Автогидроподъемникам присуща «акселерация»?

Возможно...

Николай Протасов
Акселерация – процесс, при котором дети быстро растут и вырастают выше предшествующих поколений. Нечто подобное мы наблюдаем сегодня и в сфере строительства автогидроподъемников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Cela SPYDER 365
Cela TL 18
Cela TP24
 

От 80 и до…

Сегодня никто не может себе представить, что стадион, небоскреб или какой-либо другой масштабный многоуровневый строительный объект возводится без участия кранов. Автогидроподъемники – обычная техника подобного строительного интерьера. Этот вид техники обладает преимуществами, которых нет у других подъемных машин. Во-первых, это мобильность, причем в большинстве случаев конструкции подъемников не препятствуют их перемещению по дорогам общего пользования. Вторым неоспоримым преимуществом является возможность работы на больших высотах. Эти незаменимые машины постоянно увеличивают сферу своего высотного обслуживания. Если долгое время достижение компании Metz, выпустившей в 1957 г. автоподъемник с рабочей высотой 60 м, удерживало первое место среди мобильных подъемников, то в 2000 г. рабочие высоты переступили 100-метровый рубеж, и с тех пор почти каждый год рекордная высота увеличивается.

Наибольший, пожалуй, посыл для создания высотных автогидроподъемников создало развитие ветряных электростанций (ВЭС). Спрос в мире на объекты ветроэнергетики растет с каждым годом, а размеры конструкций огромны. Самая большая модель турбины компании Simens имеет диаметр ротора 107 м, но уже заканчиваются работы по установке ротора диаметром 120 м. Монтировать и обслуживать ветрогенераторы приходится в местах, порой удаленных от цивилизации, и более оптимального варианта, чем автогидроподъемники, просто не найти. Возник вопрос: где взять подъемники необходимой высоты? В новом веке эта проблема была успешно решена.

Но создание нового дизайна здания, монтаж крыш и ремонт «ветряков» не единственная область, где многое зависит от машин с люльками. Всем известны случаи, когда именно эти машины спасали жизнь людей или зверей, запертых при пожарах в многоэтажках. Данная статья посвящена самым высоким мобильным подъемникам, созданным в мире, работающим на высоте более 80 м.

Самый, самый…

Если выстроить линейку автогидроподъемников, руководствуясь разделением по рабочим высотам, то, безусловно, лидировать будут установки финской компании Bronto Skylift. Автогидроподъемник коленчато-телескопической конструкции этой компании – мод. S112HLA – позволяет выполнять работы на высоте 112 м. Сокращение HLA расшифровывается как High Level Articulated, что в вольном переводе означает «высотный, с шарнирными сочленениями». Модель, как говорилось выше, создавалась прежде всего для монтажа и обслуживания ветряных турбин. Но, что особенно важно, S112HLA – универсальная серийная модель в отличие, скажем, от Ruthmann TTS 1000, о которой будет сказано ниже и которая выпускается очень ограниченно.

Впервые новинка от Bronto увидела свет в 2010 г. на выставке Bauma. Подъемник массой 75 т с сочлененной стрелой был смонтирован на полноприводном Mercedes 76.60 с четырьмя ведущими и пятью управляемыми осями. Люлька подъемника рассчитана на нагрузку 700 кг, т. е. на полной высоте, или на горизонтальном вылете 33 м, в ней может работать не один или два человека, а целая бригада, хотя габариты люльки довольно ограниченны – 2,2х1,1х1,0 м.

Подъемник оснащен уже серийно монтируемой на машинах компании Bronto запатентованной системой управления Bronto с высокочувствительным дистанционным управлением и интерактивным цветным дисплеем. На мониторе отображаются не только все действующие рабочие параметры машины, но и выводятся предупреждения о возникающих неисправностях, которые отслеживаются с помощью специальных датчиков. Как и на других установках Bronto, в мод. S112HLA действует система выравнивания люльки. Транспортная длина установки составляет 19 м, а транспортная высота уникальна, поскольку несмотря на огромную рабочую высоту не превышает габаритов большинства автоподъемников и составляет всего 4 м.

Практически одновременно с индустриальным вариантом подъемника компанией был разработан и пожарный вариант мод. F112 HLA с такой же рабочей высотой подъема и 32-метровым боковым вылетом. Демонстрация этой установки вызвала большой интерес на выставке пожарного оборудования INTERSCHUTZ 2010 в Лейпциге. Установка компактных габаритов очень удобна в пожарном деле, модель складывается и разворачивается в рабочее состояние за считаные минуты, легко перемещает люльку, выдерживающую нагрузку в 500 кг на любом вылете.

Хотя в статье мы рассматриваем индустриальные автоподъемники, хотелось бы отметить, что Bronto Skylift с 2005 г. производит модель пожарного назначения F101HLA, имеющую рабочую высоту 101 м. Интересно, что первый экземпляр этого уникального подъемника приобрело правительство Москвы. Вообще Москва, видимо, единственная столица на земном шаре, располагающая таким потенциалом высотной пожарной техники Bronto Skylift. Кроме модели F101HLA на вооружении московских пожарных 5 единиц F68HLA и 4 машины F90HLA. Всего же пожарники столицы располагают 19 подъемниками Bronto Skylift, в основном на шасси MB Astros различных модификаций, а также на шасси Sisu SK-242 и Volvo Euro Trakker. Десять установок имеют высоту рабочего подъема 68 и более метров!

104 – это неслабо!

Выпустив 112-метровый подъемник, Bronto Skylift побила собственный рекорд, достигнутый в 2006 г. выпуском автогидроподъемника S104HLA. Модель обеспечивает свободный подъем массы груза до 700 кг в стандартной люльке на высоту 104 м. Причем боковой вылет этой модели равен практически горизонтальному вылету 112-метровой модели – 32 м. Подъемник устанавливается изготовителем в основном на 6-осное шасси MB Astros 6258 12х4, где 3 оси управляемые.

Примечательна компактность подъемника. При такой рабочей высоте транспортная длина машины всего 16,7 м и высота 3,95 м. Управление движениями аутригеров – как приведением их в рабочее положение, так и в транспортное – происходит автоматически, нажатием одной кнопки. Выравнивание подъемника происходит буквально за 40 с благодаря полной автоматизации процесса подготовки установки к работе.

Palfinger, он же Wumag

К команде «100-метровщиков» принадлежит и установка немецкой компании Wumag Elevant. С 2009 г. эта компания входит в состав Palfinger Platforms, но Palfinger приняла решение сохранить известный бренд. Мод. WT1000 с рабочей высотой 102,5 м занимала даже некоторое время мировое первенство по максимальной высоте подъема стрелы, пока не появилась установка S104HLA от Bronto.

Модель Wumag, так же как и Bronto S112HLA, разрабатывалась для обслуживания ветровых турбин, но нашла применение и при обслуживании телевышек, многоэтажных зданий и даже церквей и соборов. Горизонтальный вылет в 36 м расширяет производственные возможности установки, позволяя, например, выполнять любые монтажные работы без помощи лесов. Производитель, для того, чтобы уложиться в допустимую евронормами нагрузку на ось, монтирует подъемник на 5-осное шасси крана Tadano Faun ATF 110G-5RK (колесная формула 10х8) с двигателем MB мощностью 390 кВт, масса полученной конструкции не превышает 60 т.

Для повышения маневренности шасси модернизировали, и оно может перемещаться даже «крабовым ходом». Транспортная длина шасси с WT1000 – 16,4 м, а высота – 4 м. Установка укомплектована электронной системой PowerLift, обеспечивающей горизонтальную и вертикальную стабилизацию, с помощью аналитики действующих в данный момент производственных факторов, таких как вылет стрелы, сила ветра, удельное давление аутригеров на грунт, масса поднимаемого груза. Грузоподъемность (г/п) автоподъемника, обеспечивающая подъем людей и оборудования, помещенных в люльку размером 2,47х1,05х1,1 м, составляет 600 кг. Специальная программа, заложенная в бортовой ПК, анализирует полученные данные, автоматически регулирует усилия аутригеров, вылет стрелы и т. д. с целью предотвращения возможного опрокидывания. Данная установка может работать на площадках с уклоном до 8°.

Ruthmann первой перешагнула отметку «100»

Немецкая компания Ruthmann с годовым оборотом 75 млн. евро отметила в 2012 г. свой 111-й год существования, и 58 лет деятельности компании было посвящено производству автоподъемников под брендом Steiger®.

Именно компания Ruthmann в 2000 г. первой в мире, как отмечено выше, превысила магический 100-метровый барьер рабочей высоты. Гидроподъемник TTS 1000 поднимает люльку на высоту 100,4 м. Горизонтальный вылет TTS 1000 – 40 м, и по этому показателю Ruthmann лидирует, конкуренты такого вылета в своих моделях создать пока не смогли. Установка представляет собой 6-осный п/прицеп с 4 управляемыми осями, который транспортирует 3-осный тягач. Масса установки Steiger TTS 1000 – 80 т, г/п – 500 кг.

Не смог никто из конкурентов до сих пор достичь и такой устойчивости. Дэвид Кифер (David Kiefer), возглавляющий департамент строительства компании Panther Creek, которая входит в число крупнейших ВЭС мира и владеет 305 ветряными турбинами в Техасе, в одном из интервью сказал: «Мы используем для ремонтных работ Steiger TTS 1000. Есть и другие производители, которые перешагнули 100-метровую рабочую высоту, но TTS 1000 привлекает нас, потому что кроме высокой производительности нам важно, что установка может выдвинуться горизонтально на 40 м, а кроме того, устройство обеспечивает огромную устойчивость. Наши ремонтники вполне безопасно выполняют задания даже при скорости ветра до 16 м/с. Другие машины с рабочей высотой от 90 м и выше можно использовать только если скорость ветра не превышает 12 м/с».

Bronto, Barin, Ruthmann и опять Bronto

По сравнению с массивным Steiger TTS 1000 90-метровый Bronto Skylift S90HLA выглядит просто карликом. Устанавливается телескопический гидроподъемник на 5-осное шасси MB Astros 4150, масса подъемника – 48 т. Эта модель, как и все модели серии HLA, рассчитана на г/п 700 кг. В автоподъемниках, как принято, не указывается г/п при различных вылетах стрелы, хотя, конечно, на более коротком плече г/п подъемника значительно выше. Допустимый вылет стрелы в этой модели немалый – 32 м.

Итальянская компания Barin, имеющая базовое предприятие в Падуе, в основном занимается проектированием, но также производит автогидроподъемники. Мод. AP90/34J2 – самый высокий автоподъемник компании с рабочей высотой 90 м и горизонтальным вылетом 34 м. Г/п подъемника – 440 кг. Люлька с габаритами 3,6х0,9 м может совершать поворот на 90° в одну и другую сторону, оставаясь в горизонтальном положении. Собственная масса установки – 52 т. В сложенном состоянии ее длина не превышает 15,7 м, а высота – 4 м. Платформа подъемника может вращаться на 360°.

Компания Ruthmann, производитель сверхвысоких автоподъемников, представлена в категории 90-метровых машин моделью TTS840. Этот автоподъемник, также выполненный в виде полуприцепа, поднимает грузы на высоту до 84,4 м. Горизонтальный вылет – 32 м, г/п – 500 кг. Рабочие размеры люльки 2,0х1,0 м.

Большими плюсами подъемника TTS840 являются, во-первых, высокая скорость выдвижения секций и точность выполнения операций по перемещению люльки благодаря мощной гидросистеме. Также конструкция подъемника не предполагает сложного обслуживания, все просто и легкодоступно для осмотра и ремонта, тем более что имеется централизованная система смазки всех узлов. Прочность конструкции придает использование в металлоконструкциях машины высококачественных мелкозернистых сталей. Для того чтобы ремонтники могли подключить в случае необходимости инструмент, гидро-, пневмо- и электропитание вынесено на панель управления в люльке.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, в установке имеется автономный дизельный двигатель Hatz, служащий аварийным приводом, а также предусмотрена функция автоматического возврата люльки в начальное положение в случае каких-либо поломок.

Собственная масса установки – 48 т. Люлька может поворачиваться на 80° в одну и другую сторону, оставаясь при этом в горизонтальном положении, т. к. система автоматического гидростатического выравнивания строго контролирует горизонталь и сообщит сразу же, если возникнут какие-либо отклонения от 0°. Габариты установки при транспортировке составляют 15,5 м – длина и 4,0 м – высота.

Автоподъемник S81HLA от Bronto Skylift закрывает список промышленных подъемников, работающих на высоте 80–90 м. С помощью этой модели осуществляются монтажные и ремонтные работы на высоте до 81 м. Боковой вылет этой модели также 32 м. Ее транспортная длина – 15,5 м, а полная масса установки, включая шасси, – 45 т.

Японские и южнокорейские компании, как ни странно, гидроподъемников «рекордной высоты» не делают. Исследовать причины такого отставания (а они наверняка существуют) не входит в задачи нашей статьи.

А что же у нас?

Достижения отечественных автостроителей в области высотных автоподъемников весьма скромны. Завод «Пожтехника» из Торжка выпускает мод. АПТ-50 с рабочей высотой до 50 м.

Компания «Автомаш Холдинг» из подмосковной Балашихи никогда не стояла на месте и не упускала возможности расширить сферу деятельности и упрочить положение на рынке. После довольно удачного 2011 г. 2012-й она начала с сотрудничества с итальянскими производителями грузоподъемной техники PC Produzioni Manotti Group. Итальянские компании выпускают автогидроподъемники трех типов: телескопические, шарнирно-телескопические и пантографного типа с рабочей высотой 14, 18, 22, 28, 35, 40, 45, 50, 56 и 61 м.

Автогидроподъемники PC Produzioni Manotti Group легки и компактны. Такая особенность конструкции достигнута благодаря применению шведской стали STE 690 с высоким пределом текучести. Для увеличения устойчивости к деформации при кручении и изгибах подрамник изготовлен из закрытых трубчатых секций. Поворотная башня крепится непосредственно на подрамник с помощью опорно-поворотного устройства немецкого производства с двухрядным шариковым подшипником. Поворотную рабочую платформу изготовляют из алюминия или стекловолокна. Оба варианта обеспечивают равную надежность и безопасность, подъемники сертифицированы в соответствии с европейскими нормативными документами.

В рабочем положении устойчивость машины обеспечивают четыре опоры с независимым управлением. Рабочая платформа автоматически выравнивается гидросистемой с помощью «считывающего цилиндра», установленного на соединении башни и колена, и «цилиндра привода», установленного под платформой. Система предусматривает ручную коррекцию настроек. Автогидроподъемником можно управлять как с платформы, так и с уровня земли. Предусмотрена возможность установки генератора или компрессора и вывода коммуникаций на рабочую платформу для подключения электро- или пневмоинструмента.

Еще одним преимуществом подъемников PC Produzioni является дополнительная рама с отбойным брусом, удлиняющая шасси и служащая для защиты рабочей платформы в случае ДТП. Дорожные происшествия не редкость, а рабочая платформа и сложные механизмы сильно в них страдают.

Специалисты «Автомаш Холдинга» выезжали на завод PC Produzioni Manotti Group для обучения монтажу и обслуживанию автогидроподъемников. Полученные навыки позволили быстро адаптировать 22-метровую установку к шасси Hyundai HD65 и ГАЗ-3309, -3308. Первый 22-метровый автогидроподъемник PC Produzioni прошел испытания, сертификацию, его отправили заказчику. Сейчас он работает в Люберецком муниципальном хозяйстве.

Компания получила ОТТС на все модели Hyundai, ГАЗ, Урал, КамАЗ, Avia, Ford Cargo, Nissan Cabstar, Iveco Daily и готова принимать заказы. Срок исполнения минимальный – 7–10 дней, ПТС выписывает сама компания. Кроме того, получено одобрение на пожарный автомобиль на шасси Ford Cargo. Для него будет разработан гидроподъемник с увеличенной рабочей высотой 50–56 м с лафетом, рукавами и лестницей.

Отечественный производитель и поставщик ЗАО «Коминвест-АКМТ» предлагает на российском рынке линейку телескопических подъемников итальянской фирмы Cela Srl, с которой у него заключено эксклюзивное дилерское соглашение. Это производитель автомобильных вышек с более чем 40-летним опытом работы – в 1965 году компания первая в мире изготовила вышку и установила на автомобиль. Вниманию отечественного покупателя предлагается три линейки автогидроподъемников – пожарные, самоходные гусеничные и общего назначения.

Высота, на которую поднимается люлька подъемника, варьируется в зависимости от модели от 15 до 70 м. Итальянский механизм подъемника фирмы Cela устанавливается на любое шасси по желанию заказчика. Причем стоит отметить, что в классе легких и средних гидроподъемников на шасси массой 3,5 т предложение ЗАО «Коминвест-АКМТ» является наиболее оптимальным среди аналогов за счет не имеющей себе равных высоты выдвижения стрелы подъемника и компактных размеров.

Еще одним преимуществом техники Cela является то, что конструкция подъемника позволяет опускать люльку ниже уровня горизонта. Это делает удобным работу по обслуживанию тоннелей, мостов и других подобных объектов.

Все модели оснащены многозонной автоматической системой стабилизации, позволяющей оператору выбирать между различными опциями, в зависимости от доступного пространства. Кроме того, любой подъемник способен автоматически складываться. Задние опоры состоят из двух гидравлических секций, которые увеличивают опорный контур и максимальный вылет стрелы. Аварийное управление осуществляется с контрольного узла, расположенного сбоку колонны.

Также в стандартное оснащение входит дистанционная система диагностирования при помощи GSM-модема и гидравлическая система с возможностью дифференциальной фильтрации прямого и обратного потока.

Вдобавок ко всему система продублирована пультом управления, существует возможность для оператора управлять процессом с земли. Для переговоров предназначена система связи, работающая в диапазоне УКВ: наушники для оператора на земле и громкая связь в люльке для бригады рабочих, которые также могут управлять машиной сверху. Люлька поворотная с углом ±90°, что позволяет операторам выбрать оптимальное положение при работе на высоте. Дополнительное удобство в работе создает система автоматической стабилизации.

Высота 70 м – это высота абсолютного большинства жилых зданий и прочих объектов в России, и ее более чем достаточно для выполнения основных задач, стоящих перед строителями, пожарными и коммунальными службами. И благодаря своим преимуществам техника, предлагаемая ЗАО «Коминвест-АКМТ», является лучшим на сегодняшний день предложением в своем классе.

 

Группа компаний «СпецАвтоКомплект» (САК), прочно заняв достойное место в ряду ведущих производителей спецтехники, за период немногим более шести лет наладила выпуск большой номенклатуры изделий, внедряет технические новшества, постоянно расширяет ассортимент продукции, развивает перспективные направления и планомерно проводит работу по внедрению современных машиностроительных технологий. Все модели компании отличаются высочайшей степенью инженерной проработки и инновационными технологиями. Политика компании направлена на выпуск высококачественной продукции, удовлетворяющей требования потребителя.

Компания «СпецАвтоКомплект» является официальным дилером известных производителей и поставщиков спецтехники, коммерческого транспорта и комплектующих. Одним из направлений производственной деятельности предприятия является выпуск спецтехники с краноманипуляторными установками таких известных фирм, как «Бонфиглиоли» (Bonfiglioli), «Палфингер» (Palfinger), «Фасси» (Fassi). Права на осуществление дилерской деятельности подтверждаются соответствующими свидетельствами и сертификатами этих компаний, а также крупными российскими производителями ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» и ООО «РМ-Терекс».

С 2012 года САК совместно с итальянскими партнерами наладил производство автогидроподъемников (АГП) в России как на отечественных, так и на зарубежных (импортных) шасси. Гамма АГП очень широка. Это и телескопические, и коленчатые, и комбинированные, и пантографные АГП с высотой подъема от 12 до 38 м. Инновационной разработкой является АГП New Eurosky Х4, не имеющий аналогов в России. Благодаря поперечному расположению и небольшой массе он может устанавливаться как на легковые, так и на грузовые автомобили. По желанию заказчика данный АГП можно сочетать с фургоном, бортовой платформой и другим навесным оборудованием.

Выпускаемые автогидроподъемники отличаются небольшими габаритными размерами, малой массой, простотой технического обслуживания. Благодаря жесткой конструкции АГП обеспечивается высокая точность движений и долговечность.

компании из статьи
компании из статьи