1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 1
Ведущие мосты грузовиков
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора

Рисунки на асфальте

Машины для нанесения дорожной разметки

Станислав Протасов
Многочисленны и разнообразны спецмашины, наносящие дорожную разметку. География выпускающих их фирм охватывает практически все страны. Эти машины можно разделить на группы по способам нанесения разметки или знаков. Существует несколько способов, а мы рассмотрим сегодня «безвоздушный» способ нанесения разметки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Метод нанесения – это важно

Большую группу машин для нанесения разметки составляют малогабаритные, часто ручные маркировщики. В их работе в основном используется гравитационный, воздушный, называемый еще пневматическим способ, а также бескомпрессорный, или безвоздушный, способ, в иностранных источниках именуемый Airless.

Гравитационный способ нанесения разметки основан на использовании свойства специальной жидкости, находящейся в состоянии определенной консистенции, чаще предварительно разогретой, ложиться ровно на асфальт, вытекая под «собственным весом» через сопла особой формы. Для этого метода характерно применение в качестве рабочей жидкости термопластических материалов. Оборудование, применяемое для такого способа, несложное, поэтому, с одной стороны, надежное, однако производительность низкая, а качество получаемой окрашенной поверхности не всегда соответствует высоким требованиям.

Немецкая компания Winter Markiertechnologie GmbH является ведущим производителем машин для нанесения дорожной разметки и предлагает широкий спектр различных машин и аппаратов, использующих все современные методы нанесения линий дорожной разметки. Компания изготавливает ручные и самоходные машины и аппараты для работы с такими материалами, как горячие пластики (в том числе наносимые высокопроизводительным методом экструзии), горячие спрей-пластики, холодные пластики и спрей-пластики, краски, а также двухкомпонентные solid-краски.

Большое место в модельном ряду компании Winter занимают машины, работающие по бескомпрессорному способу нанесения красок и холодных спрей-пластиков и использующие в своем составе насосы GRACO.

Официальным дилером фирмы Winter в России является ЗАО «Инфраструктурный проект» (член группы компаний ISP Group, г. Москва), предлагающее весь спектр машин фирмы Winter и GRACO, в том числе машины для снятия дорожной разметки, котлы для приготовления горячего пластика, сушильные аппараты и проч. Новинка этого года – новая модификация oadPack широко известного разметочного оборудования Roadlazer фирмы GRACO. Roadlazer RoadPack позволяет за короткое время превратить любой грузовик, от пикапа до многотоннажного грузового шасси, в современную высокопроизводительную разметочную машину, работающую по бескомпрессорному методу. Оборудование может наносить одновременно до трех линий разными цветами.

В составе установок, работающих по методу воздушного распыления, есть компрессор, он подает в систему нанесения краски сжатый воздух, который в системе делится на три потока. Одним потоком нагнетается давление в емкости с краской, второй поток создает избыточное давление в баке с растворителем, а третий поступает непосредственно в краскопульт. Поступающий под действием давления в краскопульт или пистолет лакокрасочный или термопластический материал дробится в специальной насадке и через имеющееся в ней щелевое отверстие вытекает в виде двухфазной диспергированной смеси и наносится на дорожное полотно. Оператор, регулируя поток воздуха, поступающего непосредственно в краскопульт или пистолет, может управлять процессом нанесения краски, увеличивая или уменьшая мощность потока, его ширину. Этот метод широко распространен, поскольку исполнительное оборудование надежно и ремонтопригодно, не требует высокой чистоты обработки комплектующих и предварительной фильтрации наносимого материала. Но в нем есть и негативные моменты, основными из которых являются неэкономичность, высокий расход краски, а также значительный расход сжатого воздуха.

Наиболее распространенным является «безвоздушный» метод нанесения. Ряд отечественных предприятий, например московское ЗАО «Спецтехника», успешно выполняют работы по переоборудованию разметочной техники таких известных фирм, как немецкая Hofmann, датская Borum и др., с иных способов нанесения на безвоздушную технологию.

Способ безвоздушного нанесения заключается в прохождении потока краски через краскопульт, куда она попадает из специального резервуара под давлением. Краска закачивается мембранным или поршневым насосом, реже – вообще ручным. Формирование выходящего факела краски зависит от формы и размеров сопла в краскопульте и давления краски в магистрали, а оно во многом зависит от вязкости распыляемого материала. Чем выше вязкость краски, тем большее требуется давление для ее качественного распыления. Безвоздушный метод считается наиболее экономичным в плане расхода краски и растворителя. Оборудование для установок, работающих безвоздушным методом, достаточно простое, а значит, надежное. Материал наносится с высокой скоростью, даже в случае применения покрытий, имеющих высокую вязкость. Однако и у этого способа есть ряд серьезных недостатков. Так, в конструкции необходимо наличие высокопроизводительного насоса, с подачей выше, чем у безвоздушного сопла. Для ровного качественного выходного факела необходимо поддерживать стабильное давление в системе, так как оператор не имеет возможности при этом способе изменять ширину распыления, как, например, в системах, работающих по методу воздушного распыления.

При безвоздушном методе в связи с малым диаметром сопел необходима тонкая фильтрация красочного материала. Сами сопла имеют небольшой ресурс, поскольку подвергаются абразивному износу под постоянным воздействием выходящей под высоким давлением струи рабочей жидкости. Тем более что некоторые разметочные материалы имеют в своем составе твердые составляющие – наполнители. При увеличении отверстия сопла меняются и параметры выходного факела краски. Для получения необходимого угла распыления и расхода материала необходимо устанавливать сопло соответствующего размера. В характеристиках сопел принято указывать угол распыления и расход материала. За стандарт берутся параметры, получаемые при прохождении через сопло данного вида рабочей жидкости при 20 °С и давлении 100 бар. Для правильного выбора сопла существуют специальные справочные таблицы. Маркировка безвоздушных сопел состоит из шести символов.

Какую технику выбрать

Успехов в выпуске разметочной техники с этим принципом нанесения покрытия добилась известная американская фирма GRACO. Уже почти два десятка лет инженеры компании постоянно модернизируют и усовершенствуют, используя самые последние технологии, установки для нанесения разметки.

Оборудование под торговой маркой LineLazer хорошо известно в России. Линейка из 4 машин предназначена для того, чтобы полностью решить любые задачи по нанесению разметки в ходе ремонтных работ, при оформлении автостоянок и школьных дворов, стадионов и т. д. Масса самой малой модели LineLazer 3400 всего 65 кг, поэтому перемещение вручную при наличии трех колес проблем не вызывает. Самая высокая производительность у модели LineLazer IV 200HS, ее используют для интенсивных работ по разметке не только футбольных полей и ангаров, но и для выполнения небольших объемов разметки на городских дорогах, а также взлетно-посадочных полос аэропортов. С помощью самоходной установки LineDriver, оборудованной сиденьем оператора и органами управления, в том числе задней передачей, все установки LineLazer, такие как IV 3900, IV 5900, IV 200HS, можно легко перемещать на небольшие расстояния независимо от рельефа местности, экономя физическую энергию оператора и рабочее время. Кроме этого появляется возможность возить запас краски, что также сокращает время на подготовку к работе.

Американская компания Titan Tool поставляет в нашу страну маркировочные бескомпрессорные машины семи типоразмеров серии PowrLiner. У самой компактной модели PowrLiner 800 масса всего 30 кг и максимальная скорость нанесения покрытия 1,9 км/ч. Замыкает линейку модель PowrLiner 9900 массой 169 кг, работающая со скоростью нанесения разметки 16 км/ч.

Компания Larius (Италия) также является известным производителем легких установок для нанесения разметки бескомпрессорным способом. Самая простая из них – установка Lariette Liner 4220 массой 65 кг. Она укомплектована двигателем мощностью 2,2 кВт, который создает с помощью мембранной помпы давление краски в 210 бар, а максимальная подача краски – 2,8 л/мин. У каждой из восьми моделей, реализуемых в России, есть свои конструктивные преимущества. Так, самая мощная модель Viking рассчитана на средние объемы работ, предназначена для разметки пришкольных территорий, производственных площадей, автостоянок, складов, имеет две системы забора краски и соответственно два краскораспылителя высокого давления и реверсивные сопла, т. е. система работает с двумя цветами краски. Двигатель мощностью 4,5 кВт создает давление краски 200 бар, обеспечивая подачу на каждый краскопульт со скоростью 3 л/мин. Две модели – Everest и К2 установлены на самоходное шасси, это позволяет использовать их для выполнения больших объемов по разметке дорог, аэродромов, паркингов. В модели Storm 4000 установлена поршневая помпа, обеспечивающая при работе от двигателя установки мощностью 4,5 кВт подачу краски до 4 л/мин.

Немецкая компания J. Wagner GmbH около 30 лет поставляет в нашу страну относительно недорогие, простые в использовании, но очень надежные маркировочные машины. Серия машин LineCoat для нанесения дорожной разметки краской состоит из пяти моделей. В наиболее мощных машинах LineCoat 840, 860 и 880 предусмотрен гидравлический привод на задние колеса, есть сиденье для оператора. По желанию заказчика в комплект поставки может быть включено устройство для нанесения стеклошариков на дорожную разметку.

Удивительно, но китайские производители, похоже, обошли вниманием эту нишу в области дорожно-строительной техники. Компания «Амур-Импорт» предлагает всего одну модель ручной разметочной машины для холодного безвоздушного распыления North Traffic KF-CP-150. Впрочем, зная, что выпуском этих машин занимается такая крупная компания, как Shenyang North Traffic, следует ожидать скорого появления подобной китайской техники на наших дорогах.

Чем порадует отечественный производитель

Среди отечественных производителей малогабаритного оборудования для дорожной разметки есть немало достойных организаций. Тульское предприятие «Дорожник» производит простую и надежную машину МРД-3, наносящую разметку со скоростью 15 м/мин и работающую бескомпрессорным способом.

Мощным производителем разметочной техники является Тверская механическая компания (ООО «ТМК»). Она выпускает широкую гамму установок как с приводом на колеса, так и без такового, которые наносят покрытия из лакокрасочных материалов бескомпрессорным методом. Модель МДР-4 Bigliner оборудована сиденьем оператора и рассчитана на выполнение больших объемов работ на магистралях и трассах. Установка работает со всеми современными красками и пластиками, укомплектована насосом безвоздушного нанесения Titan (США) с подачей 32 л/мин, пистолетами под краску Graco, Wagner; имеется специальный автоматический пистолет Winter (Германия) для нанесения стеклошариков с регулировкой ширины распыления и учетом их количества при нанесении в сборе с диффузором и воздушной форсункой.

ТМК выпускает модели для проведения и меньших объемов работ, это МДР-4 Midiliner, МДР-4 Miniliner. Обе машины легкие, малогабаритные, оборудованы удобным сиденьем оператора, оснащены современным оборудованием ведущих компаний – бензиновым двигателем Honda, компрессором Biltema, отечественной электронной системой регулировки штриха ПРД-1. Эти установки наносят на дорожное покрытие экструдируемый и распыляемый термопластик, а также распыляемый 2К пластик.

К вспомогательной технике относятся технические средства для перевозки разметочного оборудования небольших габаритов. С этой целью ООО «ТМК» выпускает двухосные прицепы различной грузоподъемности, оснащенные поднимающейся платформой с электрогидравлическим или ручным приводом. Таким образом, при погрузке техники дополнительных подъемных устройств не требуется.

Насосы высокого давления Graco используют практически все отечественные предприятия по выпуску разметочной техники. А саратовское предприятие «Росдортех» с 2000 г. серийно выпускает разметочную машину РДТ-210-02 на базе автомобиля ЗИЛ-433100, используя оборудование бескомпрессорного распыления компании Graco. В 2003 г. «Росдортех» освоил выпуск разметочной машины РДТ-220 на базе «ГАЗели», очень популярной сегодня у наших дорожных организаций. В настоящее время компания выпускает разметочные машины, наносящие на дорожное полотно практически все виды современных материалов: спрей-пластик, термопластик, двухкомпонентный «холодный» пластик и т. д.

Электроприборостроительный завод (Саратов) выпускает современную безвоздушную разметочную машину СЭЗ-РД-300 на базе автомобиля ГАЗ-3302 и других модификаций «ГАЗели». Производительность нанесения установки – до 16 км/ч, можно наносить одновременно две линии разметки шириной 0,1…0,4 м. Кроме насоса для краски Graco в комплект оборудования входят пистолеты Graco, в том числе ручной, а также независимый силовой агрегат, состоящий из ДВС Honda (Япония), гидронасоса и компрессора.

Смоленское предприятие «Тау-С» производит магистральную разметочную машину «Виннер А622», работающую безвоздушным способом, наносящую горизонтальную дорожную разметку краской и двухкомпонентным спрей-пластиком с использованием светоотражающих стеклошариков. Машина может наносить одновременно до трех линий. Для нанесения разметки пешеходных переходов или указателей сужения дороги в виде стрел в комплект машины включили ручные распылители для краски и для стеклошариков. Давление рабочего материала создает насос высокого давления Graco с гидравлическим приводом. Машина рассчитана на длительную работу в условиях высоких температур, для этого в конструкции предусмотрен радиатор, обдуваемый электровентилятором. В магистрали подачи краски установлены фильтры грубой и тонкой очистки, а специальный компенсатор пульсаций обеспечивает качественную разметку даже при небольшом износе уплотнений штока насоса. По желанию заказчика в качестве базовой машины могут быть использованы автомобили ГАЗ-3302 «ГАЗель», ГАЗ-33023 «ГАЗель-Фермер» со сдвоенной кабиной или удлиненной платформой; возможно использование в качестве базы автомобилей FAW, Hyundai, Isuzu и др.

Компания «СТиМ» (Белоруссия) производит широкую гамму разметочной техники хорошего качества. Продукцию условно можно отнести к отечественной, тем более что в ассортименте предлагаемых компанией моделей есть машина дорожной разметки «Шмель 11А» на базе российской «ГАЗели» ГАЗ-3302. В этой машине используется безвоздушный способ дорожной разметки, она работает с современными быстросохнущими эмалями с использованием светоотражающих стеклошариков. Силовая установка состоит из карбюраторного двигателя мощностью 22 кВт, а насос производства Graco обеспечивает подачу при расчете на один выход от 4,5 до 21 кг/мин в зависимости от вязкости материала. При этом установка обеспечивает нанесение одиночной сплошной линии шириной 15 см стандартной плотности со скоростью почти 11 км/ч, а двойной линии – до 5,5 км/ч. В комплекте оснастки имеется ручной покрасочный пистолет со шлангом и ручной пистолет для очистки рабочего оборудования воздухом. На рабочем месте оператора «Шмеля» смонтирован пульт управления разметкой и разметочной установкой. Пульт управления разметочными пистолетами позволяет контролировать работу каждого пистолета и устанавливать автоматический, полуавтоматический и ручной режимы работы. Также имеется панель регуляторов рабочих давлений. В распоряжении оператора – система «Видеомаркер», датчики расхода эмали и шариков светоотражения. Оператор «Шмеля» имеет возможность отслеживать на панели управления множество данных – общий путь, пройденный машиной, путь от начала этапа, тип наносимой разметки, средняя скорость движения и многое другое. Имеется возможность пошагового просмотра всех отработанных режимов по каждому пистолету, обмен данными с ПК.

* * *

В рамках небольшой статьи трудно рассказать о всех современных разработках, но среди отечественных предприятий есть такие, как Компания «Коминвест-АКМТ», предлагающая практически весь ассортимент современной разметочной техники, как отечественной, так и импортной. Специалисты «Коминвест-АКМТ» всегда дадут компетентные консультации по выбору той машины, которая нужна именно вам.

ТЕХНИКА (обзоры) ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Дорожная разметка
Станислав Протасов Основные Средства 11'2011 14 ноября 2011

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru