Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Из истории создания гидравлических молотов
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма

Мягкость подъема

А. И. Владимирский

Профессиональные грузчики для доставки тяжелых, но сравнительно хрупких предметов, например пианино, используют простой и распространенный текстильный строп – ленточный. Как следует из названия, приспособление представляет собой ленту, которая соткана из химических волокон и имеет петли на обоих концах. Петли при механизированных работах используют для подвешивания на крюке крана, тали или другого подъемного механизма. Благодаря развитию производства высокопрочных синтетических волокон использование текстильных стропов в настоящее время становится популярным. В некоторых случаях они являются единственно возможным приспособлением для обвязки и строповки груза. В большей степени это касается грузов, нуждающихся в бережном обращении.

Вариант исполнения ленточных кольцевых строп

При эксплуатации мягких, легких и удобных в работе строп практически исключены случаи травматизма стропальщиков. С использованием полимерных волокон предельные нагрузки, которые способны выдерживать текстильные стропы, значительно возросли: у лучших производителей этой продукции грузоподъемность в 100 т и полезная длина до 50 м сегодня считается стандартом. Современные стропы позволяют выполнять уникальные операции, ранее считавшиеся невозможными. Так, в 1992 г. с помощью траверсы грузоподъемностью 320 т и текстильных стропов фирмы SpanSet (Германия) c сжимом SC на подкладке удалось поднять и переместить деталь массой 210 т.

Стропы изготовляют из разных полимеров – полиамида (капрона), полипропилена, но чаще применяют стропы из полиэстерных волокон, в первую полиэфира (polyester), поскольку кроме высокой устойчивости к истиранию и прочности ему присущ целый комплекс уникальных свойств, а именно:

– допускаемая рабочая температура от –60 до +100 °C (на прочность стропа из этого материала не влияет воздействие даже 75-градусного мороза);

– высокая стойкость к воздействию большинства кислот, даже сильных;

– хорошая стойкость к воздействию щелочных растворов и морской воды (а при комнатной температуре – и к крепких щелочей);

– стойкость к воздействию нефти, органических и неорганических растворителей;

– стойкостью к действию плесени и УФ-излучений;

– высокое электрическое сопротивление;

– влагопоглощение на уровне 4% при 20 °С;

– относительное удлинение при рабочей нагрузке не более 5% и т. д.

Конструктивно мягкие стропы делятся на несколько типов:

Подъем сложного оборудования на кольцевых круглопрядных стропах

– ленточные двухпетлевые стропы (пo DIN 61360 Form B2N) грузоподъемностью 1,0...10,0 т при прямом подвесе груза, при строповке «в люльку» их грузоподъемность удваивается;

– ленточные кольцевые, (например, пo DIN 61360 Form A1N) грузоподъемностью 1,0...5,0 т при прямом подвесе груза;

– круглые кольцевые (круглопрядные) стропы (например, пo DIN 61360 Form A3N) грузоподъемность до 100 т. Длина стропа выполняется по заказу и позволяет проводить операции с крупногабаритными грузами;

– стропы из одной-четырех полиэстерных ветвей, оснащенные металлическими петлями и гаками 8-го класса качества. Стандартная грузоподъемность одноветвевого стропа – 1,0...6,0 т, четырехветвевого – 2,1...12,6 т. В отдельных случаях такие стропы изготавливают и значительно большей грузоподъемности.

Круглопрядные стропы являются совершенно новой концепцией грузозахватных приспособлений, используемых при такелажных работах. Они имеют форму кольца, состоящего из несущего сердечника и защитного кожуха (рукава), которые выполнены из тканого материала. Сердечник представляет собой множество бесконечных, кольцевых полимерных волокон и изготавливается из того же материала, что и кожух. Рукав предохраняет внутренние волокна сердечника от повреждения и сохраняет их в постоянном параллельном положении. Защитный рукав, высокоустойчивый к истиранию и с хорошими теплоизоляционными свойствами, также устраняет тепловой эффект трения, возникающий в месте затяжки петли стропа при «сдавливающем» подъеме тяжелых грузов.

Ведущие компании, производящие такие стропы, особое внимание уделяют конструкции рукава. Например, компания SpanSet выпускает круглопрядные стропы в защитных рукавах с вплетенной металлической проволокой (марка MagnumPLUS) и стропы с гофрированным каркасом (SupraPLUS). Форма в виде замкнутой петли гарантирует длительный срок службы стропа, поскольку позволяет контролировать равномерность износа благодаря постоянному изменению места контакта стропа с грузом и крюком крана. Весьма пластичный и гибкий круглопрядный строп мягко облегает перемещаемый груз, легко принимая его форму, и при этом благодаря конструкции стропа можно поднимать грузы массой до 100 т и более. Помимо этого при обвязке груза создается широкий и надежный упор (эффект подушки), что оберегает строп от повреждения и значительно снижает вероятность выскальзывания при транспортировке. Круглопрядные стропы с успехом применяют при самых сложных подъемах, поскольку их легко завести под конструкцию любой конфигурации и реализовать практически любой способ строповки.

Плоская защитная накладка из полиуретана

Все полиэстерные стропы имеют цветную кодировку, утвержденную в качестве европейской нормы. Кодировка наиболее распространенных двухслойных двухпетлевых ленточных стропов приведена в таблице.

Как уже говорилось, важнейшим достоинством текстильных строп является их свойство не повреждать груз, а потому они незаменимы для строповки грузов с мягкими, обработанными или окрашенными поверхностями, например изделий из резины, пиломатериалов, мебели, мешков с сыпучими материалами, мягких тюков, труб, деталей, станков, мелких судов и т. п.

В России текстильные ленточные стропы изготавливают по техническим условиям из ленты отечественного производства или импортной. У нас довольно популярны текстильные стропы Inka Oy (Финляндия), Certex (США), SpanSet, Yale Industrial Products, GeRont Gurt-und-Hebetechnik, Carl Stahl GmbH (все – Германия), LANEX CZ, spol. s r.o. (Чехия), Lemens (Голландия) и др. Чтобы снизить стоимость продукции, многие отечественные компании шьют в собственных цехах стропы грузоподъемностью 0,5...20,0 т из полиэстерной ленты зарубежного производства. Среди отечественных предприятий, осуществляющих качественный пошив строп из импортной ленты, можно отметить ООО «Леотек-Грузохват» (С.-Петербург, лента фирмы Inka Oy), ЗАО «Октант» (Воронеж), «Севзапканат-Универсалзавод» (С.-Петербург), ООО «КАНПРО» и «Авангард» (Москва), которые шьют стропы из ленты фирмы LANEX.

Для изготовления круглых кольцевых строп требуется специальное оборудование, поэтому спрос на них пока удовлетворяется исключительно за счет импортных поставок. Среди немногих отечественных производителей текстильных строп большой грузоподъемности что называется «с нуля», т. е. использующих волокна и ленты собственного изготовления, отметим московское ООО НПП «Полипрон». Фирма выпускает все виды этой продукции грузоподъемностью до 10 т и длиной до 20 м, из полиэстра и полиамида, в том числе круглопрядные стропы.

По сочетанию эксплуатационных, прочностных, весовых и эстетических свойств текстильные стропы, пожалуй, можно признать идеальными для большинства перерабатываемых грузов. Главный их недостаток – повреждаемость нитей самого стропа при работе с грузами, имеющими острые кромки или шероховатую поверхность. Чтобы избежать повреждения стропа, используют специальные защитные приспособления – рукава разной длины или накладки, которые увеличивают срок службы подъемных и крепежных средств, предотвращают повреждение и стропа, и груза. Защитные рукава изготавливают из поливинилхлорида фирмы LANEX, полипропилена фирмы Yale Industrial Products и других износостойких полимеров. Помимо прочего защитные рукава предохраняют стропы от воздействия масел, химических реагентов, ржавчины и других загрязнений.

Различные варианты исполнения текстильных строп: с текстильной петлей, с металлической петлей, с металлическим гаком

Наиболее эффективно защищают стропы от истирания и порезов плоские или угловые накладки. Фирма LANEX изготавливает их из полиуретана – материала с хорошей стойкостью к химическим реагентам, высокой эластичностью и не скользящего по гладким поверхностям. Для подъема и перемещения предметов, имеющих твердую и шероховатую поверхность, используются накладки с напыленным слоем металла (0,5...1 мм). При работе с металлическими грузами могут использоваться накладки с вставленными в них магнитами. Оригинальный обрезиненный нетканый геотекстильный материал Secutex создала немецкая компания SpanSet: слой из этого материала имеет хорошее сцепление с основой ленты и отлично защищает строп большой грузоподъемности от порезов с одной стороны (SF-1) или с двух сторон (SF-2).

В странах СНГ текстильные стропы распространены пока не достаточно широко. И тем не менее, обратившись в квалифицированную фирму, работающую на этом рынке, потребитель всегда может получить запрашиваемые изделия. Покупателю выдается паспорт, российский сертификат соответствия Госстандарта РФ, документы по эксплуатации и выбраковке, а на стропе, согласно нормам Госгортехнадзора РФ, должна быть бирка с указанием основных данных об этом изделии: обозначение стропа; логотип производителя; название материала, из которого изготовлен строп; грузоподъемность или максимально допустимая нагрузка при использовании основных методов строповки; ссылка на нормативный документ, которому соответствует изготовленный строп; рабочая длина стропа, дата изготовления и дата испытаний; номер стропа или партии с указанием порядкового номера в партии.

Возможность ремонта строп выгодна потребителю, поскольку позволяет продлить срок их службы. Однако недопустимо ремонтировать стропы своими силами, такие работы могут выполнять только специализированные организации. Кстати, подобные услуги оказывают все ведущие европейские производители строп.

Массовое распространение в нашей стране текстильных средств строповки и закрепления грузов сдерживает прежде всего отсутствие соответствующих нормативов на изготовление и эксплуатацию текстильных строп. Европейские производители изготавливают стропы согласно стандартам EN 1492-1 (круглопрядные стропы) и EN 1492-2 (ленточные стропы). По основным техническим параметрам, включая цветную кодировку, ленточные и кольцевые стропы из полиэстерной ленты грузоподъемностью до 20,0 т также соответствуют требованиям германского стандарта DIN 61360 Form B2N, C2N, А1N. Российских ГОСТов на такую продукцию пока нет.

Круглопрядный кольцевой текстильный строп компании SpanSet

Наиболее добросовестные отечественные промышленники разработали и утвердили собственные технические условия на производство строп. Тем не менее нужна единая нормативная база. Отсутствие требований и норм становится причиной изготовления продукции полукустарными методами, а при работе с такими изделиями никто не может гарантировать безопасности. Ко всему прочему изготовление такого «ширпотреба» дискредитирует саму идею применения текстильных строп.

Еще одним препятствием широкому применению качественных текстильных строп является их высокая цена по сравнению со стальными канатными. Речь идет не о подделках, заполнивших российский рынок, изготовленных «на коленке». Их стоимость невысока по той причине, что в нее не входят затраты на современные методы контроля качества. Высокая цена строп ведущих производителей включает в себя и эту, весьма существенную статью расходов. Текстильные стропы по сравнению с канатными оказываются гораздо более выгодными и приносят владельцам заметную экономию.




А. И. Владимирский Основные Средства 01'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)