Краны – выбор шасси

Сергей Красовский
В зависимости от выполняемой задачи крановая установка может монтироваться на автомобильное или специальное шасси, а также ставиться на гусеничный ход. Какой из вариантов предпочесть?
 
 
 
 
 
 

Самой многочисленной группой подъемных механизмов являются краны на автомобильном шасси. Такие машины обладают завидной мобильностью и способны самостоятельно перемещаться с одного объекта на другой со скоростью, ограниченной, по сути, только правилами дорожного движения. Высокая мобильность позволяет использовать автокраны для работы на нескольких расположенных в непосредственной близости друг от друга объектах в течение одной рабочей смены. Такими, например, могут быть строительные площадки, на которых возводятся малоэтажные дома. К неоспоримым преимуществам автокранов стоит отнести и сравнительно невысокую стоимость их ходовой части, представляющей собой выпускаемые массово грузовики. Небольшой оказывается и цена их обслуживания, ремонта, радуют эксплуатационные расходы. Если же машины ко всему прочему выпущены российским автопредприятием, то и с техническими центрами, где шасси примут в ремонт, проблем не возникнет. Большинство шасси, идущих под крановые установки бюджетных спецмашин, имеют колесную формулу 6x4, которая вполне отвечает большинству транспортных задач и условий передвижения техники. Ведущая тележка грузовиков имеет двойную ошиновку, что позволяет монтировать на шасси даже тяжелые крановые установки грузоподъемностью до 40 т. Однако бывают случаи, когда от шасси требуется лучшая проходимость, и тогда установки, как правило, грузоподъемностью до 25–32 т монтируют на полноприводные грузовики с колесной формулой 6x6. При всех своих вездеходных достоинствах такие машины имеют один очень существенный недостаток – относительно невысокую грузоподъемность. В сегменте автокранов на шасси массовых грузовиков лидирует продукция российского производства. Главное конкурентное преимущество отечественной техники – ее цена и минимальные сроки поставки.

С ростом грузоподъемности крановой установки, а также при ухудшении дорожных условий изменяются и требования к ходовой части, на которой она монтируется. Там, где пасует шасси дорожного самосвала, а полноприводная односкатная версия уже не отвечает по параметру полезной нагрузки, на сцену выходят краны на специальном шасси. Среди неоспоримых преимуществ техники на специализированном шасси остается ее мобильность и возможность свободно, без получения дополнительного разрешения, передвигаться по дорогам общего пользования. Правда, существуют в данном семействе и самые настоящие богатыри, не подходящие по габаритам под требования правил дорожного движения. Но таких спецмашин относительно немного. Кроме того, кран на шасси повышенной проходимости сможет без особого труда пройти до объекта не один десяток километров по практически полному бездорожью. И при этом риск посадить технику в грязь будет минимальным. А если учесть тот факт, что машина несет на себе установку, способную поднимать тысячу и более тонн, то могучий кран становится главным козырем в борьбе за подряды любой эксплуатирующей организации. Помимо сборки башенных кранов, а на этих работах мощные краны на спецшасси зарекомендовали себя с лучшей стороны, их часто применяют для монтажа вышек связи или даже тяжелых колонн ветряков комплексов альтернативной энергетики. Установки, способные работать с тяжелыми весами, незаменимы и в нефтегазовом секторе экономики, т. к. клиенты здесь богатые и могут позволить себе приобретать спецтехнику на дорогом импортном шасси, которое по стоимости значительно превосходит отечественные аналоги. Так повелось, что линейка импортных спецкранов намного обширнее той, что предлагают отечественные производители – то есть картина по отношению к первой группе техники, базирующейся на автомобильном шасси, обратная. А дело в том, что наши заводы пока не имеют конкурентной ходовой части, да и с надстройками, способными работать с массой 1000 и более тонн, также не все гладко – причем ситуация, увы, не новая.

Несмотря на внушительные размеры, краны на специальном шасси, вопреки расхожему мнению о своей неуклюжести, демонстрируют отменную маневренность. А все благодаря наличию нескольких управляемых мостов, движения которых согласуются центральным компьютером. В памяти последнего заложены некоторые наиболее востребованные режимы. Так, активировав один из них, оператор может с высокой точностью припарковать длинную машину вплотную к стене. При этом шасси будет двигаться боком, подобно морскому крабу. Высокая точность движения громоздкой машины достигается поворотом управляемых колес на рассчитанный со скрупулезной точностью угол. При этом также минимизируется и износ резины, что является важным фактором, так как стоимость покрышек, имеющих высокую несущую способность, высока. Кроме точного управления специальное шасси позволяет и варьировать дорожный просвет, что актуально при движении машины по пересеченной местности. Заметим, что независимая подвеска колес на ряде специальных шасси позволяет также поддерживать горизонтальное положение площадки, на которой смонтирована крановая установка. Это повышает устойчивость спецмашины, центр тяжести которой расположен достаточно высоко. Заметим, что управляет шасси в этом случае все тот же компьютер. Увы, но при всех своих замечательных качествах специальные шасси имеют и весомые недостатки. Во-первых, информации по их обслуживанию и ремонту в свободном доступе вы не отыщете. Это в большинстве случаев закрытая информация, которой владеют только специалисты фирменных сервисных центров. С одной стороны, этому есть объяснение: любое несанкционированное вмешательство в сложный механизм может нанести ему серьезный вред. Во-вторых, запасные части для спецшасси приобрести гораздо сложнее, чем детали для массовых дорожных грузовиков. И, наконец, в-третьих – обилие управляющей электроники требует для проведения диагностических работ оригинального программного обеспечения, компьютеров, ответных частей диагностических разъемов соответственно. Простые приборы, которыми диагностируются грузовики дорожной серии, здесь не приемлемы. Судите сами, управление установкой и шасси идет по современной мультиплексной шине САN, которая заменила собой сотни метров электропроводки. При этом система самотестирования получает данные от датчиков с большой частотой. Простым тестером здесь и «прозванивать» нечего.

При дальнейшем росте массы поднимаемых грузов и укрупнении объектов, на которых ведется строительство, на сцену выходят краны на гусеничном ходу (ГК). Они, в отличие от пневмоколесных машин, доставляются на объект в разобранном состоянии на нескольких большегрузных тралах. А в собранном виде техника не покидает строительную площадку, перемещаясь по ней с черепашьей скоростью. Главное преимущество кранов на гусеничном ходу – это их поистине выдающиеся грузовысотные характеристики. Именно возможность работать с тяжелыми грузами на большой высоте делает ГК главным рабочим инструментом на крупных строительных объектах, особенно если на них производится монтаж сооружений, состоящих из крупных неделимых частей. Такими могут быть элементы эстакад, мостов, иных строений. Главное, чтобы работы проводились непрерывно до самого их завершения. Возить туда-сюда многотонную машину, разбирая и собирая ее силовую конструкцию, – это весьма и весьма накладное занятие, причем не только по монтажным операциям. Так, транспортировка разобранной машины тралами обходится в немалую сумму. А если учесть и то, что в ряде случаев при этом автопоезда не вписываются в оговоренные правилами дорожного движения ограничения по нагрузке на ось, высоте и ширине, то к расходам на транспортировку придется прибавить и те, что пойдут на оформление спецразрешений. Не забудем прибавить и сумму на оплату машин сопровождения. Иными словами, ГК должны покидать объект только после того, как выполнят на нем весь обозначенный объем работы.

К неоспоримым преимуществам кранов на гусеничном ходу следует отнести и их устойчивость. Так, площадь контакта с опорной поверхностью машины благодаря широким гусеницам, которые еще часто и разведены в стороны, намного больше, чем у многоколесного специального шасси на пневматическом ходу. Ширина колеи у некоторых гусеничных шасси, как мы уже упомянули выше, может варьироваться и в достаточно больших пределах, что позволяет без дополнительных опор – аутригеров обеспечивать опорный контур, необходимый для проведения ряда работ. Недаром некоторым гусеничным кранам по силам перемещение довольно тяжелых грузов, поднятых на стреле. Не забудем упомянуть и то, что благодаря широким гусеницам тяжелая техника может перемещаться и по слабым грунтам. Само собой разумеется, при работе на пределе своих возможностей техника должна опираться на максимально возможный опорный контур. Его величина зависит от длины аутригеров. При их постановке передвижение машины, разумеется, невозможно. Привод гусеничного хода, так же как и рабочих, исполнительных механизмов крана, гидравлический. Насосы, а их может быть несколько, приводятся в действие от дизельного либо электрического двигателей. Дизель-электрическая схема хороша тем, что позволяет запитывать приводные двигатели от сети переменного тока 380 В. Насколько экономически выгодно использовать машину с электрическим приводом, зависит от стоимости киловатт-часа электроэнергии в конкретном регионе. В России, особенно на объектах, находящихся на дотации государства, цена на энергоносители невысока. Поэтому вопреки всем доводам скептиков краны с электроприводом будут пользоваться спросом у эксплуатирующих организаций.

(Продолжение следует)

компании по теме статьи
компании по теме статьи