Выше среднего

Автокраны грузоподъемностью 32 т

Сергей Красовский
На общем рынке доля автокранов грузоподъемностью (г/п) 32–35 т относительно массовых «25-тонников» невелика. Однако именно эти машины способны решать большинство задач на крупных промышленных и строительных объектах, где требуется подъем тяжелых и крупногабаритных грузов на большую высоту.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Про свои «32-тонники» эксплуатирующие организации, как правило, говорят с особым уважением. И это не удивительно, ведь эти машины относятся к среднему классу и превосходят по грузовысотным характеристикам массовые «25-тонники» и тем более легкую, 16-тонную «кавалерию». Машины пользуются популярностью у строительных организаций, для которых техника, способная работать с большим весом, поднимать их на высоту около полусотни метров или благодаря телескопированию стрелы в прямом смысле слова вносить различные конструкционные элементы внутрь строящихся зданий, дорогого стоит. Неравнодушны к мощным кранам, смонтированным на полноприводных шасси, и компании, занятые в сфере нефте- и газодобычи. Ну а уникальные экземпляры, базирующиеся на многоосных вездеходах, и вовсе незаменимы при проведении работ в тундре, на вечной мерзлоте или зыбких грунтах. Широкое распространение рассматриваемой нами в данном материале техники тормозит разве что ее довольно высокая стоимость. Именно по этой причине к десяти 25-тонным автокранам эксплуатирующие организации докупают два-три «32-тонника».

Причем прежде чем выложить за них круглую сумму, раздел бизнес-плана «загрузка техники», составленный под приобретение спецмашин, проверяется неоднократно. Уж очень дорого обходится простой мощных машин. Приятно, что в рассматриваемом нами сегменте продукция отечественных краностроителей представлена более чем в достаточном для выбора количестве. У каждого завода есть свои конструкторские наработки, которые выгодно отличают технику разных марок. Словом, клиенту есть из чего выбирать. Пройдемся по рынку «32-тонников».

В модельном ряду автокранов г/п 32 т Челябинского механического завода ОАО «ЧМЗ» нас интересует модель КС-55733, которая базируется на вездеходных шасси Урал-4320 и КамАЗ-43118. Возможность самостоятельно добираться до места проведения работ зачастую дорогого стоит, особенно когда объект расположен вдали от каких-либо более-менее приличных дорог. В этом случае полный привод и односкатная ошиновка шасси подчас имеют решающее значение при выборе техники. Первый экземпляр крана на шасси Урал-4320 прошел опытную эксплуатацию в 2010 г. в компании «Сургутнефтегаз». Одной из основных задач, которую пришлось решать конструкторам, являлось создание одновременно мощной и легкой установки, которая бы сочеталась с вездеходным шасси и не перегружала его.

Благодаря оригинальным конструкторским и технологическим разработкам инженерам удалось создать машину массой всего 22 т. При этом нагрузка на оси распределена таким образом, чтобы не было превышения действующих нормативов. В итоге претензий к автокрану со стороны весового контроля не возникает, и машина может без специального разрешения передвигаться по дорогам общего пользования в том числе и мостам. Разумеется, водители должны учитывать ограничения по нагрузке на каждую из мостовых конструкций, которые встречаются на маршруте следования автокрана.

Кроме того, автокран КС-55733 «Челябинец» имеет низкий центр тяжести, что обеспечивает машине хорошую устойчивость при передвижении по дорогам плохого качества и полному бездорожью. Низко расположенный центр масс благоприятно повлиял и на управляемость автокрана, идущего по трассе на крейсерской скорости. Примененные на спецмашине поворотно-выдвижные опоры обеспечивают четыре варианта развертывания опорного контура: полный, неполный и два несимметричных с максимальным выдвижением опор в одну из сторон. Благодаря этому достигается эффективное использование автокрана в стесненных условиях, что важно при работе техники на объектах точечной застройки или при проведении монтажных работ на промышленных предприятиях. Рабочая зона крана составляет 360° с сохранением грузовых характеристик во всем диапазоне. Высокое вывешивание крана позволяет машине работать на неровной или наклонной опорной поверхности.

Заявленные заводом грузовысотные характеристики достигнуты, в том числе благодаря применению трехсекционной стрелы из профиля сложной формы, которая изготавливается из высокопрочной стали марки S700. Современная система выдвижения стрелы и увеличенная площадь соприкосновения между секциями позволяют оператору телескопировать груз массой до 6 т, а также выполнять работы при малых углах наклона стрелы к горизонту. Возможность изменения угла установки лебедки снижает высоту автокрана до 3600 мм, за счет чего может осуществляться транспортировка спецмашины авиатранспортом. Это качество автокрана придется по душе службам быстрого реагирования МЧС, а также компаниям, работающим на Крайнем Севере. Доставка туда спецтехники – это вообще отдельная тема, так как аэропорты там способны принимать крупные грузовые самолеты. Благодаря компактным габаритам возможна доставка КС-55733 без снятия кабины оператора на удаленные объекты и по железной дороге. И наконец, последнее: для автокрана доступно большое количество различных вариантов исполнения.

Среди опционального оборудования прежде всего стоит отметить дооснащение машины системами навигации, охраны и контроля расхода топлива, специальную окраску, установку дополнительных отопителей и подогревателей, утепление кабин, отсека аккумуляторных батарей, элементов топливной системы и многое другое. Для вахтовой работы в условиях Крайнего Севера можно заказать кран с дополнительным топливным баком объемом 210 л и кабиной шасси со спальным местом. Данная комплектация автомобильного крана позволяет увеличить его пробег до 1000 км без дозаправки и обеспечить комфортный отдых оператора. В 2011 г. в соответствии с техническими требованиями ОАО «Газпром» Челябинский механический завод спроектировал и изготовил кран-снегоболотоход КС-55733Б г/п 32 т, который предназначен для строительства и обслуживания магистральных газопроводов в условиях абсолютного бездорожья и Крайнего Севера. Установка КС-55733Б «Челябинец» монтируется на шасси внедорожного вездеходного транспортного средства КМП с колесной формулой 8х8. Крупногабаритные шины низкого давления 28,1 R26 позволяют машине передвигаться по грунтам со слабой несущей способностью – снежной целине, сыпучим пескам, болотам II типа, а также обеспечивают сохранность растительного покрова тундры – ягеля, для восстановления которого требуется несколько десятилетий.

Полноприводное шасси КМП оснащено спальным местом для отдыха водителя, централизованной системой смазки, дополнительными топливными баками для движения без дозаправки на большие расстояния по дорогам с неразвитой дорожной инфраструктурой. Для эффективной эксплуатации крана-снегоболотохода при низких температурах предусмотрен так называемый «северный пакет», включающий в себя обогреватели кабин шасси и оператора крана, предпусковой подогреватель мощного 400-сильного двигателя, утепление и подогрев топливной системы и аккумуляторных отсеков. Примечательно, что на транспортных колесах размерностью 12.00 R20 автокран КС-55733Б «Челябинец» имеет габариты, позволяющие движение по всем видам дорог общего пользования без оформления разрешения на «негабарит». Кран-снегоболотоход «Челябинец» обладает оптимальными грузовысотными характеристиками, обеспечивает плавный подъем/ опускание и монтаж трубы в траншею (котлован) глубиной до 5 м, а также погрузку/ разгрузку трубы на прицеп-плетевоз при схеме строповки за торцы. Стрела нового поколения, изготовленная из высокопрочной стали S700, и большой опорный контур позволяют устойчиво удерживать груз в подвешенном положении на влагонаполненных грунтах.

На российском рынке хорошо известны белорусские автокраны «Машека» г/п 32 т. Это модели КС-5571BY-А на шасси МАЗ-6312В3 и КС-5571BY-К на шасси МАЗ-6317X5. Обе машины соответствуют экологическому стандарту Еuro 4. Автокраны предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ c обычными грузами на рассредоточенных объектах. Гидравлическая система крановой установки машин обеспечивает плавное управление всеми механизмами с широким диапазоном скоростей рабочих операций, а также возможность одновременного совмещения нескольких крановых операций. Применение в гидросистеме оцинкованных трубопроводов в комплексе с гидроаппаратами ведущих мировых производителей позволяет значительно снизить затраты на обслуживание крана в процессе его интенсивной эксплуатации.

Привод механизмов крана гидравлический от насоса, приводимого в действие двигателем шасси. Четырехсекционная стрела длиной 10,08 м во втянутом положении обеспечивает крану компактность и маневренность при переездах, а при полностью выдвинутом состоянии 30,28 м – обширную рабочую зону и большую высоту перемещения груза. Возможность телескопирования стрелы с грузом на крюке позволяет автокрану выполнять специальные работы: устанавливать грузы в труднодоступных местах и проносить их среди смонтированных конструкций. Способность автокрана выполнять операции в рабочей зоне 360° минимизирует количество необходимых переустановок машины и повышает эффективность ее использования. Чтобы повысить надежность своей техники, конструкторы применили редукторы механизма поворота и лебедки производства мирового лидера в данной области – компании Bonfigliolli (Италия).

Примечательно, что агрегаты планетарного типа с дисковыми тормозами соответствует самым современным требованиям, предъявляемым к грузоподъемным кранам. Кабина машиниста новой конструкции и современного дизайна комфортна и имеет большой внутренний объем. Большая площадь остекления обеспечивает отличную видимость рабочей зоны при любой длине и любом угле наклона стрелы. Применение современных материалов значительно улучшило тепло- и шумо­изоляцию. Для обогрева кабины используется автономный дизельный отопитель «Планар». По требованию заказчика могут устанавливаться отопители Airtronic или Webasto. Безопасную работу крана обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель нагрузки ОНК-160С с цифровой индикацией параметров в кабине машиниста. Ограничитель нагрузки может работать в режиме координатной защиты и имеет встроенный прибор фиксации характеристик – «черный ящик» и встроенный модуль защиты от опасного напряжения при работе вблизи линий электропередачи.

Компания «Ивановская марка» представляет на рынке двух российских производителей автокрановой техники: ОАО «Автокран» и ЗАО «Газпром-кран». Последний имеет в своей продуктовой линейке две модели автокранов г/п 32 т. Это автокраны КС-5576Б на шасси МАЗ-6312 (6х4) и КС-5576К на шасси КамАЗ-65115 (6х4). В списке близких по грузоподъемности 35-тонных автокранов значатся три модели. КС-55735-1 ОВОИД на шасси КамАЗ-6520 (6х4) уже хорошо известна эксплуатирующим организациям. А две модели, выпущенные совсем недавно заводом «Автокран»: КС-55735-6 ОВОИД на шасси КамАЗ-6540 (8х4), КС-55735-7 ОВОИД на шасси КамАЗ-63501 (8х8), еще только завоевывают рынок. Глядя на мощные КС-55735-6 и КС-55735-7, сложно поверить, что они могут соответствовать «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», которые устанавливают ограничения по общей массе и нагрузкам на оси. Но это факт. Разработчики сумели сделать так, что при 4-осном шасси и высокой грузоподъемности автокраны остаются довольно легкими. Раньше такое было возможно только на 2-осных автокранах КС-55744 того же производства. Но не прошло и трех месяцев с момента запуска первой модели легкого автокрана г/п 25 т, как производитель предложил новый автокран – большей мощности и при этом «невесомый». При движении по дорогам нагрузка с гуськом на две передние оси шасси для крана КС-55735-6 составляет всего 12,2 т, а для крана КС-55735-7 еще меньше: 11,3 т. А нагрузка на заднюю тележку, где располагаются крановые установки, не превышает 15 т для обоих кранов!

Производитель оснастил крановую установку новой стрелой овоидного профиля, которая за счет особенностей формы имеет небольшой вес, сохраняя необходимую жесткость конструкции. Такая стрела поднимает груз массой до 2,48 т на высоту 39 м (с гуськом) и работает на вылетах до 33 м. При работе на короткой и средней длине овоидные стрелы превосходят по отдельным показателям аналогичные стрелы до 11%, при работе с гуськом – до 67%. При этом крановые операции выполняются максимально плавно: электропропорциональная система управления штатно устанавливается на всех моделях серии КС-55735.

Благодаря внедряемым современным технологиям новые «Ивановцы» имеют полноценную 360-градусную рабочую зону. Перед кабиной шасси они поднимают такие же по массам грузы, что и сзади. По сути, ивановские разработчики на 30% расширили возможности крана и упростили задачу по размещению техники на рабочей площадке. Мощные автокраны легко справляются с грузами без противовесов и готовы приступить к работе сразу по прибытии на строительную площадку. Устойчивость крана обеспечивается надежным опорным контуром с базой 7,2 м и расстоянием между опорами 6,5 м. Предусмотрено два варианта конфигурации опорного контура: выставление опор осуществляется с помощью пульта дистанционного управления. Встроенный в пульт индикатор электронного креномера позволяет максимально точно разместить кран на рабочей площадке.

Производитель уделяет особое внимание удобству работы крановщиков, поэтому провел улучшение для новых 35-тонных кранов, перенеся фару-прожектор с первой секции стрелы на ологовок. Улучшенное освещение помогает контролировать грузовые работы на большой высоте в темное время суток и при сложных погодных условиях. По желанию кабина крановой установки оснащается механизмом изменения угла наклона, что также улучшает видимость груза на большой высоте и снижает утомляемость крановщика.

Собираются «Ивановцы» с использованием лучших российских и импортных комплектующих, среди которых стоит выделить грузовую лебедку компании Zollern со встроенным редуктором и дисковыми тормозами.

(Продолжение следует)

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран
Сергей Красовский Основные Средства 11'2014 26 ноября 2014

Комментарии (1)

Максим
Почему Вы в своих обзорах не рассматриваете, на мой взгляд, самые лучшие на сегодняшний день автокраны - &quot;Клинцы&quot; и &quot;Галичанин&quot;?<br />
10 декабря 2014 – 14:04 Ответить