1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)

Выбор шире некуда

Автогрейдеры

Леонид Малютин
Первый самоходный грейдер BM-Volvo
Тандемная тележка «Брянского Арсенала»
Легкий грейдер ГС-10.01 завода «Брянский Арсенал»
Орловский грейдер DZ-298
Тяжелый грейдер ДЗ-98М завода ЧСДМ
Тяжелый грейдер ГС-25.09 завода «Брянский Арсенал»
Полноприводный грейдер Volvo G946
Автогрейдеры Mista
Автогрейдеры Mista
Автогрейдеры Mista
Тяжелый грейдер Volvo G990
Грейдер HBM BG190 TA-3 на строительстве дороги
Грейдер HBM BG190 TA-4
Приборная панель грейдера Caterpillar 16M
Рабочее место оператора грейдера Caterpillar предыдущих поколений
Рабочее место оператора грейдера Caterpillar 16M
Тяжелый грейдер Caterpillar 16M
Грейдер XCMG GR215
Грейдер Terex TG190
Полноприводный грейдер John Deere 772G
Грейдер YTO PY220C-2

Преобладание отечественных производителей характерно для российского рынка автогрейдеров. Здесь, как и на рынке автокранов, достаточно сильная группа заводов, продукция которых соответствует запросам и возможностям строителей и коммунальщиков. Достоинства отечественных автогрейдеров, такие как цена, привычная конструкция, система управления, агрегатная база, а также относительно хорошая ремонтопригодность, определили их популярность и спрос в сравнении с импортной продукцией. Ремонтопригодность относительная – с поставкой запчастей не все так гладко, как хотелось бы, особенно что касается импортных комплектующих.

Причем импортную стоит разделять на технику ведущих мировых производителей и китайских. Чем хорош западный грейдер, так это высоким качеством сборки – все хорошо и крепко сварено и подогнано по размерам, рациональным расположением органов управления, малыми усилиями на органах управления, адекватной реакцией на действия оператора и в целом лучшей эргономикой. Использованы прогрессивные технологии – гладкая интеграция с системой нивелирования, встроенные системы самодиагностики. Весомый вклад вносит эстетическая составляющая. Обратная сторона достоинств западного грейдера – сложность конструкции и проистекающая отсюда сложность диагностики неисправностей, дорогие обслуживание и ремонт.

Китайские автогрейдеры по техническому уровню ближе к нашим, но с ремонтом и запчастями ситуация значительно хуже, чем с российской техникой. И если уж сердце покупателя склонилось к шедевру китайского машиностроения, то выбирать стоит поставщика, выжившего в кризис.

Группа ГАЗ с ее двумя заводами – «Брянским Арсеналом» и ЧСДМ – основной поставщик автогрейдеров на российский рынок. Брянский завод выпускает линейку грейдеров классов мощности 100, 140, 180 и 250. «Младшая» модель ГС-10.01 класса 100 и массой 7500 кг выделяется из общего ряда. Эта двухосная машина с колесной базой 4200 мм и шарнирно-сочлененной рамой отличается маневренностью, что повышает ее привлекательность для коммунальных служб. Грейдер оснащен двигателем Д-243 мощностью 58,7 кВт и трансмиссией от трактора МТЗ-80.

Грейдеры ГС-14.02 и ГС-14.03 класса 140 и массой 12 700...145 00 кг с шарнирно-сочлененной рамой построены по традиционной схеме – с двухосной тандемной тележкой и солидной колесной базой 6200 мм. Разница между этими двумя моделями в комплектации. На ГС-14.02 устанавливают отечественные агрегаты – двигатели Д-260 и ЯМЗ-236 мощностью 100 и 110 кВт и 6-ступенчатую механическую КП. Модель ГС-14.03 комплектуют двигателем Deutz мощностью 117 кВт с жидкостным охлаждением, ГМП ZF и тандемной тележкой NAF с дифференциалом повышенного трения.

Грейдеры ГС-18.05 и ГС-18.07 класса 180 и массой 15 700...16 800 кг с шарнирно-сочлененной рамой также различаются комплектацией. ГС-18.05 комплектуют двигателем ЯМЗ-236 мощностью 130 кВт и механической 12-ступенчатой КП с гидроподжимными муфтами, обеспечивающими переключение передач без разрыва потока мощности, задний мост самоблокирующийся с дифференциалом повышенного трения. На грейдер ГС-18.07 ставят двигатель Deutz мощностью 147 кВт, 6-диапазонную ГМП ZF, тандемную тележку NAF.

Тяжелый грейдер ГС-25.09 класса 250 и массой 18 200 кг с шарнирно-сочлененной рамой укомплектован как отечественными, так и импортными агрегатами – модификацией двигателя ЯМЗ-236 мощностью 176 кВт, 6-диапазонной ГМП ZF, тележкой NAF. Грейдер полноприводный. Привод переднего моста реализован на аппаратуре Poclain.

Модельный ряд «Брянского Арсенала» сформирован за последние 8 лет. За это время внедрены такие технические решения, как шарнирно-сочлененная рама, гидростатический передний привод, ГМП, тандемные тележки с дифференциалами повышенного трения, интеграция с системой нивелирования.

Челябинский завод строительно-дорожных машин остается верен одной модели – ДЗ-98. Хотя этой машине более 25 лет, ее конструкция оказалась настолько удачной, что используется до сих пор. Полноприводный грейдер класса 250 и массой около 20 т изначально комплектовали 6-цилиндровым рядным двигателем военного образца. Позже его сменили «мирные» ярославские агрегаты. Передний привод реализован с помощью системы карданных передач, подвешенных под трубчатой хребтовой рамой. Неоднократно проводились эксперименты с изменением переднего привода и шарнирно-сочлененной рамой, но грейдер терял в тяговом усилии, поэтому сохранили изначальную конструкцию. В прошлом году завод представил модификацию ДЗ-98М с измененной конструкцией задней полурамы, способной нести рыхлитель, что расширило возможности грейдера. Применены лицензионная гидромеханическая трансмиссия ZF и вместо одного два рулевых гидроцилиндра, что облегчило управление и дало возможность монтировать на передние колеса карьерные шины. Использована модификация двигателя ЯМЗ-236 мощностью 169 кВт.

Орловский завод «Дормаш» выпускает грейдеры DZ-122 и DZ-298. DZ-122 класса 140 массой 13 600 кг оснащают двигателем Д-260 мощностью 114 кВт, 6-диапазонной ГМП ZF или Dana, тандемной тележкой немецкого производства с дифференциалом повышенного трения. Шарнирное сочленение рамы выполнено перед кабиной. Рабочее оборудование включает основной грейдерный отвал длиной 3744 мм на А-образной тяговой раме, поворотный круг с внутренним зацеплением, задний кирковщик и передний бульдозерный отвал. Грейдер подготовлен к установке системы нивелирования Trimble. Как и на всех отечественных грейдерах, использована рычажная система управления рабочим оборудованием.

Тяжелый грейдер DZ-298 класса 250 массой 24 000 кг комплектуют двигателем Deutz мощностью 173 кВт, 6-диапазонной ГМП ZF, тандемной тележкой немецкого производства с дифференциалом повышенного трения. Шарнирное сочленение рамы выполнено за кабиной, передний привод реализован гидростатической передачей. В состав рабочего оборудования входит основной грейдерный отвал длиной 4600 мм, передний бульдозерный отвал и задний рыхлитель. Грейдер подготовлен к установке системы нивелирования Trimble. Как и на всех отечественных грейдерах, использована рычажная система управления рабочим оборудованием. Для обеих моделей предусмотрены модификации для различных отраслей экономики. Завод работает над конструкцией, над перспективными моделями и даже представлял их на выставках, но основными остаются DZ-122 и DZ-298.

Когорту западных поставщиков возглавляют фирмы Volvo CE, Caterpillar, HBM и недавно присоединившийся к ним John Deere.

Volvo CE предлагает российскому рынку семь моделей грейдеров. Линейка начинается со среднетяжелого G930 класса 180 и массой 15 800 кг. За ним следуют грейдеры класса 250 – G940 массой 16 000 кг, G947 массой 16 600 кг, G960 массой 16 700 кг, G970 массой 17 700 кг, G970 массой 18 400 кг и G990 массой 21 000 кг. На грейдеры G930, G940, G946, G960 установлен двигатель Volvo D7 объемом 7,2 л и мощностью от 116 до 175 кВт. На грейдерах G970, G976 и G990 установлен двигатель D9 объемом 9,4 л и мощностью от 157 до 198 кВт. Как видим, интервал линейки мощности и массы не так велик. Гидрообъемный привод передних колес на двух моделях – G946 и G976. Шарнирное сочленение рам грейдеров Volvo размещено за кабиной. Угол поворота рамы – 21° у трех «старших» моделей и 23° у остальных. Компания дает пожизненную гарантию на раму. К особенностям грейдеров Volvo относится двухшестеренный привод поворотного круга, обеспечивающий жесткость при удержании отвала и плавность его хода при повороте. Интерьер кабины грейдера Volvo можно считать отраслевым эталоном по уровню комфорта и эстетике. На выбор заказчика традиционное рычажное управление рабочими операциями либо под заказ джойстики. На выбор заказчика также коробки передач Volvo HTE – 8- и 11-ступенчатые. По желанию заказчика может быть установлена КП с тремя режимами: ручным, автоматическим и транспортным. На выбор также дополнительное рабочее оборудование – передние и боковые отвалы, задние рыхлители. Поскольку Швеция страна довольно снежная, Volvo имеет большой опыт в разработке и использовании снежных плугов.

В этом году российская фирма «Системы Дорожного Строительства» представила на российском рынке автогрейдеры польского завода Mista. В модельном ряду представлены пять моделей грейдеров с колесной формулой 6х4 и 6х6. На грейдерах используются силовые установки Cummins QSB, произведенные на заводе в Англии, мощностью 130…190 кВт с электронной системой управления и мониторинга функций работы двигателя. Высоконапорная система впрыска HP Common Rail увеличивает эффективность двигателя при сниженном потреблении топлива.

На грейдерах установлены современные гидродинамические коробки передач типа PowerShift производства ZF Passau с передаточным числом 6/3. Важным фактором является оснащение КП электронным управлением. В системный компьютер записываются данные о характеристиках работы всей приводной системы, благодаря чему коробка передач идеально вписывается в актуальные условия работы. Mista использует передачи с режимами работы автоматическим и ручным. Коробка передач оснащена понятной системой мониторинга работы – информация передается оператору на LCD-монитор на панели управления оператора.

Привод заднего моста оснащен дифференциальным механизмом типа No-Spin, боковыми зубчатыми передачами и планетарными передачами с системой многодисковых тормозов «мокрого» типа или традиционных дисковых тормозов.

Электронная система регистрации расхода топлива, ультразвуковая система управления работой грейдера, лазерная система, централизованная система смазки позволяют использовать возможности машины с высоким экономическим эффектом.

Корпорация Caterpillar предлагает одновременно две линейки грейдеров – серию К, предназначенную для стран третьего мира, в том числе для нас, и инновационную серию М для развитых стран, продажи которой в России изначально не предполагались. Но поскольку возник спрос и на последние достижения американской инженерной мысли, Caterpillar начала продавать в России и серию М.

Серия К появилась в результате модернизации серии Н, прежде всего за счет доведения токсичности выхлопов до уровня EU Stage II, и внешне от предшественницы не отличается. Корпорация предлагает российскому рынку модели 120К (масса 12 000 кг) и 12К (масса 13 700 кг), соответствующие классу мощности 140, и 140К (масса 14 100 кг) и 160К (масса 15 200 кг) класса 180. Рамы шарнирно-сочлененные с углом поворота 20°. Грейдеры оснащены агрегатами Caterpillar – двигателями С7 ACERT мощностью от 93 кВт у «младшей» до 137 кВт у «старшей» модели, 8-ступенчатой механической КП с переключением под нагрузкой. Эти четыре модели без переднего привода. В состав рабочего оборудования входят основной грейдерный отвал, задние рыхлители и бульдозерные отвалы либо противовесы вместо них.

Серия М радикально отличается от грейдеров предшествующих серий прежде всего джойстиковой системой управления и отсутствием рулевого колеса, а также внешним дизайном и сотней инновационных решений, заложенных в конструкцию. Российским строителям корпорация предлагает тяжелые модели 140М (масса 23 000 кг) и 14М (масса 30 000 кг) классов мощности 180 и 250. Для горнодобывающей промышленности предлагают тяжелую и сверхтяжелую модели 16М (масса 27 000 кг) и 24М (масса 63 000 кг). В принципе, для заказа доступна любая машина из номенклатуры Caterpillar.

Немецкая компания GP Gunter Papenburg AG, выпускающая грейдеры HBM-Nobas, не входит в рейтинг крупнейших машиностроительных компаний мира, но благодаря высокому техническому уровню своей продукции поставляет ее не только на европейский рынок, но и на американский континент. Нашли они популярность и в России. Сегодня компания поставляет грейдеры четвертого поколения с шарнирно-сочлененной рамой – BG110 TA-4 мощностью 97 кВт и массой 10 900 кг, BG130 TA-4 мощностью 119 кВт и массой 13 900 кг, BG160 TA-4 мощностью 119 кВт и массой 16 000 т, BG190 TA-4 мощностью 133 кВт и массой 19 000 кг и BG240 TA-4 мощностью 172 кВт и массой 23 000 кг. На модели BG110 TA-4 использован двигатель Perkins, на остальных моделях – Cummins. Двигатель агрегатируют с 6-ступенчатой ГМП ZF. Угол поворота рамы – 30° в обе стороны. Грейдеры поставляют как лишь с ведущей задней тележкой, так и в полноприводном исполнении с гидростатическим приводом передних колес. В системе управления компания придерживается традиционного направления, но у нее есть свои особенности. Для грейдеристов, предпочитающих работать стоя, она предлагает машины с высокой кабиной, для тех же, кто работает сидя, – с низкой кабиной. Грейдер с низкой кабиной удобнее в транспортировке, так как не надо снимать кабину. Компоновка элементов системы управления различается в зависимости от требований конкретного рынка. Грейдеры подготовлены к монтажу системы нивелирования.

Поставщиком продукции HBM-Nobas на российском рынке представлена компания «РЕНТЕК Рус». Многолетний опыт, накопленный специалистами компании, позволяет решить проблемы снабжения заказчика техникой, оборудованием и запасными частями в кратчайшие сроки на выгодных условиях. В ООО «РЕНТЕК Рус» разработана оптимальная система доставки запасных частей от завода-изготовителя до заказчика. Благодаря этому обеспечивается кратчайший срок поставки. Высокое качество продукции гарантировано производителем техники и подтверждается соответствующими сертификатами. Поставка запчастей осуществляется ежемесячно, ежеквартально в зависимости от потребности, по согласованным номенклатуре, ценам и срокам. Существует гибкая система оплаты и скидок, обеспечивающая индивидуальный подход к каждому клиенту. Находясь в постоянном прямом контакте с производителем техники, технические и коммерческие специалисты компании оперативно реагируют на все заявки и вопросы. Важным направлением является сервис, включающий в себя гарантийное и послегарантийное обслуживание, капитальный и внеплановый ремонт. Все виды работ выполняют специалисты высокой квалификации, прошедшие обучение в сервисном центре производителя, имеющие большой опыт проведения подобных работ. Техническое обслуживание и ремонт осуществляются как на сервисной базе компании, так и у заказчика. ООО «РЕНТЕК Рус» располагает надежными, налаженными связями с производителем техники, собственными складскими запасами по множеству востребованных позиций, что позволяет оперативно и качественно решать задачи по поддержанию продукции HBM Nobas в постоянной эксплуатационной пригодности на российском рынке.

Вышедшая на российский рынок не так давно, но масштабно корпорация John Deere предлагает российским строителям широкую линейку грейдеров из шести моделей серии G классов мощности 180 и 250. Эта серия также свежая, выведена на американский рынок в 2009 г.

Грейдеры 670G (масса 18 600 кг, мощность 108...138 кВт), 770G (масса 18 800 кг, мощность 123...172 кВт) и 870G (масса 19 600 кг, мощность 160...205 кВт) поставляют с приводом только на заднюю тележку, без переднего привода. Грейдеры 672G (масса 19 400 кг, мощность 127...145 кВт), 772G (масса 19 600 кг, мощность 145...183 кВт) и 872G (масса 20 400 кг, мощность 160...205 кВт) укомплектованы гидростатическим приводом передних колес. Особенность привода в том, что можно регулировать его скорость относительно задних колес – либо синхронно, либо с отставанием, либо с опережением, подбирая режим в зависимости от грунтовых условий и уклона местности. На грейдеры установлены рядные 6-цилиндровые двигатели John Deere, агрегатированные с 8-ступенчатой КП John Deere PowerShift Plus с переключением передач и направления движения под нагрузкой и педалью ползучих скоростей, имитирующей функцию сцепления при движении очень тихим ходом. Шарнирно-сочлененная рама поворачивается на угол 22°.

Грейдер John Deere можно заказать как с традиционным рычажным управлением, так и с джойстиковым. При этом рулевое колесо останется на месте, в корпорации считают, что грейдеру без рулевого колеса никак не обойтись. В отличие от ближайших конкурентов корпорация John Deere организовала сборку грейдеров в России на своем заводе в Домодедово.

Автогрейдеры также присутствуют в ассортименте ведущих мировых машиностроительных корпораций Komatsu, New Holland, Terex. Грейдеры предлагают и многочисленные китайские поставщики, в том числе XCMG, XGMA, Zoomlion, Sany, YTO, LiuGong и др.

У российских строителей широчайший выбор грейдеров на любой вкус и цвет. Можно поддержать отечественного производителя и выбрать грейдер российского производства исходя из его привычности и ремонтопригодности. Можно идти в ногу с техническим прогрессом и остановить выбор на импортной машине как с традиционной системой управления, так и с инновационной. А для любителей экстрима широкий выбор техники китайского производства.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Автогрейдер
Леонид Малютин Основные Средства 08'2011 10 августа 2011

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru