2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Автокраны и краны на специальных шасси
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин

Этот простой гусеничный кран...

В. Романов

Зарубежные аналитики считают, что на «их» рынке крановой техники наметился глубокий спад, причем это касается не столько гусеничных кранов, находившихся последнее десятилетие в опале, но и весьма востребованных до настоящего времени мобильных колесных кранов. Спад действительно наблюдается – взлет продаж конца 1980-х годов позади, западные рынки перенасыщены техникой и больше не хотят расширяться, а поэтому и возникло ощущение надвигающегося кризиса.

Несколько иная ситуация на рынке гусеничных кранов с решетчатой стрелой: в последние годы мы видим его стремительный рост, главным образом из-за нарастающих темпов в строительстве. Даже на фоне сегодняшнего экономического спада многие производители кранов на Западе не изменяют своим оптимистическим взглядам на крановую индустрию ни на 2004-й, ни на последующие годы.

В 2000 году, после мощного спада на 4,6%, в сфере строительных работ наконец-то наметился стабильный рост. В 2003-м число проектов в индустриальной сфере увеличилось сразу на 3,5%, и это хороший знак для производителей гусеничных кранов. Большинство компаний-производителей сообщили об увеличении продаж кранов на 2...4%. В результате сейчас гусеничные краны более востребованны, чем иное подъемное оборудование, включая автокраны, подъемники и погрузчики. Наиболее активно индустриальное строительство развивается в Соединенных Штатах, по причине чего некоторые иностранные компании активизировали политику экспорта гусеничных кранов в этот регион мира. Особенно активно проявлял себя азиатский рынок. Американцы, известные своим скептичным отношением к иностранной продукции, в этот раз оказались снисходительнее, и импортные краны становятся все более популярны в Штатах. Есть мнение, что в скором времени подобная ситуация сложится и в Европе, т. е. произойдет подъем в сфере индустриального строительства и, как следствие, возрастет интерес к недорогому подъемному оборудованию из Азии.

Гусеничные краны особенно востребованны в двух сферах – это тяжелое строительство и модернизация электростанций. Быстро устаревающие электростанции наносят вред окружающей среде, производят меньше энергии и т. п., поэтому энергетиков за рубежом зачастую просто заставляют проводить их модернизацию, чтобы электростанции соответствовали все более строгим экологическим требованиям. Такие работы проводят, используя тяжелые краны грузоподъемностью выше 200 т, и их покупают чаще. В строительстве обычно применяют краны меньшей грузоподъемности – 50...200 т. Следом по популярности идут 100...125-тонные краны. «Маленькие» краны грузоподъемностью около 50 т тоже не испытывают недостатка в работе благодаря массовому строительству жилья и проектам по возведению и модернизации автострад.

Американская компания Link-Belt Construction Equipment недавно представила новую модель 50-тонного гусеничного крана с решетчатой стрелой LS-108H-II, в которой использованы несколько достоинств ее старших гигантских и неповоротливых «сородичей». LS-108H-II представляет собой стандартный гусеничный кран с 20-метровой стрелой и гусеницами небольших размеров, который без особого труда можно транспортировать на одном грузовике, так как полная рабочая масса крана всего 42,4 т.

Подъем в крановой отрасли породил другую проблему – нехватку квалифицированной рабочей силы. Многие компании не испытывают трудностей в подборе подходящего гусеничного крана, но зачастую не могут найти квалифицированного оператора. Хорошо оснащенные строительные фирмы с легкостью подписывают выгодные контракты, для реализации которых требуются квалифицированные специалисты, в данном случае – операторы кранов. Самых грамотных уже расхватали, и чтобы укомплектовать штат, компании проводят чуть ли не аукционы, предлагая зарплату всё выше и выше.

И в Штатах, и в Западной Европе строительная индустрия весьма ощутимо страдает от нехватки рабочих рук. Производители техники стремятся сделать свое оборудование максимально простым в обращении, а управление – интуитивно понятным, чтобы обучение сводилось к минимуму. Ранее гусеничные краны оснащали ручным управлением, и освоить работу на таком оборудовании было весьма сложно: оператор мог, проработав на кране долгие годы, с удивлением узнать о его скрытых возможностях. Manitowoc и другие производители гусеничных кранов сообщили, что «...будут сокращать сложности в управлении подъемным оборудованием, как дроби» и планируют свести все технические проблемы к минимуму. Компьютеризация дала возможность создать некий стандарт систем управления, чтобы на разных типах машин они были похожими. Так, например, опытный оператор 70-тонного крана может без труда перейти на оборудование гораздо большей грузоподъемности, что делает более безопасным освоение техники, да и времени на привыкание затрачивается значительно меньше. При таком подходе оператору не надо каждый раз заново проходить полный курс обучения, когда ему приходится работать на незнакомой машине.

Подавляющее большинство зарубежных заводов стремится создать управление на тяжелых гусеничных кранах таким же простым, как на кранах малой грузоподъемности. Идеальной считается ситуация, когда после прохождения общего курса обучения оператор может работать на любой машине и ему не надо проходить новый курс каждый раз при переходе на машину более тяжелую. Сегодня затраты производителей крановой техники на безопасность их машин настолько велики, что ошибки практически исключены. Например, логическая система электронной обработки независимого управления (EPIC) позволяет операторам без труда работать почти одинаково и на самых больших кранах, и на самых маленьких. Причем, управляя машиной, оператор производит манипуляции только с определенными агрегатами механизма, не подключая к работе остальные системы.

Внедрение многих новшеств в индустрии строительства кранов – результат правильного отношения к мнению покупателя машин. Лет 10...15 назад многие заказчики сетовали на большую массу гусеничных кранов и сложность их монтажа. Что-то постоянно делалось в этом направлении, и в результате сегодня гусеничные краны представляют собой легкоразборные конструкции, которые удобно транспортировать, а более широкое использование гидравлики позволило создать системы самомонтажа. Да, сегодня гусеничные краны способны к самостоятельному монтажу и подготовке к работе, а это означает, что для их установки не требуется дополнительный кран. Экономия колоссальная, что может послужить дальнейшим стимулом для развития этого сегмента строительной техники.

Мобильные башенные краны

На западе растет интерес к быстровозводимым и мобильным башенным кранам. Прежде всего это заметно по выставочным экспозициям компаний. Так, на выставке BAUMA 2004 среди новых башенных кранов итальянской компании FM Gru демонстрировался гидравлический быстровозводимый кран FM RB 10.30 I, оснащенный 30-метровой стрелой и способный поднять 4-тонный груз на высоту 27 м.

Итальянская компания Benazzato Gru показала сразу три модели быстровозводимых кранов: модель 120 (стрела длиной 40 м, грузоподъемность 1000 кг, высота подъема 23 м), модель 296 (стрела 25 м, грузоподъемность 1000 кг, высота подъема 19 м) и модель 102 (стрела 22 м, грузоподъемность 600 кг, высота подъема 17 м). Benazzato канатам предпочла гидравлику, а стрелы и мачты делает оцинкованные, чтобы предохранить их от ржавчины. Компания создает и специальные версии башенных кранов, например, на гусеничном ходу, но все они относятся к категории быстровозводимых.

Первым результатом сотрудничества компаний Tadano Faun и Arcomet стал мобильный башенный кран AF 38, который поднимает груз массой 6 т на 23 м. Максимальная длина стрелы – 40 м, но при таком вылете грузоподъемность снижается до 1,8 т. AF 38 оснащен дизелем Mercedes Euromot, трансмиссией ZF AS-tronic и осями Kessler (6x6x4). Кроме этой модели компании планируют выпустить еще несколько новых мобильных башенных кранов.

Среди самых популярных моделей гусеничных кранов сейчас чаще называют модели грузоподъемностью 300 т и более. Очень востребованны машины Manitowoc 2250 и 888. Модель 2250 в недавнем прошлом обозначалась как 4100. Индекс изменили, улучшив гидравлику, увеличив грузоподъемность машины и оснастив ее усовершенствованным компьютеризированным управлением. На модели 2250 установлено множество дополнительных агрегатов, дающих возможность решать более широкий круг задач. Этот кран часто используют в заводских помещениях, например в бумажной промышленности, сталелитейном производстве и даже в коммунальных службах.

Наравне с моделью 2250 часто применяют модель Manitowoc 3900W. Популярны также 165-тонный гусеничный кран от Kobelco America, Inc. и 100-тонные машины серии LR от Liebherr Nenzing Crane Co. Гусеничный 225-тонный кран 9310 от The American часто предпочитают потому, что башня машины расположена почти вертикально, под углом 89°, позволяя работать в непосредственной близости от объекта. Башня остается вертикальной все время и способна поднимать груз на высоту 76 м.

Основу большинства парков специализированных предприятий составляют гусеничные краны грузоподъемностью от 175 до 230 т – машины в основном гидравлические, но с решетчатой стрелой. Гусеничные краны с телескопической стрелой встречаются реже, поскольку их преимущество перед кранами с решетчатой стрелой проявляется лишь в случаях, если при возведении объектов требуется оперативность. Однако если гусеничным краном с решетчатой стрелой управляет опытный оператор, то такие машины мало уступают телескопическим механизмам, а зачастую по всем параметрам превосходят их.


В. Романов Основные Средства 11'2004 17 января 2005

Комментарии (0)