Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
 4
Выбираем тахограф
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП

Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов

Родиной кранов-манипуляторов (КМУ) принято считать Европу. Исключительная ограниченность пространства в городах старой Европы стала одним из основных факторов, предопределивших появление кранов этого типа. С ростом городской инфраструктуры стало очевидно, что автокраны, а тем более стационарные краны, которые применяли на всех стройплощадках, не подходят для внутригородских перевозок. Сегодня КМУ получили признание практически во всех сферах промышленного, сельскохозяйственного и строительного производства, ими оборудован каждый пятый грузовой автомобиль, в основном бортовые машины, но есть и самосвалы. Если учесть, что более 80% строительных грузов в Западной Европе фасуется в различную тару, становится понятна популярность КМУ.

Первые образцы будущих КМУ имели схожую между собой конструкцию: автомобильное шасси и полноповоротная крановая платформа. Привод тросов был либо механическим, от вала отбора мощности, либо электрическим. Эти простые действенные конструкции имели один существенный недостаток – мощность базового шасси являлась определяющим фактором для грузоподъемности КМУ.

Что может КМУ?

Кран-манипулятор, конечно, значительную часть рабочего времени может представлять собой балласт, которому нужны и ремонт, и техобслуживание. Занимает он и полезное пространство, предназначенное для перевозки груза. Однако выгоды от его использования перевешивают, необходимо только соблюдать условия грамотного технического и экономического расчета, собираясь приобрести кран-манипулятор.

Санкт-петербургская компания «СКУММИ», действующая на рынке России с 1992 г., основой своей деятельности выбрала помощь заказчикам в правильном, экономически обоснованном выборе КМУ и монтаже либо на автомобиль заказчика, либо на транспорт компании. «СКУММИ», имея хорошие взаимоотношения практически со всеми производителями КМУ в мире, имеет возможность предложить и обеспечить установку любой КМУ, как новой, так и подержанной, причем работы компания производит на всей территории России. Unic, Tadano, Soosan, HIAB, Palfinger, Loglift, Dongyang, Kanglim, Jonsered, KESLA-F (бывш. Foresteri), Tico, Fiskars, CS Machinery и др. – вот неполный перечень производителей КМУ, продукцию которых предлагает «СКУММИ». Специалисты компании проводят обслуживание и ремонт установленного оборудования на всем протяжении его эксплуатации у заказчика. Анализируя потребности рынка, «СКУММИ» собирает и реализует лесовозы, сортиментовозы, эвакуаторы. Монтаж КМУ производится на автомобили КамАЗ, «Урал», ЗИЛ, МАЗ, ГАЗ, Hyundai, Isuzu, Volvo, Renault, MAN и др. Компания «СКУММИ» также предоставляет полный пакет документов на «легальность» проведенных работ, что особенно важно в случае установки б/у КМУ, продаваемых часто на рынке без каких-либо идентификационных документов.

КМУ, или гидроманипуляторы, особенно широко применяют в странах Запада. Это связано с существующей там экономической позицией. Производство автокранов грузоподъемностью ниже 35 т экономически не оправдывает себя. Грузы массой от 300 кг до 30 т рациональнее перемещать с помощью КМУ, тем более что их цена в несколько раз ниже, чем автокрана. Расчетный срок окупаемости КМУ – от 6 до 12 месяцев. Ведущие мировые производители достигли значительных успехов в области производства уникальных КМУ. Вот лишь несколько примеров.

Самой первой в мире удачной разработкой КМУ была конструкция шведа Эрика Сундина. В 1947 г. компания Сундина – Hidrauliska Industri AB (HIAB) начала серийное производство КМУ HIAB 190 для грузовиков. Сегодня HIAB – это краны-манипуляторы для утилизации отходов, лучшие КМУ для лесной промышленности, а вообще это обширная линейка кранов-манипуляторов, в которой около ста моделей и 400 модификаций. Подъемный момент КМУ HIAB находится в диапазоне от 1 до 80  тс.м. Вылет стрелы составляет от 2 до 27 м! HIAB свою модель КМУ XS855 позиционирует как позволяющую ускорить проведение работ на 30%, а производительность непосредственно подъемных работ увеличить на 20%. Это становится возможным благодаря грузовому моменту установки 80 тс.м, а также большому вылету стрелы – можно задействовать до десяти гидравлических ступеней, а также шесть гидравлических дополнительных ступеней. В случае установки стрелы типа Е это обеспечивает высоту подъема более 30 м. КМУ HIAB дополнительно комплектуют целым арсеналом оборудования, позволяющим расширить их сферу применения. Это и паллетные вилы, и захваты для кирпича, и автономные лебедки. На грузовой автомобиль с крано-манипуляторной установкой можно установить и специальное буровое оборудование, и в этом случае машину используют для установки столбов и опор: бортовой грузовик возит, крюк грузит, а бур делает шурфы для установки. Вместо обычного крюка можно установить на стрелу грейферный захват, и тогда такой грузовой автомобиль сможет работать на погрузке-разгрузке на свалке, в порту, на стройке.

Повышенную безопасность работы КМУ обеспечивает система защиты от перегрузки и система безопасной работы с лебедкой.

Производственное предприятие «РОСКОМТРАНС» продемонстрировало в 2009 г. на презентации в Торгово-промышленной палате Нижегородской области автомобиль, объединяющий в себе стреловой кран грузоподъемностью (г/п) 30 т с вылетом стрелы 29 м и бортовой автомобиль г/п 20 т. Основными элементами представленной техники является КМУ Effer 850 6S итальянской фирмы Effer и автошасси Scania P420 (8х4). Производители считают, что изделие будет востребовано не только в строительной и коммунальной сфере, но и в нефтегазовом комплексе, и в других отраслях промышленности. Тем более что сам кран-манипулятор можно установить на более дешевые типы шасси аналогичного класса, что расширяет область применения КМУ.

FASSI самая крупная в Италии и третья в мире компания по производству КМУ. В этом году FASSI отмечает 45 лет с начала производства манипуляторов. Завод FASSI не ограничивает срок службы своих кранов, однако согласно действующим в России правилам FASSI гарантирует работу своих установок в течение 12 лет при 1,5-сменной работе в паспортном режиме нагрузок при соблюдении всех правил эксплуатации и своевременном обслуживании. Например, FASSI предлагает кран-манипулятор F30 Сity, специально разработанный для применения в ограниченном пространстве. КМУ полностью складывается, имеет до трех гидравлических секций «телескопа», обеспечивая габаритный размер не более 1600 мм. Причем кран свободно работает с грузом в 335 кг на вылете 6,3 м. Этот манипулятор можно оборудовать многофункциональным дистанционным управлением с электронной системой безопасности. Возможна установка люльки для подъема людей, а также на выбор большой ассортимент дополнительного оборудования – ковшей, вил, захватов и др. Очень популярны манипуляторы FASSI серии Micro в самой Италии, и предприятие достигло в их производстве немалых успехов. Спросом пользуется вся линейка моделей FASSI – от серии Micro до многотонных монстров грузоподъемностью 25 т. Покупатель такого грузовика и крана, как правило, сам становится оператором и водителем. В феврале этого года FASSI поставила своему заказчику самую мощную свою установку F1100АХР.24, которая при собственной массе 9 т создает грузовой момент 90,2 тс.м, при этом на вылете 3,5 м г/п составляет 25 т, а на вылете 11,25 м – 7,97 т! О высоком качестве исполнения изделия говорит тот факт, что на элементы гидравлики и электрики предоставляется гарантия 1 год, а на прочие узлы и агрегаты – 3 года.

Компания Soosan основана в 1984 г. и выделяется на российском рынке поразительной подъемной силой и долговечностью своих КМУ. У конструкций этой марки широкий выбор типов стрел для различных работ: от 3 до 7 ступеней с прямоугольными поперечными сечениями, 5-, 6-угольными. В конструкции стрел используется высокопрочная сталь Atos 80 с пределом прочности на растяжение 840 МПа, конкуренты из Кореи используют сталь Atos 60 с более низким пределом прочности. В процессе создания установок Soosan используется метод конечных элементов (МКЭ), который предполагает моделирование распределения напряжения на конструкции под нагрузкой. Ступени стрел, изготовленные с учетом анализа результатов исследования МКЭ, обеспечивают высокую грузоподъемность и повышенную прочность стрелы. Максимальный вылет аутригеров (опор) КМУ Soosan – 6,35 м. Широкое основание каждой опоры обеспечивает устойчивое положение автомобиля на неровной и даже наклонной поверхности. И, что совсем немаловажно, на все модели КМУ производства Soosan получены одобрения Ростехнадзора и сертификаты соответствия ГОСТу.

Японская компания Furukawa (бренд Unic), почувствовав перспективу в европейских разработках КМУ, в 1961 г. начала выпуск гидравлических КМУ. Сегодня гидрокраны Unic с полноповоротной телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка хорошо известны во всем мире. Тросовая подвеска крюка – это характерная особенность КМУ Unic. Преимуществом конструкций Unic является и возможность поочередного выдвижения телескопических секций. Это дает возможность максимально использовать грузовой момент, плавно, без ударов опускать груз на землю, работать с грузами, расположенными ниже уровня земли либо находящимися за какими-либо препятствиями, например, за оградой или стеной.

Одним из самых «мощных» производителей КМУ является концерн Palfinger. В Западной Европе каждый третий гидравлический кран-манипулятор произведен именно этим концерном. Первый кран он выпустил в 1959 г.

Одним из старейших европейских производителей, успешно развивающих производство КМУ, является итальянская компания Autogru PM, основанная в 1959 г. Сегодня PM выпускает 40 основных моделей КМУ, а это более 350 модификаций. После приобретения компании – производителя подъемных платформ и автовышек Oil & Steel была образована PM Group S.p.A., первая промышленная группа в Италии, специализирущаяся на перемещении грузов и людей. Фирма PM, отделение по производству КМУ PM Group, в этом году представила на выставке SAIE КМУ, комплектуемые по желанию заказчика одним из трех видов систем дистанционного управления разной сложности. Системы получили условные названия Easy, Basic и Advance. В качестве элементов управления предусмотрена установка джойстика либо поворотной ручки.

А что в России?

Уверенную позицию на российском рынке занимают шведские краны-манипуляторы HIAB, которые реализует в России дочерняя компания международной корпорации Cargotec – ООО «Карготек РУС». С заводов корпорации осуществляются поставки на центральный склад ООО «Карготек РУС» в Москве и на склады дилеров-кузовостроителей в пяти федеральных округах для осуществления продаж конечным покупателям в регионах. Краны-манипуляторы HIAB подходят для установки на российские и иностранные грузовые автомобили. Они отлично зарекомендовали себя в работе в тяжелых условиях эксплуатации в Арктике и Сибири.

Австрийский концерн Palfinger видит стратегию усиления своего влияния на российский рынок в создании мощной дилерской сети, способной не только продавать отличные КМУ, но и обеспечивать их ремонт и обслуживание на всей территории России. Конкуренция в этом секторе производства налицо. Долго занимаемое Palfinger первое место по объему поставок в Россию с 2007 г. заняла итальянская Amco Veba, которую еще 6...7 лет назад никто не знал в России. Одной из причин ее стремительного взлета на нашем рынке стал удачно заключенный дистрибьюторский договор с нижегородской фирмой «Чайка-Сервис», которая осуществляет установку КМУ на прицепы, седельные тягачи, тракторы и эвакуаторы. Вместе с КМУ Amco Veba предлагается и навесное оборудование итальянской компании Rozzi, а это захваты для сыпучих грузов, металлолома и с.-х. продукции, а также вилочные захваты, шнековые буры, ротаторы. В дополнение к этому продукция Amco Veba стоит несколько дешевле аналогичной продукции Palfinger, но определяющим фактором являются планы Amco Veba иметь через «Чайку-Сервис» сервисные центры в каждом регионе, где реализуют КМУ.

В сентябре 2009 г. Palfinger и Группа КРАФТ ИНВЕСТ создали совместное предприятие «Палфингер Кран Рус» для решения вопроса реализации наиболее востребованных моделей КМУ Palfinger и организации процесса сервисного обслуживания по всей территории РФ. Планы эти вполне реальные: Palfinger и Группа «Союз», из которой выделилась Группа КРАФТ ИНВЕСТ, сотрудничают уже в течение 14 лет, имеют проверенные временем партнерские отношения с крупнейшими предприятиями России, такими как КАМАЗ, концерн «Все краны», ПО «ЕлАЗ», ОАО «Азнакаевский завод Нефтемаш» и др. Группа КРАФТ ИНВЕСТ в свою очередь великолепно знает промышленный рынок России. Действуя 15 первых лет своего существования в составе Группы «Союз», Группа КРАФТ ИНВЕСТ является международной холдинговой структурой.

 

Идет интенсивная конкурентная борьба за российский, практически не заполненный КМУ рынок. К сожалению, отечественные производители пока находятся где-то очень далеко от этого процесса.

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ КМУ
Станислав Протасов Основные Средства 06'2010 28 июня 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО "Автомеханический завод" 8 800 700 2690 www.amznn.ru