1
Зимняя эксплуатация автокрана
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 6
Hardox. Разберемся спокойно
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования

На трех китах

Сибирский рынок башенных кранов

С. Щербаков











Активизация строительной отрасли повлекла за собой развитие эксплуатируемого кранового парка. Как заявляют участники рынка, сегодня идет очень интенсивное обновление подъемного оборудования. К сожалению, российские производители в результате этого процесса могут упустить роль первой скрипки. Дело в том, что в настоящий момент повышенный интерес вызывают краны с увеличенной высотой подъема, и это вызвано, в частности, необходимостью более экономно использовать земельные участки под застройку, особенно в исторической части городов, вследствие чего увеличивается этажность зданий.

Существенно возрастает значение параметров кранов, определяющих производительность и эффективность их использования, таких как скорость рабочих операций, сроки монтажа, демонтажа, эксплуатационные расходы и проч. Отечественные краностроительные фирмы, не модернизировавшие свой модельный ряд в течение как минимум 15 лет, начинают уступать по этим показателям не только европейским производителям, но и основному конкуренту – китайским машиностроителям. Сейчас оставшиеся на плаву российские производители спешно начали модернизировать линейку, но многие продавцы башенных кранов сомневаются в том, что россиянам удастся догнать конкурентов. Впрочем, и у китайских компаний на российском рынке не самая устойчивая позиция. В целом рынок башенных кранов сегодня «нагрет» очень сильно. Именно поэтому, готовя свой материал, мы решили отказаться от самостоятельного изложения фактов, чтобы избежать обвинений в их интерпретации. Мы предоставляем слово участникам рынка и для этого пригласили представителей разных сторон: российских производителей, продавцов отечественного и импортного оборудования из городов Сибири, руководителей обслуживающих и арендных компаний. Каждый из них представил свой взгляд на сибирский рынок башенных кранов.
Сегодня на рынке представлено три группы производителей: российские, китайские и европейские.

Башенные краны российского производства.
До сих пор на рынке высока доля устаревшего отечественного подъемного оборудования, которое эксплуатируется уже по 25…30 лет. Это были хорошие краны для своего времени, но сейчас они устарели. Из крупных отечественных крановых заводов еще советского периода сегодня лидирующие позиции сохраняют Нязепетровский краностроительный завод промышленной группы «КРАНОВ» и Ржевский краностроительный. Интересные разработки есть в ОАО «Строммашина» (г. Кохма, Ивановская обл.) и у компании «Машстройиндустрия», но объемы их производства небольшие. Качество техники из этой группы не всегда соответствует их стоимости, однако краны легки и удобны в эксплуатации. Рынок запасных частей развит очень хорошо. Традиции эксплуатации таких кранов довольно сильные. Сегодня краны российского производства занимают, по разным оценкам, свыше половины рынка. Наиболее популярные – это хорошо знакомые строителям модели КБ-403, КБ-405, КБ-408. Именно эти модели и используются при строительстве большинства 9-этажек. Для более высоких объектов также используется «674-й» кран Ржевского завода с более длинной стрелой и более высокой грузоподъемности.
Сейчас на рынке начинают появляться современные краны российского производства с удлиненными стрелами, в противном случае им не выдержать конкуренции с китайскими моделями, вылет стрелы которых около 70 м. В прошедшем году Нязепетровский машиностроительный завод увеличил объем производства крана КБ-408.21, высотные характеристики которого намного превышают характеристики мод. 403. Максимальная высота этого свободно стоящего крана на рельсовом ходу составляет под крюком 72,7 м, а вылет стрелы – 40 м. Эту модификацию можно использовать для строительства 24-этажных строений. Уже к лету завод планирует выпустит еще одну модификацию крана со стрелой 50 м. В этом году появится и принципиально новая модель повышенной высотности – совместная разработка Нязепетровского машзавода и зарубежного партнера. Следует отметить, что Нязепетровский завод сегодня производит около 50% всех башенных кранов в России, причем в последнее время объемы производства растут на 50% в год.
Из новой техники заслуживает внимания новая модель Одинцовского завода КБ-515. Кран имеет свободное стояние до 70 м, при этом он еще и стоит на колесной раме и укомплектован башней, которая может передвигаться по секциям высоты. Так что ругать отечественного производителя и заявлять, что он не способен производить конкурентоспособную продукцию, не надо. Российские производители выпускают очень достойные подъемные механизмы, хотя стоимость их соответствующая. Так, КБ-512 стоит около 15 млн. руб. Второй недостаток российских производителей – небольшие объемы производства, и только по этой причине сегодня в страну начали активно завозить краны зарубежного производства.

Башенные краны китайского производства.
Китайские краны – аналоги французских, немецких и итальянских. Качество их в целом удовлетворительное, но мелкие недостатки все же есть. В частности, еще год назад у кранов из КНР наблюдались серьезные проблемы по температурному режиму работы, и региональные подразделения Ростехнадзора не хотели выдавать разрешения на эксплуатацию этого оборудования. Сейчас в ряде регионов проблемы урегулированы, и китайские краны стали там популярны. Когда речь заходит о китайских башенных кранах, следует понимать, что это не совсем китайская продукция. Если посмотреть на любую из моделей китайского производства, то без труда найдется явное сходство либо с кранами Liebherr, либо с Potain. Например, линейка QTZ Харбинского завода – это полный аналог серии K от Liebherr.
В чем преимущества китайских башенных кранов? Как правило, это большая высота подъема и вылет стрелы. Именно поэтому краны китайского производства занимают сегодня 35% рынка. Из китайской техники на сибирском рынке лучше всего представлено оборудование серии QTZ Вэйхайской компании строительных машин (ООО «Вань-фэн») и краны Харбинского краностроительного завода. За прошлый год китайские краны значительно увеличили свою долю на рынке. Потребители в полной мере почувствовали преимущества этой продукции. Особенности кранов «Вань-фэн» в сравнении с прочей продукцией китайского производства в том, что краны этого производителя выпускают не только в стационарном исполнении, но и на рельсовом ходу, и в них используются болтовые соединения, которые считаются более прочными, чем клиновые, применяемые другими производителями КНР.
Краны QTZ Харбинского завода адаптированы для работы в климатических условиях урало-сибирских регионов, не говоря уже о европейских областях. Используемая марка стали Q345B – это аналог российской стали 09Г2С. Сибирские дилеры Харбинского завода провели анализ стали и выяснили, что она отвечает российским требованиям. Все узлы башенных кранов и грузопассажирских подъемников этого производителя можно эксплуатировать при рабочих температурах от –40 до +40 ºС. Краны QTZ имеют более низкое энергопотребление по сравнению с отечественными кранами. Разборная секция башни (на четыре части до плоского состояния) дает большое преимущество при транспортировке на объект. Краны QTZ можно эксплуатировать с разным числом секций в башне и стреле, а в приставном варианте они наращиваются в высоту до 180 м. У них большая глубина опускания: QTZ-80 – 23 м, QTZ-160 – 27 м. Это дает возможность использовать краны на постройке подземных гаражей и других подобных объектов. Конструктивно краны могут быть выполнены на рельсовом ходу, анкерного крепления и с закладной секцией башни. Также есть возможность закрепления в шахте лифта и монтажа в стесненных условиях. Краны серии QTZ имеют высокую скорость подъема, плавную регулировку скорости при использовании частотного преобразователя. В поворотном механизме используется гидравлическая муфта, которая позволяет делать пуск и торможение плавным и надежным. У оператора есть возможность легко и быстро изменить кратность запасовки, что позволяет мобильно подбирать нужный режим грузоподъемности. Башенные краны серии QTZ осуществляют наращивание секций с помощью собственной системы самоподъема, это позволяет им «расти» вместе со строящимся объектом, оснащаются отечественными приборами безопасности ОНК-160. Рабочий вылет стрелы достигает 70 м. Это позволяет при стационарной конструкции крана обслуживать строительство всего здания и сэкономить на прокладке подъездных путей. Краны QTZ прошли аттестацию международной системы качества ISO 9001 и экспортируются в Россию, Украину, Белоруссию.
Некоторые компании везут из Китая краны, не адаптированные для российских условий, с низким содержанием марганца в стали. Известны случаи продажи кранов, органы управления которых работают от напряжения 220 и 380 В, что опасно для оператора. Российские производители и продавцы отечественного подъемного оборудования заявляют, что у китайских кранов пока одно неоспоримое преимущество – цена, тогда как качество вызывает определенные вопросы у эксплуатирующих организаций.

Башенные краны европейского производства.
Краны европейского производства более значимо представлены на столичном рынке. Слабая представленность в регионах объясняется исключительно их высокой стоимостью. Кроме того, краны европейского производства рассчитаны на режим эксплуатации в диапазоне от –25…+40 °С, что сильно ограничивает продвижение подъемной техники из Европы на территориях Урала и Сибири. И все же безупречное качество исполнение играет свою роль. Краны Potain, Liebherr, Raimondi начинают осваивать российские регионы. Европейский кран работает в течение нескольких лет без каких-либо ремонтных работ, надо лишь своевременно менять канат после определенной наработки.
Наиболее востребованы на российском рынке так называемые «городские» краны. У Potain к ним относятся краны серий MD, MDT, самомонтируемые краны серий IGO, HD и GTMR.
Достойную альтернативу европейским башенным кранам по качеству и по цене составляют башенные краны корейского производства. В частности активно продвигается на нашем рынке марка EVERDIGM Corp. (HANWOO). Плюсы данного предложения очевидны. При европейском качестве производства южнокорейские краны ощутимо дешевле. Корейское краностроение довольно молодое, но уже сегодня краны из этой страны поставляют не только в Россию, но и во многие хорошо развитые государства. Краны южнокорейского производства отличаются хорошей эргономикой рабочего пространства, бесшумны в работе. Модельный ряд кранов EVERDIGM довольно разнообразен. Корпорация производит башенные краны, как с горизонтальной, так и с подъемной стрелой, с вылетом от 45 до 75 м. Максимальная грузоподъемность крана EVERDIGM – 16 т. В отличие от европейских кранов корейское оборудование может работать в температурном диапазоне –40…+40 °С. Прежде чем предложить данные краны российскому потребителю, завод в течение года тщательно доводил оборудование до требований российского технадзора.
К сожалению, фактор стоимости подъемных механизмов до сих пор остается главным при выборе крана. Именно поэтому в российских регионах по-прежнему очень востребованы краны, бывшие в употреблении, которые падают или ломаются уже при установке. В итоге покупатель теряет деньги и время. В Москве давно этот рынок упорядочили. Подержанное оборудование в этом регионе вообще не пользуется спросом.

РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО Башенный кран
С. Щербаков Основные Средства 06'2008 2 апреля 2009

Комментарии (1)

Станислав, 7770333@gmail.com
Кстати, именно кран фирмы «Вань-фэн» упал в 2010 году, если я не ошибаюсь в Красноярске. Так что я бы 10 раз подумал, прежде чем покупать их кран. И есть достоверная информация о том, что у них и в Китае краны тоже падают. Болтовые соединения, не только у Вань-фэня, и они не первые у кого такие соединения секций. Рельсовый ход делают все производители в Китае. ISO 9001, есть у каждого производителя и это сертификация менеджмента, а не качества производства или крана.
12 мая 2012 – 22:38 Ответить