Строительное навесное оборудование

География производителей

Николай Протасов

На стройке возникают порой такие «ребусы», что решить их без дополнительных приспособлений к спецтехнике бывает невозможно. Разновидностей навесного оборудования множество. Его производят и узкоспециализированные предприятия, такие, например, как испанская Korota, выпускающая 25 лет один вид оборудования – гидромолоты, и гиганты – производители спецтехники, такие как английская JCB, в активе которой более 3 тысяч (!) видов различного навесного оборудования для строительного, сельскохозяйственного, индустриального секторов.

Современное навесное оборудование

Современные навесные орудия столь многообразны, что их трудно однозначно систематизировать. Разнообразные ковши, ковши-дробилки, всевозможные рыхлители, гидромолоты, гидроножницы, бетоноломы (крашеры), дорожные фрезы, виброплиты (компакторы), грейферные ковши и грейферные захваты, вибропогружатели, а также быстроразъемные устройства для быстрой смены оборудования (Quick-Coupler) – вот далеко не полный перечень современных навесных агрегатов. Высокотехнологичное производство навесного оборудования налажено и в нашей стране, и за рубежом. Чаще всего навесное оборудование применяют на главных землеройно-транспортных машинах в мире – экскаваторах, а также на фронтальных и телескопических погрузчиках, грейдерах, бульдозерах и т. п. машинах.

В 2008 г., несмотря на кризис, отмечался рост объемов выпуска в нашей стране экскаваторов на 17%, грейдеров около 9%, а бульдозеров около 20% по сравнению с показателями года предшествующего. В 2009 г. показатели куда хуже. Спад продаж строительной техники происходит во всем мире, и Россия не исключение. Кризис диктует свои правила – доля бывших в употреблении машин в общем объеме импорта выросла. Увеличились импортные поставки комплектующих и запчастей. Очевиден и покупательский интерес к навесному оборудованию – его применение позволяет рациональнее использовать строительные машины.

Впрочем, отдельные эксперты прогнозируют увеличение к 2012 г. рынка строительной и дорожной техники России вдвое. Прогнозы основаны в определенной степени и на программе Минтранса по ликвидации упущений в содержании дорожной сети и увеличению пропускной способности федеральных дорог. Перегрузка дорог движением не только резко снижает эксплуатационные показатели автотранспорта, но и приводит к росту числа ДТП, усиливается отрицательное воздействие на окружающую среду. Увеличение объемов перевозок и их дальности вынуждает государство выделять значительные ассигнования на строительство, реконструкцию, ремонт дорог. Сегодня потребность России в новых дорогах составляет не менее 1,5 млн. км. Кроме того, в общем объеме государственных дорог – а это 1145 тыс. км – только пятая часть дорожного покрытия не требует ремонта. Так что российский рынок дорожно-строительной техники, в том числе его неотъемлемая составляющая – навесные «аксессуары», скоро может стать одним из крупнейших в мире.

Кто стоит у руля отрасли?

Упоминавшийся уже лидер в области производства навесного оборудования английская компания JCB имеет развитый рынок сбыта в 150 странах мира. Но 60-летний авторитет успешной деятельности JCB не защищает сам по себе от конкуренции. Компания постоянно напряженно отстаивает «место под солнцем». JCB в 2009 г. вдвое, до двух лет, увеличила гарантийный срок эксплуатации на всю линейку мини-экскаваторов, а это заявка на серьезное качество каждого изделия. В комплекте со спецтехникой поставляется модельный ряд навесного оборудования собственного производства, включающий в себя ковши, спецзахваты, грейферы, гидромолоты для экскаваторов в диапазоне от 800 кг до 70 т. Одна из последних разработок – фрезерная головка Rockwheel. Это «чудо техники» применимо для рытья траншей, проходки тоннелей, снятия дорожных покрытий, разработки карьеров. Для увеличения суммарной производительности головку рационально задействовать совместно с гидромолотом, ковшом. Производитель гарантирует успешную работу новой «навески» даже на глубине 30 м под водой!

Мировой лидер в области решений по повышению производительности в строительстве и промышленности – шведская компания Atlas Copco. Ее специализация – все виды гидромолотов собственной разработки, гидроножницы, бетоноломы. Последним успехом компании была разработка гидромолота МВ 750, признанного самым мощным из предлагаемых на рынке, для экскаваторов массой от 10 до 17 т. При массе 750 кг частота ударов гидромолота составляет 370…800 мин–1. В конструкции использована специально разработанная система пылезащиты DustProtector II, при установке на рукояти предусмотрено использование двух фиксирующих стержней, а не одного, как обычно. Снижен уровень шума до 118 дБ (А), значительно повышена производительность ударного инструмента, а конструкция позволяет использовать молот даже под водой.

У корпорации Caterpillar Inc., одного из столпов производства навесного оборудования, «за плечами» 90-летний опыт создания строительной техники. Сегодня компания производит около трехсот видов навесных агрегатов, разработанных непосредственно ее специалистами. Это многочелюстные грейферы, рыхлители, многоцелевые захваты, виброплиты, механические измельчители. Caterpillar лидирует в области производства гидромолотов – они самые производительные в мире. У молотов CAT высокая частота ударов, их можно устанавливать на большинстве видов спецтехники европейского производства. Гидравлический мультипроцессор серии МР – самый универсальный инструмент разрушения, имеющийся сегодня на рынке. Конструкция корпуса позволяет использовать разнообразные челюсти при работах по демонтажу зданий и сооружений. Уникальные устройства быстрой смены оборудования серии SW позволяют менять навесные орудия буквально за полминуты. Движения навесного оборудования Caterpillar плавные и точные, так как в их конструкции применено новое поколение гидравлических золотников CAT.

Большой выбор навесных агрегатов предлагает еще один из лидеров рынка – Volvo Construction Equipment. Это одно из восьми подразделений группы Volvo. Оно контролирует производство стройтехники и сопутствующего оборудования. Volvo прочно удерживает четвертое место в мире среди мировых производителей строительной техники и навесных орудий – ковшей, вильчатых захватов, оборудования для перемещения блоков.

Из европейских производителей можно отметить также итальянские фирмы, работающие на российском рынке, самые яркие из которых – O.M. of Anobile L. & Zotta F. & C. s.n.c. (бренд ZAMO), INDECO. Хорошо зарекомендовали в нашей стране своим качеством и новейшими инженерными изысканиями навесные агрегаты японских фирм Furukawa Co., Ltd., Komatsu, Ltd., Nippon Pneumatic Manufacturing.

Спецификой рынка навесного оборудования можно назвать тот факт, что производители, комплектуя технику известных производителей, обозначают оборудование маркой этого известного бренда. Так, свою продукцию финская Rammer распространяет частично под брендами Caterpillar, JCB, Volvo, Atlas Copco. Ирландская McQuaid Engineering, Ltd. тесно сотрудничает с филиалом немецкой группы Wirtgen, компанией Kleemann, а также с Terex Pegson, Ltd. (Terex Powerscreen, Ltd.) и Terex Finlay. А крупнейший канадский производитель навесного оборудования Montabert часть продукции реализует под маркой Bobcat.

Корея: компромисс качества и цены

В последние годы именно корейские производители навесного оборудования наиболее динамично продвигаются на российском рынке. Надо отдать им должное: качество оборудования стремительно приближается к показателям лучших производителей, цены существенно ниже западных аналогов подобной продукции. Кроме этого задействованы практически все приемы привлечения покупателей: кредиты, предоставление отсрочки платежа, широкое использование лизинга, организация как гарантийного, так и последующего сервисного обслуживания высокого уровня и др.

Так, московская компания «Традиция-К» подписала дилерский договор с компанией Terex Finlay, мировым производителем оборудования для дробления и просеивания, промывки нерудных материалов. Terex Finlay – подразделение корпорации Terex, производителя карьерной и строительной техники, по объемам продаж одного из мировых лидеров. Не менее удачно складывается и сотрудничество «Традиция-К» с Delta Engineering Group Co. Корейский производитель выпускает гидромолоты легкой и тяжелой серий, гидроножницы, грейферы. Высокое качество продукции подтверждает то, что в июне 2005 г. состоялась первая экспортная поставка в Россию, и с тех пор инструмент Delta пользуется спросом у наших строителей. И не только наших. В том же 2005-м компания начала поставки гидромолотов в Индонезию, Малайзию, Индию и Вьетнам, а в конце 2005 г. заключены экспортные контракты корейской компании с фирмами Ближнего Востока, а это Катар, ОАЭ, Иран, Ливан, Иордания. Позже географию поставок пополнили Латинская Америка, Турция, Китай. Сегодня экспорт распространился и на Североамериканские Штаты, и даже на страны Африки. При достаточно приемлемой цене оборудование Delta очень надежно в работе. Конструкция гидромолотов и другого навесного оборудования предусматривает эксплуатацию в различных климатических зонах, что важно в российских условиях. Руководство корейской компании заявляет, что в треугольнике цена–количество–качество стратегически фирма отдает предпочтение качеству. Предприятие «Традиция-К» имеет почти 10-летний опыт работы на российском рынке и является ведущим поставщиком запчастей и комплектующих к отечественной спецтехнике. Неслучайно «Традиция-К» выступает в качестве эксклюзивного дистрибьютора Delta на территории России и стран СНГ. Видимым результатом тесного сотрудничества сторон является то, что, несмотря на достаточно активный уровень продаж корейской техники, благодаря гибкой ценовой политике как своей, так и корейского партнера «Традиция-К» в этом году снизила цены на всю продукцию Delta на 10% по сравнению с ценами 2008 г.

Более 20 южнокорейских фирм-производителей работает сегодня на рынке России. Лидер – компания Soosan Heavy Industries Co. Основана она в 1984-м, а уже в 1986 г. начала производство гидравлических молотов и кранов-манипуляторов. Зарекомендовав себя положительно на внутреннем рынке, компания начала расширять географию поставок. В начале 1990-х Soosan Heavy Industries успешно вошла в рынок Китая, постепенно осваивался и рынок Европы. К 2003 г. объемы экспорта навесного оборудования достигли $19 млн., а к 2006 г. составляли $42 млн. Компания давно занимает лидирующие позиции на родине, контролируя 57% рынка гидромолотов и 47% рынка кранов-манипуляторов. По оценкам экспертов, Soosan стабильно контролирует 10% мирового рынка производства основного навесного оборудования. Компания развернула свои представительства в Китае, Европе и Саудовской Аравии. Годовой выпуск составляет около 5000 гидромолотов разных модификаций и приблизительно 1000 телескопических кранов. Объемы продаж компании Soosan на российском рынке эксперты оценивают примерно в 12% общего объема продаж навесного оборудования.

Большинство корейских фирм, в том числе достаточно крупных, работающих в этой отрасли производства, образованы в последнее десятилетие. Так, DB Tech основана в 2004 г., Torpedo TNA (ранее называвшаяся Fine Heavy Industries Co.) – в 1996-м. Kwanglim SG Co., известная по бренду HydroKhan и владеющая одним из крупнейших производств строительных машин в Корее, ведет свою историю с 1999 г.

Компанию D&A Heavy Industries, начавшую изготавливать свои гидромолоты в 1983-м (до 1998 г. компания называлась Daemo Engineering), можно назвать пионером корейской экономики этого направления. Эта сеульская компания поставляет гидромолоты, вибротрамбовки, бетонодробилки и гидроножницы для монтажа на строительную технику самых разных «весовых категорий» в 35 стран мира, в том числе в Россию. Предприятие проявляет большую заинтересованность в развитии дилерской сети в СНГ, разработав специальные условия и цены для российских потребителей. В частности, на оборудование D&A, проданное в нашей стране, предоставляется гарантия на два года, а это говорит о его высокой надежности. И совершенно логично, что крупное московское предприятие «Ростех А», занимающееся комплексными поставками огромнейшего ассортимента дорожно-строительной техники, спецтехники для работы с лесом, асфальтобетонных заводов и проч., выбрало в качестве поставщика навесного оборудования для комплектации продаваемой техники компанию D&A и уже несколько лет успешно с ней сотрудничает.

Без натяжки очень успешным можно назвать и сотрудничество московской компании «Ковчег» с корпорацией Korean Hydraulic Machinery Co. (КОМАС). «Ковчег» занимается строительными работами, в основном в области сноса и слома зданий и сооружений, а также продажей и сдачей в аренду импортной дорожно-строительной техники. Это первая в России компания, вступившая в 2007 г. в Европейскую Ассоциацию Арендодателей. Полноценное членство и коммерческий успех предприятия были бы невозможны, если бы не гибкая система цен и высококачественное оборудование, предлагаемое «Ковчегом». В качестве дополнительного навесного оборудования предлагаются инструменты КОМАС. Московская компания является официальным дистрибьютором КОМАС. С 1997 г. корпорация КОМАС занимается производством большого спектра необходимого в строительстве навесного оборудования – гидромолотов, грейферных захватов, а также запчастей и долбежного инструмента к широкому спектру навесного оборудования разных производителей. Благодаря отличному качеству навесное оборудование Комас успешно работает на стройплощадках США, Ирана, Иордании, Ливии, Китая, многих стран Европы. А теперь и в России.

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Николай Протасов Основные Средства 05'2010 6 мая 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru