Межэтажная крановая тележка «Паук» подает 2 тонны даже в форточку

Е. Савельева

При строительстве и реконструкции небольших зданий всегда есть необходимость подавать грузы на второй-третий этаж. Во время работ такая операция не единична – только за один день могут поднимать десятки, а то и сотни тонн. Хорошо, если есть подходящая площадка и свободное пространство для применения автокрана. А если нет? Именно в таких ситуациях строительство превращается в тяжелый ручной труд. Конструкторское бюро ПП «Чайка-Сервис» разработало оборудование, предназначенное для выполнения работ в тесных помещениях с затрудненным доступом к грузу или участку работ.

Незадолго до проведения выставки AutoTrans-2005 нижегородское производственное предприятие «Чайка-Сервис» анонсировало выпуск крановой тележки, работающей автономно. Новость со скудной информацией и компьютерным эскизом не давала полного представления о разработке, но вот на выставке в «Крокус Экспо» вниманию посетителей предстал сам оригинал.

Официальное название нового механизма – «кран-манипулятор пневмоколесный», а за визуальное сходство с известным насекомым на заводе его прозвали «Паук». Кран-манипулятор представляет собой сварную рамную конструкцию из высококачественной легированной стали, установленную на ходовую часть с выдвижными опорами. Раскинутые на 4,5 м «лапы»-аутригеры действительно несколько оживляют механическое устройство и делают его схожим с чудным насекомым.

Работу крана обеспечивает гидростанция, питающаяся от промышленной электросети напряжением 380 В, поэтому запустить подъемное устройство несложно: раскинул опоры, воткнул вилку в трехфазную розетку и нажатием клавиши включил электродвигатель. Сложнее с рычагами управления – здесь нужен некоторый навык.

При проектировании конструкция рассчитывалась с добротными коэффициентами запаса, чтобы «Паук» мог полноценно работать с расчетными грузами на заданных вылетах. Особенно на это обращалось внимание при расчете выдвижных опор.

При относительно небольших размерах (3730х2180х2775 мм) первый «паучок» мог поднять более 3 т и забросить груз более 600 кг на высоту до 9 м. Второй кран сделали более мощным, хотя и не таким «долгоруким» – он мог подать груз только на 6 м, но зато чуть более 2 т. Впрочем, длинные вылеты новому «Пауку» были ни к чему, поскольку при проектировании конструкторы предполагали использовать главную отличительную черту кранов-манипуляторов: возможность установки навесного оборудования. Вот почему на стрелу «Паука-2» была установлена гидравлическая лебедка с тягой 2,1 т. Такая компоновка – сочетание лебедки с манипулятором – позволяет выполнять более сложные операции, например, выдвинуть стрелу в форточку третьего этажа, поднять груз на лебедке и втянуть его в комнату.

И первую, и вторую модель предприятие создавало для перемещения и подъема грузов в первую очередь внутри помещений. На предприятии обратили внимание на то, что у потребителей не всегда есть возможность использовать тельфер, кран-балку или автокран (последний – из-за габаритных ограничений). Размеры и вес тележки позволяют применять ее в самых разных ситуациях, в узких пространствах и на разных этажах здания. К тому же «Пауки» работают на электричестве и не загрязняют воздух, что важно для работ в закрытых помещениях, однако для обеспечения автономности манипулятора предусмотрен вариант установки генератора, работающего на жидком топливе.

Ходовая часть собрана из комплектующих автомобиля «Волга»: стандартных ступицы, рулевой тяги, шкворня и т. д. На передней поворотной оси смонтировано поворотное дышло, к которому крепится ручка перемещения тележки. Внутри помещения тележку легко могут перемещать три человека: один «рулевой» и два грузчика. Перевозка на дальние расстояния происходит путем жесткой сцепки поворотного дышла и фаркопа автомобиля. Выдвижные опоры при транспортировке прижимаются и стопорятся штифтами.

Конечно, при наличии огромного выбора более простой и привычной техники говорить о замене крановой тележкой кранами других типов будет неправильно. Тем не менее на нижегородском производственном предприятии «Чайка-Сервис» рассчитывают, что универсальность и мобильность «Паука» позволят ему найти свою рыночную нишу.