2
Поиск и устранение неисправностей гидропривода
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
Гидравлический молот может работать под водой
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств

Скованный одной цепью

А. Иодчин

Цепи как средство тяги и устройство для подъема грузов появились задолго до разработки технологии навивки стального каната. Их распространению способствовала относительная простота производства и многочисленные области применения – от простых элементов конской упряжи до устройств подъема корабельных якорей. Основным недостатком этих изделий, который и заставил заняться разработкой более удобных средств подъема, была большая собственная масса. С появлением прокатного производства и разработкой технологии навивки цепи почти повсеместно заменили легкими стальными канатами. Сравнительно недавно цепи, а вместе с ними и средства строповки пережили второе рождение. В 1980-х годах в Европе появилось принципиально новое поколение круглозвенных цепей – цепи 8-го класса качества, грузоподъемность которых почти на 50% превышает грузоподъемность цепей 5-го и тем более 3-го классов качества. Масса цепного стропа класса 8 составляет всего 30% массы стропа аналогичной конструкции класса 3. Тем самым был устранен основной недостаток, сдерживавший широкое распространение этих изделий, и теперь цепные стропы мало отличаются по массе от канатов, а потому их использование во многих случаях более предпочтительно.

У цепных стропов есть ряд преимуществ по сравнению с канатными. Например, стальной канат диаметром 40 мм (и более) практически невозможно или очень трудно согнуть, чтобы взять груз «на удавку». Чтобы сложить пополам цепной строп такой же или даже большей грузоподъемности, вообще не требуется особых усилий. Цепные стропы более безопасны в работе. В процессе эксплуатации верхние слои проволоки ломаются, и на стальном канате появляются острые, как иглы, металлические волоски; кроме того, поведение рвущегося каната непредсказуемо. Все это может привести к серьезным травмам. Цепь, напротив, сначала пластически деформируется. Это достаточно четко фиксируется при визуальном осмотре, и тогда можно вовремя изъять ее из обращения. Контролировать состояние цепных стропов на предмет их годности к дальнейшей эксплуатации довольно легко, если периодически проводить замеры диаметра и шага цепных звеньев.

Цепные стропы в целом значительно более долговечны, чем канатные, и их можно ремонтировать. Встречаются стропы, отработавшие более десяти лет и тем не менее находящиеся в хорошем рабочем состоянии. При правильной эксплуатации, т. е. без перегрузок, при своевременном ремонте и замене изношенных деталей, они могут прослужить практически неограниченно долгое время. Более того, есть такие области применения, где никакие другие грузоподъемные приспособления использовать вообще нельзя. Например, из всех гибких грузоподъемных приспособлений только цепные стропы используются при очень высоких температурах и при наличии открытого огня, а кроме того, для подъема и перемещения грузов с острыми кромками без специальной защиты.

По конструкции стропы разделяют на одноветвевые (тип ВЦ, 1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ), стропы с замкнутыми ветвями (СЦ1вз, СЦ 2вз) и кольцевые (УСЦ). Обычно грузоподъемность цепных стропов 8-го класса качества в стандартной комплектации (1СЦ-4СЦ, УСЦ) составляет от 1,12 т (цепь О/6 мм) до 54,0 т (цепь О/32 мм). Для превращения цепи в строп используются специальные соединительные звенья и неразъемные звенья типа «0» для подвески на крюк крана (для одно- и двухветвевых стропов), типа «0» с кольцами (для трех- и четырехветвевых стропов). Для зацепления груза применяют крюки разных типов (с проушиной, вилочным креплением, самозапирающиеся, с вертлюгом и др.). Все комплектующие, включая цепи, обязательно (!) должны быть одного прочностного класса и соответствовать определенному калибру цепи. То есть, другими словами, недопустимо использовать, например, детали 8-го класса качества калибра 8 мм с цепями другого класса и калибра.

Цепи 8-класса – основной элемент современного цепного стропа – в нашей стране до недавнего времени вообще не производили, лишь сравнительно недавно их стал выпускать завод «Красный Якорь» (г. Нижний Новгород). По заказу для дополнительной защиты завод обрабатывает эти изделия галтованием, покрывает эмалями или цинковым гальванопокрытием. Однако пока объемы поставок таких цепей клиентам измеряются буквально килограммами. Возможно, положение улучшится, когда будут запущены в строй печи для термообработки цепей калибра от 6 до 18 мм. Цепи 8-го класса качества калибра 14 и выше производит также украинское ЗАО «Артемовский машиностроительный завод «ВИСТЕК». Потребности в цепных стропах пока покрываются зарубежными производителями. Основными импортерами наиболее качественных цепных стропов и их компонентов в нашу страну являются такие компании, как RUD и SICA (Германия), Certex и Haklift ABT Oy (Финляндия), Pewag (Австрия), Gunnebo (Швеция). Следует отметить, что компании Certex и Haklift ABT Oy сами цепей и комплектующих к стропам не производят, а осуществляют лишь поставку изделий других производителей.

Как правило, стропы делают по индивидуальному заказу. Для удешевления продукции и сокращения сроков изготовления многие российские компании сами собирают стропы требуемой длины из разных элементов (по желанию заказчика). Иногда используются цепи зарубежного производства, а фитинги – отечественного, но соответствующего класса прочности. Среди компаний, продающих стропы и осуществляющих их сборку, наиболее крупными являются «Канпро», группа компаний «Евротрейд Металс Груп» («Евротрейд», «ГросМастер»), «Сертекс Иваново», «Стартком», «Авангард», питерские фирмы «СевЗапКанат» и «Леотек». Изготовление стропов осуществляется в соответствии с ТУ 5225-001-35230707-03.

Компоненты стропов ведущих западных производителей имеют модульную конструкцию, разработанную компанией RUD, которая не допускает использования элементов разных классов прочности в одном стропе, и собираются с помощью специальных соединительных звеньев без применения электросварки. При комплектации могут быть задействованы любые фитинги, изготовленные из легированных сталей по ИСО 643: крюки (с замком, вертлюжные, самозакрывающиеся, с открытым зевом), скобы, захваты и т. д.

Цепные стропы широко используют на металлургических предприятиях, и потому особое внимание уделяется их защите от высокотемпературной коррозии и окисления. Специальное покрытие, которое наносят на все элементы стропов, позволяет эксплуатировать их в условиях кислой среды (pH<7) и при температуре от –40 до +200 °C без уменьшения грузоподъемности. Использование стропов возможно при температурах до +400 °C, но с учетом понижающего грузового коэффициента, и ниже –40 °C без ударных нагрузок, но при условии согласования режимов с изготовителем. При эксплуатации цепных стропов при температуре выше 200 °С предельная рабочая нагрузка сокращается до значений, указанных в табл. 1.

Примером одного из наиболее удачных решений проблемы коррозии стали покрытия, разработанные компанией RUD. Нанесение покрытия типа Corrud® DS (выполняется по специальному заказу) защищает цепи от коррозии примерно в 20 раз эффективнее, чем гальваническое цинковое покрытие, и более чем в 30 раз эффективнее, чем традиционное воронение. В 1994 г. фирма RUD продемонстрировала принципиально новый класс цепей и цепных стропов модульной конструкции, получивший оригинальное название «VIP». Их прочность позволила более чем на 30% превысить грузоподъемность цепей наивысшего, 8-го класса качества, но при этом сохранить предусмотренное нормами соотношение между грузоподъемностью, испытательной нагрузкой и разрывным усилием (1,0:2,5:4,0). Таким образом, традиционную цепь калибра 18 мм (грузоподъемность 10,0 т) теперь можно заменить VIP-цепью калибра 16 мм. Специалистам хорошо известно, что разница в калибрах цепей выливается в разницу по массе, достигающую иногда 50%. Интересно, что все элементы новых стропов имеют маркировку «VIP» и обработаны флуоресцентным покрытием Duplex розового цвета, что позволило защитить их от окисления лучше, чем при гальванической оцинковке, облегчить их обнаружение на плохо освещенных участках производственных помещений или на крюках кранов, а также обеспечить возможность четкого определения принадлежности изделий к классу VIP. Защитное напыление служит одновременно своеобразным индикатором: оно меняет цвет при увеличении температуры, а это позволяет не «перегревать» цепь.

В последние годы на рынке появились и цепи 10-го класса качества, которые поставляли в основном из Азии. У цепей этого класса высокие ударная вязкость и усталостная прочность, низкая хладноломкость (также свойственная цепям 8-го класса), среднее относительное удлинение более чем на 25% при разрыве. Однако, по мнению многих специалистов, выпуск их является весьма проблематичным для любого производителя: таким высокопрочным материалам, даже при достаточно хорошей защите поверхности, свойственно охрупчивание, что и привело к запрету на использование чалочных цепей этого типа.

Значительным преимуществом высокопрочных цепей является и то обстоятельство, что их можно укорачивать, для чего существует множество приспособлений, не снижающих грузоподъемность цепи. Например, универсальный «укорачиватель» VMVK в виде лапки с устройством фиксации звеньев. Лапка обеспечивает прочное неразъемное соединение с проходящей через нее ветвью цепи без каких-либо дополнительных устройств, такая конструкция устраняет необходимость разрыва цепной ветви. Звенья на выбранном участке цепи фиксируют при помощи крестового шлица и блокирующего устройства и страхуют зажимной гильзой. Специальными гаками-укорачивателями при необходимости регулируют длину ветвей, что придает цепным стропам универсальность при их использовании.

В связи с растущим интересом специалистов к использованию зарубежных цепных стропов класса качества 8, приводим таблицу их грузоподъемности из германского стандарта DIN 5688 (табл. 2).

В нашей стране использование цепных стропов ограничивается отсутствием соответствующих технологий, малым числом производителей, низкой прочностью, большой массой и довольно высокой ценой. Сказывается и отсутствие новой нормативной документации, поскольку старая не учитывает существование цепей класса 8. Так, например, российский РД 10-33-93 устанавливает требования только к одноветвевому стропу или к самой цепи. Подчиняются ли им многоветвевые цепные стропы, четко не прописано. Кроме того, по DIN 5687, разрушающая нагрузка цепи калибра 10 составляет 125 кН, грузоподъемность – 3,2 т (при запасе 4). В соответствии с РД для обеспечения грузоподъемности 3,2 т необходимо взять цепь калибра 22. Таким образом, оказывается, что стропы цепные по РД имеют собственную массу не менее чем в 4 раза большую, чем стропы по DIN. Все это говорит о том, что относительно цепных стропов документы явно устарели и требуется введение новых нормативов.






А. Иодчин Основные Средства 04'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)