2
Приборы безопасности автокранов
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
Автокраны и краны на специальных шасси
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Коробки передач грузовых автомобилей
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин

Асфальтовые виброкатки

Леонид Малютин

Тротуарный каток JCB-Vibromax VMT160-90, выведенный на рынок год назад

ОАО «РАСКАТ». ДУ-96 с двигателем Deutz

Тротуарные катки ОАО «РАСКАТ»

Тротуарный каток Bomag BW138 AD

Самый маленький каток HD 8 в линейке Hamm

Новая модель Bomag BW154 AP

Сочлененный каток Bomag BW154 AD

Тротуарный каток Dynapac CC800

Тротуарный каток ABG DD-24

Новая модель Dynapac CC424HF

Hamm DV 90

ABG DD-138HFA

Caterpillar CB434D

Новые тротуарные катки Caterpillar CB22, CB24, CC24 и CB32

Асфальтовый каток давно не похож на своего парового прародителя как по внешнему виду, так и по принципу воздействия на уплотняемую поверхность, по силовой установке и приводам. Статический каток не сошел со сцены и вряд ли сойдет, но главной рабочей лошадкой стал виброкаток. Сегодня на российском рынке представлены, пожалуй, все мировые производители виброкатков, и от разнообразия предложений теряешься с выбором. Приятно, что и наше машиностроение выступает вполне достойно и занимает значительную долю рынка.

Завод «РАСКАТ» входит в четверку лидеров российского рынка (включая импорт) по поставкам новой техники. В 2007 г. «РАСКАТ» поставил 520 катков разного назначения, а на 2008 г. запланировано поставить 600 ед. В 2007 г. началось радикальное обновление модельного ряда предприятия, которое должны завершить в 2009 г. Сегодня можно говорить о семействе тротуарных виброкатков. К ДУ-82 массой 3,5 т добавили 1,5-тонный RV-1,5-DD-01 – гидрофицированную машину с двигателем Kubota, импортной гидравликой, электрогидравлическим управлением, стеклопластиковым капотом. Одночастотным вибромеханизмом оснащают один валец или оба, есть вариант с консольной подвеской вальца для работы вдоль высокого бордюра. ДУ-82 также оснащен двигателем Kubota и импортной гидроаппаратурой, одночастотными одноамплитудными вибромеханизмами. У обоих моделей современный, приятный дизайн, как у лучших образцов импортной техники.
Предстоит обновить линейку малых двухвальцовых виброкатков массой 7, 9 и 11 т – RV-7-DD-01, RV-9DD-01 и RV-11-DD-01. Их выполнят на единой платформе согласно принятому на «РАСКАТе» блочно-модульному принципу. Все три модели должны принять участие в выставке «СТТ-2008». Сейчас в линейке две модели – ДУ-96 и ДУ-98 массой 7,8 и 11,5 т, которые регулярно модернизируют, подтягивая до уровня современных требований. ДУ-96 выпускают в двух версиях – с минским «243-м» двигателем и отечественными агрегатами и с двигателем Deutz и импортными комплектующими, причем цена обеих версий одинаковая.
Новая линейка тяжелых катков будет включать 14-, 16- и 18-тонные модели, также выполненные на единой платформе. Требуемая масса катка достигается балластировкой вальцов и рамы. В текущей линейке аналогам этим машинам нет.
Объемы производства и номенклатура остальных отечественных производителей, включая белорусский «Амкодор», в большинстве незначительные и влияния на рынок не оказывают.
Немецкие поставщики Bomag и Hamm периодически сменяют друг друга на позиции лидера рынка. Предложение фирмы Bomag отличается разнообразием, ее модельный ряд асфальтовых виброкатков разбит на несколько товарных групп по массе и по оснащению. Категория тротуарных катков массой 1,5…4,5 т насчитывает десяток моделей с шарнирно-сочлененной рамой и вальцами шириной 800…1380 мм. На всех тротуарных катках установлены двигатели Kubota, кроме самых больших – BW135 AD и BW138AD, которые поставляют с двигателем Deutz. В группе самых маленьких катков массой 1,5...1,7 т у Bomag есть оригинальная модификация – конусный валец (clear-side). Боковая поверхность заднего вальца срезана под углом, и, таким образом, каток может работать вплотную к стене, не задевая ее.
За последние два года линейка сочлененных катков серии AD-4 претерпела некоторые изменения – число моделей сократили с 9 до 8, а диапазон массы, наоборот, увеличили, и теперь он от 8 т распространился до 14 т. Раньше четыре, а теперь пять моделей готовы к монтажу системы Asphalt-Manager, при этом к наименованию модели добавляют индекс АМ. В качестве опции Bomag предлагает распределитель щебня BS180, который навешивают на переднюю полураму и используют при поверхностной обработке покрытия. Все модели катков выполнены на общей платформе и различаются массой, мощностью двигателя Deutz – от 60 до 100 кВт и шириной вальца (от 1500 до 2135 мм).
За это же время линейка катков с поворотными вальцами значительно изменилась и по числу моделей, и по перекрываемому диапазону массы. Линейку пополнили 7-тонной моделью BW154 AP, представленной на BAUMA 2007. Там показали и модернизированный BW174 AD-2 с измененным дизайном кабины, в котором стоит особо отметить рулевое колесо на… подлокотнике кресла. На остальных моделях кресло оператора и рулевая колонка смонтированы на вращающейся и перемещающейся поперек кабины платформе. Полностью модельный ряд выглядит так: BW154 AP (масса 7 т), BW174 AD-2 (9,8...11 т), BW184 AD-2 (13...15 т), модификации с системой Asphalt-Manager – BW170 AD-2 AM (9,2...11 т), BW174 AD-2 AM (9,8...11 т), BW184 AD-2 AM (13,4...15 т). На асфальтовые катки в базовой комплектации устанавливают двухчастотные двухамплитудные вибрационные механизмы с двумя эксцентриками. Система Asphalt-Manager автоматически плавно изменяет параметры работы вибромеханизма и скорость катка в зависимости от степени уплотнения и температуры слоя. Оператору остается следить за движением по полосе и за ходом уплотнения на ЖК-мониторе системы Asphalt-Manager.
У Hamm AG свежая линейка тротуарных катков HD CompactLine, формирование которой завершили к апрелю 2007 г. Ряд двухвальцовых катков с сочлененной рамой насчитывает шесть моделей от HD 8 VV до HD 14 VV массой 1,5…4,2 т с вальцами шириной 856…1450 мм. На базе этих же моделей выпускают комбинированные катки с пневмошинами на задней оси, в их маркировку введено обозначение VT. Катки оснащены двигателями Hatz мощностью 15,7; 22 и 29,4 кВт. Вальцы «старших» моделей HD 13 VV и HD 14 VV оснащены двухчастотными двухамплитудными вибромеханизмами, остальные работают на одной частоте и амплитуде.
Линейка сочлененных катков серии HD в диапазоне 7...14 т насчитывает шесть базовых моделей HD 70/ 75/ 90/ 110/ 120/ 130. В их базовую комплектацию включены два гладких вальца шириной 1600…2240 мм со стандартными двухчастотными двухамплитудными вибромеханизмами, двигатели Deutz мощностью 63 и 100 кВт, просторная кабина с панорамным остеклением. Консоль с креслом, рулевой колонкой и приборной панелью закреплена на переднем щитке кабины и поворачивается, описывая дугу, позволяя оператору контролировать край вальца. Дополнительно каток оснащают шарнирным сочленением с боковым сдвигом на 100 мм в каждую сторону, что дает ему возможность передвигаться «крабовым ходом». На основе базовых моделей разработаны различные исполнения – катки с разрезными вальцами, комбинированные катки с пневмошинами на задней оси и цельными или разрезными вальцами на передней, осцилляционные катки с цельными или разрезными вальцами, комбинированные осцилляционные катки, каток с пневмошинами на обеих осях.
Серия DV катков с поворотными вальцами представлена базовыми моделями DV 40/ 70 /90 в диапазоне 4...10 т и с рабочей шириной 2300...2990 мм. Все три модели исполняют с цельными вальцами на обеих осях со стандартными вибромеханизмами, с пневмошинами на передней оси и стандартным цельным вальцом на задней; две «старшие» модели – с осцилляционными вальцами. В комплектацию катков этой серии включили микропроцессорную систему Hammtronic, управляющую работой двигателя, вибрацией, движением, подачей воды, что повышает эффективность и экономичность катка. В очередной раз изменили концепцию рабочего места. Вернули рулевое колесо и установили его на поворотной штанге слева на кресле. Кресло вместе со всеми органами управления смонтировано на платформе, которая вращается на 360º, т. е. оператор все время едет вперед, а также сдвигается по поперечной направляющей так, чтобы удобней было контролировать край вальца. Кроме того, кабина смещается вбок. При развороте кресла управляющие сигналы автоматически меняются на противоположные.
Hamm рекомендует применять катки с оригинальной системой осцилляции на участках, где нежелательно вибрационное воздействие – на мостах и городских улицах с неглубоким залеганием коммуникаций.
Гладковальцовые тандемные катки модельного ряда шведской компании Dynapac различается длиной – 16 базовых моделей плюс модификации. Линейка тротуарных машин с сочлененной рамой включает шесть моделей в диапазоне от 1,5 до 4,5 т, оснащенных дизелями Perkins и Deutz. Модель СС900 выпускают также в исполнении СС900G с бензиновым двигателем Honda и в исполнении CC900S с консольной подвеской вальцов.
В диапазоне 8,2…18 т у Dynapac 10 моделей с сочлененной рамой и поворотными вальцами. На BAUMA 2007 компания представила три катка нового поколения с сочлененной рамой CC424HF, CC524HF и CC624HF. Их разработали с целью получить высокое качество уплотнения за счет таких технических особенностей, как «мягкий» старт и остановка, препятствующие образованию волн и трещин, так чтобы с задачей справился неквалифицированный оператор. Двухчастотные двухамплитудные катки предназначены для уплотнения как тонких, так и толстых слоев. В списке опций механизм выдвижения заднего вальца, что удобно при работе вдоль бордюра. Катки с поворотными вальцами оснащены электронной системой контроля движения , которая синхронизирует поворот вальцом, что удобно при движении диагональным ходом по прямой и в поворотах. У компании своя система контроля за уплотнением – Dynapac Compaction Analyzer for Asphalt (DCA-A) с большим цветным ЖК-монитором, разработанная для катков нового поколения, но ее можно смонтировать и на старых моделях.
Шведско-немецкая компания ABG поставляет линейку тротуарных катков массой 1,5…3,8 т с вальцами шириной 900...1375 мм. Большинство моделей одночастотные одноамплитудные, но есть и двухчастотные. Их оснащают дизелями Kubota и Cummins мощностью 12,6...32,8 кВт.
Линейку тяжелых катков массой 6,8…15,3 т составляют модели с сочлененной рамой. Катки DD-112, DD-118, DD-132, DD-138 и DD-158 массой 12…15,3 т отличаются от всех конкурирующих марок оригинальным дизайном – низким профилем и длинной базой. Двигатель, платформа кабины и водяные баки сконструированы и размещены так, что немного выступают над вальцами. Вибромеханизмы восьмиамплитудные, при выборе амплитуды частота подстраивается автоматически. При реверсировании движения катка направление вращения эксцентриков автоматически меняется на противоположное. В исполнении катка с навесом устанавливают вращающуюся платформу с креслом и органами управления. Кабины, выполненные в оригинальном, выделяющемся стиле, вращаются целиком.
Тротуарные и тяжелые катки Caterpillar производят заводы корпорации в США и Франции. Линейка тротуарных катков начинается с малогабаритной модели СВ14, поставляемой в четырех исполнениях массой от 1600 до 1840 кг с вальцами шириной 800, 900 и 1000 мм. Недавно корпорация представила модели нового поколения CB22, CB24, CB32 и CC24, сменившие катки серии Е. Их низкий капот увеличивает сходство со всем рядом катков Caterpillar и улучшает визуальный контроль пространства перед машиной и по бокам вальца. В стандартную комплектацию включена функция автоматического управления вибрацией и две частоты.
Линейка тяжелых катков – это модели СВ-434D (масса 7,6 т, ширина вальца 1422 мм), СВ-434D (7,5 т, 1700 мм), СВ-534D (10 т, 1700 мм), СВ-534D XW (11,3 т, 2000 мм). Для них характерно равное распределение нагрузки между вальцами, соответственно уплотняющее воздействие переднего и заднего вальцов одинаковое. Изогнутые опоры вальцов позволяют работать вплотную к высокому бордюру, по заказу катки оснащают шарнирным сочленением с боковым сдвигом и механизмом сдвига вальца.
Катки поставляют с разными вариантами вибромеханизмов – это фирменный двухамплитудный двухчастотный механизм с наполнителем из стальной дроби, одночастотный пятиамплитудный механизм и система вибрации VersaVibe с двумя частотами и четырьмя амплитудами для каждой частоты.
Продажи техники англо-немецкой компании JCB-Vibromax быстро набирают обороты. Катки этой марки теперь нередко можно встретить в регионах. Тротуарные катки представлены 11 моделями массой от 1,6 до 4,9 т с вальцами шириной 800…1400 мм. Линейку тяжелых катков составляют модели VMT 850 массой 8,5 т с сочлененной рамой и вальцами шириной 1600 мм и VMT 950S массой 9,2 т с поворотными вальцами шириной 1675 мм. Катки JCB-Vibromax просты по конструкции и обходятся без электроники. Эти модели достались JCB в наследство, их отличает архаичный дизайн, но в скором времени их сменит новый модельный ряд.

ТЕХНИКА (обзоры) ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Каток
Леонид Малютин Основные Средства 05'2008 16 марта 2009

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru