Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
 1
Коробки передач компании EATON
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения

«Внедорожники» выходят вперёд. Новые тенденции в мировом краностроении

В. Романов

В последние годы в мире сложилась своеобразная тенденция – все бoльшим спросом пользуются краны на полноприводном шасси грузоподъемностью от 30 до 60 т, со всеми управляемыми колесами. За рубежом их называют краны Rough Terrain (RT), по-нашему – внедорожник. Благодаря компактности и высокой проходимости популярность их растет день ото дня, в связи с чем конструкторы озадачены решением проблем транспортировки таких подъемно-транспортных машин по дорогам общего пользования. Одновременно решаются дополнительные задачи – расширение сферы их применения, удобная и безопасная эксплуатация.

Некоторые аналитики считают, что интерес к большегрузным RT кранам – это уже вторая волна после взлета популярности на телескопические погрузчики и легкие краны. Связано ли это явление с большей универсальностью кранов серии RT (полный привод + большая грузоподъемность) или сказываются некие экономические факторы – до конца не понятно. Тем не менее в 2004 году продажи «внедорожников» выросли примерно на 20%. Из этой цифры более половины продаж приходится на краны грузоподъемностью 50 т и более. Одним словом, основные финансовые подвижки на рынке подъемно-транспортного оборудования смещаются в область тяжелых машин. В связи с этим пять самых именитых производителей RT кранов начали нешуточное соперничество в борьбе за мобильность и подъемную производительность своих машин при оптимальной цене.

Много внимания конструкторы уделяют новым технологиям в области создания телескопических крановых стрел. Все популярней становится овальный профиль, пришедший на смену четырехгранной сварной конструкции. Фирма Tadano почти на всех своих моделях стала применять шестигранные стрелы с закругленными краями. Такая конструкция делает стрелу легче, увеличивается ее грузоподъемность. А вот Grove и Link-Belt используют эту технологию лишь на самых тяжелых своих моделях.

Link-Belt RTC-8065

Разумеется, все соперничающие компании осознают, что стрелы с овальным профилем прогрессивней сварных квадратных. Конструкция из двух сваренных овальных частей получается прочней, чем при сваривании четырех плоских. Здесь технология в полной мере решила проблему выбора между массой и прочностью – стрела с овальным профилем легче и прочней. Все машины Tadano RT оснащают стрелами специальной конструкции – шестиугольными скругленными. Grove комплектует свои машины грузоподъемностью от 60 т (модель RT700E) и выше стрелой megaform.

Link-Belt комплектует машины серии II (Series II) грузоподъемностью 50 т (модель RTC-8050 II) и тяжелей специальными видоизмененными стрелами. Некоторые модели-тяжеловесы, не относящиеся ко второй серии (это RTC-8060 и RTC-8075), оснащают стрелой BOSS с ромбическим профилем. Однако здесь нет закономерности, например, модель RTC-8065 не относится ко второй серии, но тем не менее оснащается видоизмененной стрелой.
В краностроении применяется много новых технологий, например тефлоновое покрытие, которое наносят на трущиеся поверхности.

Link-Belt RTC-80100

Тефлон обеспечивает скольжение и тем самым избавляет от необходимости в смазке.
Все краны Terex RT большой грузоподъемности оснащены сваренными стрелами c продольными гранями. Конструктивно они очень похожи на стрелы BOSS от Link-Belt. Однако Terex, скорее всего, поддастся натиску рынка и начнет приспосабливать свои стрелы с овальным профилем, использовавшиеся ранее лишь на линейке машин Demag.

Новые конструкции стрел способствуют снижению массы машин, тем не менее ни один из самых популярных 60-тонников серии RT не весит меньше 30 т, даже без противовесов. А если противовесы не снимать, самая легкая машина тянет на 35 т, а тяжелые – на все 38...40 т.

Гидравлической системой снятия-подъема противовесов оснащены две самые маленькие машины Link-Belt – RTC-8065 и RTC-8075. Но на обеих этот механизм является опцией. На упомянутых кранах также монтируются сравнительно легко снимаемые аутригеры. Единственный 65-тонник на рынке, сравнимый по массе с этими двумя машинами, – это Terex RT665. С противовесом, наглухо прикрученным к каркасу, он весит примерно, как RTC-8065, – 35 т.

Terex RT6652

Для внедорожных кранов Grove RT875E и RT890E гидравлическая система снятия-подъема противовесов является стандартной. Устанавливают ее и на самом большом кране-внедорожнике рынка – RT9130E.

Почему предпочтительно наличие на
кранах серии RT системы снятия-подъема противовеса? Да потому, что она позволяет менее чем за полчаса превратить кран в транспортное средство, удовлетворяющее всем требованиям по транспортировке таких машин по дорогам общего пользования. Так, на шестиколесном шасси крана Link-Belt RTC-80100 используются шины 23,5R25, так что шириной он чуть более 3 м. Когда нет противовесов, аутригеров, вспомогательной лебедки и блока шкивов, получается 100-тонник в транспортном положении массой без малого 35 т. Без противовесов и аутригеров такая машина может поднять груз массой до 27 т!

В Северной Америке RT-краны продаются с таким успехом, как ни в одной другой стране, разве только в Японии. А выпуском таких машин сегодня занимаются всего четыре компании, и продают они суммарно менее 1000 машин в год, так что получается своеобразная маркетинговая теплица. Регулирование цен в таком небольшом объеме происходит очень осторожно, разве только возникают какие-либо отклонения от нормального сосуществования, и одно из них – неуклонный рост популярности самых дорогих внедорожников Tadano.

Tadano GR300 EX

Одной из причин растущей популярности, возможно, стал автоматический индикатор момента нагрузки, введенный японцами на своих машинах. Этот факт заставляет задуматься, какая электроника нужна покупателям.

Современные электронные индикаторы момента нагрузки (LMI) и системы anti-two-block – это два важных шага к полной безопасности работы на кране. Сенсоры замеряют радиус загрузки, угол стрелы, ее длину, текущую нагрузку на стрелу и показывают это все на дисплее приборной панели. Оператор сразу видит, насколько машина отрегулирована, в каком положении находятся аутригеры, а компьютер LMI вычисляет допустимую массу груза. И все это выводится на экран в режиме реального времени. Компьютер может вообще отстранить оператора от управления краном, заблокировав все управляющие рычаги, прежде чем ситуация станет опасной.

Подобные системы позволяют операторам грамотно подготовить рабочую площадь для крана, задать ее границы, установить ограничения на амплитуду раскачиваний, максимальную высоту или угол наклона стрелы, чтобы избежать непредвиденных ситуаций. Компьютер знает, где кран может работать безопасно, и оповещает оператора, если стрела приближается к границе этой безопасной рабочей зоны. Некоторые системы блокируют управление не после нарушения заданного лимита, а раньше во избежание все тех же опасных ситуаций.

Link-Belt RTC-8050 SII

Tadano разработала собственную LMI, которую назвала automatic moment limiter (AML-L) – автоматический ограничитель движения. AML-L позволяет оператору удлинять аутригеры на разную величину, фактически задавая каждой из четырех опор разные параметры, если этого требуют условия площадки. В подобной ситуации оператор вводит необходимые данные аутригеров в программу LMI, и компьютер вычисляет максимальную массу, которую кран может поднять, опираясь на опоры с указанным удлинением. При этом кран способен поднимать груз с любой стороны.

Более того, у AML-L от Tadano есть сенсоры, определяющие положение аутригеров. Они замеряют их позицию и, имея данные о конфигурации крана, радиусе его работы, длине и угле наклона стрелы, вычисляют максимальную допустимую высоту подъема на каждую из четвертей рабочего пространства вокруг крана, основываясь на данных о расстоянии каждой опоры, максимально удаленной от центра тяжести. Если аутригеры установлены произвольно, то меняется и максимальный груз для каждой из четвертей, в зависимости от их позиции на площадке.

Grove RT875E

Если оператор поднимает большой груз на одной стороне от крана и переносит его на противоположную сторону, где аутригер установлен ближе к центру тяжести, или перемещает стрелу в небезопасную позицию, электроника сразу фиксирует это и подает сигнал. В системе AML-L заложена программа мягкой остановки, также разработанная компанией Tadano.

Когда машина слишком близко приближается к выходу за рамки безопасности, компьютер плавно приостанавливает работу гидравлики и, чтобы предотвратить опрокидывание крана, производит мягкую остановку.

При покупке крана следует учитывать, что операторы различаются по уровню мастерства. Некоторые предпочитают более простые системы ограничений, которые устанавливают одинаковые лимиты со всех сторон от крана, другие хотят обезопасить свой труд максимально. Вот почему при выборе крана стоит обратить внимание не только на грузоподъемность, но и на множество редких и ценных дополнительных функций и нововведений.

В. Романов Основные Средства 08'2005 10 ноября 2005

Комментарии (0)