Сочлененные самосвалы Volvo

По материалам VOLVO Construсtion Equipment, иллюстрации VOLVO Construсtion Equipment

Еще недавно машины такого типа для российских строителей были чем-то неведомым. Но сегодня все изменилось. Крупнейшим их покупателем стали московские строители, в частности, ЗАО «Мосстроймеханизация-5» – хорошо оснащенное новейшей техникой, оборудованием и автотранспортом предприятие, осуществляющее около 80% строительства жилья и объектов культурно-бытового назначения муниципального заказа.

В 1997 году ЗАО МСМ-5 приобрело первый сочлененный самосвал А35С, который использовался на рекультивационных работах и строительстве буферной площадки в московском районе Марьино. Машина использовалась для перевозки песка со склада на берегу Москвы-реки на буферную площадку. Возможность отказаться от езды по дороге сократила плечо откатки до 3 – 5 км при средней скорости 35 – 40 км/ч. Увеличение высоты кузова на 200 мм позволило грузить до 23 кубометров песка.

Результатом испытаний стала покупка партии из 10 сочлененных самосвалов А35С, девяти гидравлических экскаваторов Volvo ЕС340 с ковшами 1,9 мЗ, одного экскаватора Volvo ЕС450 с ковшом 2,9 мЗ и четырех колесных погрузчиков Volvo L180C с ковшами 4,4 мЗ для загрузки транспортных средств.

Снижение стоимости тонны груза

Разрабатывая первый в мире самосвал с шарнирно-сочлененной рамой, Volvo Construction Equipment ставила своей главной целью максимальное снижение стоимости тонны груза при самых неблагоприятных условиях перевозки. Машина родилась в шведском местечке Смоланд, известном суровой природой и сильно пересеченной местностью.

Первыми познакомились с уникальными качествами сочлененных самосвалов дорожные строители Скандинавии и стран Северной Европы. С тех пор они завоевали популярность во всех уголках земного шара, а во многих странах стали главной альтернативой традиционным видам техники. Наряду с основной своей функцией – перемещением земли, сочлененные самосвалы успешно освоили другие виды работ в карьерах и рудниках, в тоннельном строительстве, на перевозке контейнеров, длинномеров, вахтовых домиков и оборудования в недоступные ранее для колесных машин места.

Практика показала, что использование сочлененных самосвалов позволило, с учетом основных достоинств этих машин, по-новому, более рационально планировать рабочую площадку и темпы строительства:

– выбирать кратчайшее плечо откатки при полной загрузке в самых тяжелых условиях бездорожья;

– идеально сочетать сочлененные самосвалы с гидравлическим экскаватором (кузов заполняется 3 – 5 ковшами) или, при загрузке сыпучими материалами, с колесными погрузчиками с ковшом большего, чем у экскаватора объема;

– точно маневрировать под загрузкой и разгрузкой, экономя время.

На российском рынке сочлененные самосвалы имеют большое будущее – не только в строительной, но и в горнодобывающей, нефтяной, лесозаготовительной промышленности.

Концепция

Сочлененный самосвал Volvo – это детище оригинальных конструкторских решений и передовой технологии. Его рама выполнена из двух секций, шарнирно связанных между собой. Конструкция сочленения позволяет секциям складываться и вращаться по отношению друг к другу на 360 градусов, тем самым удается избежать огромных нагрузок на несущие конструкции при переезде через большие неровности, постоянно сохранять контакт колес с грунтом, маневрировать в узком пространстве. Эта же особенность делает машину очень легкой в управлении.

Следует добавить, что сочлененный самосвал имеет гораздо меньший радиус поворота, чем обычный самосвал равной грузоподъемности.

Привод на все шесть колес, возможность блокировки дифференциалов всех осей плюс межосевая блокировка, автоматическая трансмиссия, идеально сочетающаяся с ходовой частью, позволяют машине оставаться мобильной в любых дорожных условиях и даже на бездорожье.

Конечно, опытный водитель не будет без нужды включать дополнительный привод колес и блокировки, экономя топливо и резину. Но условия работы меняются, и возможность выбора делает человека более независимым от капризов природы:

– 6 х 4 без блокировки является наиболее экономичным вариантом в нормальных дорожных условиях;

– 6 х 4 с блокировкой дифференциала передней оси эффективен на скользкой дороге;

– 6 х 6 с межосевой блокировкой значительно увеличивает проходимость машины в более трудных условиях;

– 6 х 6 с блокировкой дифференциала передней оси и межосевой блокировкой облегчает движение в глубокой мокрой колее, значительно увеличивая силу сцепления колес с грунтом;

– 6 х 6 с включением всех блокировок делает проходимость машины практически неограниченной.

Трехточечная подвеска кабины на поглощающих шум и вибрацию необслуживаемых резиновых опорах и задняя тележка с независимо качающимися мостами создают комфортные условия для водителя и исключают просыпание груза. Кузов «переплывает» через неровности, не теряя горизонтального положения.

Конструкция

Сердце каждой машины – двигатель. Сочлененные самосвалы оснащены собственными низкотоксичными 7-, 10- и 12-литровыми 6-цилиндровыми турбодизелями с увеличенным крутящим моментом на низких оборотах. Это увеличение обеспечивает машинам более быстрый разгон, меньшее время рабочего цикла и большую производительность. Число максимальных оборотов относительно низко, что экономит топливо, снижает шум и увеличивает срок службы мотора. Более чистый выхлоп позволяет самосвалам соответствовать всем действующим экологическим стандартам. Вентилятор системы охлаждения имеет гидропривод и управляется термостатом. Скорость его вращения зависит от температуры двигателя, тормозной системы и трансмиссии.

Практика показывает, что оператор сочлененного самосвала с механической коробкой передач переключает рычаг 150 – 180 раз в час. Это отвлекает его внимание от дороги и утомляет. Кроме того, не обеспечивается оптимальная работа двигателя. Именно поэтому машины снабжены автоматической трансмиссией.

Пересеченная местность предполагает наличие длительных спусков и подъемов, создающих большую нагрузку на тормозную систему машины. Конструкция тормозной системы сочлененных самосвалов Volvo рассчитана именно на такие условия эксплуатации. Машины оснащены многодисковыми oxлaждaeмыми маслопогруженными тормозами. Полностью закрытая конструкция предотвращает попадание в них грязи и воды. Каждая ось имеет отдельную систему охлаждения, функционирующую независимо от движения машины. В автоматическую трансмиссию встроен гидравлический тормоз-замедлитель, в несколько раз увеличивающий срок службы тормозных дисков. Он очень эффективен на длительных крутых спусках и может быть включен в автоматический режим. С тех пор, как тормоз-замедлитель стал гидравлическим, он не подлежит обслуживанию и безотказно функционирует на протяжении всего срока жизни машины.

Разгрузка на значительном расстоянии от задних колес под откос или в бункер избавляет от необходимости использовать дополнительную технику для подчистки площадки. Внедорожные характеристики и большие колеса с низким давлением на грунт исключают риск пробуксовки или сползания с насыпи. Точно выверенная форма кузова и угол его подъема, доходящий до 70 градусов, позволяют завершить разгрузку примерно за 15 секунд.

Подогрев кузова выхлопными газами обеспечивает более полное его освобождение от прилипающих материалов и их лучшее распределение при разгрузке.

Стандартное оборудование сочлененных самосвалов Volvo полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к машинам этого класса. Однако машины могут быть оснащены большим набором дополнительного оборудования по желанию покупателя.

Во-первых, это бортовой компьютер Contronic, осуществляющий контроль за действиями оператора и диагностику функций важнейших систем и узлов машины. Бортовой дисплей вовремя информирует оператора о необходимости технического обслуживания, о параметрах работы двигателя, гидравлической, тормозной и электросистемы. Contronic учитывает пройденную дистанцию, отработанные моточасы и количество рабочих циклов.

К опциям, повышающим комфорт, относятся кондиционер, сиденье с электроподогревом и воздушными амортизаторами, электроподогрев внешних зеркал, акустическая система в потолочной панели. При работе в сильно запыленных условиях необходима дополнительная фильтрация поступающего в двигатель воздуха. Volvo устанавливает дополнительный воздушный фильтр масляного типа и фильтр охлаждающей жидкости. При неудовлетворительном качестве топлива предлагается дополнительный топливный фильтр.

Различные условия загрузки и перевозки требуют иногда дополнительного оснащения кузова козырьком, защищающим кабину и водителя, откидным задним бортом или, при транспортировке легких материалов, увеличения высоты бортов.

Однако, как бы совершенен ни был механизм, он – ничто без человека. Удобство и комфорт оператора обеспечивают в конечном итоге производительность машины. В сочлененном самосвале Volvo сиденье оператора расположено над центром передней оси, где колебания кабины чувствуются меньше всего. Отличный обзор, все органы управления расположены в логическом порядке и в зоне досягаемости полувытянутой руки, рулевое колесо вращается также легко, как и у легкового автомобиля.