Автокраны среднего класса в России (ч. 3)

Юрий Петров

(Продолжение. Начало см. «ОC» № 11, 2005 г. и № 2, 2006 г.)

Об этом парадоксе вспоминают редко: чем выше производительность оборудования, применяемого в строительстве, тем выше будут простои или процент непродуктивного использования. В случае с подъемно-транспортным оборудованием, используемым на рассредоточенных объектах, это означает, что такая техника будет затрачивать меньше времени на технологические операции, но подготовка к работе, время доставки оборудования на объект останутся неизменными.

Автокраны среднего класса (т. е. III, IV и V размерных групп) во всем мире все чаще называют кранами промежуточного класса. С одной стороны, это связано с ренессансом гусеничных кранов, ростом доли кранов большой грузоподъемности, в том числе класса city и типа Rough Terrain (RT) – кранов на полноприводном шасси грузоподъемностью от 30 до 60 т со всеми управляемыми колесами. С другой стороны, автокраны среднего класса вытесняют гидроманипуляторы грузоподъемностью до 20 т, которые можно применять в малоэтажном строительстве. В России пока этого нет.

Такой консерватизм оправдан экономически – большое число рассредоточенных объектов, шасси отечественных грузовиков для крановых установок дешевле и проще, чем узкоспециализированная монтажная база, автохозяйствам удобнее содержать парк спецтехники, унифицированный с основным автотранспортом. К этому можно добавить желание эксплуатантов сделать технику ликвидной на весь срок эксплуатации, что характерно для стран с высокими строительными рисками и экономической нестабильностью. Большой кран нужен единицам на больших объемах работ, средний нужен всем, но на мелких работах, а в результате средняя стоимость эксплуатации и тех, и других машин примерно одинакова (если отбросить такие положительные факторы, как строительный бум, нехватка кранов соответствующей грузоподъемности и др.). Вдобавок кратковременное нецелевое использование автокранов средней грузоподъемности не столь критично, как кранов, смонтированных на специальных тяжелых шасси большого габарита. Для передвижения по дорогам общего пользования не нужно оформлять пропуск.

Для кранов III и IV групп до сих пор характерны откидные аутригеры, стрела коробчатого сечения и колесная формула 4х2

В этих условиях производители автокранов прекрасно находят общий язык с потребителями. Жесткие противоречивые требования вынуждают делать машину легкой (дорожные требования по осевой нагрузке), прочной (вылет стрелы), производительной (высокая грузоподъемность), экономичной, дешевой и долговечной. Выбор ограничен лишь техническими характеристиками и удельными показателями базового шасси – на данный момент машиностроители предлагают на рынке России свыше 100 автокранов на шасси 23 моделей грузовых автомобилей, поэтому машины зарубежного производства этих классов в России непопулярны.

Подъемные краны – наиболее распространенные на строительной площадке механизмы, а в подъемно-транспортной работе важны низкий центр тяжести или широкий опорный контур. Отчасти по этой причине примерно половина потребителей выбирает автокраны на шасси крупнотоннажных грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4. На втором месте по популярности – шасси полноприводных внедорожных грузовиков 6х6: около четверти всех продаж. Еще столько же потребителей отдают предпочтение автокранам на шасси заднеприводных МАЗ-533702 4х2, которые были невероятно популярны 15 лет назад.

В этом году специально для сегмента «двухосников» ОАО «Автокран» выпустило бюджетную версию КС-35714К-3. Новый «Ивановец», по заявлению производителя, обладает полным объемом функциональных возможностей 16-тонника, его грузовысотные характеристики идентичны показателям прочих автокранов на шасси МАЗ-533702, но при этом благодаря «бюджетности» базового шасси КамАЗ-53605 он будет дешевле прочих аналогов. В начале февраля 2006 г. новая модель прошла ходовые испытания на полигоне в Дмитрове.

«Сокол СТ.2-2-40» оснащен прочной стрелой овального профиля

Государственные приемочные испытания крана запланированы на 10 марта. По их завершении КС-35714К-3 пойдет в серийное производство. Впрочем, открытием сезона это заявление не стало, поскольку автокраны на шасси КамАЗ-43253 уже выпускают «Угличмаш», Ульяновский механический и Клинцовский заводы. КС-35714К-3 может стать настоящим событием лишь в том случае, если о нем узнают потенциальные покупатели.

Крайне мало потребителей готовы купить автокраны на четырехосных шасси КамАЗ-6540 и краны на специальных шасси с колесной формулой 4х4 (класс city и краны Rough Terrain). Выбор конкретного автокрана целиком зависит от требований к модели автомобильного шасси. Отталкиваться в выборе, конечно, придется от грузоподъемности, но приоритетными станут все же условия эксплуатации автокрана. Так, например, двухосные шасси выгодней использовать в коммунальном хозяйстве и на строительстве небольших объектов, в том числе ремонтных работах в городах. Малые размеры и низкий расход топлива делают незаменимыми двухосные МАЗ-5337 и КамАЗ-43253/ -53605 на малых объемах работ с грузами массой от 4 до 25 т.

Плавающее шасси снегоболотохода «Витязь» расширяет сферу использования крана КС-5771, но такой вариант слишком специфичен для строительства

Более тяжелые машины 6х4 лишний раз представлять нет надобности – отечественный рынок перенасыщен ими, причем они настолько дешевле зарубежных образцов, что на их слабые потребительские свойства даже не обращают внимание. При благоприятной конъюнктуре и наличии современного шасси отечественные производители в принципе сами могут экспортировать краны за рубеж – в Азию, Африку, Латинскую Америку.

Зарубежные фирмы – производители кранов сейчас в среднем классе предлагают машины класса city или близкие к ним внедорожники Rough Terrain, которые в России начали производить недавно. Полноприводные спецшасси пока стоят особняком. Главное их достоинство – использование одной кабины при работе в крановом режиме и при передвижении – в российских условиях воспринимается как недостаток, поскольку кабина служит еще и комнатой для отдыха. Реальная выгода от использования, например, автокрана «Юргинец КС-5871» (его ранняя версия – 20-тонный КС-4372Б) с поворотной платформой заключается в возможности обрабатывать грузы массой до 7 т на колесах (6 т в движении), что бывает необходимо на монтажных и ремонтных работах на ограниченных территориях, в промышленных цехах, складах, ангарах и т. п. Другая модель в этом сегменте «Сокол СТ.2-2-40» представляет собой высокоманевренную машину со стрелой увеличенной жесткости, изготовленной из двух из гнутых частей с овальным профилем. Такая конструкция прочней и прогрессивней, чем традиционных стрел коробчатого сечения. Здесь выбор технологии в полной мере решил проблему выбора между массой и прочностью – стрела с овальным профилем легче и прочней. Стрелами аналогичной конструкции намерено оснастить свои автокраны КС-59712, КС-59713 ОАО «Автокран» (пока эти модели только готовят к производству). Цена «Сокола» – 360 тыс. евро, что в три раза выше цены «Юргинца», но в полтора раза дешевле импортного аналога.

Выдвижные телескопические аутригеры в отличие от раскладных позволяют варьировать опорный контур

Пожалуй, все сказанное справедливо и для тяжелых машин КамАЗ-6540 8х4, и для автокранов на шасси «Волат» МЗКТ-8006 с посаженной вперед кабиной и низким центром тяжести. Подобные машины лет 20 назад закупали ведомства в Японии и Германии и, как показывает практика, они очень хороши на стройках, не оборудованных подъездными путями, в межсезонье. В классе средних машин для плохих дорожных условий по заказу компаний нефтегазового и лесопромышленного сектора многие производители предлагают автокраны на шасси полноприводных КамАЗов, «Урал-4320» и «Урал-5557».

Клинцовский завод в прошлом году начал выпуск автокрана КС-55713-7К на шасси капотного КамАЗ-4355. Именно капотные машины в силу специфики условий эксплуатации востребованы на Крайнем Севере, в лесном хозяйстве, войсковых частях, где предъявляются высокие требования к обеспечению жизнедеятельности водителей, безопасных и комфортных условий вождения и проведения ремонтных работ. Большой размер опорного контура обеспечивает крану устойчивость при работе с грузами на средних и дальних вылетах.

(Окончание следует)

 

 

 

 

компании по теме статьи
компании по теме статьи