«Мы взяли лучшее от Европы!»

Рынок полуприцепов в России

М. Гердлер









Рынок спецтехники в России сегодня по праву можно считать одним из самых быстро развивающихся. Еще несколько лет назад число компаний, производящих прицепы и полуприцепы, можно было пересчитать по пальцам, а сегодня их уже несколько десятков. И несмотря на то, что иностранные производители заинтересованы в поставках в нашу страну, российские потребители отдают предпочтение отечественной технике.

Сегодня явное количественное преимущество остается за российскими производителями прицепной техники, лишь 10% рынка занимают иностранцы, а 90% по-прежнему за отечественными компаниями. Во многом это объясняется тем, что они находятся в разных ценовых диапазонах. Высокие ввозные пошлины автоматически увеличивают стоимость иностранной техники.
При этом немалую роль играет и длительное ожидание заказа. В то время как российские предприятия в среднем готовы предоставить технику сразу из наличия или поставить ее самое большее в течение месяца, сроки поставки с зарубежных предприятий могут доходить до полугода. Именно поэтому потребители предпочитают покупать полуприцепы российского производства, а к иностранцам обращаются лишь в случае острой необходимости, когда, например, желаемая модель в России либо выпускается в очень ограниченных количествах, либо вовсе отсутствует. Например, полуприцепы с отстегивающимся гусаком для переднего заезда техники, очень удобные для перевозки высокой техники, чтобы не выходить за габариты по высоте. Или так называемые полуприцепы с модульными системами на гидравлических подвесках с практически неограниченной грузоподъемностью, которая может доходить до нескольких тысяч тонн. Однако в России эти модели не настолько востребованы, поэтому потребители обращаются за европейской техникой не часто.
Самые популярные поставщики иностранной техники – немцы и голландцы. Эта отрасль одна из немногих, где китайские производители почти неизвестны. Только на Дальнем Востоке эксплуатируются единичные модели, но их доля на рынке так мала, что не ощущается крупными игроками. При этом только 50% российских компаний производят прицепы, которые можно сравнить с лучшими иностранными аналогами. Качество остальных 50% рынка отечественной техники до сих пор серьезно уступает иностранной, поскольку отдельные предприятия оснащают свою технику российскими или китайскими комплектующими, срок службы которых значительно ниже, чем проверенных европейских.
Распространяющиеся в России прицепы можно разделить на несколько групп:
• прицепы, которые собирают из отечественных комплектующих – 15%;
• прицепы отечественного производства с иностранными комплектующими – 80%;
• прицепы полностью иностранного производства – 5%.
Разумеется, это деление условно, однако сегодня большинство российских компаний действительно стремятся ставить на свою технику импортные комплектующие. Во-первых, это автоматически повышает качество техники, а во-вторых, их себестоимость все равно ниже, чем европейских аналогов, на 40…50%. Учитывая это, многие эксперты считают, что именно за отечественной техникой с иностранными комплектующими будущее.
Основные лидеры российского рынка производят прицепы и полуприцепы именно по этому принципу. К примеру, европейские технологии используют и в компании «Политранс» (Челябинск). О том, в чем преимущества такой техники, мы попросили рассказать управляющего компании Антона Хмеля.

Антон, какие иностранные комплектующие вы используете в производстве и в чем их преимущества?
Мы взяли лучшее от Европы. Чтобы повысить качество и надежность техники, в конструкциях нашей продукции используются следующие комплектующие: подвески BPW, опорные устройства и шкворни Jost, пневмопривод тормозов WABCO. Качество комплектующих этих немецких компаний известно во всей Европе. Именно поэтому на них и гарантия дается немаленькая, например, на подвески BPW без ограничения пробега – 2 года. Еще пример: в центральной России больше востребованы низкорамные полуприцепы. Конечно, их используют в основном в условиях дорог общего пользования, но все равно мы сделали их максимально надежными. Так, в нашей линейке есть модель низкорамного полуприцепа-тяжеловоза с пониженной погрузочной высотой (ТСП 94184-0000010 по спецификации 012), ее мы оснастили четырехосной подвеской BPW с поворотной самоустанавливающейся 4-й осью и выдвижными уширителями рамы. Благодаря этому для разовых негабаритных перевозок можно увеличивать ширину рамы с 2,5 до 3 м. Снаряженная масса полуприцепа – 15 т, грузоподъемность – 51 т, нагрузка на шины – 44 т, на седельно-сцепное устройство – 22 т. В базовую комплектацию полуприцепа входят пневмопривод тормозов с EBS WABCO, опорное устройство Jost (Германия), подъемник запасных колес, уширители, противооткатные упоры Suer (Гермпания), боковая защита, дополнительные опоры для заезда техники и многое другое.

Какие-то иностранные технологии вы используете? Как они влияют на качество техники?
– Действительно, мы отказались от отечественных технологий в пользу иностранных и сделали это намеренно, чтобы повысить качество продукции. И наша техника под маркой «ТСП» практически соответствует европейским стандартам. Например, для сварки рам, как и в Европе, при изготовлении мы используем не среду углекислоты, а среду аргона. Это новейшая технология, с помощью которой достигается более высокое качество сварных швов, а значит, улучшаются и прочностные характеристики. Также мы используем европейский комплекс для дробеструйной обработки рам, благодаря чему лакокрасочная поверхность служит дольше, рама защищена от коррозии, а значит, цвет сохраняется длительное время. Наконец, мы совсем недавно перешли на лазерную резку металла. Благодаря этому достигается высокая точность, исключены погрешности в размерах, и все детали максимально соответствуют конструкторской разработке.

А нужно ли особое сервисное обслуживание для таких полуприцепов?
– Нет, в сложном сервисном обслуживании полуприцепы не нуждаются. Для успешного распространения и продажи прицепов наличие сети сервисных центров и складов запчастей не так важно, как для автомобилей и спецмашин. Требуется только регулярно смазывать подшипники осей, но это может самостоятельно выполнить любой водитель. Мы занимаемся и сервисным обслуживанием и восстановлением полуприцепов, причем не только своих. У нас хорошо налажено снабжение запчастями, их поставляют клиентам в кратчайшие сроки, а самые востребованные детали всегда есть на складе.

На ваш взгляд, рынок иностранной техники в России будет расти?
– Не думаю. Мне кажется, что потребитель все-таки остановит свой выбор именно на отечественной технике с зарубежными комплектующими, поскольку она наиболее привлекательна и по цене, и по качеству. Посудите сами: у полностью иностранных прицепов очень высокая цена, а у тех, что изготовлены только из отечественных комплектующих, недостаточная надежность.
И я совершенно уверен в том, что качество российской техники будет повышаться. Это и результат общего развития промышленности, и платежеспособного спроса, но главное – это результат повышения требований заказчика к заводам-производителям.

 

КОМПАНИИ
Центр специальных технологий «ТрансЛифтТехника»   +7 (812) 309-25-02   www.cst-tlt.ru
ООО «Группа компаний ЭВЕРЕСТ»   (495) 649-95-85, 8-800-555-27-37   www.tec-everest.ru
ООО «Негабаритика»   (4722) 50-01-88, +7(910) 323-12-33, +7(980) 323-22-33   www.negabaritika.ru
TII Group   (495) 665-63-72   www.tii-group.com
ООО «Тверьстроймаш»   (4822) 736-600, 8-800-775-97-90   www.tverstroymash.ru