Уверенный рост

Крановая отрасль в 2011 году

Леонид Малютин
В 2011 г. крановая отрасль закрепляла успехи предыдущего, 2010 г., сосредоточившись на тираже и обкатке наработок 2009–2010 гг. Заводы представили мало новинок, ссылаясь на первоочередную задачу – обеспечить спрос.
 
КМУ КМ-100 «Ивановец» с грузовым моментом 9,7 т.м на бортовом КамАЗ-43118 6х6
КС-55735-3 «Ивановец» г/п 35 т на шасси КамАЗ-65222 6х6
КС-64714 «Ивановец» г/п 60 т на шасси БАЗ-8033 8х4 с интегрированной опорно-ходовой рамой
КС-65731-6 АК-50 «Ивановец» г/п 50 т на шасси МЗКТ-652714 8х8
КС-35714-10 АК-16 «Ивановец» на шасси «Урал-5557» 6х6
КС-5576К «Ивановец» г/п 32 т на шасси КамАЗ-65115 6х4
КС-5576Б «Ивановец» г/п 32 т на шасси МАЗ-6303А3 6х4
КС-74713 «Галичанин» г/п 80 т на шасси МЗКТ-790200 10х10
КС-65713-7 «Галичанин» г/п 50 т на шасси Volvo FM11 8х4
КС-65721-2 «Галичанин» г/п 60 т на шасси МЗКТ-700600 8х4
КС-55729-5В «Галичанин» г/п 32 т на шасси КамАЗ-63501 8х8
КС-35714К3-10 АК-16 «Ивановец» на шасси КамАЗ-53605 4х2
КС-65711 «Челябинец» г/п 40 на шасси КамАЗ-6520 6х4
КС-55733 «Челябинец» г/п 32 т на шасси «Урал-4320»
КС-65721 «Галичанин»г/п 60 т на шасси Volvo FM400 8х4
КС-56726 «Угличанин» г/п 25 т на базе трелевочного трактора Т-147
Кран-снегоболотоход КС-55733Б «Челябинец» г/п 32 т на шасси КМП 8х8
КС-45721 «Челябинец» г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118 6х6
КС-3577-3К «Угличанин» г/п 16 т на шасси КамАЗ-53605 4х2
КС-55726 «Угличанин» г/п 25 т на шасси КамАЗ-65115 6х4
КС-55726-3 «Угличанин» г/п 25 т на шасси МАЗ-6303А3 6х4
Гусеничный кран RDK-36 «Клинцы» г/п 36 т
СМК-14 г/п 14 т завода «Ивэнергомаш» на шасси МАЗ-5337А2 4х2
КС-55726-2 «Угличанин» г/п 25 тна шасси КамАЗ-43118 6х6
Гусеничный кран ДЭК-401 «Челябинец» г/п 40 т
МКТБ-30 «Ульяновец» г/п 30 т на шасси Ford Cargo
КС-5579.22 «Мотовилиха» г/п 35 т на шасси КамАЗ-53229

Неприятным моментом стал неожиданный отказ ведущих заводов предоставить данные по выпуску продукции. Мы были вынуждены прибегнуть к модернизированным методам экстраполяции и гадания на кофейной гуще, чтобы вывести примерный объем производства – 4100 автокранов, на 46% больше, чем в 2010 г. (2785  ед.). Наиболее высокий рост по отношению к 2010 г. показали Челябинский механический завод (более 100%) и Угличмаш (в 3 раза). На долю ведущих марок «Ивановец», «Галичанин», «Клинцы» и «Челябинец» приходится 95% рынка. Изменилась структура спроса и по номенклатуре, и географически.

Объемы производства в отрасли превысили половину докризисных значений и замедлили рост, в первую очередь из-за того, что экономика в целом растет медленно и не наблюдается строительного бума, и это хороший признак – быстрые темпы роста ведут к скорому кризису перепроизводства. «Лучше меньше, да лучше», как говаривал классик. В 2011 г. промышленность в целом выросла на 4,7% против 8,2% в 2010 г. Но год 2010-й был восстановительным для экономики после экономического кризиса. Естественно, на низкой базе промышленный рост в 2010 г. выглядел динамичнее. Тем не менее, по прогнозу Минэкономразвития, в 2011 г. прирост ожидался на 4,8% – на 0,1 пункт выше полученного результата. Слегка сбил его, по-видимому, декабрьский показатель – 2,5% прироста в годовом сопоставлении, что стало самым низким месячным значением в 2011 г. Планы предприятий по увольнениям в конце минувшего года достигли рекордных с декабря 2009 г. значений – в начале 2012 г. ожидается самое интенсивное за предыдущие два года сокращение работников.

Основными тенденциями в развитии отрасли помимо скромного «парада новинок» можно назвать рост доли автокранов грузоподъемностью (г/п) 25 т до 75% от всего рынка, опережающие темпы роста 25-тонников на вездеходных шасси, рост доли кранов г/п 32 т и снижение доли кранов г/п 14–20 т. Тенденция увеличения средней грузоподъемности кранов очевидна, 25-тонники достигли пика славы и могут готовиться к передаче пальмы первенства кранам большей грузоподъемности – 32–40 т, тем более, что отрасли уже есть что предложить пользователю.

Автокраны малой грузоподъемности теснят с двух сторон – 25-тонными автокранами и в значительно меньшей степени КМУ средней и большой грузоподъемности. Полного вытеснения машин этого класса не произойдет. Они пусть небольшим тиражом и видоизменившись, но сохранятся. Об этом говорит мировой опыт – автокраны малой грузоподъемности как класс техники существуют и в США, и в Японии.

В 2010–2011 гг. вырос вклад регионов в структуру спроса, поскольку экономические центры перенасытились техникой в период докризисного строительного бума. Отсюда и повышенный интерес к 25- и 32-тонным кранам, особенно к 25-тонникам на вездеходных шасси.

Впрочем, в крановой отрасли остается много проблем. Не станем заострять внимание на глобальных проблемах, таких как чрезмерно дорогие кредитные ресурсы и неподъемные долговые вериги, тормозящие развитие машиностроения и экономики в целом. Поговорим конкретнее.

Не секрет, что изнурительной борьбе за качество продукции крановых заводов далеко до победы. Застарелые «детские болезни» лечатся с трудом, их место тут же занимают новые. Это явление, кстати, стало одной из причин, по которой заводы притормозили вывод на рынок новых моделей. Доводка серийных моделей отнимает время и ресурсы. Хроническим недомоганием остается качество сборки. Пользователи жалуются, что на запуск отечественного автокрана уходит до месяца – пока его полностью не разберешь и не соберешь заново, и не советуют покупать кран зимой. Конструктивные недочеты остаются как по невниманию, так и из желания сэкономить.

Лидер отрасли ивановский «Автокран» выпустил 1488 автокранов – на 23% больше, чем в 2010 г. Отрыв от ближайшего конкурента составил 75%. Особенно высокими темпами росло производство автокранов «Ивановец» новых серий АК-25 и АК-16: если в 2010 г. выпустили более 100 автокранов этих серий, то в 2011-м  – уже более 350. Успех новых серий обеспечили самые длинные и современные стрелы в своем классе и грузовысотные характеристики. Данные по производству завода «Газпром-кран» его руководство отказалось предоставить. По косвенным данным, камышинский завод выпустил около 200 кранов.

«Ивановская марка» предлагает краны в самом широком в отечественной отрасли диапазоне грузоподъемности – 16 и 17 т, 25, 32, 40, 50, 60, 80 и 100 т, всего – 28 моделей. Особенность модельного ряда «Ивановцев» также в том, что он единственный в отрасли, в котором есть краны на специальных шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой. Брянский автомобильный завод, входящий в Независимую ассоциацию машиностроителей (НАМС), разрабатывает для кранов «Ивановец» г/п от 25 до 100 т шасси, причем как специальные с интегрированной опорно-ходовой рамой, так и с обычной автомобильной. Заводы «Автокран» и «Газпром-кран» – крупнейшие в отрасли заказчики серийных автомобильных шасси заводов КАМАЗ, МАЗ, «Урал» и МЗКТ.

Краны «Ивановец» г/п 16–25 т поставляют как со стрелой коробчатого сечения, так и со стрелами с многогранным профилем. Завод «Автокран» также первым начал заниматься стрелами с многогранным и овоидным профилем. Пионером в этом направлении стал первый ивановский 100-тонник на 5-осном шасси Брянского автозавода, представленный в 2004 г. Его крановая установка оснащена стрелой овоидного профиля, собранной из импортных секций. Далее последовали опыты со стрелами собственного производства – 8-гранными, псевдоовоидными 16-гранными. Так, вышеупомянутые краны серии АК-16 оснащены 3-секционной стрелой длиной 23 м с 8-гранной коренной секцией. Остальные секции 4-гранные, сварены из двух полукоробов. Первая выдвижная секция телескопируется гидроцилиндром, вторая – полиспастом. Для серии АК-25 использована 4-секционная стрела длиной 30,7 м («Автокран» обошел «Галичанина» и «Клинцы») также с 8-гранной коренной секцией и остальными 4-гранными секциями. Применен новый механизм телескопирования с двумя гидроцилиндрами и одним канатным полиспастом, за счет которого удалось увеличить г/п на малых и средних вылетах.

В 2011 г. «Автокран» представил на суд общественности новые серии кранов на автомобильных шасси. Это краны г/п 35 и 50 т с верхней, обвязочной рамой, позволяющей адаптировать крановую установку к автомобильным шасси соответствующих размеров и грузоподъемности. Так, кран КС-55735 г/п 35 т адаптирован к шасси КамАЗ-65222 6х6, КамАЗ-6520 6х4 и «Урал-63685» 6х6. Четырехсекционная стрела крана длиной 30,34 м сварена из полукоробов, гнутых из стали Weldox 700 или Domex 700. Предусмотрен 8-метровый гусек.

Кран КС-65731 второй новой серии АК-50 г/п 50 т адаптирован к шасси КамАЗ-6560 8х8, КамАЗ-65201 8х4, МЗКТ-700600 8х4, МЗКТ-652714 8х8. Стрела крана 5-секционная, длиной 40 м, сварена из гнутых эллипсоидных профилей, выполненных из стали Alform 700M. Кран может быть оснащен 2-секционным гуськом длиной 9 и 15 м.

Общественность ждала новинок на брянских шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой, но руководство «Автокрана» решило расширять модельный ряд за счет серийных автомобильных шасси и доводить уже представленные модели кранов на шасси БАЗ.

А вот краны-манипуляторы «Ивановец» стали неожиданностью. Первого «убийцу» автокранов малой грузоподъемности «Автокран» показал в 2006 г. и положил эту тему в долгий ящик, так что целых четыре модели КМУ стали сюрпризом. КМУ с грузовым моментом 8; 9,7; 11,25 и 11,5 т.м с 3- и 4-секционными стрелами с вылетом 8,2 и 10,2 м вряд ли будут конкурировать даже с 16-тонными автокранами, но начало положено. Будем ждать в 2012 г. продолжения этой темы и известий о судьбе гусеничного крана ДКГ-50.1, представленного почти три года назад на выставке «СТТ-2009».

Тандем Галичского и Клинцовского автокрановых заводов дышит в спину тандему «Автокрана» и «Газпром-крана» не только по объемам производства, но и по номенклатуре. В 2011 г. Галичский завод выпустил 850 автокранов, Клинцовский – 800. В 2010 г. ГАКЗ собрал 566 кранов, КАЗ – 468, в 2009 г. ГАКЗ собрал 257 кранов, КАЗ – 184 крана. То есть в 2011 г. ГАКЗ выпустил кранов в 1,5 раза больше, чем в 2010 г., и в 3,3 раза больше, чем в 2009-м. Клинцовский завод в 2011 г. превысил показатели 2010 г. в 1,7 раза и в 4,4 раза показатели 2009 г. Клинцовский завод растет быстро, быстрее своего партнера, и планы по созданию запаса из 50 готовых автокранов с блеском провалились – вся продукция уходит с колес. При этом три четверти выпуска – 25-тонные краны, и завод с трудом справляется со спросом на 25-тонники с 4-секционной 28-метровой стрелой.

У Галичского автокранового завода в серийном производстве четыре серии автокранов – г/п 25, 32, 50 и 60 т, всего порядка 20 моделей. Представленные в 2011 г. модели не являются принципиально новыми – серийные крановые установки адаптировали к другим шасси для более широкого охвата рынка автокранов.

Краны «Галичанин» г/п 25 т серии КС-55713 на шасси КамАЗ 6х4 и 6х6, «Урал» 6х6 и МАЗ 6х4 оснащают крановыми установками двух типов – бюджетной с 3-секционной стрелой длиной 21,7 м коробчатого сечения и современной с индексом В с 4-секционной длиной 28 м с гнутым U-образным профилем. Решетчатый 9-метровый гусек входит в дополнительное оборудование.

Краны г/п 32 т серии КС-55729 на шасси МАЗ-6303 6х4, КамАЗ-6540 8х4 и КамАЗ-63501 8х8 «Мустанг» оснащают 4-секционной стрелой длиной 30,2 м, секции которой сварены из двух полукоробов – трехгранного верхнего и пятигранного нижнего. Также возможна комплектация гуськом длиной 9 м. В 2010 г. список шасси пополнил «Урал-532361» 8х8.

На краны серии КС-65713 г/п 50 т на шасси КамАЗ-65201 8х4, МЗКТ-700600 8х4 и КамАЗ-6560 8х8 устанавливают 4-секционную стрелу длиной 34,1 м со сложным многогранным профилем. Возможна комплектация телескопическим гуськом длиной 9–15 м. В 2010 г. 50-тонник получил минское шасси МЗКТ-652714 8х8. Эта модификация предназначена для заказчиков, которым необходима высокая проходимость. В 2011 г. завод представил кран КС-65713-7 на шасси Volvo FM11 8х4, ориентированный на заказчиков, предпочитающих шасси этой марки. Очевидно, заказчики не будут многочисленными, но этот шаг ГАКЗ представляется интересным и перспективным.

Краны КС-65721 «Галичанин» г/п 60 т были благосклонно приняты рынком, они пошли в серию, и завод начал расширять линейку шасси. Кран задумывался не только для поставок на российский рынок и в ближнее зарубежье, но и на более дальние и требовательные рынки, поэтому в нем использованы преимущественно импортные комплектующие, начиная от стрелы и заканчивая шасси Volvo FM400 8х4. Первый кран КС-65721 участвовал в выставке BAUMA 2010. В том же 2010  г. к первому шасси Volvo добавили МЗКТ-700600 8х4, ориентированное на российский и белорусский рынки, и освоили выпуск кранов на его базе. Также представили кран на шасси КамАЗ-65201 8х4, а в 2011 г. – на шасси высокой проходимости МЗКТ-652714 8х8.

Кран 60-тонный оснащен 5-секционной стрелой длиной 42 м с профилем, близким к овоидному. Дополнительно стрела может быть оснащена телескопическим гуськом длиной 15 м (9 м стационарная часть и 6 м телескопируемая часть с возможностью установки под углом 15 и 30° к продольной оси стрелы).

Кран КС-74713 г/п 80 т на шасси высокой проходимости МЗКТ-790200 10х10, представленный Галичским заводом в 2010 г., проходит доработку и испытания. Кран с 5-секционной стрелой овоидного сечения длиной 48 м ориентирован в первую очередь на нефтегазовый комплекс.

Клинцовский автокрановый завод работает совместно с Галичским заводом, и их модельные ряды в категории 25 т пересекаются. В остальном завод работает в собственных нишах, выпуская автокраны г/п 16, 20, 25 и 40 т на серийных шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал», гусеничные краны RDK-36 г/п 36 т. Значительный объем продукции завод отправляет в Республику Беларусь, которая остается важным стратегическим партнером завода.

В сегменте бюджетных кранов малой грузоподъемности 16 и 20 т используют традиционные технологии сварки коробчатых стрел, позволяющие сохранять себестоимость на приемлемом уровне. В категории грузоподъемности 25 т у Клинцовского завода, как и у Галичского, две серии на таких же шасси КамАЗ 6х4 и 6х6, МАЗ 6х4 и «Урал» 6х6 – с традиционными 3-секционными коробчатыми стрелами длиной 21 м и 4-секционными стрелами с гнутым профилем длиной 28 м. Отличие от линейки Галичского завода в том, что КАЗ адаптировал крановую установку к импортным шасси Ford Cargo 6х4 и Hyundai HD260 6х4.

В категории 40 т у КАЗа продолжает оставаться одна модель КС-65719-1К с 4-секционной стрелой длиной 34 м, сваренной из полукоробов с нижним коробом, выгнутым в форме полуэллипса.

В 2008 г. Клинцовский завод запустил в производство гусеничный кран RDK-36, и надо сказать, что кран вызвал интерес у строительных организаций Белоруссии и России. Его производство единично, но гусеничный кран не массовый продукт. Кроме того, непросто конкурировать с лидером этого направления – Челябинским механическим заводом.

Клинцовский завод расширяет географию сервисного обслуживания – открыты сервисные центры в Челябинске и Тобольске.

Таким образом, тандем заводов ГАКЗ и КАЗ поддерживает полный модельный ряд автомобильных кранов в диапазоне грузоподъемности от 16 до 60 т, а в перспективе до 80 т, Клинцовский завод вошел в сегмент гусеничных кранов.

Челябинский механический завод достиг значительного роста – задача 500 автокранов выполнена. ЧМЗ превысил объем производства 2008 г. на 45%. Предприятие развивается благодаря успешному управлению, перевооружению, удачным моделям кранов и не менее удачной модели продаж. В 2010 г. завод вывел на рынок автокран КС-45721 г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118, КС-55733 г/п 32 т на шасси «Урал-4320» и КС-65711 г/п 40 т на шасси КамАЗ-6520. Кран г/п 25 т оснащен 3-секционной стрелой длиной 21,7 м, выполненной из двух гнутых профилей. У 32-тонника длина 3-секционной стрелы 26,7 м, у 40-тонника  – стрела 4-секционная длиной 27,3 м. В том же году завод принял концепцию продаж «Индивидуальный кран»: заказчик подбирает конфигурацию крана из доступных базовых компонентов и опций – шасси, климатическое исполнение, система управления, гусек, кондиционер, расширенная гарантия и т. д.

В 2011 г. завод представил интересную во всех отношениях новинку – 32-тонный автокран КС-55733-24 на шасси КамАЗ-43118. Это первый в отечественной истории кран такой грузоподъемности на челнинском шасси высокой проходимости гражданского назначения. Полная масса автокрана в базовой комплектации – 21,97 т, нагрузка на переднюю ось – 5,99 т, на заднюю тележку – 15,98 т. Стрела 3-секционная гнутого профиля длиной 26,7 м. Ранее был представлен кран КС-55733-17 на шасси «Урал-4320» с этой же крановой установкой.

Таким образом, завод сформировал модельный ряд из 8 моделей – сравнительно узкий, но интересный и ориентированный в первую очередь на регионы Урала и Сибири. Номенклатура автокранов включает две 40-тонные модели на шасси «Урал-63685» 6х4 и КамАЗ-6520 6х4, две 32-тонные модели на шасси «Урал-4320» 6х6 и КамАЗ-43118 6х6 и четыре 25-тонные модели на шасси КамАЗ-43118, «Урал-4320», КамАЗ-65115 6х4, МАЗ-6303А3 6х4. Все модели на 3-осных шасси, половина из них на шасси высокой проходимости. Крановые установки оснащены современными стрелами с гнутым профилем, освоить производство которых позволило перевооружение – линия резки, гибки полукоробов и сварки. Лидером продаж в 2011 г. стал автокран КС-45721-17 – 25-тонник на шасси «Урал-4320». Наибольший абсолютный прирост показал кран КС-45721-24 г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118.

Завод собирает все краны под заказ и более трети из них по концепции «Индивидуальный кран» с учетом специальных требований заказчиков. По оригинальной концепции во второй половине 2011 г. был спроектирован и представлен кран специального назначения – кран-снегоболотоход КС-55733Б. Кран г/п 32 т на шасси КМП 8х8 разработан совместно с ОКБ «Вездеходные Транспортные Системы» в соответствии с техническими требованиями транспортных предприятий ОАО «Газпром». Машина не имеет аналогов в российском и мировом краностроении и предназначена для работы в составе специального автопоезда для ремонтно-восстановительных и аварийных работ на магистральных газопроводах, в условиях полного бездорожья с нанесением минимального ущерба растительному покрову тундры.

В 2009 г. ЧМЗ представил предсерийный образец дизель-электрического гусеничного крана ДЭК-401. Сегодня несколько десятков кранов ДЭК-401 работают на объектах в России и Белоруссии, в том числе за Полярным кругом.

В конце 2011 г. анонсирована современная бюджетная модель гусеничного крана ДЭК-323 в самом широком сегменте грузоподъемности 32 т, который сменит ДЭК-321, рекордсмена 2011 г. по продажам. В настоящее время завод производит гусеничные краны г/п 25, 32, 36, 40 и 63 т – монтажный дизель-электрический кран ДЭК-401 г/п 40 т, гидравлический ДЭК-361 г/п 36 т, бюджетный дизель-электрический ДЭК-321 г/п 32 т, дизель-электрический ДЭК-631А г/п 63 т и самый распространенный в России гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-251 г/п 25 т. Челябинские краны могут использоваться как на общестроительных работах, так и на монтажных. Линейка кранов модернизирована – ДЭК-321, ДЭК-631А по заказу оборудуют тиристорным приводом с обеспечением «нулевых» монтажных скоростей, краны нового поколения ДЭК-401, ДЭК-323, ДЭК-361 разработаны с учетом требований высокоточных монтажных работ.

В 2011 г. ЧМЗ в дополнение к офисам продаж в Челябинске, Москве и Сургуте открыл еще два официальных региональных представительства – в Краснодаре и Красноярске, таким образом, число сервисных центров возросло до 27-ми.

Завод «Угличмаш» идет на подъем. Оживление завода, рост производства, разработка и запуск в серию новых моделей, формирование заново дилерской и сервисной сетей связано с приходом новой управленческой команды профессиональных краностроителей. В 2010-м завод выпустил 30 автокранов, в 2011 г. – 100 автокранов и один 25-тонный кран на базе трелевочного трактора Т-147, производство выросло в три раза.

В эту сотню вошли 49 кранов г/п 16 т на 2- и 3-осных шасси КамАЗ и МАЗ, в том числе 18 военных кранов на вездеходном шасси КамАЗ-53501 6х6. Сам факт военного заказа представляет интерес и повод для размышлений для Ивановского и Клинцовского заводов. Кранов г/п 20 т выпустили 1 ед. на шасси МАЗ-5337А2 4х2. Остальные – 51 кран – грузоподъемностью 25 т на серийных шасси КамАЗ 4х2, 6х4 и 6х6, МАЗ 4х2 и 6х4 и «Урал» 6х6.

В прошлом году завод представил новую модель 25-тонного крана КС-55726-2 на вездеходном шасси КамАЗ-43118. На нем использована 3-секционная стрела коробчатого сечения с одним гидроцилиндром и системой полиспастов. Длина стрелы в сложенном положении – 9 м, в полностью выдвинутом – 22 м. Это самая длинная 3-секционная стрела для 25-тонников. Модель запущена в серию, завод собрал в прошлом году 5 таких кранов.

В производстве находится несколько серий кранов. Серия КС-3577 г/п 16 т с 2-секционной стрелой длиной 14 м поставляют на шасси КамАЗ-43253 4х2, КамАЗ-53605 4х2 и МАЗ-3577-3К 4х2. Серия КС-45722-1 г/п 16 т с 3-секционной стрелой длиной 21 м адаптирована к шасси высокой проходимости «Урал-5557» и КамАЗ-53501. Кран КС-45726-2 г/п 20 т с 3-секционной стрелой длиной 20 м устанавливают на шасси МАЗ-5337А2 4х2.

В категории 25 т «Угличмаш» выпускает две серии. Кран КС-45726 с «короткой» 3-секционной стрелой длиной 20,5 м устанавливают на 2-осные шасси КамАЗ-53605 и МАЗ-5337А2. Новая серия КС-55726 г/п 25 т с «длинной» 3-секционной стрелой длиной 22 м освоена на 3-осных шасси КамАЗ-65115 6х4, КамАЗ-43118 6х6 и МАЗ-6303А2 6х4.

Для крана КС-56726 г/п 25 т на базе трелевочного трактора Т-147 использовали «короткую» стрелу 20,5 м. Заводу пришлось разработать для трактора оригинальную обвязочную платформу – ограничения шасси потребовали нестандартных решений. Она значительно укорочена, бак гидравлической системы размещен на самом тракторе. Передние опоры сделаны поворотными, в транспортном положении складываются вдоль борта. Опоры выставляют не перпендикулярно корпусу машины, а несколько заводят к кабине. Конструкция задних опор осталась прежней – они выдвигаются поперек оси машины. Кран на трелевочном тракторе – штучный заказной товар, но сам факт исполнения такого заказа говорит о конструкторском потенциале завода.

Завод «Угличмаш» позиционирует себя в бюджетном сегменте. Основная продукция – 25-тонные краны при посильной поддержке 16- и 20-тонников. Завод использует традиционные технологии изготовления коробчатых стрел, за счет чего поддерживает низкую себестоимость. До кризиса начали программу перевооружения – приобрели и пустили в эксплуатацию установку плазменной резки и сварочное оборудование. Дробеструйная, окрасочные и сушильная камеры значительно подняли качество окраски кранов.

Ульяновский механический завод № 2 в 2011 г. выпустил порядка 100...120 автокранов. Это оценочное суждение, официальные данные пока не опубликованы. Напомним, что в 2010 г. завод выпустил 74 серийных автокрана г/п 25 (30) т, две крановые установки г/п 40 т, один автокран г/п 50 т, два гусеничных крана г/п 32 т, один гусеничный кран г/п 125 т, а также 7 автогидроподъемников.

Сегодня в номенклатуру входят следующие серии. Серию МКТ-25 г/п 25 т с 3-секционной стрелой длиной 21,7 м устанавливают на шасси КамАЗ 6х4 и 6х6, МАЗ 6х4 и «Урал» 6х6. Серию МКТБ-30 г/п 30 т с 3-секционной стрелой длиной 21,7 м устанавливают на шасси КамАЗ 6х6, МАЗ 6х4 и Ford Cargo 6х4. Серию МКТ-40 г/п 40 т с 4-секционной стрелой длиной 30 м устанавливают на шасси КамАЗ 6х4 и 8х4 и Volvo FE 6х4. Кран МКТ-50 г/п 50 т с 4-секционной стрелой длиной 35 м адаптирован к шасси КамАЗ-65201 8х4 и 8х8. Основу производства составляют краны г/п 25 и 30 т.

Линейка гусеничных кранов включает модели МКГС-32 (г/п 32 т), МКГС-100.1 (г/п  100 т), МКГС-125.01 (г/п 125 т) и МКГС-250 (г/п 250 т). Кран МКГС-32 – единственный в производственной программе УМЗ № 2 с гидравлическим приводом, остальные модели – с дизель-электрическим приводом.

* * *

В 2011 г. внесли посильный вклад заводы, для которых автокраны не являются профильными. «Мотовилихинские заводы» выпустили 16 автокранов, из них 4 ед. г/п 25 т и 12 ед. г/п 35 т. «Ивэнергомаш» произвел 3 автокрана – 2 ед. г/п 14 т и 1 кран КСТ-5АМ с башенно-стреловым оборудованием г/п 5 т. «Донэкс» в 2011 г. автокраны не выпускал. Завод «Сокол» в 2011 г. не работал.

Как видим, отрасль на подъеме, предлагает полную номенклатуру кранов в широком диапазоне характеристик и цен. За последние 10 лет создано общее пространство – 25 т, которое сегодня плотно заполнено. Можно выбрать 25-тонник практически на любом шасси, выполненный как по традиционным технологиям с коробчатой стрелой, так и по прогрессивным со стрелой сложного профиля и улучшенными грузовысотными характеристиками. Началось дальнейшее продвижение в направлении увеличения средней грузоподъемности, причем с нарастающей скоростью.

Каждый завод ищет свой путь, создавая и осваивая ниши, разрабатывая уникальные конкурентные отличия. «Ивановец» взял курс на специальные шасси автомобильного типа. Путь этот непростой и предъявляет больше требований к самому шасси, чем к крановой установке. Ивановский автокрановый дал старт также стрелам со сложным профилем, и эту тенденцию подхватили остальные заводы.

«Галичанин» и «Клинцы» ориентируются на серийные шасси, но и у них отрабатывается перспективная ниша – импортные шасси. Клинцовский завод пробует силы в новых для себя направлениях гусеничных и башенных кранов. «Челябинец» заострил внимание на шасси высокой проходимости, в чем добился значительных успехов. Не менее успешно развивается его идея кастомизации – «Индивидуальный кран». Гусеничные «Челябинцы» остаются самыми востребованными в своем сегменте. «Угличмаш» возродился и оперирует в бюджетном сегменте, но не забывает и более интересный сегмент 30-тонных кранов со стрелой гнутого профиля.

Что принесет крановой отрасли 2012 год? Все зависит от состояния экономики в целом. Эксперты-аналитики (Минэкономразвития РФ) говорят о замедлении темпов роста ВВП и о том, что кризис нам не грозит. А значит, он вполне возможен. В любом случае вступление России в ВТО не повлияет на крановую отрасль, поскольку она остается самой конкурентоспособной в российском машиностроении.

компании по теме статьи
компании по теме статьи