Мастера-универсалы (ч. 1)

Автомобильные гидравлические краноманипуляторные установки

И. Варывдин
В России и крановые установки, те, что с тросовой подвеской крюка, и гидравлические краны-манипуляторы принято объединять в одну группу –КМУ. В то же время машины, оснащенные самым настоящим манипулятором, но со специализированной навеской и соответствующим применением, рассматривают, как правило, в разных группах специализированной техники: ломовозы, эвакуаторы, лесовозы. Но какие бы разные задачи ни приходилось решать транспортным организациям, многие из них задаются одним и тем же вопросом: какой кран-манипулятор выбрать?
Автомобиль бортовой IVECO EUROCARGO 140MLL E21 c краном-манипулятором Ferrari 714A2 (ООО «АВТОполюс»)
 
 
Автомобиль бортовой HD 260 с телескопическим краном DONG YANG 1926 (ООО «АВТОполюс»)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выбор КМУ, как и любой другой техники, зависит прежде всего от сферы применения установки, исходя из этого будут определять и оптимальный подбор характеристик крана, и подходящее для него шасси, и место установки манипулятора. Также придется учитывать другое гидравлическое оборудование и специальные кузова, с которыми совместно будет эксплуатироваться КМУ. В результате получаются совершенно разные готовые решения транспортных средств, несущих на себе краноманипуляторную установку. Но при всем многообразии самое популярное решение, оно же самое простое, это открытый бортовой кузов с краном, установленным непосредственно за кабиной грузового автомобиля. Если требуется перевезти пару поддонов кирпича, железобетонные плиты или какую-нибудь цельную металлоконструкцию в виде бочки, лучшего варианта не найти. Необходимость наличия у водителя дополнительных «корочек» легко компенсируется тем, что в данном случае не надо гнать автокран к месту разгрузки. Характеристики КМУ будут определяться даже не возложенными на нее задачами, но прежде всего возможностями шасси, на которое ее планируют установить. Чтобы автомобилем типа «кран-борт» было выгодно осуществлять коммерческие перевозки, манипулятор не должен отнимать больше 30% от грузоподъемности шасси. Именно поэтому сложно встретить КМУ на «ГАЗели» или УАЗе. Хотя на Западе краны-манипуляторы устанавливают даже на легкие пикапы, правда, там их используют для быстрой переброски с объекта на объект, проезда внутрь строящихся зданий и перемещения там каких-нибудь строительных материалов, что у нас бригада рабочих проделывает на «раз-два, взяли!» Так что грузоподъемность шасси для кран-борта должна быть тонны три как минимум.

Тем не менее некоторые европейские производители предлагают КМУ с маленьким грузовым моментом в России как раз для таких случаев. В частности, корпорация Cargotec поставляет в Россию через свою дочернюю компанию OOO «Карготек РУС» КМУ HIAB модель 008Т. Данная модель крана-манипулятора HIAB при собственной массе всего 145 кг обладает грузовым моментом 0,9 т.м и имеет максимальную грузоподъемность 840 кг. На максимальном вылете (с учетом установки дополнительной механической секции он составляет 3,8 м) кран-манипулятор HIAB 008T способен справиться с грузом массой 230 кг. Кстати, привод этого крана осуществляется не от коробки отбора мощности, а от компактной гидростанции, которая по умолчанию входит в комплект поставки самого крана-манипулятора HIAB 008T. Такая модель крана-манипулятора становится незаменимым помощником при погрузке в небольшой грузовичок, например, бочки с гидравлическим маслом. Что уж точно будет оценено потребителем, так это отсутствие необходимости постановки крана-манипулятора HIAB 008T на учет в органы Ростехнадзора, т. к. согласно правилам безопасности регистрация КМУ грузоподъемностью менее 1 т и с грузовым моментом менее 4 т.м не требуется.

В свое время российская промышленность промешкала с внедрением в производство современных малогабаритных среднетоннажников. О качестве «Бычка» сложили легенды, а «Валдай» так долго ждал серии, что его начинка теперь мало чем принципиально отличается от Hyundai, Isuzu и Mitsubishi Fuso, сборка которых организована на территории РФ. Все это способствовало тому, что в страну ввезено большое количество подержанных японских среднетоннажных грузовиков с кранами Tadano и UNIC. И, несмотря на ведущиеся сегодня официальные поставки этих марок, поток авто-секонд-хэнда из Страны восходящего солнца не спадает. Здесь явная недоработка: одно дело легковушки для частников и совсем другое – автомобили явно коммерческого использования. Политику «открытых настежь дверей» можно было понять в начале 1990-х годов, когда предложение абсолютно не соответствовало спросу. Но по прошествии 20 лет, когда столько вложено в производство, порядка двадцати известных мировых брендов поставляют свою продукцию официально, большой выбор среднетоннажных шасси, включая бюджетный «БАУ-Феникс», да еще в условиях финансового кризиса.

В отличие от Страны восходящего солнца ее сосед – Страна утренней свежести Республика Корея поставляет на российский рынок в основном новую технику. В последнее время все чаще и чаще на улицах России можно увидеть КМУ красного цвета марки «Канглим». В прошлом году эта фирма заняла третье место по экспорту в Россию среди всех брэндов КМУ, ввезенных из-за рубежа. КМУ «Канглим» отлично монтируются на шасси КамАЗ.

Европейская традиция делить среднетоннажники на две группы: до 7,5 и до 15 т полной массы – у нас никак не приживется, по крайней мере официально. Да и где они, грузовики грузоподъемностью 10–12 т, эту категорию у нас закрывает ОАО «КАМАЗ». Далее следуют так называемые «полноразмерные» большие грузовики, которые Камский автозавод сегодня тоже активно производит. И неважно, на какое шасси нацелился перевозчик, для всех будет справедливо общее правило подбора оптимальной КМУ для кран-борта. Ее грузовой момент должен совпадать с грузоподъемностью шасси. То есть для автомобиля г/п 5 т подходящим будет кран-манипулятор с моментом 5 т.м. На практике это означает, что груз, который КМУ сможет поднять на минимальном вылете, не превысит 3 т для крана-манипулятора с тросовой навеской и 1,5–2 т для манипулятора. Ну а водрузить на платформу где-нибудь над задним мостом за один прием получится еще в два раза меньше. Иными словами, чтобы загрузить машину до полной массы, надо сделать 3–4 «маха», вот это и будет показатель оптимального сочетания шасси и КМУ. Конечно, этим кран-бортом при желании можно будет перевезти и однообъемный груз массой до 5 т, но тогда понадобится другой кран для погрузки-разгрузки.

Техника сегодня хотя и творит чудеса, но в определенных пределах, и манипулятор, способный не просто оторвать от земли, а взять и поставить куда надо 4–5 т за один прием, будет обладать моментом до 15 т.м и отнимет не менее половины грузоподъемности шасси. То есть грузить большую стальную бочку на такой кран-борт уже и не потребуется! Но если речь идет о тяжелом, но компактном грузе, решение есть. Довольно часто встречается ситуация, когда грузовик с краном-манипулятором требуется для перевозки, например, Bobcat или маленького дорожного катка. Масса у такого груза может быть 3 т, а то и больше, а габариты совсем маленькие, то есть требуется кран-манипулятор, который способен поднять такой груз на вылете менее 4 м и беспрепятственно поставить его на бортовую платформу. Как правило, кинематика обычного КМУ европейского типа не позволяет работать крану вблизи колонны согласно заявленным в его техническом описании характеристикам. Поэтому потребитель, желающий получить, например, 5-тонную машину с краном-манипулятором для погрузки 3-тонного компактного груза, вынужден приобретать машину с более высокой грузоподъемностью, передний мост которой сможет выдержать кран, способный свободно работать с грузом массой 3 т. Оптимальное решение в этом случае – кран-манипулятор, оснащенный траверсами стрел. Механическая траверса – это всего лишь кусок стали, но для крана он просто незаменим. Траверсы способны «сгладить» грузовысотную характеристику крана-манипулятора настолько, что кран с довольно небольшим грузовым моментом способен работать вблизи колонны на полную катушку. Например, КМУ HIAB 099ES-2 Duo, предлагаемый ООО «Карготек РУС», способен поднять груз массой 4,5 т на вылете 2,0 м. Монтаж этой модели КМУ возможен на 5-тонный грузовик, который в этом случае имеет остаточную грузоподъемность, вполне достаточную для перевозки грузов массой 2 т.

Максимальный вылет стрелы каждый, как говорится, выбирает по вкусу. Понятно, что чем больше вылет, тем тяжелее и дороже КМУ, ведь для увеличения вылета требуется большее число выдвижных секций. Да и грузоподъемность на примере взятого за эталон типичного среднетоннажника на 9–10 м составит несколько жалких сотен килограммов. Значит, если снимать с платформы мешки по 300 кг и подавать их «подальше к забору», разгрузка полного кузова займет 15 (!) циклов, а если еще управление «частоколом» рычагов, а не джойстиками? Еще нельзя забывать об опорном контуре, который у машин с КМУ, скажем так, далек от идеала. В общем, не стоит на кран-бортах не очень большой грузоподъемности гоняться за длинными стрелами. Все-таки компактный развозной грузовичок-среднетоннажник с манипулятором на бо’льшие хитрости, чем самостоятельная погрузка-разгрузка, и не рассчитывает.

Иное дело шасси высокой грузоподъемности, на которое ставят манипулятор со стрелой под стать автокрану, здесь поиск дополнительных возможностей и соответственно этому «стреловая гигантомания» вполне логичны. Представьте, вы вложились в этакий КамАЗ или «менее доступный аналог» с КМУ с грузовым моментом более 20 т.м и хорошей платформой. И что, вы будете забирать стройматериалы с базы, привозить их на объект, выгружать? А уже для монтажа или подачи «на этаж» будете заказывать автокран на стороне? А ведь автомобильный кран хотя и идеален для возведения различных сооружений, но подать материал в проем не сможет ни при каких условиях. Поэтому, если выбирается тяжелый кран-борт для использования в строительстве, рассматривать надо не только установки с длинной стрелой, но и дополнительным гуськом, который может быть даже телескопируемым у некоторых производителей. Тогда получится на вылете 15–16 м работать с грузом до 3 т, на 25-метровом брать не менее тонны и выполнять максимум возможных операций. При этом, если управление будет еще и дистанционное, по радиосвязи, монтажом или разгрузкой можно будет заниматься в непосредственной близости от места работ.

И еще важный вопрос, который необходимо решить, выбирая кран-борт, это место установки самого крана. Вполне типично и наиболее часто встречается уже упоминавшееся выше расположение между кабиной и бортовой платформой. Однако, работая с отечественными грузовиками, может возникнуть такая проблема, как перегруз передней оси автомобиля при максимальной загрузке. Особенно это актуально в случаях, когда КМУ устанавлена на длиннобазное шасси. Или еще пример потенциального перегруза – монтаж КМУ особой прогрессивной формы, позволяющей устанавливать крупногабаритный груз вплотную к крану и соответственно ближе к передней оси, «вторым этажом». По идее, такая проблема решается довольно просто, установкой второй управляемой передней оси. Загвоздка в том, что наши перевозчики такие шасси не любят из-за более высокой цены и дороговизны обслуживания. Посмотрите, в Китае сплошь и рядом «трехосники наоборот», у которых одна задняя ось с двускатными колесами и две передние с односкатными. При такой формуле развесовка по осям идеальна, но у нас такие шасси даже не выпускают! Там, в Азии, применяют и более простое решение проблемы перегруза передней оси при установке КМУ за кабиной – огромный задний свес вполовину, а то и более длины платформы. Этот вариант опять-таки не согласуется с нашими русскими традициями. Сложно представить КамАЗ с задним свесом 4 м, лучше уж установить КМУ на седельный тягач, тогда и передняя ось всегда будет в порядке, и груз можно брать максимальной длины, и с безопасностью при маневрировании вопросов не возникнет. Поэтому не стоит отбрасывать вариант монтажа КМУ у заднего борта. Такая установка не позволит перегрузить переднюю ось, работать можно будет по полному кругу, ведь здесь тяжелая кабина будет играть роль дополнительного противовеса. Еще один плюс от «задней» установки – возможность загружать при желании еще и прицеп. Но помня о наших дорогах, на блоке радиоуправления в этом случае лучше не экономить.

Для машин большой грузоподъемности могут быть интересны и варианты установки КМУ непосредственно на прицепы и полуприцепы: ближе к заднему борту на полуприцепе и, наоборот, спереди на прицепе. С помощью такого «кран-прицепа» предприятие может расширить свои возможности, не меняя действующего подвижного состава. Так, имея в своем распоряжении обычный бортовой автомобиль без КМУ, добавив к нему такой прицеп, можно получить сцепку с краном и повысить эффективность своего автопарка. То же самое можно сказать по аналогии с уже имеющимся у перевозчика тягачом при добавлении к нему полуприцепа с краном-манипулятором. И опять же такое решение есть у ООО «Карготек РУС»: кран-манипулятор HIAB 322EP-4 HiDuo, установленный в задней части полуприцепа, имея максимальную грузоподъемность 10 т, а на максимальных 12,6 м – 2,1 т, способен загружать в полуприцеп, например, мачты линий электропередачи или другой длинномерный и тяжелый груз. При этом он охотно выполнит работу и по погрузке компактных грузов различной массы, а дистанционное радиоуправление функциями крана позволит оператору беспрепятственно контролировать процесс погрузки.

Сейчас рынок КМУ растет хорошими темпами, в прошлом году «Автомаш Холдинг» реализовал около 100 единиц техники с КМУ, и все говорит о том, что в текущем году этот результат будет значительно превзойден.

Компания PC Produzioni, представителем которой в РФ и СНГ является «Автомаш Холдинг», будет поставлять сборочные комплекты КМУ под брендом Manotti, а Оil Steel – хорошо известные в России PM. Это установки с Z-образным сложением стрелы с грузовым моментом 8,5; 12 и 15,5 т.м, которые устанавливают за кабиной или на заднем свесе автомобиля. Краны с грузовым моментом 15 т.м самого популярного на рынке типоразмера будут монтировать на автомобили «КамАЗ», «Урал», Ford, Avia, краны 8,5 т.м – на Mitsubishi Fuso Canter, Isuzu NQR75, Hyundai HD78, краны промежуточного типоразмера 12 т.м – на КамАЗ-4308, Avia D120 и Hyundai НD120.

Manotti не единственный бренд КМУ, с которым работает «Автомаш». На складе поддерживается запас установок Palfinger и Bonfiglioli с Z-образным сложением стрелы с грузовым моментом от 5 до 35 т.м и вылетом до 18 м. Сроки монтажа КМУ Palfinger и Bonfiglioli и поставка заказчику готовых автомобилей минимальные.

Созданная в 2000 г. компания «Автомаш Холдинг» располагает значительным опытом по поставкам импортных автомобилей и монтажу на шасси различных надстроек, в том числе КМУ и гидроподъемников. «Автомаш Холдинг» является дилером автомобильной техники Группы ГАЗ, Hyundai, Avia, Ford Cargo.

(Продолжение следует)

 

ЗАО «Коминвест-АКМТ» готово представить на рынке одну из последних разработок ATLAS Maschinen GmbH – КМУ мод. AK-620.3, грузовой момент – 620 кНм, Z-образного сложения, смонтированную на седельном тягаче.

Предлагается до 9 вариантов расширения главной стрелы и до 6 секций расширения дополнительного гуська, что позволяет работать на высоте до 35 м. Основная стрела может отклоняться на 150°, гусек на 250°. Машина обладает наибольшей среди аналогов скоростью, плавностью перемещения и точностью выполнения операций за счет механизма поворота установки с двойным приводом и бесконечным углом вращения. Легкая конструкция КМУ, выполненная с использованием высокопрочных стальных элементов в сочетании со следящей электронной системой позволяет избежать колебания груза. Основная стрела имеет г/п на минимальном вылете 4,4 м около 12 300 кг, а на максимальном вылете до 22,0 м – до 1650 кг, при этом собственная масса установки составляет всего 6600 кг, что увеличивает массу полезного груза, перевозимого автомобилем! Конструкция стрелы крана позволяет осуществлять манипуляции с грузом в непосредственной близости от колонны крана, за счет чего увеличивается площадь погрузки. Соединения колонны крана и стрелы снабжены тягами усиления, позволяющими увеличить грузоподъемность КМУ. Возможна установка тросовых лебедок, что позволяет использовать крюковую подвеску. Вместо крюка можно навешивать различный гидравлический инструмент. Стандартные гидравлические аутригеры способны раздвигаться на ширину 8,6 м, что обеспечивает надежную стабилизацию КМУ, установленной даже на легких автомобилях, а переворотные стабилизаторы (опорные ноги) позволяют работать в ограниченных условиях. Модернизированная гидравлическая система модели АК620.3 с автоматической системой смазки, новой системой фильтров, усовершенствованными прокладками и системой охлаждения обеспечивает быструю и плавную работу манипулятора, позволяет продлить срок использования гидравлического масла, а также повышает общий эксплуатационный ресурс КМУ.

Система дистанционного радиоуправления позволяет оператору работать, избегая «слепых зон». Система обеспечения безопасности третьего поколения включает последние разработки компании ATLAS в этой области.