Сквозь дождь, снег и солнце

Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой НМ300-1, НМ350-1 и НМ400-1

Е. Медынцева

Строительство новых дорог, городов и предприятий, да и просто освоение такого огромного пространства, как Россия, невозможно представить без современной, безопасной и в полном смысле универсальной техники. А что может быть универсальнее самосвала, который с честью преодолевает российское бездорожье и на строительной площадке, и на полигоне ТБО, и в тундре, и в болотах, и в степи? Именно такую технику и предлагает заказчикам всемирно известная компания Komatsu.

Самосвалы занимают в ассортименте компании самое почетное место. Сегодня мы расскажем о трех моделях, за которыми, как утверждают и специалисты компании, и эксперты, большое будущее: это самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой НМ300-1, НМ350-1 и НМ400-1. Все модели рассчитаны на работу в суровых погодных условиях при температуре от –40 до +40 °С, и несмотря на суточные перепады, которые в регионах с резкоконтинентальным климатом могут достигать 20...25 °С, функциональность машин сохраняется.
Применение этих самосвалов прежде всего оправдано в тяжелых условиях бездорожья средней полосы и российского Севера, как правило, при строительстве дорог для буровых вышек по болотам и в тундре. Особенно в тундре, поскольку здесь, в условиях вечной мерзлоты, отсутствуют дороги, а ледяные линзы могут быстро растаять и превратиться в непроходимое болото. В таких условиях самосвалы других марок, даже с колесной формулой 4х6 или 6х6, работать не могут или работают с более частыми поломками подвески, двигателей, элементов силовой передачи и т. д., а это означает значительно более частный ремонт и большие затраты на содержание машин. Вдобавок из-за резких суточных перепадов температур происходят подтеки гидроцилиндров, потери масла, преждевременный износ двигателя – это у других машин, но только не у самосвалов Komatsu.
Из преимуществ самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой НМ300-1, НМ350-1 и НМ400-1 можно назвать большую мощность, хорошую проходимость, максимальную производительность в сочетании с повышенной скоростью передвижения и при этом возможностью использования традиционных масел. Техника универсальная! За счет более эффективной конструкции обогрева кузова, благодаря которой в нем меньше намерзает и остается грунта, достигается значительная разница в производительности сочлененных самосвалов Komatsu по сравнению с другими машинами, особенно с осени по весну, когда выполняется основной объем работ за год.
Чтобы понять, как нужны эти самосвалы на российских стройках, надо немного остановиться на их технических характеристиках.
Начнем, пожалуй, с «малыша» – самосвала НМ300-1, если можно так назвать огромную машину массой более 20 т и высотой 3,5 м. Полезная мощность самосвала – 324 л.с., максимальная скорость – 59 км/ч. «Малыш» способен перевезти далеко не маленький объем груза: его полезная нагрузка составляет 27,3 т при вместимости кузова «с шапкой» 16,6 куб.м. При такой массе и габаритах у самосвала достаточно высокая маневренность: он может развернуться на площадке шириной 7,96 м!
Полезная мощность самосвала НМ350-1 – 389 л.с. при массе 60,9 т. Его прочный кузов изготовлен из толстой, устойчивой к износу стали твердостью HB 400, вмещает «с шапкой» 19,8 куб.м груза, при этом высота погрузки всего 2840 мм. Гидравлическое сочлененное рулевое управление улучшает маневренность и управляемость. Минимальный радиус поворота составляет всего 8,4 м, благодаря чему возможно использовать этот автомобиль в ограниченном пространстве. Коробка передач полностью автоматическая с 6 диапазонами переднего и 2 заднего хода. Максимальная скорость на ровных участках дорог – до 57 км/ч.
Самосвал НМ400-1 более тяжелый и мощный, чем его «собрат» – полезная мощность при 2000 мин–1 составляет 430 л.с., полная масса – 66 875 кг. Прочный стальной кузов вмещает (вместе «с шапкой») 22,3 куб.м груза, высота погрузки – 2970 мм. Гидропневматическая подвеска для техники повышенной проходимости обеспечивает комфортные условия вождения даже на сильнопересеченной местности. Минимальный радиус поворота самосвала всего 8,7 м, угол поворота рам – 45° в каждом направлении. Максимальная скорость самосвала – 58,6 км/ч.
Большое впечатление производит и кабина этих моделей самосвалов, где для удобства водителя разработана целая система специальных приспособлений. Низкий уровень шума и вибрации положительно сказывается на производительности водителя. Просторная, с большими стеклами кабина дает отличную обзорность и ощущение комфорта. Современная панель приборов облегчает контроль за машиной, а неисправности регистрируются в блоке системы контроля.
Столь современная и высокопроизводительная техника, конечно, нуждается в сервисном обслуживании, но благодаря удачной конструкции трудоемкость этой процедуры сведена к минимуму. Двигатель обслуживается через 500 машино-ч, коробка передач – через 1000 машино-ч, редукторы конечной передачи и дифференциалы – через 2000 машино-ч, замена масла в гидравлической системе производится через 4000 машино-ч. Все узлы и агрегаты достаточно удобно расположены и легкодоступны.
Производитель самосвалов компания Komatsu дает гарантийные обязательства на свою технику, которые зависят от условий контракта и составляют от 6 месяцев до года без ограничения наработки со дня начала эксплуатации автомобилей. В каждом регионе сервисной поддержкой занимается специальный дистрибьютор. Например, сервисную поддержку в Сургуте и в Новом Уренгое осуществляет компания «Комек Машинери». Ремонт и заказ запчастей дистрибьюторы для сокращения сроков их поставки производят с ближайших складов (Екатеринбург, Сургут и др.). Таким образом, ни в одном регионе России техника Komatsu не останется без сервисной поддержки и гарантийного ремонта.
У российских строителей впереди много работы, и большинство строек потребует современной, мощной, техники высокой проходимости. Отчего же не Komatsu?