Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
Преимущества горизонтально направленного бурения
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)

Уверенный рост

Крановая отрасль в 2011 году

Леонид Малютин
В 2011 г. крановая отрасль закрепляла успехи предыдущего, 2010 г., сосредоточившись на тираже и обкатке наработок 2009–2010 гг. Заводы представили мало новинок, ссылаясь на первоочередную задачу – обеспечить спрос.
 
КМУ КМ-100 «Ивановец» с грузовым моментом 9,7 т.м на бортовом КамАЗ-43118 6х6
КС-55735-3 «Ивановец» г/п 35 т на шасси КамАЗ-65222 6х6
КС-64714 «Ивановец» г/п 60 т на шасси БАЗ-8033 8х4 с интегрированной опорно-ходовой рамой
КС-65731-6 АК-50 «Ивановец» г/п 50 т на шасси МЗКТ-652714 8х8
КС-35714-10 АК-16 «Ивановец» на шасси «Урал-5557» 6х6
КС-5576К «Ивановец» г/п 32 т на шасси КамАЗ-65115 6х4
КС-5576Б «Ивановец» г/п 32 т на шасси МАЗ-6303А3 6х4
КС-74713 «Галичанин» г/п 80 т на шасси МЗКТ-790200 10х10
КС-65713-7 «Галичанин» г/п 50 т на шасси Volvo FM11 8х4
КС-65721-2 «Галичанин» г/п 60 т на шасси МЗКТ-700600 8х4
КС-55729-5В «Галичанин» г/п 32 т на шасси КамАЗ-63501 8х8
КС-35714К3-10 АК-16 «Ивановец» на шасси КамАЗ-53605 4х2
КС-65711 «Челябинец» г/п 40 на шасси КамАЗ-6520 6х4
КС-55733 «Челябинец» г/п 32 т на шасси «Урал-4320»
КС-65721 «Галичанин»г/п 60 т на шасси Volvo FM400 8х4
КС-56726 «Угличанин» г/п 25 т на базе трелевочного трактора Т-147
Кран-снегоболотоход КС-55733Б «Челябинец» г/п 32 т на шасси КМП 8х8
КС-45721 «Челябинец» г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118 6х6
КС-3577-3К «Угличанин» г/п 16 т на шасси КамАЗ-53605 4х2
КС-55726 «Угличанин» г/п 25 т на шасси КамАЗ-65115 6х4
КС-55726-3 «Угличанин» г/п 25 т на шасси МАЗ-6303А3 6х4
Гусеничный кран RDK-36 «Клинцы» г/п 36 т
СМК-14 г/п 14 т завода «Ивэнергомаш» на шасси МАЗ-5337А2 4х2
КС-55726-2 «Угличанин» г/п 25 тна шасси КамАЗ-43118 6х6
Гусеничный кран ДЭК-401 «Челябинец» г/п 40 т
МКТБ-30 «Ульяновец» г/п 30 т на шасси Ford Cargo
КС-5579.22 «Мотовилиха» г/п 35 т на шасси КамАЗ-53229

Неприятным моментом стал неожиданный отказ ведущих заводов предоставить данные по выпуску продукции. Мы были вынуждены прибегнуть к модернизированным методам экстраполяции и гадания на кофейной гуще, чтобы вывести примерный объем производства – 4100 автокранов, на 46% больше, чем в 2010 г. (2785  ед.). Наиболее высокий рост по отношению к 2010 г. показали Челябинский механический завод (более 100%) и Угличмаш (в 3 раза). На долю ведущих марок «Ивановец», «Галичанин», «Клинцы» и «Челябинец» приходится 95% рынка. Изменилась структура спроса и по номенклатуре, и географически.

Объемы производства в отрасли превысили половину докризисных значений и замедлили рост, в первую очередь из-за того, что экономика в целом растет медленно и не наблюдается строительного бума, и это хороший признак – быстрые темпы роста ведут к скорому кризису перепроизводства. «Лучше меньше, да лучше», как говаривал классик. В 2011 г. промышленность в целом выросла на 4,7% против 8,2% в 2010 г. Но год 2010-й был восстановительным для экономики после экономического кризиса. Естественно, на низкой базе промышленный рост в 2010 г. выглядел динамичнее. Тем не менее, по прогнозу Минэкономразвития, в 2011 г. прирост ожидался на 4,8% – на 0,1 пункт выше полученного результата. Слегка сбил его, по-видимому, декабрьский показатель – 2,5% прироста в годовом сопоставлении, что стало самым низким месячным значением в 2011 г. Планы предприятий по увольнениям в конце минувшего года достигли рекордных с декабря 2009 г. значений – в начале 2012 г. ожидается самое интенсивное за предыдущие два года сокращение работников.

Основными тенденциями в развитии отрасли помимо скромного «парада новинок» можно назвать рост доли автокранов грузоподъемностью (г/п) 25 т до 75% от всего рынка, опережающие темпы роста 25-тонников на вездеходных шасси, рост доли кранов г/п 32 т и снижение доли кранов г/п 14–20 т. Тенденция увеличения средней грузоподъемности кранов очевидна, 25-тонники достигли пика славы и могут готовиться к передаче пальмы первенства кранам большей грузоподъемности – 32–40 т, тем более, что отрасли уже есть что предложить пользователю.

Автокраны малой грузоподъемности теснят с двух сторон – 25-тонными автокранами и в значительно меньшей степени КМУ средней и большой грузоподъемности. Полного вытеснения машин этого класса не произойдет. Они пусть небольшим тиражом и видоизменившись, но сохранятся. Об этом говорит мировой опыт – автокраны малой грузоподъемности как класс техники существуют и в США, и в Японии.

В 2010–2011 гг. вырос вклад регионов в структуру спроса, поскольку экономические центры перенасытились техникой в период докризисного строительного бума. Отсюда и повышенный интерес к 25- и 32-тонным кранам, особенно к 25-тонникам на вездеходных шасси.

Впрочем, в крановой отрасли остается много проблем. Не станем заострять внимание на глобальных проблемах, таких как чрезмерно дорогие кредитные ресурсы и неподъемные долговые вериги, тормозящие развитие машиностроения и экономики в целом. Поговорим конкретнее.

Не секрет, что изнурительной борьбе за качество продукции крановых заводов далеко до победы. Застарелые «детские болезни» лечатся с трудом, их место тут же занимают новые. Это явление, кстати, стало одной из причин, по которой заводы притормозили вывод на рынок новых моделей. Доводка серийных моделей отнимает время и ресурсы. Хроническим недомоганием остается качество сборки. Пользователи жалуются, что на запуск отечественного автокрана уходит до месяца – пока его полностью не разберешь и не соберешь заново, и не советуют покупать кран зимой. Конструктивные недочеты остаются как по невниманию, так и из желания сэкономить.

Лидер отрасли ивановский «Автокран» выпустил 1488 автокранов – на 23% больше, чем в 2010 г. Отрыв от ближайшего конкурента составил 75%. Особенно высокими темпами росло производство автокранов «Ивановец» новых серий АК-25 и АК-16: если в 2010 г. выпустили более 100 автокранов этих серий, то в 2011-м  – уже более 350. Успех новых серий обеспечили самые длинные и современные стрелы в своем классе и грузовысотные характеристики. Данные по производству завода «Газпром-кран» его руководство отказалось предоставить. По косвенным данным, камышинский завод выпустил около 200 кранов.

«Ивановская марка» предлагает краны в самом широком в отечественной отрасли диапазоне грузоподъемности – 16 и 17 т, 25, 32, 40, 50, 60, 80 и 100 т, всего – 28 моделей. Особенность модельного ряда «Ивановцев» также в том, что он единственный в отрасли, в котором есть краны на специальных шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой. Брянский автомобильный завод, входящий в Независимую ассоциацию машиностроителей (НАМС), разрабатывает для кранов «Ивановец» г/п от 25 до 100 т шасси, причем как специальные с интегрированной опорно-ходовой рамой, так и с обычной автомобильной. Заводы «Автокран» и «Газпром-кран» – крупнейшие в отрасли заказчики серийных автомобильных шасси заводов КАМАЗ, МАЗ, «Урал» и МЗКТ.

Краны «Ивановец» г/п 16–25 т поставляют как со стрелой коробчатого сечения, так и со стрелами с многогранным профилем. Завод «Автокран» также первым начал заниматься стрелами с многогранным и овоидным профилем. Пионером в этом направлении стал первый ивановский 100-тонник на 5-осном шасси Брянского автозавода, представленный в 2004 г. Его крановая установка оснащена стрелой овоидного профиля, собранной из импортных секций. Далее последовали опыты со стрелами собственного производства – 8-гранными, псевдоовоидными 16-гранными. Так, вышеупомянутые краны серии АК-16 оснащены 3-секционной стрелой длиной 23 м с 8-гранной коренной секцией. Остальные секции 4-гранные, сварены из двух полукоробов. Первая выдвижная секция телескопируется гидроцилиндром, вторая – полиспастом. Для серии АК-25 использована 4-секционная стрела длиной 30,7 м («Автокран» обошел «Галичанина» и «Клинцы») также с 8-гранной коренной секцией и остальными 4-гранными секциями. Применен новый механизм телескопирования с двумя гидроцилиндрами и одним канатным полиспастом, за счет которого удалось увеличить г/п на малых и средних вылетах.

В 2011 г. «Автокран» представил на суд общественности новые серии кранов на автомобильных шасси. Это краны г/п 35 и 50 т с верхней, обвязочной рамой, позволяющей адаптировать крановую установку к автомобильным шасси соответствующих размеров и грузоподъемности. Так, кран КС-55735 г/п 35 т адаптирован к шасси КамАЗ-65222 6х6, КамАЗ-6520 6х4 и «Урал-63685» 6х6. Четырехсекционная стрела крана длиной 30,34 м сварена из полукоробов, гнутых из стали Weldox 700 или Domex 700. Предусмотрен 8-метровый гусек.

Кран КС-65731 второй новой серии АК-50 г/п 50 т адаптирован к шасси КамАЗ-6560 8х8, КамАЗ-65201 8х4, МЗКТ-700600 8х4, МЗКТ-652714 8х8. Стрела крана 5-секционная, длиной 40 м, сварена из гнутых эллипсоидных профилей, выполненных из стали Alform 700M. Кран может быть оснащен 2-секционным гуськом длиной 9 и 15 м.

Общественность ждала новинок на брянских шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой, но руководство «Автокрана» решило расширять модельный ряд за счет серийных автомобильных шасси и доводить уже представленные модели кранов на шасси БАЗ.

А вот краны-манипуляторы «Ивановец» стали неожиданностью. Первого «убийцу» автокранов малой грузоподъемности «Автокран» показал в 2006 г. и положил эту тему в долгий ящик, так что целых четыре модели КМУ стали сюрпризом. КМУ с грузовым моментом 8; 9,7; 11,25 и 11,5 т.м с 3- и 4-секционными стрелами с вылетом 8,2 и 10,2 м вряд ли будут конкурировать даже с 16-тонными автокранами, но начало положено. Будем ждать в 2012 г. продолжения этой темы и известий о судьбе гусеничного крана ДКГ-50.1, представленного почти три года назад на выставке «СТТ-2009».

Тандем Галичского и Клинцовского автокрановых заводов дышит в спину тандему «Автокрана» и «Газпром-крана» не только по объемам производства, но и по номенклатуре. В 2011 г. Галичский завод выпустил 850 автокранов, Клинцовский – 800. В 2010 г. ГАКЗ собрал 566 кранов, КАЗ – 468, в 2009 г. ГАКЗ собрал 257 кранов, КАЗ – 184 крана. То есть в 2011 г. ГАКЗ выпустил кранов в 1,5 раза больше, чем в 2010 г., и в 3,3 раза больше, чем в 2009-м. Клинцовский завод в 2011 г. превысил показатели 2010 г. в 1,7 раза и в 4,4 раза показатели 2009 г. Клинцовский завод растет быстро, быстрее своего партнера, и планы по созданию запаса из 50 готовых автокранов с блеском провалились – вся продукция уходит с колес. При этом три четверти выпуска – 25-тонные краны, и завод с трудом справляется со спросом на 25-тонники с 4-секционной 28-метровой стрелой.

У Галичского автокранового завода в серийном производстве четыре серии автокранов – г/п 25, 32, 50 и 60 т, всего порядка 20 моделей. Представленные в 2011 г. модели не являются принципиально новыми – серийные крановые установки адаптировали к другим шасси для более широкого охвата рынка автокранов.

Краны «Галичанин» г/п 25 т серии КС-55713 на шасси КамАЗ 6х4 и 6х6, «Урал» 6х6 и МАЗ 6х4 оснащают крановыми установками двух типов – бюджетной с 3-секционной стрелой длиной 21,7 м коробчатого сечения и современной с индексом В с 4-секционной длиной 28 м с гнутым U-образным профилем. Решетчатый 9-метровый гусек входит в дополнительное оборудование.

Краны г/п 32 т серии КС-55729 на шасси МАЗ-6303 6х4, КамАЗ-6540 8х4 и КамАЗ-63501 8х8 «Мустанг» оснащают 4-секционной стрелой длиной 30,2 м, секции которой сварены из двух полукоробов – трехгранного верхнего и пятигранного нижнего. Также возможна комплектация гуськом длиной 9 м. В 2010 г. список шасси пополнил «Урал-532361» 8х8.

На краны серии КС-65713 г/п 50 т на шасси КамАЗ-65201 8х4, МЗКТ-700600 8х4 и КамАЗ-6560 8х8 устанавливают 4-секционную стрелу длиной 34,1 м со сложным многогранным профилем. Возможна комплектация телескопическим гуськом длиной 9–15 м. В 2010 г. 50-тонник получил минское шасси МЗКТ-652714 8х8. Эта модификация предназначена для заказчиков, которым необходима высокая проходимость. В 2011 г. завод представил кран КС-65713-7 на шасси Volvo FM11 8х4, ориентированный на заказчиков, предпочитающих шасси этой марки. Очевидно, заказчики не будут многочисленными, но этот шаг ГАКЗ представляется интересным и перспективным.

Краны КС-65721 «Галичанин» г/п 60 т были благосклонно приняты рынком, они пошли в серию, и завод начал расширять линейку шасси. Кран задумывался не только для поставок на российский рынок и в ближнее зарубежье, но и на более дальние и требовательные рынки, поэтому в нем использованы преимущественно импортные комплектующие, начиная от стрелы и заканчивая шасси Volvo FM400 8х4. Первый кран КС-65721 участвовал в выставке BAUMA 2010. В том же 2010  г. к первому шасси Volvo добавили МЗКТ-700600 8х4, ориентированное на российский и белорусский рынки, и освоили выпуск кранов на его базе. Также представили кран на шасси КамАЗ-65201 8х4, а в 2011 г. – на шасси высокой проходимости МЗКТ-652714 8х8.

Кран 60-тонный оснащен 5-секционной стрелой длиной 42 м с профилем, близким к овоидному. Дополнительно стрела может быть оснащена телескопическим гуськом длиной 15 м (9 м стационарная часть и 6 м телескопируемая часть с возможностью установки под углом 15 и 30° к продольной оси стрелы).

Кран КС-74713 г/п 80 т на шасси высокой проходимости МЗКТ-790200 10х10, представленный Галичским заводом в 2010 г., проходит доработку и испытания. Кран с 5-секционной стрелой овоидного сечения длиной 48 м ориентирован в первую очередь на нефтегазовый комплекс.

Клинцовский автокрановый завод работает совместно с Галичским заводом, и их модельные ряды в категории 25 т пересекаются. В остальном завод работает в собственных нишах, выпуская автокраны г/п 16, 20, 25 и 40 т на серийных шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал», гусеничные краны RDK-36 г/п 36 т. Значительный объем продукции завод отправляет в Республику Беларусь, которая остается важным стратегическим партнером завода.

В сегменте бюджетных кранов малой грузоподъемности 16 и 20 т используют традиционные технологии сварки коробчатых стрел, позволяющие сохранять себестоимость на приемлемом уровне. В категории грузоподъемности 25 т у Клинцовского завода, как и у Галичского, две серии на таких же шасси КамАЗ 6х4 и 6х6, МАЗ 6х4 и «Урал» 6х6 – с традиционными 3-секционными коробчатыми стрелами длиной 21 м и 4-секционными стрелами с гнутым профилем длиной 28 м. Отличие от линейки Галичского завода в том, что КАЗ адаптировал крановую установку к импортным шасси Ford Cargo 6х4 и Hyundai HD260 6х4.

В категории 40 т у КАЗа продолжает оставаться одна модель КС-65719-1К с 4-секционной стрелой длиной 34 м, сваренной из полукоробов с нижним коробом, выгнутым в форме полуэллипса.

В 2008 г. Клинцовский завод запустил в производство гусеничный кран RDK-36, и надо сказать, что кран вызвал интерес у строительных организаций Белоруссии и России. Его производство единично, но гусеничный кран не массовый продукт. Кроме того, непросто конкурировать с лидером этого направления – Челябинским механическим заводом.

Клинцовский завод расширяет географию сервисного обслуживания – открыты сервисные центры в Челябинске и Тобольске.

Таким образом, тандем заводов ГАКЗ и КАЗ поддерживает полный модельный ряд автомобильных кранов в диапазоне грузоподъемности от 16 до 60 т, а в перспективе до 80 т, Клинцовский завод вошел в сегмент гусеничных кранов.

Челябинский механический завод достиг значительного роста – задача 500 автокранов выполнена. ЧМЗ превысил объем производства 2008 г. на 45%. Предприятие развивается благодаря успешному управлению, перевооружению, удачным моделям кранов и не менее удачной модели продаж. В 2010 г. завод вывел на рынок автокран КС-45721 г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118, КС-55733 г/п 32 т на шасси «Урал-4320» и КС-65711 г/п 40 т на шасси КамАЗ-6520. Кран г/п 25 т оснащен 3-секционной стрелой длиной 21,7 м, выполненной из двух гнутых профилей. У 32-тонника длина 3-секционной стрелы 26,7 м, у 40-тонника  – стрела 4-секционная длиной 27,3 м. В том же году завод принял концепцию продаж «Индивидуальный кран»: заказчик подбирает конфигурацию крана из доступных базовых компонентов и опций – шасси, климатическое исполнение, система управления, гусек, кондиционер, расширенная гарантия и т. д.

В 2011 г. завод представил интересную во всех отношениях новинку – 32-тонный автокран КС-55733-24 на шасси КамАЗ-43118. Это первый в отечественной истории кран такой грузоподъемности на челнинском шасси высокой проходимости гражданского назначения. Полная масса автокрана в базовой комплектации – 21,97 т, нагрузка на переднюю ось – 5,99 т, на заднюю тележку – 15,98 т. Стрела 3-секционная гнутого профиля длиной 26,7 м. Ранее был представлен кран КС-55733-17 на шасси «Урал-4320» с этой же крановой установкой.

Таким образом, завод сформировал модельный ряд из 8 моделей – сравнительно узкий, но интересный и ориентированный в первую очередь на регионы Урала и Сибири. Номенклатура автокранов включает две 40-тонные модели на шасси «Урал-63685» 6х4 и КамАЗ-6520 6х4, две 32-тонные модели на шасси «Урал-4320» 6х6 и КамАЗ-43118 6х6 и четыре 25-тонные модели на шасси КамАЗ-43118, «Урал-4320», КамАЗ-65115 6х4, МАЗ-6303А3 6х4. Все модели на 3-осных шасси, половина из них на шасси высокой проходимости. Крановые установки оснащены современными стрелами с гнутым профилем, освоить производство которых позволило перевооружение – линия резки, гибки полукоробов и сварки. Лидером продаж в 2011 г. стал автокран КС-45721-17 – 25-тонник на шасси «Урал-4320». Наибольший абсолютный прирост показал кран КС-45721-24 г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118.

Завод собирает все краны под заказ и более трети из них по концепции «Индивидуальный кран» с учетом специальных требований заказчиков. По оригинальной концепции во второй половине 2011 г. был спроектирован и представлен кран специального назначения – кран-снегоболотоход КС-55733Б. Кран г/п 32 т на шасси КМП 8х8 разработан совместно с ОКБ «Вездеходные Транспортные Системы» в соответствии с техническими требованиями транспортных предприятий ОАО «Газпром». Машина не имеет аналогов в российском и мировом краностроении и предназначена для работы в составе специального автопоезда для ремонтно-восстановительных и аварийных работ на магистральных газопроводах, в условиях полного бездорожья с нанесением минимального ущерба растительному покрову тундры.

В 2009 г. ЧМЗ представил предсерийный образец дизель-электрического гусеничного крана ДЭК-401. Сегодня несколько десятков кранов ДЭК-401 работают на объектах в России и Белоруссии, в том числе за Полярным кругом.

В конце 2011 г. анонсирована современная бюджетная модель гусеничного крана ДЭК-323 в самом широком сегменте грузоподъемности 32 т, который сменит ДЭК-321, рекордсмена 2011 г. по продажам. В настоящее время завод производит гусеничные краны г/п 25, 32, 36, 40 и 63 т – монтажный дизель-электрический кран ДЭК-401 г/п 40 т, гидравлический ДЭК-361 г/п 36 т, бюджетный дизель-электрический ДЭК-321 г/п 32 т, дизель-электрический ДЭК-631А г/п 63 т и самый распространенный в России гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-251 г/п 25 т. Челябинские краны могут использоваться как на общестроительных работах, так и на монтажных. Линейка кранов модернизирована – ДЭК-321, ДЭК-631А по заказу оборудуют тиристорным приводом с обеспечением «нулевых» монтажных скоростей, краны нового поколения ДЭК-401, ДЭК-323, ДЭК-361 разработаны с учетом требований высокоточных монтажных работ.

В 2011 г. ЧМЗ в дополнение к офисам продаж в Челябинске, Москве и Сургуте открыл еще два официальных региональных представительства – в Краснодаре и Красноярске, таким образом, число сервисных центров возросло до 27-ми.

Завод «Угличмаш» идет на подъем. Оживление завода, рост производства, разработка и запуск в серию новых моделей, формирование заново дилерской и сервисной сетей связано с приходом новой управленческой команды профессиональных краностроителей. В 2010-м завод выпустил 30 автокранов, в 2011 г. – 100 автокранов и один 25-тонный кран на базе трелевочного трактора Т-147, производство выросло в три раза.

В эту сотню вошли 49 кранов г/п 16 т на 2- и 3-осных шасси КамАЗ и МАЗ, в том числе 18 военных кранов на вездеходном шасси КамАЗ-53501 6х6. Сам факт военного заказа представляет интерес и повод для размышлений для Ивановского и Клинцовского заводов. Кранов г/п 20 т выпустили 1 ед. на шасси МАЗ-5337А2 4х2. Остальные – 51 кран – грузоподъемностью 25 т на серийных шасси КамАЗ 4х2, 6х4 и 6х6, МАЗ 4х2 и 6х4 и «Урал» 6х6.

В прошлом году завод представил новую модель 25-тонного крана КС-55726-2 на вездеходном шасси КамАЗ-43118. На нем использована 3-секционная стрела коробчатого сечения с одним гидроцилиндром и системой полиспастов. Длина стрелы в сложенном положении – 9 м, в полностью выдвинутом – 22 м. Это самая длинная 3-секционная стрела для 25-тонников. Модель запущена в серию, завод собрал в прошлом году 5 таких кранов.

В производстве находится несколько серий кранов. Серия КС-3577 г/п 16 т с 2-секционной стрелой длиной 14 м поставляют на шасси КамАЗ-43253 4х2, КамАЗ-53605 4х2 и МАЗ-3577-3К 4х2. Серия КС-45722-1 г/п 16 т с 3-секционной стрелой длиной 21 м адаптирована к шасси высокой проходимости «Урал-5557» и КамАЗ-53501. Кран КС-45726-2 г/п 20 т с 3-секционной стрелой длиной 20 м устанавливают на шасси МАЗ-5337А2 4х2.

В категории 25 т «Угличмаш» выпускает две серии. Кран КС-45726 с «короткой» 3-секционной стрелой длиной 20,5 м устанавливают на 2-осные шасси КамАЗ-53605 и МАЗ-5337А2. Новая серия КС-55726 г/п 25 т с «длинной» 3-секционной стрелой длиной 22 м освоена на 3-осных шасси КамАЗ-65115 6х4, КамАЗ-43118 6х6 и МАЗ-6303А2 6х4.

Для крана КС-56726 г/п 25 т на базе трелевочного трактора Т-147 использовали «короткую» стрелу 20,5 м. Заводу пришлось разработать для трактора оригинальную обвязочную платформу – ограничения шасси потребовали нестандартных решений. Она значительно укорочена, бак гидравлической системы размещен на самом тракторе. Передние опоры сделаны поворотными, в транспортном положении складываются вдоль борта. Опоры выставляют не перпендикулярно корпусу машины, а несколько заводят к кабине. Конструкция задних опор осталась прежней – они выдвигаются поперек оси машины. Кран на трелевочном тракторе – штучный заказной товар, но сам факт исполнения такого заказа говорит о конструкторском потенциале завода.

Завод «Угличмаш» позиционирует себя в бюджетном сегменте. Основная продукция – 25-тонные краны при посильной поддержке 16- и 20-тонников. Завод использует традиционные технологии изготовления коробчатых стрел, за счет чего поддерживает низкую себестоимость. До кризиса начали программу перевооружения – приобрели и пустили в эксплуатацию установку плазменной резки и сварочное оборудование. Дробеструйная, окрасочные и сушильная камеры значительно подняли качество окраски кранов.

Ульяновский механический завод № 2 в 2011 г. выпустил порядка 100...120 автокранов. Это оценочное суждение, официальные данные пока не опубликованы. Напомним, что в 2010 г. завод выпустил 74 серийных автокрана г/п 25 (30) т, две крановые установки г/п 40 т, один автокран г/п 50 т, два гусеничных крана г/п 32 т, один гусеничный кран г/п 125 т, а также 7 автогидроподъемников.

Сегодня в номенклатуру входят следующие серии. Серию МКТ-25 г/п 25 т с 3-секционной стрелой длиной 21,7 м устанавливают на шасси КамАЗ 6х4 и 6х6, МАЗ 6х4 и «Урал» 6х6. Серию МКТБ-30 г/п 30 т с 3-секционной стрелой длиной 21,7 м устанавливают на шасси КамАЗ 6х6, МАЗ 6х4 и Ford Cargo 6х4. Серию МКТ-40 г/п 40 т с 4-секционной стрелой длиной 30 м устанавливают на шасси КамАЗ 6х4 и 8х4 и Volvo FE 6х4. Кран МКТ-50 г/п 50 т с 4-секционной стрелой длиной 35 м адаптирован к шасси КамАЗ-65201 8х4 и 8х8. Основу производства составляют краны г/п 25 и 30 т.

Линейка гусеничных кранов включает модели МКГС-32 (г/п 32 т), МКГС-100.1 (г/п  100 т), МКГС-125.01 (г/п 125 т) и МКГС-250 (г/п 250 т). Кран МКГС-32 – единственный в производственной программе УМЗ № 2 с гидравлическим приводом, остальные модели – с дизель-электрическим приводом.

* * *

В 2011 г. внесли посильный вклад заводы, для которых автокраны не являются профильными. «Мотовилихинские заводы» выпустили 16 автокранов, из них 4 ед. г/п 25 т и 12 ед. г/п 35 т. «Ивэнергомаш» произвел 3 автокрана – 2 ед. г/п 14 т и 1 кран КСТ-5АМ с башенно-стреловым оборудованием г/п 5 т. «Донэкс» в 2011 г. автокраны не выпускал. Завод «Сокол» в 2011 г. не работал.

Как видим, отрасль на подъеме, предлагает полную номенклатуру кранов в широком диапазоне характеристик и цен. За последние 10 лет создано общее пространство – 25 т, которое сегодня плотно заполнено. Можно выбрать 25-тонник практически на любом шасси, выполненный как по традиционным технологиям с коробчатой стрелой, так и по прогрессивным со стрелой сложного профиля и улучшенными грузовысотными характеристиками. Началось дальнейшее продвижение в направлении увеличения средней грузоподъемности, причем с нарастающей скоростью.

Каждый завод ищет свой путь, создавая и осваивая ниши, разрабатывая уникальные конкурентные отличия. «Ивановец» взял курс на специальные шасси автомобильного типа. Путь этот непростой и предъявляет больше требований к самому шасси, чем к крановой установке. Ивановский автокрановый дал старт также стрелам со сложным профилем, и эту тенденцию подхватили остальные заводы.

«Галичанин» и «Клинцы» ориентируются на серийные шасси, но и у них отрабатывается перспективная ниша – импортные шасси. Клинцовский завод пробует силы в новых для себя направлениях гусеничных и башенных кранов. «Челябинец» заострил внимание на шасси высокой проходимости, в чем добился значительных успехов. Не менее успешно развивается его идея кастомизации – «Индивидуальный кран». Гусеничные «Челябинцы» остаются самыми востребованными в своем сегменте. «Угличмаш» возродился и оперирует в бюджетном сегменте, но не забывает и более интересный сегмент 30-тонных кранов со стрелой гнутого профиля.

Что принесет крановой отрасли 2012 год? Все зависит от состояния экономики в целом. Эксперты-аналитики (Минэкономразвития РФ) говорят о замедлении темпов роста ВВП и о том, что кризис нам не грозит. А значит, он вполне возможен. В любом случае вступление России в ВТО не повлияет на крановую отрасль, поскольку она остается самой конкурентоспособной в российском машиностроении.

ТЕХНИКА (обзоры) РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран
Леонид Малютин Основные Средства 06'2012 8 июня 2012

Комментарии (0)