Дорожно-строительная техника завода «РАСКАТ»

Л. Малютин

Завод «РАСКАТ» не перестает удивлять новинками и амбициозными планами, каждый год представляя новые модели, по оснащению и дизайну все более близкие к лучшим европейским образцам. По характеристикам катков на европейский уровень завод вышел давно. В 1997 г. после испытаний на строительстве МКАД специалисты, проводившие испытания, отмечали: «По своим характеристикам рыбинские катки могут работать в комплекте с катками европейских производителей». И это мнение подтверждено заключением Государственного дорожного НИИ (СоюздорНИИ).

В течение 2007–2009 гг. завод планирует полное обновление гаммы катков. На выставке «СТТ-2007» показали первый из новой серии 15-тонный грунтовой каток RV-15-DT-01 современного дизайна с новой кабиной. Каток укомплектован развернутым вперед дизелем Deutz, агрегатированным с тандемным гидронасосом, а радиаторы находятся в наименее запыленной зоне – между кабиной и двигателем. По сравнению с катком ДУ-85 с ярославским дизелем уровень шума от новой машины много ниже. Использование стандартизованной гидроаппаратуры двух основных поставщиков – Sauer-Danfoss и Bosch Rexroth страхует от перебоев поставок.

Бортовые планетарные редукторы на вальце и колесах агрегатированы с высокомоментными гидромоторами Bonfiglioli. Такое обилие импортных комплектующих, конечно, увеличивает цену, зато гарантирует надежность и техническую готовность катка в строительный сезон и соответствие реальных характеристик машины заявленным. Стоит отметить автоматическое перераспределение тяги между вальцом и колесами при въезде на уклон. Вибромеханизм вальца двухчастотный 28/ 35 Гц, двухамплитудный 1,9/ 0,9 мм. Амплитуду/ частоту меняют реверсированием эксцентриков. Чтобы обеспечить высокую вынуждающую силу и амплитуду до 2 мм, массу машины максимально сосредоточили на передней оси.

Первый каток МКК-1

При этом за счет удачно подобранных узлов крепления оси вальца снизили передающиеся на раму колебания до 0,02 мм, что улучшает условия труда оператора. Подъем в кабину удобный. Из просторной кабины хороший обзор как за счет остекления, зеркал, так и за счет скошенного капота, отсутствия выступающих над капотом узлов и узкой рулевой колонки. Конечно, как признают разработчики, дизайн пока еще стремится к европейскому, но прогресс значительный.

RV-15-DT-01 входит в серию из пяти машин массой 13, 15, 17, 19 и 21 т. Все они будут выполнены на единой платформе, с высокой унификацией деталей и узлов. Нужная масса катка достигается балластировкой вальца и рамы. Двигатель также унифицирован с ограничением мощности при переходе от одной модели к другой. До конца года будут выпущены первые модели – 17- и 19-тонные катки RV-17-DT-01 и RV-19-DT-01. Стоит обратить внимание на использование в наименованиях букв латинского алфавита вместо ГОСТовских ДУ (Дорожная Уплотнительная): во-первых, так респектабельней, а во-вторых, для международного рынка ДУ мало подходит (созвучно английскому doo-doo).

На этой же платформе построят статический трехвальцовый каток RC-16-DD-01 массой 16 т, отличающийся передней полурамой и вальцом, а также вальцами, установленными вместо колес, и равным распределением нагрузки по осям. Первую модель изготовят в I квартале 2008 г. с расчетом, чтобы привезти образец на «СТТ-2008».

Грунтовой каток RV-15-DT-01

Вторая новинка этого года – тротуарный виброкаток RV-1,5-DD-01 массой 1,5 т. «РАСКАТ» уже выпускал тротуарные катки – модель ДУ-107 с механическим приводом, трудоемкую в производстве и проблемную в эксплуатации. RV-1,5 – гидрофицированная машина с двигателем Kubota (отечественное моторостроение не может предложить альтернативу), импортной гидравликой, включая высокомоментные гидромоторы Poclain, электрогидравлическое управление, гидравлический механизм поворота, с капотом из стеклопластика. Одночастотным вибромеханизмом оснащают один валец либо оба, есть вариант с консольной подвеской вальца для работы вдоль высокого бордюра. Каток оснащен тентом, хотя машины такого класса обычно комплектуют только защитной дугой.

Семейство асфальтовых катков ожидает радикальное обновление. На единой платформе выполнят линейку малых двухвальцовых виброкатков массой 7, 9 и 11 т – RV-7-DD-01, RV-9DD-01 и RV-11-DD-01, линейку комбинированных катков аналогичной размерности с вибровальцом на передней оси и пневмошинами на задней, а также пневмошинный каток RC-18-SS-01. Эти модели и «младший» комбинированный каток RV-7-DS-01 покажут на «СТТ-2008». Изготовление первого пневмошинного катка запланировано на 2008 г.

Формирование вальца на листогибочной машине

Платформа линейки тяжелых двухвальцовых асфальтовых виброкатков с высокой степенью унификации элементов рам практически разработана. Дизайн-проект 14-тонного катка RV-14-DD-01 должны закончить в сентябре, а первый образец появится в I квартале 2008 г. За ним в течение года последуют 16- и 18-тонная модели.

Параллельно с этим завод модернизирует серийные катки с учетом пожеланий потребителей. Так, вибрационные комбинированные катки (ДУ-97 массой 7,6 т, ДУ-99 массой 10,5 т и ДУ-84 массой 14 т), вибрационные катки с гладкими вальцами (ДУ-96 массой 7,8 т и ДУ-98 массой 11,5 т), грунтовой виброкаток ДУ-85 массой 13 т, пневмошинный каток ДУ-100 максимальной рабочей массой 16 т, а также тротуарный виброкаток ДУ-82 массой 3,5 т уже начали оснащать дизельными двигателями Deutz и Kubota, тандемными насосами Comer, в приводе хода также стали использовать компоненты иностранного производства – Bonfiglioli и Poclain. Иностранные агрегаты более компактны, надежны и долговечны, а кроме того, они отличаются низким уровнем шума, вибрации и выброса вредных веществ.

Сегодня, например, в производстве находятся две версии модели ДУ-96 массой 7,8 т – модернизированная в прошлом году и в текущем. Первая оснащена дизелем жидкостного охлаждения ММЗ Д-243. Радиатор поперечно расположенного минского дизеля выходит за габарит, ограничивая обзор кромки вальца, зато повысилась надежность катка. Гидрообъемная трансмиссия включает раздаточный конический редуктор собственного производства и два насоса МП-90. Модификация этого года предусматривает дизель Deutz с воздушным охлаждением, агрегатированный с тандемным насосом Comer. Конструкция в целом компактная и более надежная. В приводе хода использованы компоненты и собственного производства, и импортные – Bonfiglioli, Poclain. Узлы с импортными редукторами и высокомоментными гидромоторами отличаются от отечественных более плотной компоновкой, и габариты катка по ширине меньше.

Конструкторы НТО за работой

На заводе чистоту рабочей жидкости поддерживают на уровне 10-го класса с помощью стационарной очистной станции или переносных центрифуг для очистки жидкости без слива из системы после ходовых испытаний машины. Гидробак выполнен съемным отдельно от водяного. Водяные баки большого объема на обеих полурамах обеспечивают продолжительную работу без дозаправки. Маркетинговая политика такова, что каток ДУ-96 с импортным двигателем и комплектующими так же доступен для покупателя, как и с отечественными агрегатами, т. е. их продают по одной цене.

В скором времени новая японская установка плазменной резки заменит две устаревшие заводские установки. В конце 2006 г. завод стал партнером Независимой Ассоциации Машиностроителей (НАМС). Ассоциация НАМС оказывает содействие в финансировании и организации технического перевооружения завода. Это позволило реинвестировать всю прибыль предприятия в производство и в замену изношенных станков и коммуникаций. Такая поддержка сразу дала возможность заводу увеличить прибыль. Эти меры позволяют заводу смотреть в будущее с оптимизмом. Ритмичной работе, ликвидации сезонности способствует и то, что торговая компания «Ивановская марка», также являющаяся партнером НАМС, взяла на себя проблемы сбыта, позволив заводу сосредоточить силы на разработке и производстве. Разработку новых моделей и модернизацию серийных ведут квалифицированные специалисты собственного научно-технического отдела, укомплектованного современными средствами проектирования.

Запчасти поставляют с заводской маркировкой

НТО ориентируется на уровень техники Bomag, Hamm, Dynapac, которые, кстати, рассматривают «РАСКАТ» как основного конкурента на российском рынке. Улучшение качества производства и в большей степени разработки позволило перейти на 2-летнюю гарантию на машины, при этом затраты на гарантийное обслуживание остались на прежнем уровне.

Предприятию надо решить еще много проблем, но, пожалуй, самая сложная – это особенности занимаемой заводом территории. Узкий, вытянутый участок зажат с одной стороны речкой, а с другой – дорогой, и провести на нем масштабную реконструкцию, не останавливая производство, почти фантастика. Не исключено, что придется оставить историческое место и перейти на новое, за городскую черту.

Вторая проблема – дефицит квалифицированных кадров. Но на «РАСКАТЕ» эту проблему хорошо понимают и даже в самые трудные годы не прибегли к сокращениям, к растранжириванию кадров. В дореформенное время списочный состав насчитывал 1400 человек, сегодня – 1056. Разница объясняется тем, что в 2004 г. предприятие наконец избавилось от тянущего на дно жилого фонда, после девяти лет проволочек передав его городу.

Каток ДУ-96 с двигателем Deutz

Предприятие в течение всех лет реформации поддерживало, а затем правление Ассоциации сохранило все социальные завоевания, и прежде всего защищающий работника коллективный договор. Сумма социальных выплат каждому работнику в течение года составляет 22...23 тыс. руб. Средняя зарплата приблизилась к 13 тыс. руб., зарплата станочников – 18...20 тыс., а классных специалистов – 25 тыс. руб. Сегодня обеспеченность кадровым составом – 98,5%, и руководство принимает меры по подготовке молодых специалистов.

Завод «РАСКАТ» остается лидером отечественного рынка уплотнительной техники и демонстрирует пример разумного ведения дел, правильно поняв принципы рыночной экономики. И очень хочется, чтобы в дальнейшем предприятие сохранило и укрепило позиции, вывело свою продукцию на мировой уровень качества, надежности, дизайна и эргономики.