Еще раз о выборе башенных кранов (ч. 2)

Б. Власкин

Продолжаем разговор о критериях выбора башенных кранов, начатый в предыдущем номере журнала (см. «ОС» № 3, 2008 г. «Как выбрать башенный кран»).

Несомненно, на решение покупателя при выборе крана важное влияние оказывает соотношение цена/ качество. Однако это соотношение чаще всего отражает только «вершину айсберга» при анализе башенных кранов: если с ценой все понятно, то качество в данном случае не является аналогом эффективности. Более корректно рассматривать соотношение цена/ эффективность. Используя это понятие, мы можем экономно спланировать расходование средств не только на этапе покупки крана, но и в процессе строительства, когда расходы значительно выше.

Из чего же складывается эффективность башенного крана?

Качество – очень важная характеристика, это основа эффективности. Теоретически высокого качества может достичь любой производитель, но это влечет за собой и увеличение себестоимости. Как правило, низкая цена говорит о низком качестве оборудования и о слабом присутствии либо полном отсутствии приведенных ниже не менее важных составляющих. Цена крана зависит от качества стали, сварных швов, уровня применяемых технологий и «раскрученности» бренда.

Конструктивные решения – этот компонент определяет важнейшие характеристики крана и его возможности. От того, насколько конструкция крана проработана, зависят качество, удобство, безопасность использования. Все это в сумме определяет скорость строительства и его экономику. Уровень применяемых технологий – это использование в конструкции последних достижений науки, т. е. не просто высокое качество, но и экономичность в эксплуатации и обслуживании (высокий к.п.д., простое обслуживание и т. п.).

Стоимость транспортировки и складирования – компонент, весьма важный для экономии средств.
Стоимость эксплуатации и обслуживания складывается из энергопотребления, числа наименований и объема расходных комплектующих, периодичности обслуживания, количества мест обслуживания, затрат времени на обслуживание.

Все западноевропейские башенные краны производятся по строгим европейским нормам. Различаются они лишь конструкцией и незначительно возможностями и ценой. Самые известные и качественные башенные краны – это краны европейских производителей – Liebherr, Potain, Terex, ALFA, Komansa, Wolf, Raimondi, Jaso, San-Marco и др. Им свойственно высокое соотношение цена/ эффективность. Соотношение цена/ эффективность для отечественных кранов в большинстве случаев довольно низкое за счет невысокого качества, технологий, высоких эксплуатационных затрат и времени на обслуживание.

Цена китайских кранов, импортируемых в Россию, ниже, чем отечественных, даже с учетом доставки и таможенных пошлин. Комментарии излишни, учитывая вышеизложенное. Еще один огромный минус китайской продукции – это полное отсутствие сервисно-дилерской политики. Все продажи идут через крупных внутренних китайских посредников, которые заинтересованы только в прибыли. Главная задача – продать больше. Главный критерий – дешевле, а остальное не важно. Претензии по качеству предъявить невозможно и некому, поэтому китайские краны пока пользуются недоверием у российских строителей.

На выбор, несомненно, влияет также, новый кран или подержанный. Безопасность и специфика использования башенных кранов диктуют необходимость использования новых либо близких к новым (2...5 лет) башенных кранов, которые получают техническую поддержку производителя.

При покупке подержанного крана необходимо обращать внимание (помимо качества металла) на наличие сервиса и запчастей. Большинство производителей постоянно вносят изменения в конструкцию, поэтому чем старше кран, тем сложней найти запчасти, т. е. более низкая цена на кран б/у может обернуться большими простоями и небезопасной эксплуатацией, что в итоге обойдется гораздо дороже, чем покупка нового крана.

Второе обстоятельство не в пользу подержанного крана – это отсутствие информации об интенсивности предыдущей эксплуатации, ведь износ конструкции башенного крана зависит не от срока его службы, а от количества выполненных рабочих циклов и массы груза. Приборы учета пока несовершенны и не дают всей необходимой информации.

Важным обстоятельством являются финансовые условия приобретения. Некоторые зарубежные компании делают отсрочку основного платежа до момента поставки, требуя лишь небольшую предоплату на момент заказа. Постоянным заказчикам они предлагают рассрочку оплаты после поставки кранов на срок до полугода и больше.

В настоящее время покупка башенных кранов в лизинг является наиболее выгодной формой по сравнению с арендой или кредитом, поскольку помесячные лизинговые платежи значительно ниже арендных, а техника после лизинга поступает в собственность лизингополучателя. Условия предоставления лизинга могут быть, например, такими: первый платеж – 15...30% от общей стоимости предмета лизинга, а оставшаяся сумма разбивается так, как удобно клиенту: на ежемесячные выплаты в течение двух лет и более. Проценты по лизингу зависят от срока лизинга, размера первого платежа и составляют сегодня 8...10% годовых при неуклонном снижении.

Кредит в настоящее время выгоден только на короткое время, для срока более полугода –лизинг несравнимо выгодней.

Влияет на выбор и марка (бренд) крана. Сегодня наиболее популярными в регионах по причине их дешевизны остаются отечественные краны, большинство которых произведено еще во времена СССР. Практически все они устарели как морально, так и технически и требуют замены. Отечественные мощности по производству башенных кранов сильно перегружены и не способны справиться с задачей обновления оборудования всей строительной отрасли не только количественно, но и качественно, поскольку производят по большей части модели кранов, разработанные в середине прошлого века, эффективность которых слишком низкая, чтобы они могли стать достойной заменой.

В связи с изложенным выше все больше строительных фирм обращают внимание на качественный и эффективный европейский продукт, который при начальных, немногим больших вложениях дает впоследствии несравнимо больший эффект.

Все больше серьезных строительных фирм покупают краны в собственность, поскольку арендными кранами пользуются редко. Это обусловлено высокими расходами по аренде, которые дошли уже до 700 000 руб. в месяц для 8...10-тонного башенного крана. Арендой пользуются чаще фирмы, у которых трудности с планированием следующего объекта, поскольку кран нужен только на один объект, а будущее – туманно. Учитывая среднюю стоимость такого крана 12...14 млн. руб. и стоимость аренды, не трудно подсчитать окупаемость: 1,5...2 года, т. е. это один-два строительных объекта. Что касается обслуживания, то для большинства европейских башенных кранов оно несравнимо проще и реже, чем для отечественных. Оно заключается только в визуальном контроле, своевременной смазке и замене изнашиваемых компонентов. Вдобавок к этому большинство известных европейских производителей содержат сервисные группы и склад запчастей в России на случай абсолютного отсутствия у заказчика технического персонала. Поэтому все больше строительных фирм считают экономически более обоснованным иметь башенный кран в собственности.

Техническая документация на кран всегда предоставляется на русском языке: это сертификат качества, паспорт, инструкция, разрешение на эксплуатацию от надзорных органов. Наличие прочей технической документации на русском языке в настоящее время скорее правило, а не исключение. Уважающие себя производители всегда предоставляют все необходимые документы и описания для правильной эксплуатации и быстрой регистрации крана.

Редакция благодарит компании ООО «Спецмаш» (Москва) и «Италтехимпорт» (СПб) за помощь в подготовке статьи

МЫ ВЫБИРАЕМ... СТРОИТЕЛЬСТВО Башенный кран
Б. Власкин Основные Средства 04'2008 21 ноября 2008

Комментарии (0)