Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Мини-погрузчики (ч. 2)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Преимущества горизонтально направленного бурения
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог

Опора индустрии

Леонид Малютин
Новая кабина крановщика
25-тонный КС-54712 «Ивановец» на шасси БАЗ-80311
100-тонный «Ивановец»
25-тонный КС-54711 «Ивановец» на шасси БАЗ-8029
25-тонный КС-45717 «Ивановец» с коробчатой стрелой на шасси КамАЗ
Ивановский 25-тонник на трехосном шасси МАЗ
КС-5576Б «Ивановец» г/п 32 т на шасси МАЗ-630305
КС-35714 «Ивановец» г/п 16 т на шасси «Урал»
32-тонный «Галичанин» КС-55279
50-тонный «Галичанин» КС-65713-1
25-тонный кран «Клинцы» на шасси КамАЗ (6х6)
КС-6478 «Ивановец» г/п 50 т на шасси БАЗ-80291
КС-45721 «Челябинец» г/п 25 т
20-тонный кран КС-45719 «Клинцы» на шасси КамАЗ-53605
КС-65711 «Челябинец» г/п 40 т
Клинцовский 20-тонник на работе
МКТБ-30 «Ульяновец» г/п 30 т
Кабина ульяновского крана
КС-55741-1 «ТЗА» г/п 36 т
КС-5579.22 «Мотовилиха» г/п 35 т
КС-45726-4 «Угличмаш» г/п 20 т
КТА-32 «Силач» г/п 32 т Дрогобычского завода автомобильных кранов
КС-55722-1 «Юргинец» г/п 25 т
КС-45729 «Машека» г/п 20 т

Краностроение – одна из немногих успешных отраслей. Строительный бум 2006–2008 гг. стимулировал рост и укрупнение отрасли. Образовалась тройка лидеров – ивановский «Автокран» вкупе с «Газпром-краном», Галичский автокрановый и Клинцовский автокрановый заводы, – занявших около 80% рынка. Не выдержав конкуренции, десяток предприятий с незначительным объемом производства покинули отрасль.

Пик строительного бума пришелся на вторую половину 2006-го – 2007 г., спрос на автокраны вырос более чем в 6 раз, возник дефицит. Всплеск спроса дал возможность производителям второго эшелона поднять продажи и заняться развитием производства. Эксплуатирующие организации покупали краны как под проекты, так и для обновления основных фондов. К концу 2007 г. наступило насыщение рынка, и в 2008-м любой кран можно было купить свободно. В последнем квартале 2008 г. резкое падение спроса вызвало сокращение производства в несколько раз, вплоть до остановки. Заводы надеются на некоторое восстановление спроса в 2009 г., но достигнуть уровня производства 2007 г. удастся не скоро. На восстановление прежних темпов развития экономики потребуется несколько лет, предприятия обновили свои парки, а вторичный рынок получил приток автокранов как со значительным сроком эксплуатации, так и практически новых.

Существенную роль в оживлении деятельности заводов стал играть госзаказ. Покупатели будут и в дальнейшем отдавать предпочтение отечественным автокранам по следующим причинам – короткие сроки поставки, привлекательное соотношение цены, функциональности и качества, а также специальные условия продажи, предложенные производителями.

До кризиса импорт автокранов был порядка 12%, причем практически весь из Белоруссии и Украины. Кризис еще больше сократил импорт. Что касается западноевропейских кранов на автомобильных шасси, спрос на них был ничтожен. Liebherr даже предприняла нетривиальную попытку поставить свою крановую установку на шасси КамАЗ в надежде на предприятия, эксплуатирующие челнинские автомобили. В сегмент кранов грузоподъемностью (г/п) до 100 т на специальных шасси автомобильного типа, в котором конкурируют российские заводы, поставляют новые зарубежные краны. Подержанную технику ввозить невыгодно – чрезмерно высоки эксплуатационные расходы. В сегментах г/п свыше 100 т, в которых российское машиностроение пока не работает, в импорте преобладают подержанные краны. И не только и не столько из-за цены. В период строительного бума зарубежные краностроительные заводы набрали заказов на два года вперед и получить кран большой грузоподъемности можно было со вторичного рынка, что тоже оказалось непросто – вторичный рынок полностью вычистили.

В структуре рынка преобладают краны г/п до 30 т – это почти 85%. Около 10% занимают краны г/п от 30 до 80 т и 5% – краны г/п свыше 80 т. Со временем предпочтения покупателей меняются в сторону увеличения грузоподъемности. В начале 1990-х бо’льшая часть рынка приходилась на краны г/п 16 т и менее. В 2003 г. почти половину выпуска кранов составляли 25-тонники, а 16-тонники – 30%. Сегодня около 75% рынка принадлежит 25-тонным кранам, а 16-тонным – около 15%. Выпуск кранов г/п 30, 32 и 50 т пока сравнительно небольшой, но очевидно, что спрос будет смещаться в сторону кранов г/п 30 т и выше, в том числе на специальных шасси, повторяя таким образом опыт Западной Европы. Этот тезис подтвержден большим интересом к 25- и 32-тонным «Ивановцам» на специальных шасси Брянского автозавода. Следуя той же тенденции, автокраны малой грузоподъемности будут вытесняться кранами-манипуляторами.

Краностроительные предприятия – партнеры Независимой Ассоциации Машиностроителей (НАМС) «Автокран» и «Газпром-кран» выпустили в 2008 г. 2807 автокранов под маркой «Ивановец» – в Иваново собрали 2488, в Камышине 319 кранов. В 2007-м эти заводы выпустили соответственно 2415 и 248 кранов (в сумме 2663 крана), т. е., несмотря на кризис, спад производства в последнем квартале, заводы закончили 2008 г. с ростом 5,4%. Спад произошел ощутимый, в разы: в ноябре «Автокран» выпустил 64 крана, в декабре – 66 кранов при прежнем среднемесячном производстве 250 кранов. При этом «Автокран» как лидер отрасли оказался в лучшем положении, чем остальные заводы, его рыночная доля к концу года подросла с 40 до 45%.

Производственная программа завода «Автокран» включает автокраны г/п 16, 17, 25 и 100 т на стандартных автомобильных шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал» и специальных шасси Брянского автозавода. Семейство 16-тонных кранов КС-35714 с трехсекционной стрелой и высотой подъема 18 м (здесь и далее без учета гуська) поставляют на шасси «Урал», МАЗ и КамАЗ, в том числе на двухосном КамАЗ-53605, а 17-тонные краны с двухсекционной стрелой и высотой подъема 14,5 м – на трехосных шасси «Урал» и МАЗ.

В самой востребованной категории г/п – 25 т Иваново выпускает четыре модификации крана КС-45717 на шасси «Урал», МАЗ и КамАЗ. Крановые установки оснащены трехсекционной стрелой с высотой подъема 21,3 м. Секции серийной стрелы коробчатого сечения сварены по углам из цельных полотнищ стали 10ХСНД и усилены поясами и стенками. В феврале 2007 г. запущена в серию модель КС-54711 на трехосном шасси БАЗ-8029, предлагающем ряд преимуществ. Шасси образует одно целое с нижней, неповоротной платформой, за счет чего снижен центр масс машины, а ее ходовые качества – устойчивость и управляемость – улучшены. Второе существенное отличие в стреле, каждая секция которой отштампована из одного листа стали Weldox и сварена одним продольным швом. Шов находится в нейтральной зоне и не работает, т. е. стрела легче и прочнее серийной, и в определенных точках грузоподъемность нового крана больше.

«Автокран» продолжил активно развивать «25-тонную» тематику и производство стрел. В 2008 г. завод представил кран КС-54712 на шасси БАЗ-80311 (6х4) с китайской кабиной, выгодно отличающейся от «камазовской» эргономическими свойствами, простором и комфортом. Опоры обеспечивают три трапецеидальных контура повышенной устойчивости, передние опоры не только выдвижные, но и поворотные. Крановая установка получила новую кабину с изменяемым углом наклона и четырехсекционную стрелу длиной 30,1 м многогранного профиля, близкого к овоидному, получаемого сваркой двух полукоробов. Благодаря четырехсекционной стреле и опорному контуру кран КС-54712 демонстрирует характеристики, близкие к 32-тонным кранам. Серийное производство стрел овоидного типа планируют начать в течение 2009 г. и к концу года начать оснащение такими стрелами всех автокранов. Должна уйти в прошлое и древняя кабина. Новая кабина округлого профиля обеспечивает отличный обзор. В едином стиле с ней выполнены короб климатической установки, размещенной за кабиной, и короб механизмов поворотной платформы. Таким образом улучшено эстетическое восприятие машины, что сегодня существенно влияет на продажи.

Вторая новинка 2008 г. – КС-54711Б на том же шасси, но с собственной брянской кабиной и также новой трехсекционной стрелой гексагонального профиля.

Ивановский завод выпустил несколько единиц 100-тонного крана КС-8973 на специальном пятиосном шасси БАЗ, позволяющем передвигаться по дорогам всех категорий. Кран поднимает 100-тонный груз на вылете 3 м. Максимальная высота подъема с основной четырехсекционной стрелой – 42,6 м, максимальный вылет – 46 м. В конструкции крана использовано много импортных комплектующих, в том числе стрела.

Производство 32- и 50-тонных «Ивановцев» передано по лицензии заводу «Газпром-кран» летом 2006 г.

Камышинский завод выпускает 32-тонные краны КС-5576Б на шасси МАЗ-630305 и КС-5576К на шасси КамАЗ-53229, 50-тонные КС-6476 на шасси МЗКТ-6923 и КС-6478 на специальном шасси БАЗ-80291. Краны КС-5576 оснащены четырехсекционной стрелой коробчатого сечения, высота подъема крюка – 31,3 м, вылет – 26 м. На краны г/п 50 т также установлена четырехсекционная коробчатая стрела. Первая секция выдвигается одним гидроцилиндром, вторая и третья секции – синхронно другим гидроцилиндром и канатным полиспастом. Высота подъема крюка обоих кранов – 34,4 м, вылет у крана на шасси МЗКТ – 26 м, на шасси БАЗ – 22 м.

Кризис сильно повлиял на работу Галичского и Клинцовского автокрановых заводов. В 2006-м, 2007-м и трех кварталах 2008 г. выпуск этих заводов уверенно рос. ГАКЗ в 2006-м выпустил 1104 крана, в 2007-м – 1323, а в 2008 г. из-за падения в последнем квартале годовое производство сократилось до 1150 ед., т. е. вернулось на уровень 2006 г. Аналогичная ситуация в Клинцах – в 2006-м выпущено 760 кранов, в 2007-м – 993, в 2008-м – 907 ед.

Производственная программа Галичского автокранового завода включает краны г/п 25, 32 и 50 т. Лидер производства – 25-тонные краны серии КС-55713, устанавливаемые на трехосные шасси КамАЗ, МАЗ и «Урал». Высота подъема крюка трехсекционной стрелы – 21,9 м. Стрела коробчатого сечения трехсекционная, каждая секция сварена из четырех полотнищ. Есть и модификация с четырехсекционной стрелой – KC-55713-1В на шасси КамАЗ-65115. Высота подъема крюка этой стрелы 28,3 м.

Краны КС-55279 г/п 32 т поставляют на четырехосных шасси КамАЗ-6540 (8х4) и трехосных шасси МАЗ-630303 (6х4). Стрела выполнена по той же технологии. Высота подъема крюка четырехсекционной стрелы – 40 м. В 2008 г. завод представил модификацию КС-55729-5В с коробчатой стрелой на шасси повышенной проходимости КамАЗ-63501 «Мустанг» (8х8) с односкатной ошиновкой.

Представленный в 2007 г. 50-тонный кран КС-65713-1 устанавливают на шасси КамАЗ-65201 (8х4х4). Кран с круговой рабочей зоной оснащен четырехсекционной стрелой овального профиля, собранной из секций зарубежного производства. Длина стрелы – 34,1 м, высота подъема крюка – 40 м. Максимальный опорный контур 7х7 м достигнут за счет опор с откидными опорными балками. Для работы в стесненных условиях предусмотрен сокращенный опорный контур.

Программа Клинцовского автокранового завода включает краны г/п 16, 20, 25 и 40 т. Изготовление 16- и 20-тонных кранов полностью возложено на Клинцы с целью укрупнения и оптимизации производственных процессов на обоих заводах – Галичском и Клинцовском.

Кран КС-35719 г/п 16 т выпускают в нескольких модификациях на шасси МАЗ, «Урал» и КамАЗ, в том числе на двухосных шасси КамАЗ. У крана трехсекционная стрела коробчатого сечения длиной 8...18 м с высотой подъема крюка 18 м. Серию кранов КС-45719 г/п 20 т поставляют на тех же шасси. Краны оснащены трехсекционной коробчатой стрелой длиной 9…21 м с высотой подъема крюка 21 м.

Краны г/п 25 т серии КС-55713 с трехсекционной коробчатой стрелой длиной 9...21 м с высотой подъема крюка 21,6 м монтируют на шасси КамАЗ, МАЗ и «Урал». В прошлом году завод показал модернизированный кран КС-55713-1К, оснащенный стрелой гнутого профиля. Докризисные планы предусматривали перевод всех 25-тонников на такие стрелы, что позволило бы улучшить грузовысотные характеристики и увеличить ресурс крана. Заводом разработана техническая документация на 25-тонные краны на импортных шасси. Кризис остановил эту деятельность, но при улучшении ситуации проект можно легко возобновить. Также в 2008 г. представлен 40-тонный кран КС-65719-1К на шасси КамАЗ-6540 (8х4). Крановая установка оснащена стрелой длиной 11,2...34 м гнутого профиля с высотой подъема крюка 35 м.

Челябинский механический завод (марка «Челябинец») выпускает автокраны г/п 25, 32 и 40 т. Краны серии КС-45721 г/п 25 т устанавливают на шасси «Урал-4320», КамАЗ-53228, КамАЗ-55111 и МАЗ-630303. Трехсекционная коробчатого сечения стрела обеспечивает высоту подъема крюка 21,9 м. Кран КС-55730 г/п 32 т с трехсекционной коробчатой стрелой поставляют на шасси МАЗ-630303. Высота подъема крюка этой модели 22 м.

Кран КС-65711 г/п 40 т разительно отличается от остальных. Смонтированая на трехосном бескапотном шасси «Урал-63685» (6х4) легкая, компактная крановая установка несет современную кабину, четырехсекционную стрелу, каждая секция которой сварена из двух гнутых профилей из высокопрочной стали S700. Стрела обеспечивает высоту подъема крюка до 28 м.

Семейство автокранов «Ульяновец», выпускаемых Ульяновским механическим заводом № 2, включает модели г/п 20, 25 и 30 т на шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал», КрАЗ и Ford Cargo. Кран МКТ-20 г/п 20 т разработан с использованием элементов «старших» моделей. Трехсекционная стрела коробчатого сечения длиной 8,1...18,1 м сварена из стали 10ХСНД, опорно-поворотное устройство – от МКТБ-30, лебедка – от МКТ-25. Крановую установку МКТ-20 монтируют на шасси КамАЗ-53605, КамАЗ-43253-02, МАЗ-5337. Серию кранов МКТ-25 г/п 25 т поставляют в девяти модификациях на шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал» и КрАЗ. Трехсекционная стрела длиной 9,7...21,7 м обеспечивает высоту подъема крюка до 21,8 м.

Кран МКТБ-30 г/п 30 т представлен в четырех модификациях на шасси КамАЗ, МАЗ и Ford Cargo. Стрела трехсекционная длиной 9,7...21,7 м, высота подъема крюка – 21,8 м. Ульяновский завод успел первым запустить в серию кран на импортном шасси.

Кран МКТ-40 г/п 40 т монтируют на шасси КамАЗ-6520 (6х4), Ford Cargo 3034 (6х4). Возможна установка крана на шасси Volvo, Scania, IVECO. Для нового 50-тонного МКТ-50 штатное шасси КамАЗ-65201 (8х4), но также возможен монтаж на шасси Volvo, Scania, IVECO, MAN.

Отличительная черта «Ульяновцев» – кабина округлого профиля, обеспечивающая удобный обзор подстрелового пространства. Для своих кранов завод предлагает оборудование, навешиваемое на стрелу: бур, подъемную платформу, а также подключаемый к гидросистеме крана гидравлический инструмент.

Угличский машиностроительный завод (марка «Угличмаш») занимается автокранами в нижнем сегменте грузоподъемности – от 14 до 20 т, который остается востребованным. В категории 14 т – модель КС-3577-3 на двухосном шасси МАЗ-533702. Категория 16 т представлена моделями КС-3577-3К на двухосных шасси КамАЗ-43253А3 и МАЗ-5337А2 и КС-45722 на двухосном шасси МАЗ-533702. Краны КС-45726 г/п 20 т в трех модификациях монтируют на двухосные шасси КамАЗ и МАЗ.

Юргинский машиностроительный завод (марка «Юргинец») выпускает 17-тонные краны КС-45727-1 на двухосном шасси КамАЗ-43253 и 25-тонные КС-55722 и КС-55722-1 на трехосных шасси КамАЗ-53228 и «Урал-55571-10». Крановые установки выполнены по традиционным технологиям. У 17-тонника двухсекционная стрела коробчатого сечения с высотой подъема 15,5 м, у 25-тонника – трехсекционная с высотой подъема крюка 20,5 м.

Самарский завод «Сокол» занимается кранами в специсполнении. Есть в его программе и краны на автомобильном шасси. Кран КС-6575С («Скат-50») г/п 50 т смонтирован на четырехосном шасси КамАЗ-6540 (8х4). Крановая установка оснащена четырехсекционной телескопической стрелой длиной 9,9...30,3 м коробчатого сечения. Высота подъема крюка – 37,6 м. В конструкции установки применены импортные гидроагрегаты Integrated Hydraulics, SOFIMA и LUEN, лебедка и механизм вращения Zollern. Модификация КС-6575С («Скат-50М»), установленная на том же шасси, отличается стрелой. У этого крана пятисекционная телескопическая стрела итальянской фирмы ТСМ длиной 8,2...32,6 м.

Мотовилихинские заводы (марка «Мотовилиха») выпускает автокраны г/п 25, 30 и 35 т. Краны КС-5579.2 и КС-5579.3 г/п 25 т монтируют на трехосные шасси КамАЗ и «Урал». У них трехсекционная стрела коробчатого сечения с высотой подъема 23...24 м. Тридцатитонный кран КС-5579.21 также устанавливают на трехосное шасси КамАЗ. Высота подъема его трехсекционной стрелы – 25 м. «Старшая» модель КС-5579.22 г/п 35 т с высотой подъема крюка 25 м, как и 25-тонная модель, установлена на шасси КамАЗ-53229. Стрела кранов «Мотовилиха» в транспортном положении укладывается на стойку за кабиной, крюковая обойма укладывается в нишу на стойке без помощи стропальщика.

Туймазинский завод автобетоновозов (марка ТЗА) новичок в крановой отрасли. С переходом под крыло ОАО «КАМАЗ» предприятие получило возможность расширить деятельность как по основным направлениям – автобетоновозы и автобетоносмесители, так и новому – автокран. Сегодня у завода две серийные модификации 36-тонного крана КС-55741-1 – с трех- и четырехсекционной стрелой. Краны монтируют на шасси КамАЗ-53228, -65111, -65115. Длина трехсекционной стрелы – 8,3...22,1 м, длина четырехсекционной – 8,5...29 м.

Ивановский завод «Ивэнергомаш» – единственный, выпускающий автокраны с башенно-стреловым оборудованием. В его программе две модели таких кранов – КСТ-7 г/п 7 т (высота подъема крюка 23,5 м) и КСТ-5 г/п 5 т (высота подъема крюка 17,6 м). Башенно-стреловое оборудование и сокращенный опорный контур обеспечивают эксплуатацию в стесненных условиях на строительных площадках, в узких коридорах, за стеной, что выгодно отличает его от стрелового крана. Кран не «срезает» углов, а его грузовысотные характеристики сравнимы с характеристиками стреловых кранов г/п 16...25 т. Установленный на кране электродвигатель трехфазного переменного тока можно использовать для привода гидронасоса, подключив его к внешней электросети напряжением 380 В.

В программе завода есть и стреловой кран СМК-14 г/п 14 т с двухсекционной телескопической стрелой коробчатого сечения. Крановая установка смонтирована на двухосном шасси МАЗ-5337. Отличительная особенность крана – его рабочие механизмы оснащены индивидуальным электроприводом. Источником электроэнергии служит генератор переменного тока, приводимый от двигателя шасси через коробку отбора мощности и клиноременную передачу. Кран может запитываться и от внешней электросети.

С тех пор как в 2005 г. РУП «МАЗ» взял под контроль «Могилёвтрансмаш», Минский автозавод стал известен как поставщик автокранов. Разумеется, краны «Машека» г/п 15,2; 16,2; 20 и 25 т монтируют на шасси МАЗ. Краны КС-3579-3 и КС-3579-4 г/п 15,2 т оснащены трехсекционной стрелой длиной 8,75...20,75 м с высотой подъема 20,4 м и различаются комплектацией двухосного шасси МАЗ-5337. Кран КС-45729А-4-02 г/п 16,2 т отличается от КС-3579-4 большей полной массой и большей грузоподъемностью. Для 20-тонных кранов КС-45729, исполняемых в двух модификациях, использованы те же шасси, что и для 15-тонников. Стрела крана трехсекционная длиной 8,5...20,5 м с высотой подъема 21,5 м. Краны КС-55727 г/п 25 т в трех модификациях устанавливают на трехосные шасси и комплектуют четырехсекционной стрелой длиной 10,08…28,08 м с высотой подъема крюка 27,1 м.

Украина тоже поставляет автокраны. «Донецкий экскаватор» выпускает три модификации 32-тонного крана на шасси КамАЗ и «Урал». Особенность этих кранов – под кабиной находится пятая опора для повышения устойчивости при работе крана в круговой зоне. Опора позволяет проводить работы перед кабиной автомобиля с грузом массой до 8,4 т. Г/п на высоте 30,3 м составляет 4,5 т. В конструкции использована сталь S700, что сделало стрелу легче и прочнее.

Дрогобычский завод автомобильных кранов (марка «Силач») серийно выпускает краны КТА-18, КТА-25, КТА-28 и КТА-32 г/п соответственно 18, 25, 28 и 32 т на шасси КамАЗ, МАЗ и КрАЗ. На выставке «СТТ’2008» показали продолжение линейки – 40-тонник КТА-40 с пятисекционной стрелой. В конструкции стрелы, опорной рамы и опор использована сталь S700. Сегодня завод работает над освоением импортных шасси: освоен Ford, в перспективе Howo, Tatra, IVECO.

Одесский завод «Краян» предлагает краны г/п 30, 50 и 80 т. КС-557Кр г/п 30 т на шасси КрАЗ-65101 оснащен четырехсекционной стрелой длиной 9...27 м с высотой подъема крюка 27 м. Кран КШТ-50.01 г/п 50 т установлен на специальное четырехосное шасси МЗКТ-6923, кран КШТ-80.01 г/п 80 т – на специальное пятиосное шасси.

Как видим, рынок насыщен предложениями автокранов. В диапазоне г/п от 14 до 50 т, особенно до 40 т, у кранов на автомобильных шасси распространенных марок наиболее острая конкуренция. Отечественные краностроители чувствуют себя уверенно, и есть все предпосылки к дальнейшему сокращению импорта. Набирают популярность краны г/п 25 т и выше на спецшасси. Наметившаяся тенденция адаптации крановых установок к импортным шасси, сейчас замершая по причине кризиса, обещает получить развитие, как только дела в экономике пойдут на поправку. Кризис также может стимулировать дальнейшее укрупнение отрасли и за счет выхода из отрасли предприятий с небольшими объемами производства автокранов, и путем их объединения.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран
Леонид Малютин Основные Средства 03'2009 16 июня 2010

Комментарии (0)