Новое семейство гусеничных бульдозеров компании Liebherr

В. Ковригин

За последние 4…5 лет компания Liebherr произвела полную смену своего ряда гусеничных бульдозеров. Если ранее семейство гусеничных бульдозеров состояло из пяти базовых моделей и одной модели для горных работ, которое охватывало мощностный диапазон от 77 до 276 кВт, то новое семейство четвертого поколения включает шесть базовых моделей в диапазоне мощности от 86 до 310 кВт.

Новое семейство бульдозеров включает машины среднего и частично тяжелого класса. Компания сохранила свою приверженность к оснащению семейства бульдозеров только гидростатической трансмиссией, являясь единственным в мире производителем достаточно широкой гаммы бульдозеров, оснащаемых такими трансмиссиями. Основные параметры технических характеристик нового поколения гусеничных бульдозеров Liebherr приведены в табл. 1.

Характерными чертами нового семейства бульдозеров являются следующие. Все модели укомплектованы дизельными двигателями собственного производства с рядным и V-образным расположением цилиндров, с электронной системой впрыска топлива. Исключение составляет бульдозер PR714, на нем установлен дизель фирмы John Deere. Все двигатели по токсичности отработавших газов отвечают требованиям, установленным нормативами 97/68/ EG, 2004/26EEC Stage IIIA, EPA/ CARB Tier 3, кроме двигателя бульдозера PR764, токсичность выхлопных газов которого отвечает нормам 97/68EG Stage II и EPA/ CARB Tier 2. Двигатели оснащены системой Litronic, контролирующей частоту вращения и ограничивающей нагрузку, не допуская перегрузки. Двигатели постоянно работают на одной частоте вращения независимо от скорости движения, а несколько пониженные обороты способствуют лучшему сгоранию топлива. Таким образом, система Litronic автоматически поддерживает баланс между скоростью и тяговым усилием машины.

Гидростатическая трансмиссия обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости в трех диапазонах: 0…4; 0…6,5 и 0…11 км/ч, причем границы этих диапазонов можно изменить с помощью кнопок, вмонтированных в джойстик управления движением. На бульдозерах этого семейства применены два типа бортовых передач: на трех первых моделях – двухступенчатые, где первая ступень представляет собой прямозубую передачу, а вторая – одноступенчатую планетарную; на трех моделях второй половины семейства – первая ступень прямозубая передача и затем идет двухступенчатый планетарный ряд.

Рабочие тормоза самоблокирующиеся. Стояночные тормоза многодисковые, они автоматически включаются при нейтральном положении джойстика управления. Подвеска ходовой системы полужесткого типа. Узел качания рам ходовых тележек отделен от бортового редуктора. Опорные катки жестко крепятся к рамам ходовых тележек. На самой крупной модели PR764 крепление опорных катков может быть трех типов – жесткое, качающееся с одним балансиром и кареточное двухбалансирное. Последние два типа предназначены для лучшего контакта гусениц с неровностями грунта с целью стабилизации тягового усилия. Зубчатые венцы ведущих колес выполнены составными с тремя или пятью сегментами с болтовым креплением к ступице. Опорные катки, поддерживающие ролики, заполнены жидкой смазкой, рассчитанной на весь срок их службы. У гусениц смазываемые шарниры и разъемные замковые звенья.

Гидросистема управления навесным рабочим оборудованием Load Sensing выполнена по схеме «открытый контур» и позволяет регулировать отбор мощности в объеме требуемой нагрузки, что способствует сокращению расхода топлива при выполнении рабочих операций. Гидросистема, регулируемая по нагрузке, включает, как правило, один аксиально-поршневой насос переменной производительности, гидрораспределитель с двумя или четырьмя секциями и фильтр с магнитным сердечником, устанавливаемый в сливной линии в гидробаке. Для управления работой гидросистемы применяется четырехкоординатный джойстик.

Таблица 1. Основные технические параметры гусеничных бульдозеров нового поколения компании Liebherr
Параметр PR714XL PR724XL PR734XL PR744L PR754 PR764
Мощность двигателя, кВт (л.с.)
86 (117)
120 (163)
150 (204)
185 (252)
250 (340)
310 (422)
Двигатель
JD 6068H
D934LA6
D936LA6
D936LA6
D946LA6
D9408TIE
Частота вращения, мин–1
2100
1800
1800
1600
1600
1800
Число и расположение цилиндров
6, рядное
4, рядное
6, рядное
6, рядное
6, рядное
8, V-образное
Рабочий объем двигателя, л
6,8
7,0
10,5
10,5
12,0
17,2
Тип трансмиссии
Гидростатическая
Скорость переднего хода, км/ч
0…8,9
0…11
0…11
0…11
0…11
0…11
Скорость заднего хода, км/ч
0…8,9
0…11
0…11
0…11
0…11
0…11
Тип подвески
Полужесткая
Число катков на борту опорных/ поддерживающих
7/ 1
8/ 2
8/ 2
7/ 2
7/ 2
7/ 2
Длина опорной поверхности гусеницы, мм
2600
3210
3240
2992
3174
3540
Ширина колеи, мм
1778
1800
1830
1980
2180
2240
Ширина стандартной гусеницы, мм
560
508
508
508
560
560
Производительность гидронасосов управления навесным оборудованием, л/мин
95
174
209
260
260
395
Макс. рабочее давление, бар
220
200
200
260
260
260
Макс. расчетное тяговое усилие, кН
190
227
274
365
520
610
Тип бульдозерного оборудования
Шестипозиционный
Прямой
Полусферический
Длина и высота отвала, мм
3048х998
3000х1200
3372х1400
3690х1545
4030х1650
4370х1950
Макс. подъем отвала над опорной поверхностью, мм
980
1062
1206
1222
1400
1480
Макс. заглубление отвала ниже опорной поверхности, мм
541
460
554
511
570
647
Макс. угол поворота отвала в плане, град
25
-
-
-
-
-
Макс. перекос отвала, мм
424
639
780
930
972
1028
Геометрическая вместимость отвала, куб.м
2,63
3,14
5,56
7,2
8,9
14,0
Тип рыхлительного оборудования
Параллелограммный
Число стоек рыхлителя
3
3
3
3
1
1
Макс. заглубление стоек рыхлителя, мм
523
500
507
749
1200
1300
Макс. подъем зуба рыхлителя, мм
635
650
681
755
1040
1000
Макс. ширина рыхления, мм
1600
2000
2000
2000
н.д.
н.д.
Эксплуатационная масса с бульдозером, кг
12 623
17 157
20 936
24 605
34 990
44 220
Эксплуатационная масса с рыхлителем, кг
13 710
18 640
22 850
27 900
38 620
49 000

На новых моделях применена шестигранная шумовиброизолированная кабина, устанавливаемая на эластичных амортизаторах. С помощью ручного домкрата ее можно откидывать назад на 40°. Кабина имеет встроенные системы безопасности в случае опрокидывания машины (ROPS) и падения на нее тяжелых предметов (FOPS), отвечающие международным стандартам ISO. Кабина оснащена сиденьем оператора, имеющим амортизирующее и регулирующее устройства, вентиляционной установкой, создающей избыточное давление внутри, а также жидкостным обогревателем от двигателя. В кабинах тонированные стекла и боковые раздвижные окна. Управление бульдозером осуществляется двумя джойстиками, встроенными в подлокотники сиденья. Левый джойстик служит для управления движением, выбора скоростей движения, маневрирования. Правый джойстик предназначен для управления рабочим навесным оборудованием. В кабине устанавливается аналого-цифровая панель с автоматической системой мониторинга основных рабочих параметров и предупреждения оператора в случаях их отклонения от штатных значений. Уровень шума в кабине для разных моделей машин находится в пределах 77…79 дБ (А) по ISO 6396;1992. Уровень наружного шума – в пределах 109…114 дБ (А) по стандарту 2000/14/EEC.

Для некоторых базовых моделей нового семейства бульдозеров разработаны модификации для работы на грунтах с пониженной несущей способностью, некоторые модификации можно агрегатировать с другими видами навесного оборудования. Такие данные приведены в табл. 2.

Таблица 2. Модификации базовых моделей гусеничных бульдозеров Liebherr
Оборудование и параметры Базовая модель
PR714XL PR724XL PR734XL PR744L PR754 PR764
Наличие модификации для работы на грунтах с пониженной несущей способностью (LGP)
PR714LGP
PR724LGP
PR734LGP
PR744LGP
-
-
Длина опорной поверхности гусеницы, мм
2600
3210
3240
3316
-
-
Ширина колеи, мм
1980
2084
2180
2180
-
-
Ширина гусениц, мм
610; 762
711; 812; 914
812; 914
812; 914
-
-
Тип бульдозерного оборудования
Шестипозиционный отвал
Шестипозиционный отвал; прямой отвал
Прямой отвал
Прямой отвал
-
-
Наличие других типов рабочего оборудования у базовых моделей бульдозеров
Бульдозерное
-
Полусферический и прямой отвалы
Поворотный отвал
Поворотный отвал
Сферический отвал
Рыхлительное
-
-
-
-
-
Трехстоечный рыхлитель

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что новые модели бульдозеров Liebherr отвечают современному техническому уровню.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Бульдозер Liebherr
В. Ковригин Основные Средства 01'2010 11 мая 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru