Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
 2
Ковши для землеройной техники
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
 1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов

Всё дело в базе
Обзор короткобазных кранов

В одном из предыдущих номеров мы публиковали материал о пневмоколесных кранах. Еще раз напомним их отличительные признаки – один общий двигатель на поворотной платформе, приводящий и шасси, и крановую установку. Управление крановой установкой и шасси из кабины крановщика. На шасси два ведущих и управляемых моста, за исключением самых тяжелых моделей с одним передним управляемым мостом. Применяется, как правило, двускатная ошиновка шинами стандартного размера. В общем и целом конструктивно пневмоколесный кран ближе к колесным экскаваторам.

Короткобазные краны также на двухосном пневмоколесном шасси, но они, как и краны класса «сити», имеют больше общих черт с кранами на специальных шасси автомобильного типа. Короткобазные краны разных производителей построены на общих конструктивных принципах. Это двухосные машины с короткой колесной базой, ненамного разнящейся по величине от колеи, из-за чего их и называют короткобазными. Благодаря короткой базе и обеим ведущим и управляемым осям краны эти отличаются высокой маневренностью и проходимостью, что позволяет использовать их на грунтовых площадках и в стесненных условиях с неподготовленным, разбитым подъездом, куда полноразмерному автокрану было бы затруднительно въехать и маневрировать. Ошиновка у них односкатная с колесами большого размера, как правило, с шинами повышенной проходимости, потому западные производители называют этот класс кранов rough terrain (для труднопроходимой местности). Один мост жестко крепится к раме, второй – на балансирной подвеске. Жесткая сварная коробчатая рама шасси устойчива к скручивающим усилиям. Общий с крановой установкой двигатель установлен в заднем свесе шасси и в транспортном положении служит своего рода противовесом выдающейся вперед стрелы. Опоры применяют выдвижные. Кабина, из которой управляют крановой установкой и шасси, установлена на поворотной платформе.

Grove RT530E г/п 30 т

Короткобазные краны отличаются от кранов класса «сити» и кранов на спецшасси автомобильного типа простотой конструкции и соответственно ценой. У короткобазных кранов меньше агрегатов и систем, что также снижает цену и упрощает обслуживание и ремонт. У них также круговая рабочая зона, причем грузоподъемность не зависит от угла поворота платформы. Достоинство этих кранов и в том, что они могут передвигаться с грузом на крюке.

Главное отличие короткобазного крана от крана класса «сити» – цена: «сити» в несколько раз дороже. Этот класс сложных, насыщенных инновационными решениями машин был создан для старых городов Западной Европы с их узкими улочками и горных районов с тоннелями и серпантинами, в которые требуется аккуратно вписываться. В России таких мест немного, рынок узок, о чем свидетельствует статистика ввоза кранов класса «сити» – 7...9 в год, и практически все их можно найти в столице. Преимущество, которое дает кран «сити», в том, что он укладывается в разрешенные габариты и его можно без проволочек перебрасывать между объектами.

60-тонный Tadano

Короткобазные краны, за некоторыми исключениями, не вписываются в разрешенные правилами дорожного движения габариты, а их нагрузка на ось превышает допустимую. Модельные ряды короткобазников небольшие, обычно в диапазоне от 35 до 60 т. Самым мощным краном располагает компания Grove – это кран RT 9130E грузоподъемностью (г/п) 120 т. Ходовые качества короткобазного крана противоречивы. С одной стороны, он не отличается устойчивостью, короткая колесная база, значительная высота и выдающаяся далеко вперед стрела вызывают склонность к продольному раскачиванию, особенно при торможении, поэтому их скорость ограничена 40 км/ч. С другой стороны, у них высокая проходимость за счет больших колес, глубокого протектора и трехрежимного рулевого управления – передними колесами, согласованным поворотом передних и задних колес и диагональным ходом. Исходя из этого короткобазные краны целесообразно применять на неподготовленных площадках с необустроенным подъездом, в частности в сельской местности, а тяжелые краны – на объектах, где они могут длительное время работать без перебазирования.

В России короткобазные краны выпускает единственный завод – Юргинский машиностроительный, причем одну модель – КС-5871. Выпуск пневмоколесных кранов КС-4361 и КС-4361А г/п 16 т и короткобазных 20-тонников КС-4372, КС-4372Б, КС-4372В и КС-4372Т прекращен как устаревших.

КС-5871 «Юргинец»

Кран г/п 25 т оснащен поворотной платформой и крановой установкой, той же самой, что Юргинский завод монтирует на автомобильные шасси. Это выгодно и с технологической точки зрения для завода, и с эксплуатационной для потребителя, так как повышает ремонтопригодность крана, что немаловажно в современных условиях. Трехсекционная коробчатого сечения стрела выдвигается на длину до 20,5 м. Высота подъема крюка с полностью выдвинутой стрелой – 20,5 м, с удлинителем – 27,5 м. Кран может выдвигать стрелу с грузом на крюке до 4,5 т и передвигаться с грузом до 3 т. Но что более важно, у крана круговая рабочая зона без ограничений.

В заднем свесе шасси установлен двигатель ЯМЗ-236. Трансмиссия механическая со стандартной коробкой передач ЯМЗ-236. Оба моста ведущие и управляемые, предусмотрена функция диагонального хода. Транспортная скорость ограничена 40 км/ч. Кабина двухместная, можно возить с собой стропальщика. Полная масса крана – 24 т, нагрузка распределяется по осям равномерно по 12 т, т. е. кран едва вписывается в верхний предел разрешенной нагрузки. Транспортная высота крана – 3,5 м, а потому низкие мосты и тоннели станут для него препятствием.

Львиная доля в импорте кранов приходится на машины б/у. Но если год назад это была техника преимущественно 1990-х годов выпуска, то сейчас на вторичный рынок выставили машины с небольшим сроком эксплуатации. Кроме того, короткобазные краны отличаются долгим сроком жизни на конвейере.

Самая длинная линейка короткобазников у американской корпорации Terex – 17 моделей, но для европейского и российского рынков корпорация предлагает продукцию итальянского завода Bendini – 6 моделей г/п от 31,8 до 60 т на двухосных шасси. Bendini также выпускает гамму гусеничных кранов с теми же крановыми установками.

Terex A300

Краны А300 (г/п 30 т), А350 (г/п 30 т) и RC35 (г/п 35 т) оснащены 4-секционной стрелой коробчатого сечения, конечная секция управляется независимо от остальных трех. Краны моделей RC40 (г/п 42 т) и А600 (г/п 60 т) оснащены 4-секционной стрелой октагонального сечения, а кран RC45 (г/п 44 т) – 5-секционной. На «младшие» модели А300 и А350 установлены двигатели IVECO, на остальные – Cummins. Силовая передача состоит из гидротрансформатора и полуавтоматической двухдиапазонной КП powershift с тремя передачами вперед и тремя назад. Транспортная скорость в зависимости от модели – от 29 до 38 км/ч. Оба моста ведущие и управляемые с трехрежимным рулевым управлением.

Габаритная ширина «младших» моделей А300 и А350 составляет 2500 и 2550 мм. Модели RC35, RC40 и RC45 укладываются в габарит 2550 мм при использовании шин 16.0 R25. С шинами 20.5 R25 ширина превышает это значение. У 60-тонного крана габаритная ширина 3000 мм с любыми шинами. У всех моделей нагрузка на заднюю ось превышает 12 т.

Terex RT1120

В линейке короткобазных кранов компании Grove, входящей в корпорацию Manitowoc, семь моделей г/п от 30 до 120 т. Средняя часть линейки недавно обновилась, но обновленные модели пока не поставляют, и больший интерес представляют как раз предшествуюшие модели. Краны RT530E (г/п 30 т), RT540CE (г/п 35 т), TR600E (г/п 45 т) оснащены 4-секционной стрелой, а кран RT890E (г/п 80 т) – 5-секционной коробчатого сечения. У кранов RT700E (г/п 55 т), RT875E (г/п 75 т) 4-секционная стрела Megaform многогранного сечения из гнутого профиля, у RT9130E (г/п 120 т) она 5-секционная. Все модели оснащены двигателями Cummins. У «младших» 30- и 35-тонных кранов двигатель агрегатирован с КП с переключением под нагрузкой, остальные укомплектованы автоматическими КП Clark и Spicer. В достоинства 55, 75, 80 и 120-тонных кранов Grove входит наклоняемая на угол около 20° кабина. В габарит по ширине укладывается только 35-тонная модель RT540CE и только с шинами 16.0 R25. Ширина всех остальных моделей и RT540CE c другими шинами превышает это значение. Также у всех кранов нагрузка на заднюю ось превышает 12 т.

Grove RT540E г/п 35 т

В линейке кранов японского производителя Tadano четыре модели г/п 12, 30, 55 и 70 т. В Россию ввозят 30-, 55- и 70-тонные краны. Американская линейка отличается и шириной – 5 моделей и грузоподъемностью. Кран GR-300EX г/п 30 т оснащен 4-секционной стрелой коробчатого сечения, двигателем Cummins и автоматической КП. Краны GR-550EX (г/п 55 т) и GR-700EX (г/п 70 т) комплектуют 5-секционной стрелой шестигранного сечения со скругленными углами, двигателями Mitsubishi и автоматическими КП. Все три модели шире 2550 мм, и нагрузки на ось превышают 12 т. Транспортная скорость 55- и 70-тонных кранов – до 39 км/ч, а 30-тонного – 47 км/ч.

30-тонный Tadano

Но настоящими спринтерами можно считать краны Kato. У крана модели SR-300L (г/п 30 т) транспортная скорость 49 км/ч, у кранов KR-250 (г/п 30 т) и KR-300 (г/п 30 т) скорость 57 км/ч, у крана KR-500 (г/п 50 т) – 53 км/ч. Кран SR-300L – свежая модель, она разительно отличается современным дизайном. Внешний облик остальных моделей подсказывает, что их выпускают без изменений с момента образования Kato Works. SR-300L оснащен 4-секционной стрелой коробчатого сечения со скругленными углами, двигателем Mitsubishi и автоматической КП. Ширина машины – 2620 мм, нагрузка на переднюю ось – 13 т, на заднюю – 14 т. Интерьер и оснащение кабины также модернизированы. Джойстики управления крановым оборудованием установлены по бокам кресла. В панель управления встроен сенсорный монитор для визуального контроля за нагрузкой.

Краны KR-250 (г/п 25 т), KR-300 (г/п 30 т) оснащают 4-секционной стрелой, KR-500 (г/п 50 т) – 5-секционной традиционного коробчатого сечения. Двигатели Mitsubishi агрегатированы с полуавтоматической КП powershift. Кабины этих кранов по своему внешнему виду и интерьеру как будто пришли из середины прошлого века, однако надо отдать должное их эргономичности. Кресло с подголовником, рычаги управления крановыми операциями удобно установлены по бокам кресла. Кран KR-250 вписывается в требования по габаритам и нагрузке на ось – его ширина 2490 мм, нагрузка на оси  – по 11,5 т. У крана KR-300 такая же ширина, но он на 3 т тяжелее. «Старшая» модель KR-500 и новая SR-300L этим требованиям не соответствуют.

Kato SR-300L

Kobelco выпускает две модели короткобазных кранов с телескопической стрелой RK250-6 и RK500-2 г/п 25 и 51 т и МК500 с решетчатой стрелой г/п 50 т. Сейчас эти машины с небольшим пробегом появились на нашем вторичном рынке, пополнив большой выбор кранов этой марки предыдущих лет выпуска. Краны серий RK250 и RK500, выпущенные в 1980-е и 1990-е годы, хорошо известны российским строителям.

Японские краны, как и автомобили, «праворульные». У них кабина справа от стрелы. Для экспорта в страны с правосторонним движением японские компании выпускают «леворульные» краны с кабиной слева.

Широкую линейку короткобазных кранов выпускает американская фирма Link-Belt, но их в Россию не поставляли. Komatsu прекратила выпуск короткобазных кранов, и машины этой марки можно найти на вторичном рынке, преимущественно за Уралом.

Kobelco RK500

Короткобазные краны занимают определенную технологическую нишу, и в ряде случаев их трудно заменить отечественными автокранами, благо «бэушные» японские короткобазники конкурируют с автокранами по цене и пользуются спросом. Полностью соответствуют требованиям к движению по дорогам общего пользования только КС-5871, его предшественники и некоторые импортные краны аналогичной грузоподъемности. Тем, кому нужна подлинная мобильность при большой грузоподъемности и вылете стрелы, стоит обратить внимание на краны на специальных шасси автомобильного типа или на краны класса «сити».

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Леонид Малютин Основные Средства 05'2009 30 марта 2016

Комментарии (4)

Николай
Какие корочки надо иметь чтобы на них работать?
3 сентября 2016 – 11:47 Ответить
yull
Удостоверение машиниста пневмоколёсных кранов 6-8 разряда, + удостоверение тракториста машиниста кат. Д.
2 декабря 2016 – 14:30 Ответить
Цикрик вячеслав 89146443576
Жаль, что отечественных пневмоколёсных кранов достойных у нас нет(.
Японские пневмоколёсники лучшие в мире, мне нравятся ТАДАНО, КОБЕЛКО, КАТО, ну и КОМАТСУ. Я работал на всех.
12 сентября 2015 – 03:13 Ответить
Кореец.
Привет, согласен полностью. Отличные монтажные краны.
29 ноября 2016 – 18:03 Ответить
Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru