Автокраны-2012

Леонид Малютин
2012 год стал для крановой отрасли удачным. Отрасль росла, и не только количественно – выпустили порядка 4850 автомобильных кранов и кранов на специальных шасси автомобильного типа, – но и качественно. В течение года заводы представили довольно много новинок, большинство которых, как водится, показали на выставке «СТТ». Ивановский «Автокран» и ГАКЗ запустили в эксплуатацию новые производственные мощности. Но пойдем по порядку.
КМУ КМ-120 «Ивановец» на шасси КамАЗ-65117
АК-50 «Ивановец» на шасси КамАЗ-65201 8х4
Стрела КМУ «Ивановец» в развернутом состоянии
АК-35 «Ивановец» на шасси КамАЗ-65222 6х6
110-тонный кран КС-99713 «Галичанин» на шасси МЗКТ-790400 10х8
АК-50 «Ивановец» на шасси МЗКТ-700600 8х4
Кабина для 16- и 25-тонных «Ивановцев»
АК-50 «Ивановец» на шасси КамАЗ-6560 8х8
Новый пресс Галичского завода для производства гнутых стрел
80-тонный кран КС-74713 на шасси МЗКТ-790200 10х10
40-тонный кран КС-65719-5К «Клинцы» на шасси КамАЗ-65222
40-тонный кран КС-65719-1К-1 «Клинцы» на шасси КамАЗ-6540
32-тонный кран КС-55733 «Челябинец» на шасси КамАЗ-43118
25-тонник КС-55726-2 «Угличмаш» на шасси КамАЗ-43118
25-тонник КС-55732 «Челябинец» на шасси MAN 6х6
25-тонник КС-55726-1 «Угличмаш» на шасси Урал-5557
 
 
 
 

Технологический лидер краностроения – тандем ивановского «Автокрана» и камышинского «Газпром-крана» в союзе с Брянским автомобильным заводом. Завод «Автокран» выпустил 1772 автокрана, «Газпром-кран» – 172.

Основной тренд «Ивановской марки» – овоидные стрелы. В 2012 г. овоидную стрелу распространили на всю линейку. По сообщению пресс-службы «Ивановской марки», серийное производство комплектов стрел овоидного профиля запущено в Иванове в марте 2012 г. На «СТТ-2012» «Ивановская марка» акцентировала внимание на автокранах грузоподъемностью (г/п) 16, 25, 35, 40 и 50 т со стрелой овоидного профиля, представленных на основных шасси. Кран АК-16 г/п 16 т на шасси КамАЗ-43118 6х6 несет 3-секционную стрелу длиной 23 м. Краны серии АК-25 c 4-секционной стрелой длиной 30,7 м были представлены на шасси КамАЗ-43118 6х6 и КамАЗ-65115 6х4, АК-35 с 4-секционной стрелой длиной 30,34 м – на шасси КамАЗ-6520 6х4 и КамАЗ-65222 6х6. «Сорокатонники» АК-40 с 5-секционными стрелами длиной 37,8 м показаны на шасси КамАЗ-6520 6х4 и КамАЗ-65222 6х6.

«Пятидесятитонников» АК-50 привезли целых три – на шасси МЗКТ-700600 8х4, КамАЗ-6560 8х8 и КамАЗ-65201 8х4. Краны АК-50 оснащены 5-секционной стрелой длиной 40 м. Из «старших» товарищей показали только 80-тонник АК-80 с 5-секционной стрелой длиной 40 м на специальном шасси БАЗ-8033 8х4. Такое обилие 50-тонных кранов подтверждает растущий интерес и «Ивановской марки», и рынка к кранам г/п более 25 т. Пример из жизни: в октябре 2012 г. выигран тендер на поставку 8 ед. крановой техники «Норильскому никелю» – 80-тонный автокран КС-7474 на специальном шасси БАЗ-8033, два 50-тонных автокрана КС-6478 на шасси КамАЗ, два 32-тонных КС-5576Б на шасси МАЗ и три 25-тонника КС-45717-1 на шасси «Урал». Так что все серьезно с 50 и 80 тоннами. «Ивановская марка», как поставщик техники для добывающих отраслей, так и для вооруженных сил, придает большое значение шасси высокой проходимости.

В июле 2012 г. «Автокран» начал комплектовать краны серий АК-16 и АК-25 модернизированными кабинами крановщика. Модернизацию кабины выполнил НИИ Краностроения на основании рекомендаций, полученных от эксплуатирующих организаций. В частности, чтобы обеспечить крановщику лучший обзор груза в нижних точках, была изменена форма панели приборов, а также ее расположение. В кабине индикаторы давления масла, температуры и оборотов двигателя. За счет изменения схемы расположения воздуховодов улучшили вентиляцию кабины, появилась возможность установки дополнительной форточки.

Для повышения безопасности крановщика на крыше установлена дополнительная защита – металлическая сетка, которая защищает от падающих предметов, но при этом не закрывает обзор при работе с грузом в верхних точках.

В прошедшем году «Газ­пром-кран» пополнил производственную программу кранами г/п 35, 40 и 50 т, сегодня его модельный ряд включает краны г/п 32, 35, 40, 50, 60 и 80 т на автомобильных и специальных крановых шасси.

Что касается нового для «Ивановской марки» вида техники – краноманипуляторных установок, то в конце года продали две такие установки. Одна, КМ-120, приобретена в лизинг предприятием «Мосты и тоннели» (Московская обл., г. Дмитров), вторая – КМ-100 поступила в ведомство МЧС. Тут главное начать.

Следующий за лидером тандем Галичского и Клинцовского автокрановых заводов закончил год с такими результатами: Галичский завод выпустил 1060 автокранов, Клинцовский – 1002 автокрана. Для сравнения: в 2011 г. было выпущено 850 автокранов «Галичанин» и 800 автокранов «Клинцы». Рост – 25%!

    Галичский завод производит автокраны следующих серий:
  • КС-55713 г/п 25 т с двумя вариантами стрелы: 3-секционной длиной 21,7 м и 4-секционной длиной 28 м на основных 3-осных шасси;
  • КС-55729 г/п 32 т с 4-секционной стрелой длиной 30,2 м на 3- и 4-осных шасси;
  • КС-65713 г/п 50 т с 4-секционной стрелой длиной 34,1 м на шасси МЗКТ-65714 8х8, Volvo 8х4, КамАЗ-65201 8х4, МЗКТ-700600 8х4, КамАЗ-6560 8х8;
  • КС-65721 г/п 60 т с 5-секционной стрелой длиной 42 м на шасси Volvo 8х4, МЗКТ-700600 8х4, МЗКТ-750120 10х4, МЗКТ-652714 8х8;
  • КС-74713 г/п 80 т с 5-секционной стрелой длиной 48 м на шасси МЗКТ-790200 10х10.

Новые модели, ставшие доступными для заказа в 2012 г.,  – это 80-тонник КС-74713, впервые представленный публике в 2010 г., и 60-тонник КС-65721 на шасси МЗКТ-750120 10х4, который в первый раз показали в июне на «СТТ-2012», а уже к концу года кран прошел испытания, сертификацию и внесен в прайс-лист. Главной же новинкой 2012 г. стал кран КС-99713 г/п 110 т на специальном шасси автомобильного типа МЗКТ-790400 10х8, специально разработанном для этого крана по спецификации Галичского завода. Крановая установка Tadano–Faun ATF110G-5 с системой телескопирования «телематик»: стрела выдвигается одним цилиндром. Сам Галичский завод выступает как разработчик спецификаций, интегратор и конечный сборщик.

В части технологий следует отметить пуск на Галичском заводе реконструированного цеха резки и штамповки. Современная установка плазменной резки и пресс существенно расширят возможности завода по производству стрел гнутого профиля.

    Клинцовский завод выпускает автокраны следующих серий:
  • КС-35719 г/п 16 т с 3-секционной стрелой длиной 18 м на 2- и 3-осных шасси;
  • КС-55713 г/п 25 т с тремя вариантами стрел: 3-секционной длиной 21 м, 3-секционной длиной 24 м и 4-секционной длиной 28 м на 3-осных шасси, в том числе с газовыми двигателями;
  • КС-65719 г/п 40 т с двумя вариантами стрел: 4-секционной стрелой длиной 31 м и 4-секционной стрелой длиной 34 м на шасси КамАЗ-6540 8х4 и КамАЗ-65222 6х6.

Клинцовский завод придерживается стратегии диверсификации – расширения линейки и функциональности для более широкого охвата целевых сегментов и вхождения в смежные сегменты. Новинки, представленные в 2012 г., разрабатывались в рамках этой стратегии. Особенность крана КС-55713-1К-3 г/п 25 т с 4-секционной стрелой – в рабочей платформе. В рабочем положении платформа навешивается на специальный кронштейн на оголовке стрелы, в транспортном положении подвешивается на крановую установку под противовесом. С этим предложением Клинцовский завод внедряется в небольшую нишу автокранов-гидроподъемников.

Диверсифицировать можно не только крановую часть, но и шасси. Клинцовский завод взялся за шасси с газовыми двигателями. Трудности внедрения шасси с газовыми двигателями заключаются в сложности компоновки машины из-за занимающих большое пространство баллонов и ограниченного числа заправочных станций. Эти машины завод позиционирует как бюджетные варианты за счет более низкой стоимости газа и экономичности таких двигателей. Первая модель КС-557135К-1 г/п 25 т с крановой установкой предыдущего поколения с 3-секционной стрелой коробчатого сечения и длиной 21 м создана на шасси КамАЗ-43118 с газовым двигателем, работающим на метане. Этот совместный с ОАО «КАМАЗ» и ООО «РариТэк» проект представили на «СТТ-2012». Спустя три месяца показали вторую газовую «ласточку» – КС-55713-1К-1 на шасси КамАЗ-65115-30 6х4 с двигателем, работающим на метане. Это кран также г/п 25 т с 21-метровой стрелой. Оба варианта шасси соответствуют нормам Euro 4.

Следующее направление – 40-тонники. Завод уже четыре года успешно выпускает 40-тонник на дорожном шасси КамАЗ-6540 с длинной 34-метровой стрелой гнутого профиля. Новинка – кран КС-65719-1К-1 смонтирован на том же 4-осном шасси КамАЗ-6540, но он несколько компактнее, что позволит более эффективно использовать его в современных городских условиях. Стрела длиной 31 м короче по сравнению с базовой моделью, но это позволило уменьшить габаритные размеры крана в транспортном положении. Также эта модель обещает стать более доступной для конечного потребителя, что позволит и небольшим строительно-монтажным организациям использовать тяжелую грузоподъемную технику.

С другой новинкой – моделью КС-65719-5К на вездеходном шасси КамАЗ-65222 6х6 – «Клинцы» выходят за пределы проезжей части. Кран был впервые выставлен на «СТТ-2012» на экспозиции ОАО «КАМАЗ». Для более короткого, чем базовое 4-осное шасси, использована 31-метровая 4-секционная стрела псевдоовоидного профиля, выдвижные опоры преобразованы в вариант с однократным телескопированием, внесен еще целый ряд изменений в обвязочную платформу. Кран КС-65719-5К в производстве с 1 ноября 2012 г.

Что касается технологий, то в октябре запущен в эксплуатацию промышленный робот японской компании Fanuc, на который возложена задача раскроя труб для производства решетчатых стрел и гуськов. Эта операция, сама по себе требующая высокой точности исполнения, ранее производилась путем механической обработки. Введение в строй робота плазменного раскроя позволило не только получить детали отличного качества, но и многократно увеличить производительность труда по сравнению с механической обработкой. Решена проблема объемов производства, ранее периодически возникавшая из-за большой загруженности предприятия заказами.

Челябинский механический завод выпустил в 2012 г. 500 автокранов. Еще из рекордов: в 2012 г. произвели сотый автомобильный кран КС-55733 г/п 32 т на шасси Урал-4320 и Камаз-43118. Данная модель является уникальной разработкой Челябинского механического завода, которая не имеет аналогов на российском рынке.

    Модельный ряд ЧМЗ включает краны г/п 25, 32 и 40 т. Наиболее многочисленна категория г/п 25 т:
  • новая серия КС-55732 с 4-секционной стрелой длиной 28,1 м на 3-осных шасси «Урал», КамАЗ, МАЗ, а также MAN;
  • основная серия КС-55732 с 3-секционной стрелой длиной 21,7 м на шасси «Урал», КамАЗ и МАЗ.

Краны КС-55733 г/п 32 т с 3-секционной стрелой длиной 26,7 м представлены в двух исполнениях – на шасси Урал-4320 и КамАЗ-43118. Краны КС-65711 г/п 40 т с 4-секционной длиной 27,3 м – на шасси КамАЗ-6520 6х4.

Мы хорошо помним, что в номенклатуре ЧМЗ еще совсем недавно числились 40-тонные краны на шасси Урал-63685 6х4 и МАЗ-630333 6х4. Сейчас их нет. Вероятно, проблемы с поставками этих шасси стали причиной того, что эти исполнения убрали из постоянного прайс-листа.

Согласно официальной статистике, то есть самого завода, в прошедшем году ЧМЗ увеличил объемы производства автокранов сразу на 17,5% по сравнению с 2011 г. Напомним, производство КАЗ и ГАКЗ выросло на 25%. Далее основной рост пришелся на краны г/п 32 и 40 т, где прирост составил 80 и 37% соответственно.

    Производство автомобильных кранов г/п 25 т выросло практически на 15%. Этому способствовала успешная реализация ряда новых проектов.
  • Начало выпуска крановых установок КС-55732 с длиной стрелы 28,1 м.
  • Крановая установка КС-55732 на шасси КамАЗ-43118 производства ОАО «РИАТ» с увеличенным межосевым расстоянием задней тележки до 1440 мм. Это позволяет сбалансировать развесовку по осям и избежать штрафов за превышение нагрузки на ось. На поставку данной техники уже сформированы заказы.
  • Кран КС-55732 на шасси MAN 6х6. Первые модели «Челябинцев» на вездеходном шасси немецкого производителя уже эксплуатируются на Крайнем Севере.

    Продолжает радовать завод «Угличмаш». В 2012 г. завод выпустил (под заказ) 171 автокран, в 2011 г.– 100 автокранов. Рост 71%, самый мощный в отрасли. По весовым категориям статистика следующая: 16-тонники занимают львиную долю в 124 ед., 25-тонники – 46 ед., 20-тонники – в единственном экземпляре. В 2011 г. картина была иная: 16-тонников выпустили 49 ед., 25-тонников 51 ед. и единственный 20-тонник. Как видим, рано списывать со счетов 16-тонные краны. Потребность в них еще очень велика. Скорее уйдут в историю 20-тонники.

«Угличмаш» сосредоточен на бюджетном сегменте рынка в диапазоне г/п 16–25 т и последовательно развивает это направление. Разработав 3-секционную стрелу длиной 22 м, самую длинную среди 3-секционных, «Угличмаш» приступил к адаптации под крановую установку КС-55726 наиболее востребованных шасси. Сегодня завод предлагает эту модель на шасси КамАЗ-65115, КамАЗ-43118, Урал-5557, МАЗ-6303А3. Самый популярный кран – на шасси КамАЗ-43118, их выпустили в прошлом году 15 ед. Вариант на «Урале» – последняя, выполненная в 2012 г. адаптация крановой установки этой серии.

Покупатели не забывают и предыдущую серию 25-тонников КС-45726 с 3-секционной 20-метровой стрелой на шасси КамАЗ-53605 и МАЗ-5337А2. Шасси КамАЗ-53605 популярно, всего на нем выпустили 20 автокранов г/п 25 т.

«Мотовилихинские заводы» несмотря на стремление забросить крановое направление продолжают эпизодический выпуск для особо лояльных клиентов. В 2012 г. выпустили 10 кранов, на 6 меньше, чем в 2011 г. Все-таки они своего добьются. Выпущенные краны серии КС-5579 на шасси КамАЗ-65115, из них 3 единицы г/п 25 т в комплектации с рабочей платформой (люлькой), 4 единицы г/п 25 т в стандартной крановой комплектации и 3 единицы г/п 35 т в крановой комплектации. Стоит отметить, что у «Мотовилихи» в отличие от других краностроителей комплектация с рабочей платформой подразумевает специальную, не крановую стрелу.

По остальным заводам мы не располагаем достоверными данными. Общий вывод по 2012 г.: отрасль растет, и растет хорошими темпами. Началось смещение спроса в сторону грузоподъемности более 25 т. Второй тренд – увеличение доли моделей на вездеходных шасси. Улучшения ситуации с дорогами никто не ждет?

компании по теме статьи
компании по теме статьи