Комфортно эвакуировать – это их специальность!

Николай Протасов
За последние годы в России значительно прибавилось число предприятий, занимающихся эвакуацией автомобилей, причиной чего стали и конкуренция между страховыми организациями в борьбе за клиента, и возникновение многочисленных автоклубов, предоставляющих владельцам клубных карт различные услуги, в том числе эвакуацию. Помимо прочего значительно возросло и число транспортных средств. Нет данных, сколько машин «дорожной помощи» необходимо на каждую тысячу зарегистрированных автомобилей, но с уверенностью можно сказать, что у нас этот показатель значительно выше, чем в Западной Европе или Северной Америке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отечественные производители эвакуаторов активно сотрудничают с иностранными производителями комплектующих. Это хорошо видно на продукции компании «РусТрак» (Нижний Новгород). Занимаясь первоначально продажами спецтехники в качестве посредника, компания в 2009 г. взяла курс на организацию производства и в 2010-м выпустила первые эвакуаторы. Было принято решение, которое сегодня уже выполнено, о выпуске эвакуаторов распространенных конструкций на шасси различных моделей ГАЗ, КамАЗ, Hyundai, Ford, TATA, Isuzu, Scania, IVECO и др. Сегодня предприятие ежемесячно производит не менее 50 ед. первоклассной эвакуаторной техники со стационарной ломаной платформой, двухуровневые эвакуаторы, эвакуаторы со сдвижной платформой и «буксиры», транспортирующие машины методом частичной погрузки. Причем многие модели оснащают краноманипуляторной установкой (КМУ). Предприятие не останавливает свой выбор на определенном производителе КМУ, а гибко подбирает необходимую установку, согласуя выбор с покупателем.

Компания Fassi – третий по объемам производитель КМУ в Европе. В России продукция этой марки появилась в конце 2007 г. КМУ Fassi чаще размещают на шасси автомобиля за кабиной либо в заднем свесе, в стандартной комплектации или же с укороченной стрелой. Укороченная стрела весит меньше, но грузоподъемность ее увеличивается, и работать с ней удобнее. КМУ Fassi, снабженная ротатором и спецтраверсой для эвакуации автомобилей, можно использовать и автономно. Модельный ряд Fassi большой. Установки серии «Микро» работают с грузовым моментом от 1,10 т.м, а самые мощные установки F1950RA используют грузовой момент до 137 т.м. В качестве материала конструкции КМУ применяется высокопрочная сталь марки Weldox 900, 1100 и др., не теряющая своих свойств при температуре до –60 °С. Система управления достаточно простая. Краны могут быть оснащены дистанционным пультом управления. КМУ оснащают системами световой и звуковой сигнализации, ограничителем грузоподъемности.

Установки Hiab, не только новые, но и имеющие значительный срок эксплуатации, всегда пользуются спросом у эксплуатационников. Hiab всегда предлагает множество решений самых сложных случаев погрузки-разгрузки и доставки грузов. Это мировой лидер на рынке грузоподъемного оборудования. Грузовой момент кранов-манипуляторов лежит в диапазоне от 1 до 80 т.м, а вылет стрелы – в диапазоне от 2 до 27 м. Номенклатура Hiab – это более 50 моделей кранов грузоподъемностью (г/п) до 18 т и с вылетом стрелы до 24 м. Причем существуют различные варианты исполнения одних и тех же кранов, поэтому, изучив комплектацию, заказчик выбирает оптимальное для себя решение. Установки Hiab можно устанавливать на любые типы шасси как за кабиной, так и в заднем свесе. Манипуляторы Hiab не боятся любых погодных условий, рабочий диапазон температур от –40 до +50 °С. Для правильного выбора КМУ, соответствующей шасси, существуют специальные компьютерные программы, позволяющие рассчитать устойчивость машины при работе КМУ и подобрать соответствующий опорный контур.

Многие отечественные производители, выпуская одну-две модели эвакуаторов, пусть и хорошего качества, но в незначительных количествах, не оказывают существенного влияния на рынок. К таким предприятиям относится ОАО «Азнакаевский завод Нефтемаш» (Татарстан). Это современное предприятие занимается производством спецтехники. Из интересующей нас продукции завод производит автоэвакуатор 3950 на базе КамАЗ-4308 с прямой платформой г/п 3,2 т и КМУ Palfinger г/п до 5 т.

Краны-манипуляторы Palfinger являются одними из популярнейших в мире. В них сочетаются компактные размеры и уникальный вылет стрелы – до 25 м. КМУ Palfinger надежны и долговечны. Есть много моделей установок, рассчитанных на монтаж на самые легкие грузовики, они имеют массу 0,99 т. Самая массивная модель КМУ Palfinger весит около 11 т.

Эвакуаторы с кранами-манипуляторами Palfinger пользуются заслуженной популярностью благодаря надежности и удобству использования. Например, только в Москве работает 44 эвакуатора на шасси МАЗ и 56 эвакуаторов на шасси ЗИЛ, принадлежащие ГУП «ГС ПТС». Все они оснащены КМУ Palfinger PK 12000 T и PK 14500 T.

Технические характеристики новых КМУ Palfinger для эвакуаторов
Параметр
PK13500T
PK15500T-EH
PK17500T
PK19500T-EH
Максимальный подъемный момент, т.м
13,3
14,7
16,8
18,5
Максимально возможный гидравлический вылет, м
10,0
10,0
10,0
10,0
Угол поворота вокруг вертикальной оси, град
420
420
420
420
Максимальный размах опор, м
6,6
6,6
6,6
6,6
Масса КМУ в базовой комплектации, кг
1420
1440
1560
1580

С марта 2012 г. Palfinger начал выпуск новых КМУ серии High Performance для эвакуаторов. PK 13500T/ PK 15500T-EH и PK 17500T/ PK 19500T-EH – это усовершенствованные модели, которые сменят популярные краны PK 12000 T и PK 18000 T. Новые модели укомплектованы системой выдвижения стрел, не требующей технического обслуживания, а также системой контроля телескопирования стрелы. Необслуживаемая система стрел значительно снижает затраты на эксплуатацию крана. Кроме того, она обеспечивает плавное выдвижение-втягивание стрелы и предотвращает загрязнение рабочего пространства или автомобиля смазкой.

Грузоподъемность новых моделей КМУ стала больше на 10% по сравнению с их предшественниками, при этом масса металлоконструкций не увеличилась. Специально для этих КМУ разработана система опор, поворачивающихся на 180°, а также применены прожекторы на основе LED.

Помимо увеличения грузоподъемности новые КМУ для эвакуаторов имеют целый ряд других преимуществ. В базовую комплектацию каждой КМУ входят интеллектуальная система контроля Paltronic 50 с индикатором грузоподъемности для повышенной безопасности и комфортного управления краном, цифровой счетчик моточасов, по которому можно легко получить информацию о моточасах, периодичности ТО и номере крана. Покрытие KTL обеспечивает надежную противокоррозионную защиту всех компонентов, высокую сопротивляемость абразивному воздействию и ударам. Рычаги управления с мягким резиновым покрытием. Система централизованной смазки облегчает и ускоряет процедуру смазки деталей прямо с земли. Благодаря оснащению устройством визуального и звукового предупреждения оператора КМУ всегда будет находиться в разрешенных пределах высоты.

Модели PK 15500T-EH и PK 19500T-EH дополнительно снабжены электронной системой E-HPLS, повышающей грузоподъемность крана, а также его чувствительность и точность позиционирования, и пультом дистанционного управления с LED-дисплеем, который позволяет управлять краном с наиболее удобного для оператора места.

Еще одним предприятием, выпускающим программу из одной модели эвакуатора, является московское ЗАО Коминвест-АКМТ. Компания собирает на базе шасси КамАЗ-4308 эвакуатор с прямой платформой, рассчитанный на эвакуацию автомобилей полной массой до 3,5 т. Модель примечательна тем, что на шасси установлен немецкий кран-манипулятор Terex-Atlas 105.2Т (А28) – 7,2/2. Грузозахватное устройство имеет г/п 4,9 т, грузовой момент – 10,5 т.м. Установка расположена за кабиной. Максимальный вылет стрелы – 7,3 м, угол поворота – 360°. Длина платформы – 5,3 м, при этом масса перевозимого груза – 3,5 т.

Удобное управление организовано и с помощью дистанционного пульта, и со стационарных пультов, расположенных по обеим сторонам эвакуатора. Установка отлично защищена от перегрузок электронным ограничителем загрузочного момента LMB, блокирующим рычаги управления.

Terex-Atlas является лидером в сфере производства кранов-манипуляторов в Германии и очень известной маркой КМУ в Европе. Terex-Atlas предлагает линейку из 40 базовых конструкций с грузовым моментом от 0,13 до 6 т.м. Максимальная длина стрелы достигает 21 м, при этом стрела состоит из 8 выдвижных секций.

Ассортимент производимых новгородской компанией «Смартэко» эвакуаторов достаточно широк. Самые простые эвакуаторы – со стационарной платформой устанавливаются на 11 типов шасси, начиная от наиболее легкого полной массой 6,7 т эвакуатора на базе Hyundai HD-72 и заканчивая эвакуатором на шасси КамАЗ-43085 наибольшей полной массой 15 т. Эта модель двухэтажная, г/п основной ее платформы – 8,0 т, а «второго этажа» – 2,0 т. Причем управление эвакуаторным оборудованием организовано так, что все операции по погрузке легко выполняет один человек.

Эвакуаторы с двухуровневыми платформами являются связующим звеном между собственно эвакуаторами и автовозами. «Смартэко» собирает подобные автомобили не только на шасси КамАЗ, но и на шасси ТАТА LPT-613, Isuzu NQR75, Hyundai HD-78.

Для «Смартэко» характерно использование лебедок компании Ramsey. Специалисты компании утверждают, что их выбор очень правилен: лебедки практически не требуют обслуживания в течение всего срока эксплуатации. За счет использования в конструкции червячного редуктора, а не распространенного в аналогичных лебедках планетарного, в Ramsey отсутствует дорогая тормозная система, а значит, упрощаясь, лебедка становится надежнее.

Значительно расширяют возможности эвакуатора со стационарной платформой установленные дополнительно устройства для частичной погрузки, что позволяет буксировать автомобиль, если он не «вписывается» при погрузке на основную платформу в «высотное» ограничение – 4 м. Кроме того, использование буксирных устройств позволяет транспортировать сразу два автомобиля. «Смартэко» устанавливает устройства для буксировки на шасси Isuzu 75P, комбинируя их со стационарной платформой г/п 3 или 6 т. Использование устройства для частичной погрузки на шасси КамАЗ-4308 позволяет эвакуировать среднетоннажные грузовики.

Эвакуаторы со сдвижной платформой пришли на смену стационарным платформам в России уже в этом веке. Быстрота и удобство погрузки-разгрузки выражаются более чем в 100%-ном увеличении производительности. А время, как известно, те же деньги. «Смартэко» реализует сегодня 12 моделей эвакуаторов такого типа, монтируя оборудование на шасси Hyundai 72 и 78, Isuzu 71P, TATA LPT-613 и МАЗ-437041. Эти эвакуаторы транспортируют автомобили массой до 3 т, а для удовлетворения потребности в транспортировке более тяжелых грузов в качестве базовых задействуют шасси Hyundai 120, КамАЗ-4308 и даже HINO 500.

«Смартэко» собирает довольно редко встречающиеся тентованные эвакуаторы со сдвижной платформой на базе Hyundai 78 и 120, а также Isuzu 75P. Конструкция имеет свои достоинства и недостатки, но по крайней мере отсутствия заказов компания пока не ощущает.

Платформы увеличенной размерности на базе Mercedes-Benz Atego 815, MAN 8.163, Isuzu NQR75 создавались для перевозки крупногабаритных автомобилей массой до 3 т. На базовых шасси увеличили межосевое расстояние, например на Isuzu NQR75 с 3,815 до 4,175 м, и это позволило разместить платформу длиной 6 м, хотя в обычном исполнении длина платформы – 5,36 м. Дорабатывались многие элементы конструкции, проектировали новые узлы гидросистемы. Благодаря этому, несмотря на удлинение платформы, г/п снизилась незначительно – с 3,5 до 3,1 т, при этом транспортируемой технике обеспечены оптимальные углы въезда.

Самыми широкими возможностями наделены эвакуаторы, укомплектованные КМУ. Компания «Смартэко» сотрудничает с известной итальянской компанией PM Group, поэтому установками именно этой фирмы специалисты «Смартэко» монтируют на шасси КамАЗ-4308, Hyundai HD-78, различные модификации Hyundai HD-120, шасси TATA, DongFeng и МАЗ-437041.

Еще более представительный модельный ряд эвакуаторов предлагает нижегородский автомобильный завод «Чайка-Сервис». Предприятие производит все основные типы эвакуаторов, расширив по сравнению со «Смартэко» спектр используемых шасси, устанавливая платформы на практически любые отечественные и иностранные шасси. Таким образом, «диапазон масс» эвакуируемых транспортных средств увеличивается.

Для эвакуации автомашин массой до 3,5 т предприятие выпускает эвакуаторы также с ломаной и сдвижной платформой на шасси Hyundai HD-78, Isuzu NPR 75R, Mercedes-Benz Atego, Iveco Daily, Hino 300, Ford Transit, Mitsubishi Fuso, ГАЗ-3309 и ГАЗ-33086, ЗИЛ-5301, АМУР-4346 и др., для эвакуации до 6 т – Hyundai HD-120 со сдвижной платформой. Для перевозки автомобилей и спецтехники массой до 8 т «Чайка-Сервис» монтирует ломаную платформу с гидроаппарелью на шасси КамАЗ-43118.

Особенность эвакуаторов, которые производятся на АЗ «Чайка-Сервис», – использование качественных гидравлических компонентов.

В большинстве эвакуаторов АЗ «Чайка-Сервис» использует лебедки американской компании Warn, одного из мировых лидеров по производству электролебедок.

Приобретая эвакуатор, покупатель может заказать комплектацию с подкатными тележками производства АЗ «Чайка-Сервис». Эти нехитрые приспособления помогают быстро и легко грузить на эвакуатор машины с заблокированными колесами.

И без того большой ассортимент эвакуаторов с КМУ от завода «Чайка-Сервис» периодически пополняется новыми моделями. В этом году предприятие выпустило модель эвакуатора г/п 2,3 т со стационарной платформой прямого типа на базе «Валдай». На шасси установлена КМУ Amco Veba 809T 2S. «Чайка-Сервис» уже несколько лет сотрудничает с этим итальянским производителем и считает установки Amco Veba одними из самых надежных и функциональных из того, что предлагает современный рынок КМУ: поворот на 360°, длина стрелы – от 1 до 22 м, простота эксплуатации.

Установка Amco Veba 809 на минимальном вылете 2,55 м имеет г/п 3,3 т, а при максимальном вылете стрелы 6 м – г/п 1,35 т. Манипулятор укомплектован гидравлическим ротатором, также к Amco Veba поставляется специальная траверса, которая вне зависимости от расположения центра тяжести эвакуируемого автомобиля обеспечивает аккуратную и оперативную горизонтальную погрузку.

Модели эвакуаторов с КМУ составляют линейку более чем из 20 моделей со сдвижными и стационарными платформами, как ломаными, так и прямыми, г/п от 1,65 т при использовании шасси Hyundai HD-78, Hyundai HD-120, Isuzu, ГАЗ-33104 и установленной на них КМУ Amco Veba 807NT 2S либо 809NT 2S. Наиболее популярной моделью является КамАЗ-4308 с крано-манипуляторной установкой Amco Veba 816 Т 2s, г/п 2570 кг на максимальном вылете 5,56 м, максимальная грузоподъемность – 4,7 т. Самую большую г/п – 7,83 т – демонстрирует эвакуатор на шасси КамАЗ-43118 в комплекте с КМУ Amco Veba 816T 2S.

Заслуживает внимания модель на базе КамАЗ-4308 с устройством для частичной погрузки. Благодаря наличию КМУ Amco Veba 816Т 2S можно погрузить на основную прямую платформу автомобиль массой до 1,5 т, а затем одновременно с ним транспортировать методом частичной погрузки второй массой до 5,7 т.

В 2007 г. АЗ «Чайка-Сервис» первым в стране разработал автоэвакуатор на базе Volvo FH12, предназначенный для транспортировки большегрузных автомобилей с нагрузкой на ось до 7 т методом частичной погрузки. Основной элемент, обеспечивающий так называемую «частичную погрузку», – стальной «гусь», поднимающий переднюю или заднюю оси эвакуируемого транспорта.

Затем на базе КамАЗ-65201 был выпущен эвакуатор для транспортировки крупнотоннажной техники и автобусов с нагрузкой на ось до 8 т. Эвакуатор укомплектован двумя лебедками – основной механической с тяговым усилием 11 т и дополнительной гидравлической с усилием 6,8 т. Комплект буксирного устройства, состоящий из сменных насадок, позволяет буксировать практически любое транспортное средство.

Сегодня автомобильный завод предлагает 8 моделей грузовых эвакуаторов, использующих «частичную погрузку». В качестве базового помимо КамАЗ-65201 и Volvo FH12 используются шасси КамАЗ-6520, -65224, MAN 26.413TGA. Разработана модель эвакуатора для частичной погрузки на базе Volvo FH12, которая укомплектована КМУ Amco Veba 816T 3S. Как и все подобные эвакуаторы, модель имеет две лебедки – основную с тяговым усилием 20 т и вспомогательную с усилием 11 т.

Наиболее заметным иностранным участником российского рынка эвакуаторов является компания OMArS (Италия). Она существует более 25 лет, за это время освоен выпуск легких эвакуаторов со сдвижными платформами как стальными, так и алюминиевыми г/п до 4 т. Для затягивания машины на платформу используются лебедки с тяговым усилием от 3 до 5 т. На все платформенные эвакуаторы по желанию заказчика могут монтироваться платформы второго яруса либо устройства для частичной погрузки г/п 2–10 т. Для перевозки транспортных средств полной массой до 15 т используются более мощные шасси, устанавливаются манипуляторы. Но наибольшие достижения компания имеет в сфере производства большегрузных эвакуаторов, в том числе уникальных, действующих методом частичной погрузки.

Эвакуаторы, способные буксировать поломанный седельный тягач с загруженным полуприцепом или вытащить автопоезд, упавший в кювет, не часто встретишь на дороге. Во времена Советского Союза созданием таких транспортных средств вообще не занимались, так как основную массу народнохозяйственных грузов планировалось перевозить по железной дороге, а решением аварийных ситуаций, которые все-таки возникали, занимались тракторы и краны.

В 2009 г. по заказу московской компании «СпецБуксир» компания OMArS изготовила грузовой эвакуатор Volvo–Omars 120Т, предназначенный для транспортировки автомобилей общей массой до 80 т! Машина укомплектована четырьмя лебедками, суммарное тяговое усилие которых составляет 100 т. Функционально Volvo–Omars 120Т по своим техническим данным вполне может заменить два средних эвакуатора.

ООО «СпецБуксир» с 2003 г. занимается оказанием услуг по эвакуации грузовых автомобилей, автобусов и различной спецтехники, в том числе нестандартной. В 2010 г. компания OMArS S.p.A. и ООО «СпецБуксир» создали совместное предприятие по производству эвакуаторов из комплектующих, производимых головным предприятием в Италии. В общей сложности за это время собрано 10 новых эвакуаторов с надстройками OMArS, как для сторонних клиентов, так и для пополнения собственного парка.

В марте 2012 г. «спецбуксировцы» на основании своего многолетнего опыта изготовили модернизированную версию Volvo-OMArS 120T. Эвакуатор оснащен 7 (семью!) гидравлическими лебедками с различной силой тяги и длиной стального каната, а также всевозможным пневмо- и электроинструментом.

Для работы в ночное время эвакуатор оборудован ксеноновыми и галогеновыми фарами рабочего света, а также имеет поворотную телескопическую световую мачту (высота подъема над землей 6 м).

В настоящее время парк тяжелых эвакуаторов ООО «СпецБуксир» насчитывает пять автомобилей, в том числе три на шасси Volvo, а также Scania и MB Actros. В настоящее время на стапеле «СпецБуксира» строится очередной эксклюзив: грузовой эвакуатор на шасси Volvo FM со стационарной платформой LOW-LINE, КМУ с грузовым моментом 60 т.м и устройством частичной погрузки.

ООО «СпецБуксир» является в своем роде эксклюзивной компанией – она не только производит грузовые эвакуаторы, но у нее есть свое подразделение, которое занимается и самой эвакуацией. Они точно знают, что надо и как надо!

* * *

16 декабря 2011 г. подписан официальный протокол о принятии России в ВТО. Сейчас документы направлены на ратификацию в Федеральное собрание, обсуждение будет происходить в мае–июне текущего года. Вполне возможно, что этот исторический шаг скажется отрицательно на ряде отраслей экономики, в частности, на автомобилестроении, а конкретно – на развитии собственного производства эвакуаторов. И хотя эксперты говорят, что существует переходный период, предназначенный для устранения отрицательных для России тенденций, однако предусмотренное конкретное снижение, практически вдвое, таможенных пошлин на импортную грузовую технику новую и подержанную может нанести ощутимый удар по отечественным производителям. Хотелось бы надеяться, что компании, выпускающие отечественные эвакуаторы, подготовятся и встретят грядущие изменения «во всеоружии».