Погрузчик с бортовым поворотом против компактного фронтального погрузчика (ч. 1)

Объективное сравнение

Павлов И., по материалам зарубежной печати
Чтобы выяснить преимущества и недостатки двух типов этих колесных машин, сотрудники журнала Construction Equipment провели опрос представителей компаний-производителей, выпускающих машины обоих типов.
 
 
 
 
 

По самым оптимистичным оценкам, число проданных на мировом рынке в 2011 г. погрузчиков с бортовым поворотом должно составить около 60 500 шт. Из этого числа примерно 33 500 ед. будет продано в Северной Америке и всего 5000 – в Европе. Объем продаж в этом же году на мировом рынке компактных фронтальных погрузчиков (условимся учитывать лишь машины мощностью менее 80 л.с.) оценивается приблизительно в 19 500 ед. Из них 11 500 будут эксплуатироваться в Европе и только около 1750 – в Северной Америке.

О чем говорят эти цифры? В мировом масштабе можно сказать, что погрузчики с бортовым поворотом в три раза популярнее, чем компактные фронтальные. Однако при более внимательном рассмотрении заметно, что между североамериканским и западноевропейским рынками этих машин малого класса большая разница. Из общего числа компактных фронтальных погрузчиков в Северной Америке продано всего около 5%, в Европе – 70%. Что же получается, в Северной Америке знают про фронтальные погрузчики что-то такое, что неизвестно в Европе, или наоборот? Может, какие-то факторы, относящиеся к условиям эксплуатации машины в конкретных географических регионах, влияют на выбор типа машины? Или выбор зависит от того, что можно назвать традицией в использовании машин, местным менталитетом?

Мнение европейцев

По словам представителя компании Gehl, выпускающей погрузчики с бортовым поворотом и компактные фронтальные погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой, 15…20 лет назад в Западной Европе наиболее популярны были погрузчики с бортовым поворотом, а производителей малых фронтальных погрузчиков знали лишь в ближайших окрестностях их заводов. «Можно сказать, что фронтальные погрузчики малого класса в Европе стали гораздо совершеннее. Конструкция этих машин постоянно модернизировалась, повышалась производительность, улучшались условия труда оператора, снижался уровень наружного и внутреннего шума, уменьшались габариты, делая их еще более удобными для работы в стесненных условиях, при этом грузоподъемность их оставалась на хорошем уровне».

Компания Wacker Neuson производит компактные фронтальные погрузчики и погрузчики с бортовым поворотом, но не продает последние в Северной Америке. Ее специалист по компактному оборудованию предположил, что популярность компактных фронтальных погрузчиков у европейских строителей вначале возникла благодаря их низкому расходу топлива: рост цен на топливо – давняя и еще более обострившаяся сегодня проблема Европы.

Менеджер компании Komatsu подчеркнул, что компактные фронтальные погрузчики способны самостоятельно переезжать с одной строительной площадки на другую, это общепринятая в Европе практика и считается у строителей существенным преимуществом машин данного типа. У компактного фронтального погрузчика длиннее колесная база, управление с помощью рулевого колеса и, как правило, более высокая транспортная скорость. Благодаря этим преимуществам его проще перегнать своим ходом на некоторое расстояние, чем погрузчик с бортовым поворотом.

«Существует еще и традиция, – утверждает специалист Wacker Neuson. – Люди предпочитают использовать хорошо знакомую технику и неохотно меняют стереотипы. Спросите любого европейского строителя, и он вам скажет, что все работы у него выполняют компактные фронтальные погрузчики». А если спросить североамериканского строителя, то скорее всего он ответит, что не может работать без погрузчика с бортовым поворотом. Строителей больше заботит эффективность оборудования и общая стоимость эксплуатации машин. Возможно, это и определяет их выбор.

Параметры для сравнения

Итак, вы хотите подойти к приобретению оборудования основательно, с чего же начать сравнение возможностей машин двух типов?

Оговоримся сразу, такое сравнение не может быть точным на 100% и параметры, выбранные для сравнения, небезупречны. Вот как высказался инженер компании Caterpillar о проблеме выбора параметров для сравнения погрузчиков с бортовым поворотом с компактными фронтальными погрузчиками на сочлененной раме: «Погрузчики с бортовым поворотом классифицируются по «номинальной грузоподъемности», которая равняется 50% от величины опрокидывающей нагрузки. Опрокидывающая нагрузка – это масса поднятого груза, при которой начинает отрываться от земли заднее колесо машины. Компактные фронтальные погрузчики классифицируются по мощности двигателя. По моему мнению (и такое мнение преобладает среди специалистов нашей отрасли), лучше всего сравнивать машины обоих типов по номинальной грузоподъемности (г/п), рассчитывая ее как 50% от опрокидывающей нагрузки, причем для компактного фронтального погрузчика на сочлененной раме опрокидывающую нагрузку следует брать при максимально сложенных полурамах. Однако следует быть внимательным: значения номинальной грузоподъемности, которые приводят производители в технической характеристике компактных фронтальных погрузчиков, могут быть рассчитаны по «опрокидывающей нагрузке при прямом положении сочлененной рамы». В этом случае расчетная величина может быть на 15…20% больше, чем при «максимально сложенной» раме. Такие значения номинальной грузоподъемности нельзя брать для сравнения. Если сочлененный компактный фронтальный погрузчик оснащен вилочным захватом вместо ковша, номинальная грузоподъемность может составлять всего 35…40% от аналогичной величины для погрузчика с ковшом. Если у фронтального погрузчика все четыре колеса управляемые, а такие модели составляют меньшинство от общего количества, у него жесткая (не сочлененная) рама и значение номинальной грузоподъемности рассчитывается по опрокидывающей нагрузке «при прямой раме». Как видите, параметры для сравнения погрузчиков просто не могут быть полностью корректными».

Почему не следует сравнивать машины обоих типов по мощности двигателя? Такое сравнение приведет к ошибочным результатам. Как пояснил представитель компании Gehl, из-за особенностей управления ходовой частью погрузчик с бортовым поворотом должен быть оборудован гораздо более мощным двигателем – примерно на 30…40% по сравнению с компактным фронтальным погрузчиком, имеющим такую же номинальную грузоподъемность. Наличие сочлененной рамы у фронтального погрузчика не предъявляет повышенных требований к мощности двигателя для управления машиной.

Менеджер компании JCB добавил, что погрузчикам с бортовым поворотом также требуется дополнительная мощность двигателя для создания более высокого расхода в гидросистеме по сравнению с аналогичными компактными фронтальными погрузчиками.

Если потребляемая мощность меньше, то меньше и расход топлива, однако компактные фронтальные погрузчики демонстрируют более высокую эффективность использования топлива еще и по другой причине. По словам маркетолога компании Case, «эти машины потребляют меньше топлива еще и потому, что двигатель у них бо’льшую часть времени работает на режимах частичной нагрузки и небольших оборотах. Напротив, у погрузчиков с бортовым поворотом двигатель часто работает на полной мощности или на высоких оборотах, даже если мощность неполная».

Следует подчеркнуть, что сравнение компактных фронтальных погрузчиков с машинами с бортовым поворотом обычно сосредоточивается на «верхней части» спектра моделей с бортовым поворотом: так называемых «моделях с большой рамой» – номинальной г/п свыше 1000 кг, потому что именно к этой категории принадлежит большинство самых малых моделей сочлененных компактных фронтальных погрузчиков. Только у некоторых моделей фронтальных погрузчиков номинальная грузоподъемность составляет менее 900 кг и у совсем немногих моделей – менее 450 кг. То есть можно сравнивать погрузчики двух типов гораздо меньшей грузоподъемности, чем это себе представляют большинство потребителей.

(Окончание следует)