Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
 3
Приборы безопасности автокранов
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Колесные шарнирно-сочлененные самосвалы
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов

Погрузчики в зеркале анализа

Тенденции развития, производство, рынок

В. Ковригин
Колесные фронтальные одноковшовые погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой прочно обосновались на мировом рынке землеройно-погрузочной техники. Фронтальные погрузчики разных типов занимают второе место по объемам продаж после одноковшовых экскаваторов.
 
 
 
 
 
 

Это подтверждается данными международной исследовательской компании Power Systems Research (Бельгия), публикуемыми консалтинговой компанией Off Highway Research. По этим данным, общемировой объем производства колесных погрузчиков в настоящее время составляет 50…54 тыс. ед., причем на долю стран Западной Европы приходится 40…45% общего объема производства. Исследования рынка сбыта такой техники в Западной Европе, выполненные компанией Off Highway Research, Ltd., показали, что среднегодовая потребность в колесных погрузчиках составляла 15…18 тыс. ед.

Чтобы у читателей не возникло вопросов, оговоримся: в статье рассматриваются в том числе базовые модели погрузчиков компаний, уже не существующих либо только приступающих к производству колесных погрузчиков.

Широкое распространение одноковшовые колесные погрузчики получили благодаря их универсальности. Они пригодны для выполнения транспортных грузовых операций при перемещении грузов на небольшие расстояния, а также легких землеройных, зачистных и планировочных операций. Возможность оснащения погрузчиков разными по назначению ковшами и другим сменным оборудованием расширяет зоны их применения и повышает универсальность использования.

По сравнению с одноковшовыми экскаваторами у погрузчиков более выгодные удельные показатели, например отношение грузоподъемности к массе, стоимости к 1 куб.м вместимости ковша, а также они высокомобильны и высокоманевренны. Тем не менее, поскольку отрывные усилия на режущей кромке ковша погрузчика сопоставимы по величине с таковыми для гидравлических экскаваторов, погрузчики уступают последним в реализации этого усилия по всей высоте забоя.

    Мировая практика определила ставшие уже классическими типовые решения, присущие колесным фронтальным погрузчикам:
  • в качестве базовых машин используются специальные колесные шарнирно-сочлененные двухосные полноприводные шасси колесной формулы 4х4, с задним расположением моторной установки и расположенным впереди погрузочным оборудованием;
  • энергетическими установками являются дизельные двигатели, оснащенные системами турбонаддува, промежуточного охлаждения нагнетаемого воздуха, электронного впрыска топлива, высокоэкономичные, с большим запасом крутящего момента и отвечающие современным международным нормам по токсичности отработавших газов;
  • применение гидромеханических трансмиссий с тремя-четырьмя диапазонными планетарными коробками передач, переключаемых под нагрузкой, гидрообъемных трансмиссий (на погрузчиках малых и средних классов), электромеханических трансмиссий с мотор-колесами (на погрузчиках грузоподъемностью свыше 20…25 т), мостов с системами блокировки дифференциала, планетарных колесных редукторов;
  • жесткая подвеска переднего ведущего грузового моста и балансирная подвеска заднего ведущего подмоторного моста с углом качания 10…12°;
  • оснащение погрузчиков шестигранными цельнометаллическими шумовиброизолированными кабинами, обеспечивающими круговой обзор, оборудованными системами кондиционирования, вентиляции и обогрева, регулируемыми сиденьями и системами защиты кабины ROPS и FOPS, соответствующими международным стандартам по эргономике и безопасности;
  • широкое применение электрогидравлических систем управления, электронных систем, автоматически контролирующих рабочие показатели в режиме реального времени.

В настоящее время существует много компаний-производителей, от всемирно известных Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Terex, Volvo CE, JCB, Dressta до выходящих на мировой рынок производителей Mitsuber, Venieri, XCMG, YTO, Liugong и др.

В России и странах СНГ производство колесных погрузчиков освоили ОАО «Погрузчик» (г. Орёл), ЗАО «Челябинские строительные и дорожные машины», ОАО «Промтрактор» (Чебоксары), ОАО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак», ОАО «Петербургский тракторный завод». В Белоруссии производство таких машин сосредоточено в ОАО «Амкодор». На Украине производство погрузчиков осуществляет ОАО «Харьковский тракторный завод».

В этой статье изложены результаты анализа колесных погрузчиков с шарнирно-сочлененной рамой, созданных и выпускаемых семью российскими предприятиями, двумя предприятиями Белоруссии и одним предприятием Украины, рассмотрено 32 фирмы-производителя из стран дальнего зарубежья. Общее число базовых моделей колесных погрузчиков составило 268, в том числе 243 модели производства дальнего зарубежья, 18 моделей российского производства и 7 моделей производства Белоруссии и Украины. В указанное количество моделей не вошли мини-погрузчики с бортовой системой поворота и погрузчики, устанавливаемые на колесных тракторах сельскохозяйственного назначения, включая экскаваторы-погрузчики.

За основной параметр колесных погрузчиков принята грузоподъемность (г/п), которая определялась в соответствии со стандартом SAE J818 (май 1997 г.): грузоподъемность колесных погрузчиков не должна превышать 50% величины статической опрокидывающей нагрузки в положении максимального угла складывания шарнирно-сочлененных полурам. При этом опорная поверхность должна быть твердой, ровной и горизонтальной.

Установлены диапазоны изменения трех наиболее важных параметров исследованных моделей: мощности двигателя, эксплуатационной массы и грузоподъемности.

Дальнейший анализ проводился по уровням грузоподъемности, которые были разбиты на семь интервалов: до 1 т; 1…2 т; 2…3 т; 3…5 т; 5…10 т; 10…15 т и свыше 15 т.

Наиболее представительны типоразмерные ряды базовых моделей колесных погрузчиков производства фирм Komatsu (19 классов), Caterpillar (17 классов), Hitachi (15 классов), Volvo CE (13 классов). Необходимо отметить, что многие фирмы ограничиваются производством погрузчиков лишь в нескольких классах. Обобщенные данные по погрузчикам фирм дальнего зарубежья приведены в табл. 1, а по отечественным, белорусским и украинским погрузчикам – в табл. 2.

Таблица 1. Зарубежные шарнирно-сочлененные колесные одноковшовые погрузчики
Фирма, страна Число
базовых
моделей
Диапазоны изменения Распределение числа базовых моделей по уровням грузоподъемности
по мощности,
кВт
по массе,
т
по грузо-
подъемности, т
До 1 т 1…2 т 2…3 т 3…5 т 5…10 т 10…15 т Свыше
15 т
Gehl Company, США
5
17,4…34,8
1,69…3,27
0,86…1,92
1
4
Hermann Paus, Германия
3
42…98
5...10
1,6…4,7
2
1
Venieri, Италия
6
40…128
4,0…12,5
1,1…3,5
3
2
1
Mitsuber, Германия
7
60…231
5,4…28,0
1,6…8,0
1
1
3
2
DingSheng Tiangong, Китай
3
40…162
5,1…16,5
1,5…5,0
1
1
1
Yutong, Китай
3
92…187
10,2…20,2
3,0…6,0
1
1
1
Foton Lovol, Китай
5
53…174
5,7…20,0
1,6…6,0
1
1
2
1
Shantui, Китай
4
81…176
9,7…19,4
3,0…6,0
1
2
1
XCMG, Китай
6
65…231
9,5…28,0
2,0-8,0
1
1
2
2
Chenggong, Китай
5
86…164
10,6…18,4
3,0…5,0
1
4
Longgong, Китай
4
49…162
5,5…17,3
1,6…5,0
1
1
2
YTO, Китай
7
18…162
2,2…16,5
0,5…5,0
3
2
1
1
Liugong, Китай
9
47…336
5,3…42,5
1,6…10,0
1
1
3
4
Wille, Финляндия
4
36…90
2,8…7,4
0,8…1,9
2
2
Atlas, Германия
9
24…75
2,5…7,9
0,75…2,9
2
5
2
Bobcat, США
3
36…48
3,9…5,7
0,8…1,0
3
Kawasaki, Япония
8
88…545
10,2…79,5
2,0…10,0
1
2
3
2
O & K Radlader, Германия
9
39…177
4,1…22,4
1,1…7,0
4
2
1
2
Fiat-Kobelco, Италия
10
39…235
4,4…31,3
1,3…10,0
3
3
4
Doosan Infracore, Ю. Корея
6
77…235
8,7…30,3
2,6…11,7
1
2
2
1
Case, Великобритания
8
40…201
4,4…24,5
1,3…8,3
3
3
2
New Holland, Италия
9
38…239
4,6…23,2
1,3…8,5
3
1
1
4
Hitachi, Япония
15
16…331
2,1…46,6
0,6…13,5
2
3
2
3
4
1
Hyundai, Ю. Корея
6
93…250
9,7…29,3
3,4…9,5
3
3
JCB, Великобритания
10
56…153
4,7…21,8
1,3…6,0
3
3
2
2
Le Tourneau, США
6
680…1690
110…270
23,0…72,6
1
Dressta, Польша
6
90…336
9,1…42,0
2,85…14,2
1
1
3
1
5
Terex, США
11
37…268
3,9…30,7
1,2…10,0
3
2
4
3
Volvo CE, Швеция
13
41…397
4,3…56,0
1,45…17,2
1
3
3
4
2
Liebherr, Германия
9
42…250
5,1…31,4
1,6…10,2
1
2
2
3
1
Komatsu, Япония
19
21…1165
2,5…205,2
0,4…52,4
1
1
2
5
5
1
4
Caterpillar, США
17
39…1092
5,1…192
1,4…56,7
3
1
4
5
1
3
Всего:
243
16…1690
2,1…270
0,4…72,6
13
49
37
64
59
9
12

Как следует из табл. 1, наибольшее число базовых моделей приходится на погрузчики г/п 3…5 т (26,3%), 5…10 т (24,3%) и 1…2 т (20,0%). Четвертую позицию с долей 15,2% занимают погрузчики г/п 2…3 т. Доли погрузчиков малой г/п до 1 т, г/п 10…15 т и свыше 15 т приблизительно равны и составляют 4…5% каждая.

Из табл. 2 видно, что в России и странах СНГ не выпускают шарнирно-сочлененные погрузчики г/п до 2 т и свыше 15 т. Наибольшее число базовых моделей погрузчиков (как и за рубежом) приходится на машины г/п 3…5 т (44,4%) и 5…10 т (33,2%). Третью позицию занимают машины г/п 2…3 т (16,6%). Класс погрузчиков г/п 10…15 т в представленной выборке обозначен единственной моделью – ПК-12 производства ОАО «Промтрактор».

Таблица 2. Колесные одноковшовые шарнирно-сочлененные погрузчики производства России и стран СНГ
Фирма, страна Число базовых
моделей
Диапазоны изменения Распределение числа базовых моделей по уровням грузоподъемности
по мощности,
кВт
по массе,
т
по грузо-
подъемности, т
До 1 т 1…2 т 2…3 т 3…5 т 5…10 т 10…15 т Свыше
15 т
ОАО «Погрузчик», Россия
5
74…170
9,0…20,9
2,7…6,3
1
3
1
ОАО «Промтрактор», Россия
2
175 и 382
22 и 53
6 и 12
1
1
ОАО «Донецкий экскаватор», Россия
1
96
10,2
3,5
1
ЗАО «Челябинские строительные и дорожные
машины», Россия
5
90…240
10,8…28,0
2,8…9,0
1
1
3
ОАО «ЧТЗ-Уралтрак», Россия
3
90…176
10,7…19,0
3,5…6,6
2
1
ОАО «Муроммашзавод», Россия
1
77
11,5
3,0
1
ОАО «Петербургский тракторный завод», Россия
1
198
21,0
6,0
1
ОАО «Амкодор», Белоруссия
5
74…210
9…21,8
2,5…7,0
1
3
1
РУПП «БелАЗ», Белоруссия
1
312 или 360
54,0
10,0
1
ОАО «Харьковский тракторный завод», Украина
1
129
10,8
3,0
1
Всего:
25
74...382
9,54
2,5…12,0
5
11
8
1

Анализ взаимосвязей между выбранными основными параметрами проведен по таким удельным показателям, как энергонасыщенность (отношение мощности к грузоподъемности, кВт/т) и удельная материалоемкость (отношение массы погрузчика к мощности, кг/ кВт). Обобщенные данные по этим показателям приведены в табл. 3.

Из табл. 3 видно: с ростом грузоподъемности погрузчика до 3 т его энергонасыщенность несколько снижается, стабилизируется на уровне 29…31 кВт/т для грузоподъемности в пределах 2…10 т и затем по мере ее увеличения имеет четко выраженную тенденцию к снижению, достигая среднего значения на уровне 22,9 кВт/т для погрузчиков г/п более 15 т.

Аналогичная тенденция имеет место по удельной материалоемкости, которая в среднем составляет 110…111 кг/кВт для погрузчиков г/п до 3 т. Этот показатель уменьшается до уровня 104 кг/кВт для погрузчиков г/п 3…5 т и затем существенно возрастает по мере увеличения грузоподъемности, достигая среднего значения около 165 кг/ кВт для погрузчиков г/п свыше 15 т.

Основными производителями колесных погрузчиков в России по ежегодным объемам производства являются ЗАО «Челябинские строительные и дорожные машины», ОАО «Погрузчик» и ОАО «Петербургский тракторный завод». Доля этих предприятий в общем годовом объеме производства погрузчиков в РФ за последние четыре года выросла с 79 до 92%. В целом ежегодное производство погрузчиков в России за период 2004–2007 гг. увеличилось с 430 до 700 ед., т. е. более чем на 60%. В структуре производства колесных погрузчиков в РФ больший объем занимают машины г/п 3…6  т. Объемы производства погрузчиков г/п свыше 6 т составляют до 20  ед. в год.

Таблица 3. Удельные показатели колесных погрузчиков
Диапазоны
грузоподъемности,
т
Энергонасыщенность, кВт/т Удельная материалоемкость, кг/кВт
РФ и СНГ Дальнее зарубежье РФ и СНГ Дальнее зарубежье
Предел Среднее Предел Среднее Предел Среднее Предел Среднее
До 1
26,7…52,5
39,5
77,8…131,2
110,5
1…2
26,2…44,0
33,3
82,2…146,1
111,0
2…3
25,6…43,0
31,5
25,9…31,6
29,1
83,7…149,3
119,2
101…123,2
111,4
3…5
25,7…29,2
27,4
20,8…36,5
31,2
106,3…125,7
117,0
97,7…112,2
103,9
5…10
26,7…33,0
29,0
23,5…54,5
29,6
103,8…173
146,0
97,1…145
121,4
10…15
31,8
31,8
20,1…29,6
24,2
138,7
138,7
125…161,8
137,2
Свыше 15
22,2…23,3
22,9
150,8…176,1
165,2

Представляют интерес данные об объемах производства в 2007 г. погрузчиков в России и Белоруссии: их совместный объем производства составил около 4,1 тыс. ед., из них около 3,3 тыс. ед. (80%) пришлось на долю ОАО «Амкодор», 10% на долю ЗАО «ЧСДМ», 5% на долю ОАО «Погрузчик». Структура производства в 2007 г. сложилась следующим образом: 71% – погрузчики г/п 3…4 т, 15% – погрузчики г/п 4…5 т, 9% – погрузчики г/п свыше 5 т.

Объем импорта в Россию колесных погрузчиков в 2007 г. составил около 5 тыс., из них 91% приходится на новые машины и 9% на машины вторичного рынка. Лидерами по продажам стали китайские компании XCMG и SDLG, на их долю пришлось соответственно 17 и 14%. Доли известных мировых компаний на российском рынке импорта 2007 г. составили: Hitachi 4,7%; Volvo 4,4%; Caterpillar 2,4%; Komatsu 2,3%; Liebherr 1,1%.

В первом полугодии 2008 г. объем производства погрузчиков в России составил 84,2% от объема производства первого полугодия 2007 г.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Погрузчик
В. Ковригин Основные Средства 04'2009 21 июня 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru