Мини-погрузчики в России (ч.1)

В. Перелыгин, к.т.н., горный инженер

Во второй половине 1990-х годов, когда в Москве еще были настоящие снежные зимы с 30-градусными морозами, мне, студенту, подрабатывающему дворником, приходилось бороться со снежной целиной в московском дворике почти каждую зимнюю ночь. Мы были молоды и сильны и обычно убирали на двух участках, чтобы больше заработать. Снега выпадало много, и справиться с ним на огромных площадях с помощью одной лопаты было тяжело. Однажды мне и моим коллегам-дворникам открылось откровение в виде маленького юркого трактора, который резво очищал территорию, принадлежащую какому-то коммерческому банку. Эта машинка, весело урча дизелем, минут за пятнадцать собрала весь снег на территории, складируя его в аккуратные конусы. А потом наступило настоящее чудо – трактор сбросил компактный ковш и прицепил круглую щетку. Это уже повергло нас в благоговейный трепет – крутящаяся щетка очищала асфальт до черноты. Буквально за час вся большая территория, включая парковку перед банком, была вылизана. Я до сих пор помню этот маленький четырехколесный погрузчик с кошачьей мордой на корпусе. Водитель этой чудо-машины выкуривал сигарету и весело шутил над нами – «неграми».

Сегодня мини-погрузчики работают повсеместно. Их можно увидеть и на уборке территорий, и на стройке. Они удобны для работ в городе благодаря исключительной компактности, высокой удельной мощности и универсальности за счет разнообразия навесного оборудования. Во всем этом они выигрывают у классических мини-тракторов.

У шасси мини-погрузчиков относительно большие и широкие пневматические колеса, что увеличивает грузоподъемность и улучшает сцепление с грунтом, а в сочетании с короткой базой придает им высокую маневренность: эти машины могут пройти практически везде, даже по узкой пешеходной дорожке, перевалить через бордюрный камень, забраться на крутой cклон. Привод хода гидростатический независимый, что позволяет буквально разворачиваться на месте и забираться в тупиковые зоны. При необходимости на колеса надевают гусеницы, которые могут быть стальными, резиновыми или на основе полимерных материалов.

Высокая грузоподъемность мини-погрузчиков позволяет оборудовать их мощными рабочими органами, снабженными автоматической системой крепления, которая обеспечивает быструю и плавную замену навесного оборудования. В базовой комплектации мини-погрузчики снабжены лишь стандартными орудиями, с помощью которых выполняется основная задача – погрузка сыпучих и кусковых материалов. Разнообразие навесного оборудования, которым дополнительно можно оснастить универсальный мини-погрузчик, впечатляет: это бетононасос, подающий бетон до 80 м по горизонтали или на уровень третьего этажа здания; бетоносмесительный ковш; бульдозерный отвал с регулированием угла наклона; рыхлитель; виброкаток; дисковый резак для стрижки кустов и жесткой травы; выравниватель грунта для ландшафтных работ; гидравлические ножницы; гидромолот; грабли для садово-парковых работ; грейдер – отвал шириной более 2 м с гидравлическим управлением и лазерным контролем; двухчелюстной ковш; промышленный захват для погрузки лома, мусора, отходов и т. д., в том числе захват для больших объектов (валунов, сена и т. п.); измельчитель пней; комплект водооросительного оборудования; выкапыватель – манипулятор с ковшом для землеройных работ; коробчатый скрепер для планировки поверхности грунта с его перемещением; газонокосилка; кран-манипулятор; круговые щетки, в том числе с бункером и поворотные для уборки мусора; оборудование экскаватора – «обратная лопата»; падающий молот – бетонолом; паллетные вилы; пересадчик саженцев для пересадки небольших деревьев и саженцев без повреждения корневой системы; гидроподъемник с люлькой; разбрасыватели песка, соли и т. д.; культиватор для подготовки почвы перед посадкой культур; самосвальный бункер для использования машины в качестве автосамосвала; снегоочиститель, который отбрасывает снег на расстояние до 12 м; трамбовщик; траншеекопатель; холодная фреза; шнековый бур для неглубоких скважин; циркулярная пила для разрезания асфальта, бетона, промерзшего грунта.

Существует еще много специальных приспособлений, расширяющих возможности применения стандартного навесного оборудования, – удлинители, аутригеры, различные крючья и др. Такая эффективная универсальная машина способна перекрыть большинство запросов различных эксплуатирующих служб, в том числе коммунальных.

Мини-погрузчик Bobсat (в переводе – «рысь») получил свое название благодаря стремлению производителей подчеркнуть высокую маневренность и мощность машины. Рекламный слоган содержал название кошачьих качеств – выносливый, быстрый, ловкий. В СССР погрузчики американского производителя начали поступать еще в 1980-х годах для производства погрузочно-разгрузочных портовых работ, а в середине 1990-х появились на стройплощадках и городских площадях. В настоящее время тотальной монополии Bobcat не существует. На улицах российских городов работают мини-погрузчики Mustang, Gehl, Takeuchi, Case, ТСМ и многих других фирм.

Для коммунальщиков и городских служб наибольший интерес представляют самые маленькие машины, поэтому более детально стоит рассмотреть именно их.

Модель Bobcat S70 – самая миниатюрная машина в линейке универсальных погрузчиков, предназначенная для работ в ограниченном пространстве. Благодаря небольшой массе (1228 кг) и размерам S70 можно использовать для работ на междуэтажных перекрытиях зданий, легко перемещать в дверные проемы. При высоте всего 1,8 м погрузчик может работать в помещениях с низкими потолками. Минимальный радиус разворота – всего 1,5 м, номинальная грузоподъемность (г/п) – 318 кг, вместимость стандартного ковша – 0,16…0,22 м3, высота подъема ковша – 2399 мм, мощность двигателя – 16 кВт.

Под маркой Bobcat выпускается 18 моделей мини-погрузчиков и наиболее широкая линейка навесного оборудования. Масса самой тяжелой машины А300 – 3934 кг, г/п – 1,4 т. Все погрузчики оснащают двигателем Kubota.

Конкуренция среди производителей мини-погрузчиков довольно сильная, например, продукция фирмы Gehl делит на европейском рынке трудное лидерство с упомянутым выше брендом Bobcat.

Gehl – американская компания, основанная еще в 1859 г. и известная сегодня во всем мире как производитель сельскохозяйственного и компактного промышленно-строительного оборудования. Уже более 30 лет компания разрабатывает и совершенствует многофункциональные мини-погрузчики. Сейчас в ее ассортименте восемь моделей погрузчиков мощностью от 21 до 99 л.с., оснащенных дизелями прямого впрыска с масляным охлаждением. Более высокий температурный предел данных двигателей позволяет расширить диапазон эксплуатации погрузчика в разных климатических условиях. Начиная с модели SL 4640, мини-погрузчики могут быть оснащены опцией – двухскоростной трансмиссией, позволяющей развивать скорость 18,0 км/ч.

Gehl выпускает широкий ряд навесного оборудования, и самым известным являются новые низкошумные гидравлические молоты Gehlmax (на некоторых рынках реализуются под маркой Edge). Масса орудий составляет от 21 до 460 кг, производительность гидросистемы – от 15 до 110 л/мин. Рабочая часть молота заключена в три пластиковых кожуха, которые в свою очередь помещены в закрытый стальной корпус. Вакуумные прослойки между кожухами и корпусом способствуют значительному снижению уровня шума, исходящему из рабочего отделения. Начиная с модели G160S и выше, молоты Gehlmax оснащены клапаном ограничения эксплуатационного давления, который защищает орудие от неправильного использования и продлевает его ресурс.

Известный производитель фирма Takeuchi является пионером в области производства компактной строительной техники и более четырех десятилетий удерживает одну из лидирующих позиций в этом сегменте рынка. К конструктивным особенностям погрузчиков Takeuchi следует отнести высокую надежность всех узлов и агрегатов, так как в отличие от многих других производителей компания использует исключительно японские комплектующие. Всего Takeuchi производит четыре модели погрузчиков: TL120, TL130, TL140, TL150. Самый легкий – TL120. Завершает линейку TL150 с эксплуатационной массой 4850 кг.

Сдвоенные планетарные редукторы позволяют менять тяговое усилие машины в широком диапазоне. Более того, Takeuchi производит погрузчики на основном гусеничном ходу, с расположением приводной звездочки над опорными катками, аналогично схеме, используемой компанией Caterpillar. Гусеницы в базовой комплектации резиновые, но по заказу можно установить и стальные. Мягкие гусеницы более универсальны и, естественно, дают больше преимуществ при работе погрузчика на мягких и скользких грунтах – большая площадь сцепления гусениц с поверхностью позволяет сохранять стабильное положение машины на песчаном или раскисшем после дождя склоне. Удельное давление на грунт у гусеничной машины значительно меньше, чем у колесной.

Многие из тех, кто уже работал на погрузчиках Takeuchi, отмечают хорошую управляемость механизмов, общий комфорт. Электронные системы давно являются сильнейшей стороной японцев, в том числе бортовые системы контроля и управления. Эти машины как нельзя лучше подходят для строительных площадок.

Отечественная многоцелевая коммунально-строительная машина МКСМ-800 производится ОАО «Курганмашзавод». МКСМ-800 предназначена для эксплуатации в промышленном, гражданском и дорожном строительстве, коммунальном и сельском хозяйстве и в других отраслях, когда из-за стесненных условий или по экономическим соображениям невозможно или невыгодно использовать крупногабаритную технику. Габаритные размеры мини-погрузчика МКСМ-800 позволяют проходить в проемы менее 2,1 м высотой и менее 1,8 м шириной. МКСМ-800 плавно изменяет скорость и направление движения, разворачивается на месте благодаря независимому бесступенчатому изменению скоростей вращения правой и левой гусениц объемным гидроприводом. Для машины предлагается 17 видов навесного оборудования.

Японская корпорация ТСМ образована в 1965 г. Ее мини-погрузчики SSL занимают 55% рынка Японии. Машины этой фирмы работали в СССР еще в 1980-е годы. В настоящий момент их линейка состоит из семи моделей г/п от 270 до 840 кг.

Надо отметить и известного лидера в производстве двигателей Kubota Corporation. Двигатели этой марки используются на большинстве универсальных погрузчиков. Выпуск двигателей внутреннего сгорания предприятие начало в 1920 г., это были керосиновые ДВС. Продукция компании Kubota нашла основное применение в сельском хозяйстве. В 1930-е годы компания начала разработку и выпуск более мощных дизельных двигателей, с тех пор выпуск двигателей стал основной специализацией Kubota.

Mustang Manufacturing Company, Inc. основана в 1965 г. в США. Именно с того времени мини-погрузчики Mustang известны любому строителю, складскому работнику, в портах и на таможнях США, а затем и по всему миру. С 2007 г. марка Mustang открыла официальные представительства в России и набирает популярность в нашей стране. Все предлагаемые к продаже мини-погрузчики Mustang исключительно американского производства. С ростом курса евро соотношение цена/ качество по отношению к продукции Mustang становится все более и более конкурентным по сравнению с другими производителями. Одно из последних достижений этой торговой марки – единственный в мире, по словам ее представителей, уникальный универсальный погрузчик массой 5 т, силовая установка которого развивает мощность 100 л.с. Всего компания выпускает восемь моделей погрузчиков массой от 1814 кг до 5 т. Машины оснащают двигателями Yanmar.

Фирма Case предлагает семь моделей мини-погрузчиков массой от 2462 до 4026 кг, оборудованных дизелями как собственного изготовления, так и покупными для двух малых моделей. Case – одна из наиболее уважаемых марок в машиностроительной отрасли, производит надежные машины и более 70 видов навесного оборудования.

Сегодня мини-погрузчики производят десятки компаний Европы, США, Японии. Начали подтягиваться Китай и Южная Корея. По всем показателям в ближайшем будущем этот вид техники станет самым популярным у коммунальных служб и займет значительный сегмент среди строительной спецтехники. Мини-погрузчик – это продукт технической эволюции, естественной целью которой может явиться сокращение большого количества узкоспециальной техники за счет внедрения мобильных универсальных машин.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Мини-погрузчик
В. Перелыгин, к.т.н., горный инженер Основные Средства 02'2010 11 мая 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru