, «врожденная» маневренность (способность разворачиваться на месте) погрузчика с бортовым поворотом будет вне конкуренции. Однако фронтальные погрузчики с четырьмя управляемыми колесами также высокоманевренны.

Если для работы имеет важное значение ровное положение машины относительно земли, жесткая рама погрузчика с бортовым поворотом обеспечивает, как правило, более устойчивое положение машины по сравнению с фронтальным погрузчиком на сочлененной раме, у которой возникают колебания в месте шарнирного сочленения и на задней оси. Можно добавить, что форма основного земляного ковша погрузчика с бортовым поворотом с протяженным плоским дном и отчетливой линией режущей кромки также повышает стабильность и предотвращает раскачивание и перекосы погрузчика с бортовым поворотом.

А если первостепенное значение имеют условия работы оператора? В кабине компактного фронтального погрузчика обзор рабочей зоны в любом направлении, как правило, лучше. Если все прочие характеристики одинаковы, в более просторной кабине фронтального погрузчика с более легким рулевым управлением и более удобным входом-выходом оператор меньше утомляется, что может стать решающим преимуществом.

Еще одним обстоятельством может быть оценка возможности транспортировки машины. Может ли имеющийся в компании тягач на имеющемся прицепе безопасно перевезти погрузчик с навесным оборудованием, учитывая, что фронтальный погрузчик обычно тяжелее?

К сожалению, разница между машинами обоих типов не всегда так же очевидна, как между черным и белым. Следует тщательно сравнить машины по всем описанным выше параметрам, и тогда ваш выбор будет более обоснован и надежен, что в долговременной перспективе принесет немалую выгоду.

* * *

Итак, результаты опроса и анализа показали, что выбор между машинами обоих типов зависит от сочетания множества причин, относящихся как к условиям эксплуатации машин, так и к менталитету потребителей.