Дорожные катки

К. Шестопалов; канд. техн. наук

Катки – традиционная сфера интересов фирмы Bitelli. Когда-то именно с них, тогда еще примитивных, с паровыми двигателями, началась многолетняя история ее развития. Тандемные катки Bitelli имеют индекс DTV, где DT – признак полноприводной машины. Цифровая комбинация соответствует весу машины в кН (стоящая у легких машин первой цифра 3 к весу отношения не имеет). Завершающая обозначение латинская S указывает, что вибровозбудитель установлен только на одном вальце.

Одновальцовые катки имеют общий индекс C, а следующее за ним число также приблизительно соответствует весу машины в кН. Закономерностей в обозначениях комбинированных катков нет, поскольку одна из двух существующих моделей (345С) – по сути дела тот же DTV 345 с пневмоколесами вместо одного из вальцев. Латинское C в конце обозначения этой машины как раз и означает – «комбинированный». Собственное имя другой модели (Combit 65) прямо говорит о ее комбинированной сущности, а цифры соответствуют статической нагрузке на валец в кН. Обозначения пневмоколесных катков начинаются с аббревиатуры RG, две первые цифры численного индекса равны весу машины в кН, последняя цифра соответствует общему количеству колес.

Все тандем-катки Bitelli имеют шарнирно-сочлененную раму с гидроцилиндрами поворота, управляемыми следящей системой типа Orbitrol с подачей масла от шестеренного насоса. При выходе гидравлики из строя рулевая система сохраняет работоспособность, хотя усилие на руле возрастает. Шарнир, соединяющий полурамы, обеспечивает их поворот в горизонтальной плоскости на 30° и перекос в поперечной – на 11°. Двигатель и ходовая трансмиссия размещены на передней полураме, рабочее место оператора – на задней. Вибровозбудители с электрогидравлическим приводом устанавливаются либо на одном, либо на обоих вальцах. Они включаются микропереключателем, встроенным в рычаг управления ходом катка. Малые катки оборудованы однорежимными вибровозбудителями, средние и большие могут работать при двух значениях амплитуды и возбуждающей силы.

Гидрообъемный ходовой привод переднего и заднего вальцев и их вибровозбудителей питается от одного аксиально-поршневого насоса с регулируемой подачей. Рабочее место оператора оснащено стандартным набором органов контроля и управления, а также датчиком присутствия оператора, включающим тормоза, если оператор встает с кресла.

Бак системы орошения изготовлен из нержавеющей стали; вода через фильтры предварительной очистки подается двумя электронасосами либо поступает самотеком. Ее расход может регулироваться реле времени.

В комплект стандартной поставки одновальцовых катков Bitelli входят вальцы с двухамплитудным вибровозбудителем.

Модель 345C отличается от тандемного прототипа DTV 345 наличием четырех ведущих пневмоколес. 65-я модель имеет шарнирно-сочлененную раму, позволяющую смещать передний валец вбок на 125 мм. На передней полураме, кроме вальца, установлены бак гидросистемы и балластная цистерна. Независимые контуры ходового привода переднего и заднего мостов питаются аксиально-поршневыми насосами переменной подачи. Каждый из барабанов переднего разрезного вальца имеет самостоятельный ходовой привод, состоящий из редуктора и аксиально-поршневого мотора переменного расхода. Пневмоколеса приводятся попарно тяговым гидромотором переменного расхода через редуктор и дифференциал. Распределение нагрузки между осями может изменяться смещением противовесов (18 штук по 27 кг каждый).

Ходовой привод машин Bitelli включает в себя насос, два тяговых гидромотора и две планетарные конечные передачи (по комплекту на пару ведущих задних колес). Пневмоколесные катки оборудованы системой централизованной подкачки шин, управляемой из кабины оператора. Кабина оснащена двумя рабочими местами, что позволяет управлять катком с любого борта.

Условные обозначения катков Caterpillar позволяют составить о машине достаточно полное впечатление. Первый символ буквенного обозначения C – говорит о принадлежности машины к классу уплотняющих. Второй символ свидетельствует о типе машины (B – тандемные, P – одновальцовые кулачковые, S – одновальцовые гладкие). Маркировка уплотнителей отходов начинается не с буквенных символов, а с трехзначного числа,которое в маркировке машин Caterpillar несет информацию о типоразмере катка и его модификации. Буквенные индексы, расположенные после цифр, позволяют судить о степени новизны модели.

Системы орошения катков оснащены двумя полиэтиленовыми емкостями. Форсунки системы орошения могут заменяться без применения инструмента. Вода к форсункам подается постоянно или с интервалами одним из двух диафрагменных электронасосов, подвергаясь при этом трехступенчатой фильтрации. Вибровозбудители вальцев с электрогидравлическим приводом способны обеспечить уплотнение при двух и трех значениях амплитуды и вынуждающей силы. Ходовая трансмиссия переднего и заднего вальцев и их вибровозбудители питаются от одного аксиально-поршневого насоса регулируемой производительности.

Основные органы управления машиной сосредоточены на консоли, расположенной у подлокотника рабочего кресла. Кресло вместе с консолью управления и стойкой рулевого колеса может фиксироваться в четырех различных положениях, облегчая управление работой машины. Система автоматического контроля скорости движения позволяет оператору сконцентрировать внимание на других рабочих операциях.

Стандартно одновальцовые катки Caterpillar комплектуются двухамплитудным вибровозбудителем с возможностью его блокировки при малых оборотах двигателя, но по заказу поставляется трехамплитудный вибровозбудитель, расширяющий область применения катка.

Номенклатурный ряд уплотнителей отходов Caterpillar невелик, но его представители весьма внушительны. Компоновка этих машин полностью соответствует традиционной и отличаются они разве что своеобразной красотой и добротностью, вообще свойственными машинам этой фирмы.

Условные обозначения, используемые фирмой Dynapac, дают достаточно полное представление о маркируемой машине. C – первый из символов, составляющих имя модели, знаменует принадлежность машины к классу уплотняющих (Compacting) и с него начинается обозначение любого катка Dynapac. Второй символ говорит о назначении машины (A – грунтовые, C – асфальтовые, P – пневмоколесные, S – трехвальцовые, T – уплотнители отходов). Число, следующее за двухбуквенным индексом, несет информацию о типоразмере катка и поколении, к которому относится данная модель. Буквенные индексы, расположенные после цифр, могут означать следующее: C – комбинированный, D – гладковальцовый, P – кулачковый). Кстати, два последних индекса (а именно: D и P) производителями катков используются для маркировки моделей весьма широко, так что их можно считать почти стандартными.

На передней полураме тандем-катков Dynapac размещены валец и кабина оператора, а на задней – валец, двигатель и трансмиссия. Подбор распределения веса между полурамами снижает вероятность появления следов сопряжения на уплотненном покрытии. Некоторые катки оборудованы разрезными вальцами и системой поворота заднего вальца, позволяющей смещать вальцы в осевом направлении на 500 мм, увеличивая ширину полосы уплотнения. В новейших конструкциях используются малые амплитуды и повышенная частота вибрации. По мнению фирмы, это позволяет уплотнять тонкие слои с большим содержанием заполнителя без риска разрушения его зерен, а в сочетании с увеличенным диаметром вальцев – повысить скорость уплотнения пластичных смесей без опасности растрескивания и волнистости поверхности.

Агрегаты системы орошения изготовлены из нержавеющих материалов, а вода подвергается трехступенчатой очистке, что увеличивает надежность и долговечность системы.

Кресло, рулевая колонка и консоль с органами управления расположены на платформе, которая устанавливается в любое удобное для работы положение. В сочетании с несимметричной кабиной и удобным размещением обзорных зеркал это обеспечивает хороший обзор при любой работе. Благодаря наклону опор оператор видит край переднего вальца, что облегчает точное выдерживание направления. Совмещение «излома» рамы и поворота заднего вальца в одной машине позволяет управлять ее движением и рулевым колесом, и джойстиком.

Трехвальцовый статический каток Dynapac имеет рабочую массу 10,8 т, которая за счет балласта может быть повышена до 12,8 т, ширину уплотнения 2 100 мм и создает линейное статическое давление 47/56,9 кН/м. Эта машина как бы пришла из пятидесятых годов, когда очень похожие на нее агрегаты главенствовали в дорожном строительстве. Сегодня Dynapac предлагает эту машину для укатки слабых смесей и тонких слоев.

Компоновка и основные технические идеи, заложенные в конструкции одновальцовых катков Dynapac, не отличаются от общепринятых, что неудивительно, так как Dynapac – один из законодателей моды в этой области. К особенностям некоторых моделей можно отнести повышенную толщину и прочность оболочки вальца, позволяющие эффективно уплотнять крупнокусковые каменные материалы. Компоновка рабочего места оператора – та же, что и у всех катков фирмы.

К особенностям этого семейства можно отнести точное и равномерное распределение нагрузки между ведущими колесами, пневматическую тормозную систему, блокиратор стартера, исключающий его запуск при включенной передаче, систему централизованной регулировки давления в шинах.

Говорить о единой системе условных обозначений катков, используемых компанией Ingersoll-Rand, сложно, так как в номенклатуре ее продукции в настоящее время присутствуют как катки со старой индексацией ABG и Ingersoll-Rand, так и новые модели, индексируемые по общим правилам. К их числу, в частности, относятся тандем-каток DD 74, одновальцовый каток SD 120D и другие. Если предположить, что новые модели будут индексироваться по правилам Ingersoll-Rand, то тандемные катки будут получать индекс DD, одновальцовые – индекс SD, комбинированные – индекс CR. Цифровые комбинации, следующие за буквенными индексами, в большинстве случаев соответствуют весу машины в кН.

Отличительной особенностью значительного числа моделей катков Ingersoll-Rand различного назначения является возможность устанавливать восемь различных значений амплитуды и вынуждающей силы, что, по мнению производителя, существенно расширяет область применения машин.

В палитру тандемных виброкатков Ingersoll-Rand кроме включенных в таблицу, входят модели DD 16 (1,7 т), DD 18 (1,8 т), DD 20 (1,9 т), DD 22 (2,6 т), DD 24 (2,8 т), DD 32 (3,2 т) и DD 65 (6,5 т). Не располагая их более подробными характеристиками, мы ограничиваемся их перечислением. Аналогичным образом отметим модели комбинированных катков CR 22 (1,6 т), CR 24 (1,8 т), CR 32 (2,96 т), CR 36 (2,2 т) и SD 70DA (7,3 т); пневмоколесных катков RT 125R (4...12,6 т), RTR 220 (8,6...21 т) и RTR 250 (13...24 т); одновальцеовых легких катков SD 40F и SD 40D (4 т), а также семейства ProPac: SD 100D (10,5 т), SD 115F, SD 115DB, SD 115D (11,4...11,6 т), SD 120D (12 т), SD 150F, SD 150D (15 т), SD 175F, SD 175D (17 т), SD 180F, SD 180D (18,1...18,3 т).

Символьная комбинация BW, с которой начинаются условные обозначения катков Bomag, неизменна для любого типа уплотняющих машин этой марки. Связь между числами в условных обозначениях и параметрами катков выражается просто: с ростом числа возрастает вес машины. Поэтому первое впечатление о катке Bomag можно составить, главным образом, по одной или двум латинским буквам, следующим после цифр. AD – тандемные катки, AC – комбинированные катки, R – пневмоколесные катки, D – одновальцовые катки с гладкими вальцами, PD -одновальцовые кулачковые катки.

Среди марок, представленных в России, Bomag отличается, пожалуй, наибольшим числом моделей в каждом из типов катков. Особенности машин этой марки достаточно полно соответствуют наиболее характерным признакам катков того или иного типа, отмеченным выше. Это вполне естественно, так как Bomag (так как и Dynapac) является одним из ведущих производителей этого рода техники в Европе и именно он задает тон технических новаций в этой области.

Фирма STAVOSTROJ, s. a. (Чешская Республика) имеет многолетние традиции производства высококачественного уплотняющего оборудования. Признаком международного признания этого факта стало получение компанией сертификата качества ISO 9001.

Среди отличительных особенностей машин марки STA производитель отмечает наличие системы заполнения вальцев и шин водой для увеличения статического линейного давления и силы тяги, а также экологическую безопасность катков. Последняя обеспечивается индикацией утечек масла из гидросистемы, сопровождающейся остановкой двигателя, и возможностью применения экологически безопасных масел, разлагающихся на открытом воздухе на биологически безвредные компоненты.

На переднем вальце уплотнителя размещено 60 кулачков, на заднем – 20 лопаток, расположенных под острым углом к оси машины. Модель COM 3010 может оснащаться ковшом вместимостью 4,5 м3.

Модельный ряд катков Komatsu не назовешь чрезмерно большим. Компания сосредоточила свои усилия на выпуске четырех типов катков: тандемных DW (3 модели), комбинированных CW (2 модели) и CR (2 модели), одновальцовых A, WP и WA (по одной модели) и одного пневмоколесного. К числу достоинств своих машин Komatsu относит одноджойстиковое управление всеми рабочими и транспортными операциями, автоматическое выдерживание скорости уплотнения, а также возможность установки рабочего кресла с пультом управления в позицию, наиболее удобную для оператора.

 

 

 

 

Каток
К. Шестопалов; канд. техн. наук Основные Средства 02'2000 8 апреля 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru