Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Мультилифты
Новинки на рынке
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы

Мачтовые подъёмные платформы: безопасней не бывает

В. Романов

С 1980-х годов на рынке мачтовых подъемных рабочих платформ произошли значительные изменения: возросла их популярность, во многом изменились законы, регламентирующие их производство и эксплуатацию.

Первый закон, посвященный вопросам установки, технического обслуживания, периодических инспекций и техники безопасности при эксплуатации мачтовых подъемных рабочих платформ (BS 7981), вышел в Великобритании в начале 1980-х годов. Закон представляет собой общее руководство по всем вопросам использования мачтовых подъемных рабочих платформ. Целью создателей закона было дать возможность пользователям и производителям этого оборудования высотного доступа в полной мере использовать те преимущества в экономичности и безопасности, которые присущи мачтовым подъемным рабочим платформам по сравнению с обычными строительными лесами. В этом законе изложены критерии обучения персонала, методики и порядок выполнения различных работ, относящихся к мачтовым подъемным рабочим платформам. В законе определены точные принципы охраны здоровья работников и техники безопасности при монтаже этих установок и уменьшен объем оформления документации при проведении тендеров. Стандарт позволяет подрядчикам точно определить во время проведения тендера тип необходимого им грузового и пассажирского оборудования высотного доступа.

Одним из важнейших видов работ является монтаж мачтовых подъемников, для его выполнения требуются особая квалификация и опыт. В законе точно определено, какова должна быть квалификация исполнителей этого вида работ и объем необходимого курса обучения, описанного в Руководстве по обучению, одобренном IPAF. В этом документе изложены курсы обучения монтажников, операторов и работников технадзора, занятых эксплуатацией мачтовых подъемных рабочих платформ. Возможно, в скором времени статус этого чрезвычайно полезного закона будет поднят, и он утвердится в качестве стандарта ISO.

В результате объединения двух ведущих мировых производителей реечного подъемно-транспортного оборудования – фирм Alimak AB Швеция и HEK Manufacturing BV Нидерланды в единый холдинг INTERVECT AB была создана структура с разветвленной сетью дочерних компаний, занимающая 45% рынка Европы по аренде и 32% по продажам. Объем продаж в 2002 г. составил 158 млн. евро. Арендный парк в Центральной Европе насчитывает 1150 ед. (Intervect Germany, Nethrelands, France), в Южной Европе – 650 ед. (Intervect Mediterranian).
В России оборудование марок Alimak и HEK широко представлено экслюзивным дилером – группой компаний «РЕНТАКРАН». Общий объем продаж в России, включая регионы, составил 96 ед., арендный парк насчитывает 32 ед.

Уже имеются стандарт Евросоюза BS/EN 1495:1998, регламентирующий разработку конструкций и производство мачтовых подъемных рабочих платформ, а также правила безопасности при эксплуатации мачтовых подъемных рабочих платформ, временно или постоянно установленных, с ручным или механическим приводом, используемых одним или несколькими лицами. Закон описывает специальные требования техники безопасности для мачтовых подъемных рабочих платформ, правила их проектирования и опасности, возникающие на различных этапах их эксплуатации, указывает методы устранения или уменьшения риска от этих опасностей. Во многих странах этот стандарт целиком или частично принят в качестве государственного и способствует повышению безопасности эксплуатации мачтовых подъемных платформ.

Малое количество аварий на мачтовых подъемниках объясняется прежде всего совершенством их конструкции. Какие же механизмы позволяют операторам работать на этом оборудовании без особых предосторожностей? Прежде всего это концевые выключатели – электронные механизмы, ограничивающие верхнее, нижнее и уровни положения рабочей платформы. Они срабатывают при контакте с упорными пластинами, находящимися на секциях мачты, и отключают энергоустановку, не позволяя платформе двигаться дальше.

Бесконтактный концевой выключатель мачты предназначен в первую очередь для обеспечения безопасности при установке мачты. Он не позволяет платформе двигаться дальше верхней части недостроенной мачты в отсутствие последних верхних секций мачты и, кроме того, служит вспомогательным электронным устройством, дополняющим верхний концевой выключатель, и отключает энергоустановку, если система не распознает наличие очередной секции мачты над платформой.

Все двухмачтовые подъемные рабочие платформы оснащают устройствами, поддерживающими горизонтальное положение настила во время движения, которые называются системами выравнивания. Система выравнивания служит для согласованной работы приводов двухмачтовой платформы. Если один из них опережает другой, то двигатели подтормаживаются и пол выравнивается. Если положение платформы отклоняется от горизонтального, центральный следящий датчик платформы активизирует соответствующий концевой выключатель, который отключает одну из энергоустановок, давая возможность энергоустановке другой стороны выровнять платформу. Отключенная энергоустановка вновь включается, едва только настил займет горизонтальное положение, и платформа продолжит движение вверх.

По данным Международной ассоциации механизированных высотных систем доступа (International Powered Access Federation), на долю мачтовых подъемников приходится менее 1% всех аварий, происходящих при строительстве объектов, и все они случаются по двум причинам: 43% – во время монтажа-демонтажа оборудования и 46% – из-за неправильных действий оператора. По сравнению с сотнями тысяч несчастных случаев, происходящих ежегодно в строительной отрасли, эти цифры свидетельствуют об относительной безопасности мачтовых подъемных рабочих платформ.

Одномачтовые платформы оснащают системой контроля равномерности загрузки. При неравномерной загрузке происходит перекос плеч платформы, длина которой составляет 10...12 м, каждое плечо по 5...6 м. На инфодисплее отображается код неисправности и идет звуковой сигнал – эксплуатация невозможна.

Выключатель входной дверцы отключает энергоустановку платформы в случае, если входная дверца не закрыта. При отключении энергоустановки платформы, находящейся на высоте, включается система спуска платформы в режиме ручного управления, которая позволяет отключить главную тормозную систему и опустить платформу вручную. Разумеется, все установки оборудованы кнопкой аварийной остановки, отключающей энергоснабжение.

Непременный атрибут всякого мачтового подъемника – органы управления движением платформы, срабатывающие лишь в присутствии человека, т. е. движение платформы возможно, только если человек нажимает на кнопку или рычаг. И, конечно, есть аварийная тормозная система. В случае выхода из строя главной тормозной системы датчик распознает чрезмерно высокую скорость опускания платформы и включает резервную тормозную систему.

В некоторых областях строительной деятельности применение мачтовых подъемников уже доказало свою эффективность. Например, при отделке фасадов новых зданий, при перестройке и ремонте старых строений преимущества мачтовых платформ перед строительными лесами несопоставимы. Понятно, что для оценки эффективности применения определенного оборудования учитываются все факторы, влияющие на его окупаемость, и в этом более дорогие подъемники могут уступать дешевым лесам. Но немаловажен и так называемый человеческий фактор. В данном случае это безопасность и удобство подъема грузов, инструмента и людей. Большое преимущество у мачтовых подъемников и в мобильности, поэтому не всегда главными критериями выбора могут быть экономические соображения.

Мачтовые подъемные платформы в России появились сравнительно недавно, не более 10 лет назад. Сегодня без этого оборудования не обходится ни одна уважающая себя строительная компания, а на высотных объектах применение платформ стало необходимостью. Довольно часто у нас в стране встречается оборудование американской фирмы Champion Elevators Inc., шведской
Alimak AB, голландской HEK Manufacturing B.V. По данным компании Rentakran, с начала 2001 года в России продано около 100 единиц техники Alimak и HEK. Часто на строительных объектах можно видеть подъемники компании Scanclimber, известной финской OY Scaninter Nokia Ltd. и не менее известной немецкой Geda Dechentreiter GmbH & Co. KG. В последнее время активно стремятся на российский рынок итальянские компании и кое-где можно увидеть подъемное оборудование Maber Construzioni s.r.l. О новинках на рынке этой техники и сферах применения мачтовых подъемников мы расскажем в ближайших номерах журнала «Основные Средства».

В. Романов Основные Средства 01'2005 10 марта 2005

Комментарии (0)