Многовариантная задача выбора мини-погрузчика

Николай Протасов
Приобретение любой спецтехники, даже с приставкой «мини», является сегодня для организации-покупателя если не знаменательным событием, то по крайней мере не рядовым. Необходимость приобретения обязательно всесторонне взвешивается и обсуждается всеми заинтересованными лицами. Тема данной статьи – некоторые вопросы, которые нельзя упускать при выборе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О конструкции

Прежде всего надо определиться, какие задачи будет предположительно выполнять выбираемая машина. Специалисты считают, что существует около 60 технических параметров мини-погрузчиков, по которым можно оценить преимущество одних перед другими. Для работы на складе, где в основном выполняют погрузочно-разгрузочные работы упакованных грузов, штабелирование, основными критериями для выбора мини-погрузчика являются грузоподъемность, высота подъема, тип двигателя относительно применяемого топлива – дизельный, бензиновый, газовый или электрический и еще ряд специфических параметров.

Для мини-погрузчиков, задействованных в коммунальной сфере и строительстве, также имеет значение грузоподъемность, но есть и другие определяющие параметры, прежде всего компоновочные схемы, важным параметром которых является тип рамы – твердая, цельная или шарнирно-сочлененная. Так, мини-погрузчики с бортовым поворотом, например Locust, имеют раму моноблочную, конструктивно сваренную из двух коробчатых лонжеронов, связанных между собой коробчатыми поперечинами. На раме монтируются двигатель, гидрообъемная трансмиссия, бортовая передача, ходовая часть, как колесная, так и гусеничная, рабочее оборудование с гидроприводом, системы управления, здесь же находится рабочее место оператора.

Мини-погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой маневренны, так как у них малый радиус поворота, а за счет того, что все четыре колеса являются ведущими и есть значительный дорожный просвет, их проходимость высокая. Благодаря своей конструкции они высокоустойчивы при работе на пересеченной местности и бездорожье.

Анализируя свойства мини-погрузчиков, можно заключить, что машины с бортовым поворотом более маневренны, хотя уступают погрузчикам с шарнирно-сочлененной рамой в скорости движения и грузоподъемности.

Все типы погрузчиков имеют и преимущества, и определенные недостатки. Потребитель с учетом этого может подобрать для себя наиболее подходящую машину с точки зрения ее функциональной эффективности.

Инструмент

Большой выбор навесного инструмента, простота его установки и приведения в рабочее состояние – одно из главных достоинств мини-погрузчиков с бортовым поворотом.

Промышленный мини-погрузчик, как правило, приобретается в комплектации с основным ковшом, поскольку основной работой этой машины все же является расчистка, погрузка, перевозка на короткие расстояния сыпучих и мелкокусковых материалов.

Серьезным преимуществом ковшового погрузчика может быть система автоматического выравнивания ковша, как, например, у мини-погрузчика Locust.

Чаще всего оптимальный набор дополнительных навесных агрегатов состоит из роторного снегоочистителя, щеток для подметания и уборки территории, вил для работы с паллетами, ящиками и их штабелирования, двухчелюстного ковша с зубьями. Последний вид навесного оборудования наиболее универсален – с помощью него можно не только планировать поверхности, а также в положении частичного раскрытия можно дозированно рассыпать содержимое ковша в движении, будь то противогололедные реагенты или просто песок на стройплощадке. С помощью двухчелюстного ковша можно быстро убрать строительный мусор, перевезти длинные бревна и др.

Если предполагается выполнять работы самые разные и круглый год, то, изучив характеристики навесного инструмента Bobcat, а это более 60 видов, можно подобрать оборудование для решения любых индивидуальных задач. Компания Bobcat является не только ведущим производителем мини-погрузчиков и самым крупным их импортером в Россию с долей более 50%, но и безусловным рекордсменом по количеству и качеству разнообразного навесного оборудования. Причем оборудование подходит по установочным параметрам и крепежам к большинству присутствующих на нашем рынке мини-погрузчиков. А если и возникают сложности с агрегатированием, можно приобрести без каких-либо проблем переходные элементы и установить необходимый инструмент. В арсенале Bobcat не только навесная техника коммунального, ландшафтного, строительного и дорожно-строительного ассортимента, но и оборудование для ведения сельхозработ, измельчители для пней и древесных отходов и многое другое.

Важно только учитывать, что разное навесное оборудование по-разному нагружает основную гидросистему. При низкой мощности гидравлического насоса мощное навесное оборудование будет работать недостаточно эффективно. Именно поэтому, например, большинство мини-погрузчиков Bobcat оборудованы гидравлической системой повышенной производительности High Flow.

А у мини-погрузчиков Locust имеется система LUDV, которая регулирует мощность двигателя в зависимости от нагрузки, в том числе и на гидросистему. Система LUDV позволяет существенно экономить топливо.

А что под колесами?

Важно перед покупкой определиться, на какой опорной поверхности в основном будет эксплуатироваться машина. Дело в том, что, например, мини-погрузчики с бортовым поворотом, которые могут развернуться в пределах собственных габаритов, при работе на грунтовых площадках разбивают их до такой степени, что на изначально ровной поверхности через некоторое время погрузчик начинает буксовать, застревать в грязи. Приходится терять время на очистку площадки от «перепаханного» грунта. Причина в том, что при повороте колеса левого и правого борта могут вращаться в противоположных направлениях. Именно из-за этой конструктивной особенности по-английски такой тип техники называется skid-steer loader, или погрузчик с управляемым скольжением, т. е. пробуксовкой. Колеса проскальзывают, зарываясь при этом в грунт. Ситуация осложняется из-за малого дорожного просвета, характерного для мини-погрузчиков этого типа. Чтобы повысить их проходимость, приходится применять колеса большего диаметра. Это определенно учли словацкие конструкторы при разработке погрузчиков Locust, хорошая проходимость которых – это преимущество, тем более в российских условиях.

На грунтах с очень низкой несущей способностью используются мини-погрузчики на гусеничном ходу. Они несколько меньше разбивают грунтовые площадки, но это машины высокой проходимости. На практике операторы определяют проходимость гусеничного погрузчика часто так: если человек при движении по местности не проваливается глубже чем по колено, значит, и погрузчик пройдет.

Одним из основных недостатков гусеничного погрузчика является низкая скорость, поэтому шарнирно-сочлененные мини-погрузчики, имеющие дорожный просвет минимум на 50% больший, чем у колесных мини-погрузчиков с бортовым поворотом, обладающие хорошей проходимостью, а также высокой скоростью и маневренностью, значительно больше распространены в Европе, Японии, странах Америки, чем у нас.

Не следует забывать и о таком аспекте, как устойчивость. Важное значение имеет расположение центра тяжести. Низкая устойчивость создает помимо опасности опрокидывания неуверенность и нервозность в работе оператора, который все время ожидает «подвоха» от машины. В этом смысле более неблагополучны погрузчики с бортовым поворотом. Короткая база этих машин характеризуется невысокой устойчивостью, особенно на уклоне. Не случайно ведущие производители мини-погрузчиков, например концерн Ammann–Yanmar, принимают за один из основных конструкторских приоритетов в своих разработках низкое положение центра тяжести. Впрочем, этот недостаток – короткая база – компенсируется минимальным расстоянием по горизонтали от передней части машины до места выгрузки (dumping clearance) и тем, что линия движения ковша при подъеме практически вертикальна, а это особенно ценно в стесненных условиях.

Однако почти в любом правиле есть исключения, а в данном вопросе это конструкции мини-погрузчиков компании Kramer-Allrad. В них учтено, что при использовании цельного шасси центр тяжести никогда не отклоняется от оси. Это гарантирует перемещение центра тяжести вдоль продольной оси при транспортировке любых грузов. Риск опрокидывания погрузчика или падения груза, даже при резких поворотах руля, снижается практически до нуля, так как центр тяжести не выходит за пределы погрузчика.

Кабина или навес?

Размеры мини-погрузчика часто имеют первостепенное значение при работе в ограниченном пространстве. В этой связи отмечу следующее. Можно выбрать погрузчик с открытым всем ветрам рабочим местом, где у оператора есть лишь навес от дождя и стойки, защищающие от ударов достаточно крупными предметами либо от травм в случае опрокидывания машины. И логичнее, казалось, приобрести более подходящую нашему климату комплектацию с современной кабиной. Но вопрос не так однозначен, как кажется.

Во-первых, кабина исходя из небольших габаритов всей машины имеет также небольшие габариты, которые могут даже затруднять действия оператора, особенно при выполнении точных операций или при плохом освещении. Центр тяжести в варианте без кабины располагается ниже, чем в варианте с кабиной, а это придает большую устойчивость погрузчику. Если же требуется транспортировка погрузчика, то при погрузке краном кабина может деформироваться от воздействия строповочных тросов. Навес же делается, как правило, легкосъемным. Поэтому, сняв его, погрузчик не только удобнее «стропить» при погрузке-разгрузке, но и работать мини-погрузчик сможет и в помещении с низким потолком, и пройдет под трубами или другими низко расположенными преградами. А по окончании работ навес можно вернуть на свое место. К тому же некоторые «продвинутые» производители, такие как японская компания Yanmar, комплектуют по желанию заказчика навес специальным тентом на случай дождя или сильного ветра. И еще аргумент в пользу навеса. Выбрав его, экономится несколько тысяч у.е., что может быть немаловажно.

Ну, а преимущества кабины очевидны – защита от непогоды, безопасное хранение инструмента и мелких запчастей, защита рабочего места оператора от проникновения посторонних благодаря остеклению и замкам.

Итак, сделаем вывод: в парке спецтехники должны быть мини-погрузчики и с кабиной, и без нее.

Кстати, отдельные импортные мини-погрузчики, например некоторые модели Doosan, иногда поступают в Россию без заводского отопителя. Поэтому, несмотря на наличие кабины, без установки дополнительного обогревателя работать в мороз на такой технике сложно.

Немаловажный вопрос – наличие подогрева топлива при зимней эксплуатации, без чего сложно завести машину, стоящую зимой не в теплом боксе. Соответствие машины российским погодным условиям, если предполагается «зимняя» работа на открытом воздухе, – очень важный вопрос.

«Неочевидные» расходы

При выборе техники рекомендуется обратить внимание не только на цену приобретения, но и на среднюю стоимость технического обслуживания и расходных материалов из расчета годовой эксплуатации машины, а также желательно подсчитать, во что обойдется ее содержание за весь период работы.

Считается, что первоначальная стоимость новой машины составляет только 20% от общей суммы, которая будет затрачена в течение всего срока эксплуатации. Известные производители погрузчиков определяют срок службы своих изделий в 16…22 тыс. моточасов, это примерно 10…12 лет при односменной работе. Хотя нередки случаи, когда «их» мини-погрузчики работают и по 40 тыс. моточасов, конечно, при «человеческих» условиях эксплуатации. При этом надо иметь в виду, что ресурс сочлененных погрузчиков, как правило, больше, так как привод у них механический. А погрузчик с системой бортового поворота – машина гидростатическая, все функции – движение, подъем-опускание стрелы, привод навесного оборудования – выполняет сложная гидравлика: гидронасос, бортовые гидронасосы, бортовая цепная передача.

Приобретая колесный погрузчик с бортовым поворотом, надо также сразу учитывать присущий им быстрый износ шин, и, конечно, расходы на содержание дорогой в обслуживании гидравлической системы. При покупке гусеничных мини-погрузчиков следует реально представлять ожидающие в будущем очень приличные расходы на содержание ходовой части.

И еще. Отечественный погрузчик может стоить раза в два дешевле аналогичного по параметрам мини-погрузчика, но от ведущего европейского или японского производителя. И запчасти для него будут дешевле раза в два, а может, и больше. К сожалению, если все подсчитать, стоимость техобслуживания и ремонта отечественного погрузчика может оказаться раза в два выше, чем импортной техники, учитывая частоту плановых и неплановых простоев и производственные потери при этом, а также сравнивая их общие ресурсы.

Если предполагаемые условия работы будут «полевые», не располагающие к проведению системного обслуживания и профилактических мероприятий по поддержанию рабочего состояния, то, невзирая на цену, желательно приобретать машину понадежнее. Поэтому надо узнать перед покупкой, каков моторесурс данной модели, а также насколько сложен процесс приобретения «ходовых» и не очень запчастей, которые могут понадобиться.

Относительно затрат на топливно-смазочные материалы надо иметь в виду, что мощность двигателя сочлененного погрузчика значительно меньше мощности двигателя погрузчика с бортовым поворотом при равных основных эксплуатационных показателях. Как следствие, у погрузчиков с так называемой классической компоновкой и расход топлива ниже, и более низкий уровень шума, чем у колесных «родственников» с бортовым поворотом. Наиболее высокий расход топлива у гусеничных мини-погрузчиков.

Но и тут не все однозначно. Производители фронтальных погрузчиков Kramer утверждают, что масса их машин на целую тонну меньше, чем масса мощных погрузчиков – аналогов от других производителей, как с бортовым поворотом, так и сочлененных. Таким образом, погрузчики Kramer Allrad, выполняя те же производственные задачи, но имея облегченную конструкцию, расходуют на 30% меньше топлива.

И уж совсем нелишне будет выяснить, какая гарантия на погрузчик. Обычно это 1 год или 1,2…2 тыс. моточасов. Но некоторые производители, например серпуховское предприятие ООО «Ратеп-Техно», устанавливают отдельную 3-летнюю гарантию на гидростатическую трансмиссию выпускаемого погрузчика «Ратеп 8002», при этом общая гарантия предоставляется на 1,5 года. Есть производители, которые предоставляют гарантию на все узлы машины на 3-летний период. К таким относится, например, китайская компания Hunan Sunward Intelligent Machinery Co., Ltd, которая производит мини-погрузчики Sunward собственной разработки. Возможно, такой срок гарантии вовсе не означает, что в погрузчиках Sunward в течение 3 лет не случаются серьезные поломки, просто производитель в данном случае, применив такой рекламный ход, хочет занять более прочные позиции на рынке мини-погрузчиков в России и идет на дополнительные расходы, увеличивая срок гарантийного обслуживания. Ведущие мировые производители придерживаются более скромных гарантийных сроков. Так, на мини-погрузчики японской корпорации TCM (группа Hitachi) дается гарантия – 2 тыс. моточасов или 12 месяцев. Компания Doosan тоже предоставляет гарантию на 2 тыс. моточасов или 18 месяцев. Даже именитый John Deere предоставляет на мини-погрузчики гарантию 1 год, не ограничивая, правда, наработку моточасов.

И еще: надо обязательно выяснить у продавца, что включают в себя гарантийные обязательства, поскольку стандарта на этот счет нет, а значит, продавцы могут трактовать свои обязательства по-разному.