Уважай манипулятор!

Автомобильные гидравлические краноманипуляторные установки

И. Варывдин
Краноманипуляторные установки – именно манипуляторы, а не тросовые краны, – хотя и встречаются на дорогах все чаще, до уровня европейской популярности пока недотягивают. Что же мешает этим полезным механизмам находить свое заслуженное место на рынке российских потребителей?
 
Без манипулятора этот автомобиль не стал бы ломовозом
 
 
И манипулятор, и тросовый кран «Атлант»: знай наших!
 
 
 
 
 
 
 
 
Лесной манипулятор изменил технологию заготовки леса
 
 
 

Манипулятор, устанавливаемый на бортовой автомобиль, в англо­язычной среде именуемый «погрузочный кран», – это механический помощник, не облегчающий тяжелый труд рабочих, а исключающий его, правда, вместе с этими самыми рабочими. Водитель, он же оператор, работает на машине, оснащенной КМУ, в одно лицо, получает за «подработку» свои честные 50%, а бригада грузчиков отправляется на биржу, где уже сидят крановщики, водители вилочных погрузчиков, экскаваторщики… КМУ с набором соответствующих насадок оставили их всех без работы – в общем, это не проект по созданию рабочих мест. Многие руководители у нас ведь и сегодня мыслят, как в известном анекдоте из прошлого: зачем покупать трактор, когда целая рота солдат скучает без дела? И никакая современная компактная подметальная машина не сравнится по эффективности с вооруженным метлой гастарбайтером. Что же до экономии на зарплате, то это там, в Европе, зарплаты такие, что есть прямой финансовый интерес вводить механизацию всеми силами, сокращать число нанятых работников. Хотя после кризиса оклады там и снизили, но не стоит указывать, на сколько, чтобы не расстраиваться.

Так что неудивительно, что в Европе грузовик без манипулятора пусть не дурной тон, но редкость. Только машины, работающие в жестких логистических цепочках, курсирующие строго между погрузчиками, или самосвалы в карьерах освобождаются там от дополнительной «ноши» в виде манипулятора.

Но не только обилие привыкших к невзгодам рабочих рук тормозит рынок кранов-манипуляторов, ведь преимущества самопогрузки наши находчивые граждане давно оценили благодаря подержанным японским бортовым грузовичкам, оснащенным тросовыми кранами. Не зря же меткий народный язык прозвал их «воровайками» – прилепилось так, что уже не отмоешь. Но как следствие надежности «праворуких японских лошадок», в сознании многих закрепился и миф о надежности именно тросовых КМУ, и к манипуляторным установкам, которые подержанными к нам практически не поступали, особого доверия нет. А бывалые крановщики порой произносят слово «манипулятор» с таким выражением в голосе, что отношение к ним становится понятным без лишних слов.

Почему мнение о надежности миф? Дело в том, что у тросовой и бестросовой КМУ нет принципиальных различий в конструкции. Вторая из-за отсутствия троса нуждается в дополнительном «колене», и манипуляторы в основном состоят из трех звеньев, а тросовые краны из двух (вращающаяся колонна и телескопическая стрела). А надежность и того и другого определяется свойствами металлического сплава, качеством швов и работой гидравлической системы. Ну а там уже люди «прикипают» к определенной марке, например Unic, а от нее к тросовым кранам вообще. Сила привычки хорошо известна, вот у нас хоть и азиатская страна, но есть государства еще более восточные, и для их жителей традиция важней, чем революция, пусть и научно-техническая. Для таких стран тросовые краны выпускает в том числе и концерн Hiab – в качестве более привычного продукта и альтернативы для тех, у кого манипуляторы спросом не пользуются и переубеждать людей бесполезно.

К слову, тросовые КМУ проще устроены, с их помощью удобней подавать груз ниже линии горизонта. Конечно, у манипулятора его можно закрепить на длинных тросах, но подача его строго сверху вниз требует артистического владения рычагами, ведь необходимо и наклонять плечо крана, и одновременно складывать телескопические секции. То ли дело КМУ, где есть трос – стравливай его потихоньку, и всё! Случаев, когда надо что-нибудь подать в яму, немало, хотя бы всем известные работы по ремонту и прокладке новых канализационных сетей. В советское время для этого на объект пригоняли и автокран, и грузовик, сегодня и с подвозом труб и плит, и с их монтажом справляется один автомобиль с бортовой платформой и тросовой КМУ. А дополнительно и пробурить скважины под сваи можно специальной навеской, ведь тросовые КМУ, как правило, оборудуют дополнительным гидроконтуром. Сегодня даже новые среднетоннажники производители чаще предлагают с тросовыми КМУ, тем самым закрепляя традицию.

Что же до кранов высокой грузоподъемности и больших размеров, тут у тросовых кранов из простоты конструкции вытекает еще одно преимущество перед манипуляторами соответствующей мощности: более низкая цена. У тросовой КМУ мощность повышают «экстенсивным» методом, увеличивая размер стрелы, число секций, толщину металла. Вся «ответственность» за груз перекладывается на трос, а манипулятору приходится рассчитывать только на собственные гидроцилиндры, поэтому для того, чтобы кран-манипулятор не отставал от тросового крана большой грузоподъемности, его устройство сильно усложняется.

Еще более мудреным становится устройство тех моделей, которые выполняют максимум возможных функций. У таких манипуляторов может быть более трех подвижно соединенных звеньев, четвертое (гусек), как и третье, состоит из телескопируемых секций, тем самым повышаются возможности артикуляции манипулятора. Груз может «майноваться» на платформе вплотную к колонне КМУ, а «вироваться» горизонтально, в пролеты, расположенные на довольно большой высоте. И, наконец, устанавливаемая дополнительно лебедка придает манипулятору свойства вполне обычного тросового крана. Понятно, что цена от таких заоблачных возможностей соответствующая, и это по-своему препятствует распространению в России сложных, как бы сказали, «наукоемких» манипуляторов высокой грузоподъемности.

Но ведь тросовые краны бьют ценой не только манипуляторы, но и автокраны. Судите сами: приходит кран какой-нибудь китайской марки, здесь дилер его устанавливает на вполне обычное бортовое шасси «КамАЗ», управление с кресла на колонне, даже выше, чем из кабины крановщика, – опять экономия. Разумеется, противовесы поставить здесь некуда, и на 180°-ные действия грузовысотных характеристик рассчитывать не приходится. Башенный кран не собрать, но для большинства случаев складского или малоэтажного строительства достаточно.

Краны-манипуляторы, как и тросовые, все более широко применяются для монтажных работ. Кто покупает у нас полноразмерные грузовики с КМУ высокой грузоподъемности? Не «дохлые» же частники, наверно, а крупные компании с нужными выходами, выполняющие довольно широкий круг работ, сочетающих и перевозки, и строительство. А автомобиль с КМУ – это не просто транспортное средство, это мастерская на выезде. Официальный дистрибьютор итальянской компании F.lli Ferrari Corporation S.p.A. отмечает, что гидроманипуляторы Ferrari, смонтированные на бортовые шасси, пользуются у покупателей повышенным спросом. Оборудование Ferrari славится своей прочностью. Его телескопические стрелы имеют 6-гранное сечение. Литое основание установки прочно удерживает собирающуюся за кабиной конструкцию в транспортном состоянии и при эксплуатации в сочетании с гидравлическими аутригерами обеспечивает высокую стабильность при значительных нагрузках. Наибольшим спросом пользуются средние краны Ferrari 500-й и 700-й серии г/п до 10 т.

Таким образом, КМУ выходят за пределы рамок исключительно погрузочного устройства, облегчающего и удешевляющего перевозки, они осваивают новые области экономики, и не только сферы транспорта и строительства. И тут у манипулятора намного больше перспектив, чем у его тросового «коллеги». Машина, оснащенная краном-манипулятором с соответствующей навеской, становится новым видом спецтехники, то есть без манипулятора не было бы ни такого типа машин, ни такого вида работ. Характерные примеры этого – автомобили-сортиментовозы, ломо-металловозы, мусоровозы для контейнеров заглубленного типа, передвижные авторемонтные мастерские.

Манипуляторы сегодня «отнимают хлеб» не только у автокранов, но даже у автогидроподъемников и вилочных погрузчиков. И эта их в известном смысле универсальность нашими потребителями оценена недостаточно. С одной стороны, хромает логистика, с другой – виновата наша обычная инертность. Например, когда встает вопрос о том, что надо будет вести какие-либо работы на высоте, все думают об автовышке. А о том, что люльку можно закрепить и к автокрану, и к телескопическому погрузчику, и к манипулятору, не вспоминают! Иногда же отказываются от дополнительных навесок к манипулятору из соображений экономии, а потом, как следствие, не могут взять подвернувшийся контракт. Но на специализированные КМУ мусоровозов, сортиментовозов и ломовозов спрос устойчивый, так что тут манипулятор уважают! Еще у нас иногда забывают о таком способе повышения эффективности крана-манипулятора, как сочетание его на шасси с другим погрузочным устройством, таким как «мультилифт». Разные платформы применительно к разным навескам – все возможные виды работ будут доступны одному автомобилю!

* * *

Краны-манипуляторы – одно из приоритетных направлений компании «Автомаш Холдинг». Сейчас рынок КМУ растет быстрыми темпами, в прошлом году «Автомаш Холдинг» реализовал около 50 единиц техники с КМУ, и всё говорит о том, что в текущем году этот результат будет значительно превзойден.

PC Produzioni поставляет сборочные комплекты КМУ под брендом Manotti, а Оil Steel – хорошо известные в России PM. Это установки с Z-образным сложением стрелы с грузовым моментом 1,5; 2; 2,5; 4; 4,5; 6; 8,5; 12; 15,5; 18; 23; 30 тм, которые устанавливают за кабиной или в заднем свесе автомобиля. Краны с грузовым моментом 15 тм самого популярного на рынке типоразмера будут монтировать на автомобили «КамАЗ», «Урал», Ford, Avia. Краны 8,5 тм – на Mitsubishi Fuso Canter, Isuzu NQR75, Hyundai HD78. Краны промежуточного типоразмера 12 тм – на КамАЗ-4308, Avia D120 и Hyundai НD120.

Одно из направлений, где автомобили с КМУ стали использовать с нарастающими объемами, – это автоэвакуаторы, благодаря им транспортное средство становится максимально эффективным практически в 100% случаев. Т-образные КМУ пользуются устойчивым спросом на российском рынке, один лишь пример: заказ правительства Москвы в этом году составил 200 автоэвакуаторов с Т-образными КМУ на шасси MAN.

Manotti и PM не единственные бренды КМУ, с которыми работает «Автомаш». На складе поддерживается запас установок Palfinger и Fassi с Z-образным сложением стрелы с грузовым моментом от 5 до 30 тм и вылетом до 18 м. Сроки монтажа КМУ и поставка заказчику готовых автомобилей – от одной недели.

В 2013 г. при непосредственном участии специалистов «Автомаш Холдинг» был реализован проект по модернизации «мотовозов» для нужд Московского метрополитена, передвижной состав был оснащен КМУ Маnotti.

Созданная в 2000 г. компания «Автомаш Холдинг» располагает значительным опытом по поставкам автомобилей и монтажу на шасси различных надстроек, в том числе КМУ, гидроподъемников, АТЗ и других автомобилей специального назначения. «Автомаш Холдинг» является дилером автомобильной техники «Группы ГАЗ», Hyundai, Avia, партнерами Ford, Iveco, Nissan.

Совершенно неоправданно забыты у нас манипуляторы малой мощности, рассчитанные для установки на шасси полной массой менее 3,5 т и пикапы. Вот настоящее подспорье малому бизнесу! А между тем такие КМУ относительно недороги из-за простой конструкции и малой грузоподъемности. Принципиально они напоминают тросовые краны, у них всего два звена: вертикальная поворотная колонна и управляемая гидроцилиндром стрела, включающая всего одну или две выдвижные секции. Трос, разумеется, отсутствует. Для задачи «снять-поставить» артикуляции мини-манипулятора достаточно, также устроены, кстати, КМУ автоэвакуаторов, только у них размер больше. Грузовой момент у мини-КМУ – от 1 до 4 тм, грузоподъемность – от 0,5 до 2,5 т, вылет – от 2 до 7 м. Таковы, например, манипуляторы Hiab серии Т и Palfinger серии PC Compact.

    Обращая внимание на опыт европейских стран, стоит присмотреться к продукции компании ATLAS Maschinen GmbH, производящей популярные, доступные по цене, высококачественные краны-манипуляторы. Интересы этого производителя на территории РФ представляет компания ЗАО «Коминвест-АКМТ». Многочисленные клиенты, инженеры и эксперты по всему миру вносят свой вклад в производство техники, отвечающей требованиям конечных пользователей. Результат – надежное оборудование, позволяющее работать эффективнее и безопаснее, чем когда-либо прежде. Компания ATLAS производит краны-манипуляторы:
  • легкой серии с грузовым моментом 13–56 кН.м;
  • средней серии с грузовым моментом 65–240 кН.м;
  • тяжелой серии с грузовым моментом 250–620 кН.м.

В эксплуатации краны-манипуляторы легкой серии проявляют себя с наилучшей стороны: имеют малый собственный вес, просты в использовании и быстро монтируются. Они были специально сконструированы для небольших платформ, могут применяться на любом шасси.

Великолепная эксплуатационная гибкость КМУ ATLAS позволяет использовать их при работе в ландшафтном дизайне, при планировке, работе со строительными материалами, в снабжении, при контроле технического состояния скважин и др.

ATLAS также производит широкую линейку кранов-манипуляторов, предназначенных для установки на грузовые автомобили с полной массой 3,5 т, которые приобретают все большую популярность на российском рынке.

Поскольку большинство малотоннажных грузовиков не оснащается КОМ в принципе, гидравлика мини-манипуляторов работает от своего электромотора на 12 или 24 В, главное, чтобы генератор на машине был достаточно мощный. Компактные манипуляторы крепят болтами к подрамнику грузовика или пикапа непосредственно сквозь днище кузова, плюс к этому, как положено любому крану, два механических аутригера. Такие манипуляторы самопогрузки, должны бы, по идее, наблюдаться на многих развозных грузовичках, а что у нас вместо этого? Наглухо затентованные «ГАЗели», по-хозяйски обитые изнутри фанерой, и об электрогидравлических манипуляторах никто ничего не слышал, а может, и не хочет слышать.

Но с другой стороны, кто и где видел, чтобы потенциальные покупатели сами на рынке продвигали товары, о которых понятия не имеют? Это что-то из дурного сна маркетолога. Так что роль популяризации малых КМУ целиком ложится на производителей и их дилеров. А они, как можно заметить, порой стараются оснастить автомобиль клиента манипулятором не достаточной для него грузоподъемности, а с таким большим запасом, что можно самого себя этим краном из болота вытащить – и не только экономического.