Особый класс техники

В. Семёнов

Появился «новый» класс подъемно-транспортных машин, используемых при работах в условиях города. Этот «новый» класс – гусеничные мини-погрузчики. Определение «новый» мы намеренно заключили в кавычки, так как эти машины известны в России приблизительно лет 15, но только за последние пару лет резко увеличилось число производителей, выпускающих гусеничные мини-погрузчики. Даже название этого нового класса машин еще не установилось официально. Компании-производители дают им свои названия, порой очень различные. Takeuchi называет их просто – «погрузчики на резиновых гусеницах», Caterpillar – «погрузчики повышенной проходимости», Gehl и Bobcat – «компактные гусеничные погрузчики». Наш журнал называет их «гусеничные мини-погрузчики с бортовым поворотом».

Bobcat T190

Несмотря на разные названия, у этих машин много общих характерных особенностей. У всех моделей, за исключением двух-трех, масса находится в диапазоне 3175...4535 кг. Мощность двигателя таких машин обычно составляет от 50 до 100 л.с.

В чем же главное отличие гусеничных мини-погрузчиков от колесных? Многие отметят: в наличии гусениц – и в целом окажутся правы. Верхняя часть гусеничных мини-погрузчиков практически аналогична конструкции их колесных «собратьев», а вот ходовая тележка, как и следует из названия, отличается принципиально. Благодаря ряду сходных особенностей гусеничные мини-погрузчики конкурируют с колесными машинами. И те, и другие чрезвычайно маневренны, сравнительно просты в работе и легко транспортируются.

Заметно различаются они и по проходимости. Благодаря гусеницам (обычно – резиновым) давление мини-погрузчиков этой категории на грунт значительно меньше, чем колесных, и составляет 0,21...0,28 кгс/см2. Это значит, что они не только способны перемещаться по слабым грунтам, но наносят меньший ущерб растительности и верхнему слою почвы. Кроме того, гусеничный погрузчик гораздо устойчивее, особенно при работе на неровной поверхности.

JCB Robot 190T

Следует заметить, что колесные погрузчики тоже могут быть оборудованы съемными гусеницами (их надевают на колеса), если того требуют условия работы. Однако у настоящей гусеничной ходовой части при определенных условиях есть свои преимущества. По некоторым рабочим параметрам только колесные мини-погрузчики наибольших типоразмеров могут сравниться с гусеничными «родственниками». Так, эксплуатационная масса наибольших колесных мини-погрузчиков составляет 4080...4535 кг, и таких моделей известно всего несколько, а вот среди гусеничных мини-погрузчиков почти третья часть попадает в этот диапазон, и масса нескольких моделей превышает 4535 кг. Да и грузоподъемность гусеничных мини-погрузчиков значительно выше, чем колесных. Это не означает, что гусеничные мини-погрузчики захватят в ближайшее время рынок колесных «коллег», потому что, если машину предполагают эксплуатировать на твердом ровном покрытии более 40% времени, лучше выбрать колесный мини-погрузчик. И очевидно, что такие мощные машины, как гусеничные мини-погрузчики, нужны не всем и не всегда, а для более легких работ практичнее использовать небольшие колесные мини-погрузчики. В идеале в парке строительных машин должны быть и гусеничные, и колесные мини-погрузчики.

Хотя гусеничные мини-погрузчики позаимствовали конструкцию силовой передачи, стрелы и устройства присоединения сменных орудий у колесных мини-погрузчиков, ходовая часть у них имеет принципиальные различия. Обычно используются резиновые гусеницы, лишь одна американская компания Rayco предлагает машины со стальными гусеницами, например, мини-погрузчик C85L со стальными гусеницами шириной 356 или 406 мм.

Mustang MTL25

Компания подчеркивает, что стальные гусеницы рекомендуется использовать при таких работах, где их высокое тяговое усилие и надежность имеют определяющее значение. Rayco также предлагает машины в двух вариантах: мини-погрузчик и бульдозер. Бульдозер оснащают отвалом шириной 2184 мм, имеющим шесть положений, и усовершенствованным гидравлическим оборудованием в передней части.

Конструкция ходовой тележки гусеничных мини-погрузчиков уникальна. Компания ASV, которая выпустила свою первую машину Posi-Track в 1988 г. и в настоящее время является отделением Caterpillar, назвала ходовые тележки своей конструкции MTSS (система максимального тягового усилия и устойчивости) и RTSS (система тягового усилия и устойчивости серии R). Обе ходовые тележки оснащаются подвеской переменной высоты, жесткой силовой передачей, ведущими звездочками пониженного трения и с увеличенным количеством точек контакта. Эти системы обеспечивают плавность хода машины, что не только улучшает условия работы оператора, но и повышает производительность благодаря лучшему удержанию материала в ковше или на поддоне.

Обычно гусеничные мини-погрузчики стоят дороже, чем крупные колесные мини-погрузчики. Тем не менее ASV выпустила модель RC-50, дополняющую ряд колесных мини-погрузчиков с двигателями мощностью 44...56 л.с. и грузоподъемностью 600...725 кг. Цена их сравнима с ценой колесных моделей аналогичного типоразмера.

Posi-Track RC50

Компания Caterpillar выпускает пять моделей гусеничных мини-погрузчиков. Их конструкция представляет собой сочетание верхней части обычных колесных мини-погрузчиков Caterpillar и ходовой тележки ASV. Грузоподъемность этих машин от 615 до 935 кг. Компания Polaris, хорошо известная своими разработками техники для бездорожья и прогулочными транспортными средствами, заключила соглашение с ASV и теперь продает модель RCz50 под наименованием ASL300.

Компания Gehl производит три модели мини-погрузчиков на гусеничном ходу. Похожие машины выпускает Mustang, являющийся отделением Gehl. Самый широкий модельный ряд мини-погрузчиков сегодня предлагает компания Bobcat. Три модели она изготавливает без кабины, т. е. во время работы оператор либо следует за машиной (MT50), либо стоит на специальной площадке (MT52, MT55). Еще четыре модели (Т180, Т190, Т250 и Т300) выполнены в стандартной компоновке.



Гусеничные погрузчики Bobcat

Компания Bobcat поставляет семейство гусеничных погрузчиков от миниатюрного помощника МТ50 до мощного 4-тонного Т300. Простота и легкость управления колесных погрузчиков с бортовым поворотом, о которых мы подробно писали в «ОС» № 1 за 2005 г., сочетается с повышенной проходимостью и тяговым усилием гусеничной ходовой части с резиновой лентой, которая, кроме того, позволяет работать на асфальто- и цементобетонных покрытиях, не повреждая их. Широкая гамма навесного оборудования насчитывает сегодня более 40 наименований, и механизм быстрой смены Bob-Tach делает эти машины универсальными. У потребителя широкий выбор не только навесного оборудования, но и вариантов комплектации. Можно выбрать простую и легкую в освоении педально-рычажную систему управления или более продвинутые многофункциональные джойстики с вынесенными на них органами управления сложным гидрофицированным оборудованием, которое в свою очередь потребует установки дополнительного гидравлического контура. Продуманная система самодиагностики и «защиты от дурака», а также ряд дополнительных функций оберегают оператора от фатальных ошибок. Погрузчик оснащен дизелем, отвечающим требованиям современных экологических стандартов, и проверенной гидрообъемной трансмиссией с массивной цепной передачей.



Polaris ASL300

Компания Takeuchi, выпустившая свой первый гусеничный мини-погрузчик в 1987 г., в настоящее время производит три модели. JCB выпускает две модели гусеничных мини-погрузчиков грузоподъемностью 900 и 1020 кг, они являются гусеничными версиями колесных моделей Robot 190 и 1110. Как и колесные модели, гусеничные оборудованы оригинальной однобалочной стрелой.

Для оснащения гусеничных мини-погрузчиков, кроме переднего ковша, существует большое количество сменных орудий. Благодаря дополнительному высокопроизводительному гидравлическому оборудованию возможности машин со сменными орудиями еще более расширяются. Теоретически гусеничные погрузчики могут работать со всеми орудиями колесных мини-погрузчиков, а поскольку у них более высокая проходимость, возможно использование этих орудий в местах, недоступных для колесных машин.

Bobcat MT50

Кроме ковшей общего назначения, ковшей для мягких осадочных пород, универсальных и грейферных ковшей применяются грейферные вилы, вилы для поддонов, поворотные бульдозерные отвалы, шнековые буры. Для содержания территорий и очистки дорог, а также для очистки полов промышленных помещений и водосточных канав используются подборочные щетки.

Существует и специальное навесное оборудование, например, для снятия асфальтобетонных покрытий, гидравлические молоты, грузовые стрелы, измельчители веток и пней, баровые канавокопатели и виброуплотнители. Грабли-скребки используют и для сельскохозяйственных работ, и для строительства, и для очистки территории после сноса и разборки старых строений. Культиваторы применяют в сельском и коммунальном хозяйстве, а также для разравнивания грунта на стройплощадках. Одним словом, сфера применения гусеничных мини-погрузчиков практически не ограничена.