Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Мини-погрузчики (ч. 2)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков

Грунтовые катки

Л. Малютин

Грунтовой каток прочно вошел в технологический цикл российских дорожников, а наше машиностроение освоило производство этого вида техники. Причем отечественная продукция вполне конкурентоспособна в сравнении с техникой ведущих западных поставщиков – Сaterpillar, Bomag, Hamm, Dynapac, ABG. Появление новых имен, в частности китайских фирм, еще больше разнообразит картину рынка и расширяет выбор.

Caterpillar CS76

Семейство катков ведущего отечественного поставщика завода «РАСКАТ» приобретает европейскую внешность, а что касается характеристик, то на конкурентоспособный уровень завод вышел еще в 1997 году. «РАСКАТ» осваивает производство современной линейки грунтовых катков массой 13, 15, 17, 19 и 21 т. На выставке «СТТ-2007» показали первый из этой серии 15-тонный грунтовoй каток RV15DT-01 со скошенным стеклопластиковым капотом и новой кабиной, оснащенный дизелем Deutz, агрегатированным с тандемным гидронасосом.

Завод использует стандартизованную гидроаппаратуру двух основных поставщиков – Sauer-Danfoss и Bosch Rexroth, страхуясь от перебоев в поставках. Двигатель с насосом по-современному развернут вперед, радиаторы находятся между кабиной и двигателем – в наименее запыленной зоне. Бортовые планетарные редукторы на вальце и колесах агрегатированы с высокомоментными гидромоторами Bonfiglioli. Обилие импортных комплектующих сказывается на цене, но гарантирует надежность и высокую техническую готовность катка. Стоит отметить автоматическое перераспределение тяги между вальцом и колесами при въезде на уклон.

Рыбинский каток RV-15-DT-01

Вибромеханизм вальца двухчастотный 28/ 35 Гц, двухамплитудный 1,9/ 0,9 мм. Амплитуду/ частоту меняют реверсированием эксцентриков. Чтобы обеспечить высокую вынуждающую силу и амплитуду до 2 мм, массу машины максимально сосредоточили на передней оси. При этом за счет удачно подобранных узлов крепления оси вальца – резиновых подушек – снизили передающиеся на раму колебания до 0,02 мм, что положительно сказывается на условиях труда оператора. Конструкторы старались обустроить рабочее место наилучшим образом. Кабина просторная и обеспечивает хороший обзор как за счет остекления, зеркал, так и за счет скошенного капота, отсутствия выступающих над капотом узлов и узкой рулевой колонки.

На «СТТ-2008» обещают показать 17- и 19-тонные катки RV-17-DT-01 и RV-19-DT-01, остальные модели запланированы на 2009 год. Вся линейка будет выполнена на единой платформе согласно принципу блочно-модульного проектирования с высокой унификацией деталей и узлов. Нужная масса катка достигается балластировкой вальца и рамы. Двигатель также унифицирован с ограничением мощности при переходе от одной модели к другой.

Завод продолжает выпуск старой модели ДУ-85 массой 13 т с двигателем ЯМЗ-236Г2-1 мощностью 110 кВт, но производство этой модели сопряжено с возникшими в 2007 году проблемами поставок ярославских дизелей.

LuiGong 612H

Минское предприятие «Амкодор» серийно выпускает каток 6712 массой 12 т «кубического» дизайна. Каток оснащен двигателем Д-245, гидрообъемным приводом вальца, колес и вибромеханизма. Вибромеханизм работает с частотой 30 Гц и амплитудой 1,2 мм. Стоит отметить, что задний мост оснащен дифференциалом повышенного трения.

На «СТТ-2007» предприятие показало модифицированный каток 6712А массой 11,5 т с более современным, «зализанным» дизайном капота. На новинку устанавливают тот же двигатель Д-245, но агрегатированный с гидронасосом Poclain. Вибромеханизм вальца двухчастотный – 28/ 32 Гц. Под вибромеханизм разработана новая передняя полурама. На выставке также объявляли о завершающей стадии испытаний 16-тонного катка 6811, но о начале ее производства сообщений не было.

В этом году линейка грунтовых катков Caterpillar увеличилась вдвое. Объясняется это тем, что одновременно предлагаются катки и нового, и предыдущего поколений. Производство катков предыдущей серии Е, оснащенных двигателями Stage 2/ Tier 2, сохранено для развивающихся рынков, и по цене они привлекательней новинок. В новом поколении главная «фамильная» черта – «стручковый эксцентрик» – сохранена. Основные изменения коснулись силовой установки, приведенной в соответствие с требованиями Stage 3A/ Tier 3.

JCB-Vibromax VM115

Модели CS/CP56, 64 и 74 оснащены 6-цилиндровым турбированным дизелем C6.6-ACERT мощностью 116 кВт, CS/CP76 – мощностью 129 кВт. Катки CS/CP54 оснащены 4-цилиндровым дизелем 4.4C ACERT мощностью 97 кВт. В соответствии с требованиями технологии ACERT изменена система охлаждения и вентиляции подкапотного пространства. Воздух из атмосферы поступает через верхнюю и боковые решетки в середине капота и выбрасывается через задние
решетки вверх и вбок прочь от рабочего места оператора. За счет изменения формы капота и заднего бампера и увеличения площади заднего стекла улучшен обзор назад. Модели с кулачковым вальцом получили два варианта вальцов – с кулачками круглого и квадратного сечения.

В модельном ряду немецкой компании Bomag 11 базовых моделей массой от 3 до 36 т. В маркировку катков с кулачковым вальцом добавляют литеру «Р». Катки с полигональными, со скальными вальцами, с навесной вибротрамбовкой, а также с вибромеханизмом Variocontrol фигурируют как отдельные модели. На выставке BAUMA 2007 представили самый тяжелый каток BW236 DI-4 BVC массой 36 т с полигональным вальцом.

Bomag в числе первых развернула двигатель на 180° маховиком к корме, а радиатором к кабине. Тем самым улучшили развесовку машины, разместили радиаторы в наименее запыленной зоне и получили возможность сделать капот сильно скошенным и улучшить обзор назад.

Hamm 3625 HT

В арсенале Bomag один из сложнейших в отрасли вибромеханизм Variocontrol, обозначаемый аббревиатурой BVC. С этой системой поставляют модели BW177 DH-4, BW213 DH-4, BW226 DH-4 и BW236 DI-4. Главный компонент системы – эксцентриковый блок, помещенный на центральную ось вальца и способный поворачиваться. Два боковых эксцентрика находятся на центральной оси и вращаются в одну сторону. Два средних эксцентрика вращаются в противоположном направлении на осях, вынесенных за центральную ось. Когда оси средних эксцентриков находятся одна над другой, вибрационное воздействие вальца имеет только вертикальную составляющую. При их отклонении от вертикали появляется горизонтальная составляющая, а по достижении эксцентриками горизонтального положения валец полностью переходит в режим осцилляции. Управление механизмом вибрации происходит в автоматическом режиме. В стандартной комплектации применяют простой вибромеханизм с эксцентриками, перемещающимися при смене направления вращения.

Самый длинный модельный ряд грунтовых катков, пожалуй, у шведской фирмы Dynapac. В нем 20 базовых моделей массой от 5,5 до 27 т с минимальным шагом, а потому можно очень точно подобрать модель требуемой массы. Катки поставляются с гладким или кулачковым вальцом. Характерные угловатым дизайном машины Dynapac поставляют с открытым рабочим местом оператора, с ROPS-ограждением или с остекленной кабиной со встроенным силовым каркасом.

36-тонный Bomag BW236 DI-4 BVC

Несмотря на классическую компоновку с радиаторами на корме капот сильно скошен и не затрудняет обзор. Интересно решен вибромеханизм, который фирма называет картриджем. Модульный вибромеханизм легко разбирается для обслуживания и замены изношенных частей. Механизм двухчастотный двухамплитудный. Амплитуда меняется при смене направления вращения и перемещении грузиков. Для предотвращения пробуксовки ведущих колес вместо дифференциала повышенного трения применена регулировка подачи на гидромотор хода, установленный на заднем мосту. Регулировку выполняет бортовой компьютер. По заказу монтируют систему контроля уплотнения DCA (Dynapac Compaction Analyzer) с большим цветным ЖК-монитором.

В серии 3000 грунтовых катков Hamm 10 базовых моделей массой от 5,5 до 25 т. Гладковальцовый каток получает только основную маркировку, состоящую из четырех цифр, по последним двум цифрам можно судить о массе катка. Каток с кулачковым вальцом обозначают литерой «Р» (Padfoot). В маркировку катка, оснащенного электронной системой Hammtronic, добавляют обозначение НТ, а оснащенного вибромеханизмом с осцилляцией – VIO. Все модели, за исключением самой тяжелой 3625 НТ, поставляют минимум в двух версиях – с гладким и кулачковым вальцом. Модели 3307 и 3414 массой 7 и 14,5 т поставляют в шести версиях, модель 3412 в пяти, а модели 3516, 3518 и 3520 в четырех версиях – с системой Hammtronic и осцилляцией, причем в различных сочетаниях.

Sakai SV700

Компоновка катков традиционная – с двигателем маховиком вперед и радиаторами на корме. В базовой версии устанавливают обычную гидросистему, в версии НТ приводы хода и вибровозбудителя управляются микропроцессорной системой Hammtronic. Считывая данные с множества сенсоров, распределенных по узлам катка, система автоматически регулирует обороты двигателя, скорость движения, амплитуду и частоту вращения эксцентриков, распределяет потоки рабочей жидкости между гидромоторами моста и вальца. Входящие в нее модули контроля за скольжением и тягой предотвращают пробуксовку колес и вальца. Кроме способности преодолевать подъемы система повышает экономичность машины до 30% по сравнению с базовой версией.

Для моделей 3307, 3412 и 3414 предусмотрена версия VIO с вибромеханизмом, способным работать в режимах вибрации или осцилляции. Эксцентрики на двух валах, вращаясь в противоположных направлениях, создают вертикальное результирующее воздействие – вибрацию. При переключении их на вращение в одном направлении результирующее воздействие приобретает переменное горизонтальное направление, толкающее валец. Этот метод особенно хорошо показал себя при уплотнении покрытий мостов, где противопоказаны вертикальные вибрационные воздействия, и городских улиц, под которыми на небольшой глубине проложены коммуникации.

Линейка грунтовых катков немецкой фирмы ABG, принадлежащей сейчас Volvo и составляющей ядро подразделения дорожно-строительной техники, не так развита, как у Dinapac или Bomag. Зато у ABG есть миниатюрный каток массой 2,5 т. Всего в линейке восемь базовых моделей массой 2,5...20,5 т, поставляемых в версии D с гладким вальцом, в утяжеленной версии DX с гладким вальцом и в версии Р с кулачковым вальцом.

Новая модель «Амкодор-6712А»

Катки ABG выделяются гармоничным дизайном с сильным тонированием стекол кабины и сильно скошенным капотом. Мертвая зона впереди и сзади составляет по 1 м. Для удобства движения задним ходом сиденье оператора вращается и фиксируется в шести положениях. Управление двухчастотным двухамплитудным вибромеханизмом выведено на джойстик. Высокое тяговое усилие катка поддерживает система перераспределения подачи на гидромоторы вальца и колес Ultra-Grade Traction и задний мост с планетарными бортовыми редукторами и дифференциалом повышенного трения. По заказу каток оснащают системой контроля уплотнения CompAnalyzer, включающую пульт управления с черно-белым ЖК-монитором, систему датчиков и интерфейс к бортовому компьютеру катка. Память системы хранит данные о 350 км пройденного пути. CompAnalyzer также можно подключить к ПК или принтеру.

В последние два года на рынке появились новые поставщики. Фирма JCB начала поставки катков JCB-Vibromax, и они уже получили распространение в регионах. Серия грунтовых катков VM включает семь моделей массой 4,6...19,8 т. Катки скомпонованы насосным блоком назад, скошенный капот обеспечивает хороший обзор. Характерная особенность катков JCB-Vibromax – отсутствие бортового компьютера и связанной с ним электроники. Весь набор функций реализован средствами гидропривода. Дифференциал повышенного трения заднего моста включен в базовую комплектацию. Катки поставляют с гладким или кулачковым вальцом. При необходимости гладковальцовый каток легко переделать в кулачковый, установив на валец обечайки.

Caterpillar CP56

Фирма «Техстройконтракт» начала поставки японских катков Sakai, которые можно узнать издали по несколько архаичной кабине. Линейка включает шесть базовых моделей массой от 4,75 до 19,7 т, поставляемых в нескольких версиях каждая. Есть необычный каток CV550. Он выполнен на гусеничном ходу, что позволяет уплотнять грунт на крутых склонах, а также на мусорных полигонах. В стандартную комплектацию этой модели включен бульдозерный отвал.

На российский рынок активно вторгается китайское машиностроение. Линейка фирмы LuiGong состоит всего из двух моделей массой 12,3 и 14 т, представляющих собой клоны катков Caterpillar. Модельный ряд Zoomlion включает девять моделей тяжелых катков массой 16...25 т. И можно сказать, что это только начало и полку китайских марок прибудет.

Итак, ситуация на рынке обостряется, а в выигрыше будет тот, кто сумеет организовать быстрые поставки и сервис в регионах. Срок поставки и сервис приобрели сегодня решающее значение.

Каток
Л. Малютин Основные Средства 04'2008 21 ноября 2008

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru