Гусеничные погрузчики Liebherr. Больше, чем просто альтернатива

Ю. Петров

Погрузчики на гусеничном ходу в России практически мало известны, хотя во всем мире ежегодно продается примерно 2000 таких машин. Основные рынки сбыта погрузчиков тракового типа – США, центральная и южная Европа. Их широко применяют в строительстве, а в России их использование ограничено лесной, нефтегазовой и горной отраслями промышленности.

Гусеничные погрузчики в период до середины 1970-х годов являлись одними из определяющих машин на строительных площадках и применялись для решения самых разнообразных задач. В первую очередь это было связано с тем, что потребителей больше интересовала универсальность применения техники в различных условиях: бульдозерные, планировочные, погрузочные работы, экскавация, корчевание, отсыпка грунта. Гусеничные погрузчики отвечают этим требованиям, поскольку у них высокая проходимость, они отличаются большой маневренностью, развивают большое напорное усилие и их можно использовать в качестве тягача для виброкатков, уплотнителей, а на стреле установить грейдмастер, дробилку и прочее оборудование, грузовые вилы, челюстной захват для сортимента и т. д.

Раньше большинство погрузчиков тракового типа изготавливали на шасси гусеничных тракторов промышленного назначения, с передней компоновкой двигателя и кабиной оператора, расположенной сзади. В числе первых, кто решил пересмотреть традиционный подход к конструированию погрузчиков, была компания Liebherr.

Liebherr LR 632 на полигоне по захоронению ТБО

Конструкторы Liebherr одними из первых обратили внимание на то, что идеология проектирования промышленного трактора или бульдозера совершенно не подходит для промышленных погрузчиков на гусеничном ходу. Во-первых, прежде всего для оператора важен обзор передней части и в последнюю очередь – задней части, ведь погрузчик редко работает с рыхлительным оборудованием. Во-вторых, использование мощности необходимо для привода рабочих органов, а не ходовой части. Погрузка в ковш хотя и осуществляется под напорным воздействием ходовой части, но основная мощность нужна для создания максимального усилия отрыва кромки ковша, одновременного подъема и разгрузки ковша. Это ускоряет загрузку и сокращает продолжительность рабочего цикла. В-третьих, наибольшая отдача в погрузчиках достигается за счет применения Z-образной системы рычагов (вместо параллелограммной), что позволяет добиться высокого усилия отрыва материала ковшом, сократить число точек смазки и обеспечить быстрое опрокидывание ковша при разгрузке. Эти основные тезисы и легли в концепцию всех современных гусеничных погрузчиков Liebherr.

Выводы конструкторов позволили спроектировать погрузчики тракового типа с расположением двигателя на корме машины. Такое решение позволило увеличить обзор с места оператора и снизить рабочую массу машины (двигатель используется как противовес). Хорошее отношение массы к мощности при сохранении характеристик грузоподъемности позволило применить менее мощные, экономичные двигатели.

Кабина Liebherr LR 632 B

Из других достоинств этой компоновки отметим радиатор, вынесенный в наименее запыленную зону, и погрузочное оборудование с Z-образной кинематикой, что при переднемоторной компоновке применить трудно. Однако и это еще не всё.

Для улучшения характеристик на погрузчиках применяют гидростатическую трансмиссию. Для гусеничного погрузчика характерно частое маневрирование и изменение направления движения, а значит, коробка передач (КП), фрикционные муфты поворота, тормоза и гусеничный ход подвергаются высоким нагрузкам. Основное преимущество гидрообъемной передачи позволило снизить эксплуатационные расходы, повысить энерговооруженность и сократить простои по причине поломок техники, поскольку такие изнашиваемые части, как фрикционные муфты и тормоза, отсутствуют, а изменение направления и затормаживание одного «борта» осуществляется изменением потока гидравлической жидкости в приводе одной из гусениц. Кроме этого для выполнения некоторых видов работ (например, на полигонах для захоронения ТБО, экскавация и разработка липких грунтов и грунтов с пониженной несущей способностью) требуется плавное наращивание мощности, чего не могут обеспечить механические КП.

LR 632 на утилизации строительного мусора

Новые технические решения позволили создать поколение гусеничных погрузчиков с прекрасным обзором, простым управлением, уменьшенной рабочей массой, высокими характеристиками тягового усилия, усилия резания и высокой опрокидывающей нагрузкой.

Сейчас в производственной программе Liebherr находятся две базовые модели – LR 622 B и LR 632 B. Их выпускают в различных вариантах оснащения и комплектации: болотоходном, для работы на санитарных свалках, в лесной и горной промышленности, в строительном и промышленном исполнении. Помимо стандартных ковшей вместимостью 1,75...2,1 м3 все погрузчики оснащены универсальными двухчелюстными ковшами, которые состоят из ковша и сегмента отвала, который может открываться и закрываться. Эти ковши, именуемые «четыре-в-одном», могут использоваться как ковш, отвал, скрепер или двухчелюстной грейферный ковш. Основные технические параметры приведены в таблице, хотя стоит сразу сказать, что массогабаритные показатели и размерность траков могут различаться.

Модели Liebherr LR 622 B и LR 632 B по заказу оснащают трехстоечными кирковщиками, обеспечивающими заглубление 352 и 385 мм соответственно. Расстояние между зубьями-рыхлителями – 850 и 900 мм. Кабина погрузчиков в стандартной комплектации соответствует требованиям ROPS/FOPS, хотя как опция предусмотрена поставка открытой кабины с защитой ROPS (для горной и лесной промышленности).

LR 632 LGP с болотоходными траками

Компания Liebherr комплектует погрузчики дизелями собственного производства: LR 622 B – 132-сильными (при 2000 мин-1) 6,7-литровыми рядными «четверками» D 924 T-E; более тяжелые модели LR 632 B и LR 632 BM – шестицилиндровыми 10-литровыми дизелями D 926 TI-E мощностью 180 л.с. при 1800 мин-1. Оба двигателя специально спроектированы для жестких условий работы машин; они отличаются увеличенным моторесурсом, оснащены турбонаддувом и интеркулером. Гидропривод позволяет плавно менять частоту вращения вентилятора радиатора в зависимости от нагрузки двигателя. Двухдиапазонная гидростатическая трансмиссия позволяет бесступенчато наращивать скорость от 0 до 6,5 км/ч на 1-й и от 0 до 11 км/ч на 2-й передаче. Автоматическое регулирование скорости исключает ошибки управления при перегрузке. Управление осуществляется с помощью джойстика, что снижает нагрузку на машиниста и позволяет сконцентрироваться на работе. Контроль всех важнейших функций машины и защита агрегатов от перегрузок осуществляется фирменной системой управления Litronic.

Гусеничные погрузчики Liebherr LR 632 B широко применяют в тоннельном строительстве и на подземных горных работах. Эти модификации оснащены системой дожига отработавших газов и специальной защищенной кабиной. Для работы при низких температурах окружающей среды гусеничные погрузчики Liebherr могут оснащаться «арктическим» пакетом, куда входят комплект термоизоляции, термостатное управление вентилятором, автономный отопитель двигателя, предпусковой подогреватель и холодостойкие резинотехнические изделия. Кроме этого есть модификации для работы на свалках (с ковшом увеличенной вместимости), болотах (широкие гусеницы), строительстве, в лесной и металлургической отраслях промышленности.



Ю. Петров Основные Средства 11'2005 7 марта 2006

Комментарии (0)