Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
 1
Топ-модель
Тест телескопа JCB 540-170
Мультилифты
Новинки на рынке

Они похожи, но такие разные

И. Попов

Сегодня в России большой интерес проявляется к рынку телескопических погрузчиков. Эти универсальные машины используются на многих видах работ, которые ранее выполняли вилочные погрузчики высокой проходимости с вертикальной мачтой. На российских рабочих площадках телескопические погрузчики обычно подменяются подъемными кранами. Тем не менее, преимущества этих машин очевидны: маневренность, многофункциональность, многообразие сменного оборудования и несоизмеримо большие возможности.

Caterpillar TH63 с подъемной платформой

В развитых зарубежных странах рынок телескопических погрузчиков насытился в конце 90-х, сейчас он, пожалуй, вошел в стадию перенасыщения. В Европе наиболее популярны телескопические погрузчики грузоподъемностью около 3 т. Основной потребитель этих машин – сельское хозяйство, туда поступает примерно половина всех производимых погрузчиков. В Северной Америке другая ситуация, там на отрасли сельского хозяйства приходится не более 5% продаж. Американские эксперты говорят о необходимости увеличения продаж в сельское хозяйство для компенсации уменьшения рынка в строительном секторе, однако ситуация меняется пока очень вяло.

Сегодня внимание производителей телескопических погрузчиков и в Европе, и в Северной Америке сосредоточено не столько на конструкции самой машины, сколько на различном навесном оборудовании. Создавая огромное количество просто удивительных сменных орудий, производители стремятся проникнуть в новые отрасли хозяйства, тем самым еще более расширяя функциональные возможности телескопических погрузчиков и привлекая к нему дополнительный интерес.

Еще одной популярной акцией для привлечения интереса к этому виду техники стало проведение «Родео телескопических погрузчиков», представляющее собой что-то вроде своеобразного тестового испытания. Одно из таких мероприятий состоялось в ноябре 2001 г. в Чандлере (штат Аризона, США).

С того времени прошло почти два года, тем не менее, наш журнал решил обратиться к данным этих испытаний, и причин тому несколько. Во-первых, таких мероприятий больше не проводилось. Во-вторых, данные Чандлерского родео на русский язык не переводились, а значит, и не публиковались. В-третьих, трудно переоценить важность итогов этих испытаний для пользователей.

В родео участвовали 13 компаний, производящих телескопические погрузчики. Они представили машины с высотой подъема 12,5 – 13,4 м, грузоподъемностью 2 700 – 3 200 кг, на долю которых приходится 65% всех продаж. Однако последний рост продаж наблюдался только в 1999 г., в 2000 г. цифры были скромнее, а в 2001 и 2002 годах еще ниже.

CaterLift 6042

Соревнование выявило несколько особенностей техники этого вида, знание которых немаловажно всем, кто ее эксплуатирует. Несмотря на внешние различия, телескопические погрузчики имеют ряд общих черт, например, у них схожи схемы силовой передачи и расположения органов управления. Но имеются и значительные отличия: есть машины с низким и высоким расположением оси поворота стрелы. Также каждый производитель по-своему решает проблему устойчивости поднимаемого груза и его правильного расположения в поднятом положении.

В первой части родео предложило испытуемым тесты для определения некоторых параметров погрузчиков, обычно не публикуемых производителями. Во второй части мероприятия машины обязаны были пройти общую для всех полосу препятствий. Эти испытания не ставили задачей составление рейтинга или каких-либо рекомендаций относительно телескопических погрузчиков. Важно было определить реальные особенности и преимущества техники каждого производителя, а в результате лучше оценить возможности машин применительно к нуждам потребителя или к определенным видам работ.

Как мы уже сказали, наиболее заметной особенностью телескопических погрузчиков оказалось расположение оси поворота стрелы. Машины с низким – ниже головы оператора – расположением оси поворота стрелы выпускают компании Caterpillar, JCB, Manitou, Mustang, Tovel и UpRight. Эта концепция родилась в Европе, создана она для применения такого навесного орудия, как экскаваторный ковш.

Телескопический погрузчик с высоким – на уровне глаз оператора или выше – расположением оси поворота стрелы разработан главным образом для североамериканского рынка. У него обзор при подъеме и транспортировке груза лучше. Погрузчики такой конструкции представили CareLift, Gehl, Gradall, JLG, Lull, Sky Trak и Terex.

Грузоподъемность и высота подъема у разных моделей заметно различается. На рабочей площадке необходимая высота подъема и грузоподъемность обычно зависит от характера груза и расположения оси поворота стрелы. Как показало тестирование на родео, если для работы достаточно поднимать и перемещать груз на высоте 1,5 – 1,8 м, то машины с высоким расположением оси поворота стрелы обеспечивают оператору наилучший обзор. Для других видов работ более подходящими могут оказаться машины с низким расположением оси поворота стрелы. Вот почему при выборе телескопического погрузчика расположение оси поворота стрелы является весьма важным фактором.

Lull 644B-42

На родео каждый телескопический погрузчик проходил три испытания: по скорости подъема и опускания вил, по удобству и простоте смены навесного оборудования и по определению максимальной высоты погрузки. Такие параметры обычно не включаются в публикуемые технические характеристики, но именно они демонстрируют наиболее типичные возможности разных моделей.

Основное назначение любого погрузчика: поднимать, перемещать и загружать грузы. Это понятно всем. Испытания подтвердили, что из всех операций главными являются подъем и телескопирование стрелы. Чем быстрее стрела выдвигается и втягивается, тем больше работы может выполнить оператор. При этом очень важно, совмещаются эти две операции или выполняются по отдельности. В первом случае время подъема и опускания вил существенно уменьшается. Обработка груза убыстряется и в том случае, когда функциональные органы управления заменены единственным многофункциональным джойстиком.

Возможности применения телескопических погрузчиков значительно расширяются при использовании навесного оборудования. Вилы и ковши, грузовые стрелы, мусороуборочные щетки, орудия для разрушения зданий и еще многое другое не только делают погрузчики «мастерами на все руки», но и повышают производительность машин. При этом самым важным фактором становится возможность быстро и с малыми трудозатратами сменить рабочий орган.

Из 13 представленных на родео машин большинство были оборудованы не требующими ручного труда устройствами для присоединения навесных орудий. У таких погрузчиков процесс замены каретки занимал всего несколько секунд. Однако некоторым операторам все же приходилось прикладывать немало усилий для отсоединения вил от каретки.

В этом испытании лидером стал Caterpillar ТН63. Машина, занявшая 2-е место отстала от него аж на 14 секунд. Это был единственный погрузчик, оснащенный по-настоящему автоматизированным устройством быстрого присоединения сменных орудий. Оператору вовсе не пришлось выходить из кабины, выключатели устройства замены удобно расположены у него под рукой. Преимущества сменного оборудования CAT усиливали серийно устанавливаемые на машинах плоские быстроразъемные муфты для присоединения активных навесных орудий к гидросистеме погрузчика.

JCB 532-120

Данные по погрузочной высоте своих машин публикуют все производители телескопических погрузчиков. Часто эти цифры совпадают со значением максимальной высоты подъема, хотя высота, на которую погрузчик способен доставить груз (т.е. расположить его на грузовой платформе и т.п.) обычно несколько меньше. Ведь стрела телескопического погрузчика располагается под некоторым углом к вертикали, а груз должен доставляться на горизонтальную поверхность. Чтобы извлечь вилы из-под груза, их необходимо подать назад, для чего приходится смещать стрелу. Если позволяет место на рабочей площадке, можно подать назад машину. И в том и в другом случае сохраняется параллельное положение вил относительно грузовой платформы.

В испытаниях погрузочная высота определялась как самая высокая точка подъема в положении, когда передняя часть каретки располагается параллельно переднему краю шасси погрузчика. В большинстве случаев передний край шасси проходил по шинам. Также замерялось расстояние, на которое могла выдвигаться вперед каретка от переднего края шасси, сохраняя неизменной высоту подъема. Теоретически, чем на большее расстояние вперед может смещаться каретка при неизменной высоте подъема груза, тем большую грузовую площадь может обработать оператор на максимальной высоте погрузки, и тем проще ему располагать груз. Результаты испытаний машин отличались значительно.

На полосе препятствий оценивались маневренность телескопического погрузчика и скорость его движения, обзорность из кабины, грузоподъемность стрелы и величина рабочей зоны. Как выяснилось в процессе испытаний, результаты зависят от квалификации оператора едва ли не больше, чем от конструктивных особенностей машины. JCB и K-D Manitou выставили на испытания профессиональных операторов. Caterpillar представлял демонстратор-инструктор из испытательного центра. Некоторые компании пригласили местных специалистов, а другие доверили машины менее квалифицированным работникам отделов продаж и маркетинга, не привычным к жестким условиям испытаний.

Кроме этого неравенства выявлялись и некоторые конструктивные недоработки. Основными факторами, позволявшими показывать лучшее время и чисто проходить дистанцию, оказались хорошая обзорность и малый радиус поворота погрузчика.

Ярко-желтая машина CareLift 6042 не имеет снаружи ни одной детали из пластмассы или стекловолокна – все металлическое. Узкая рама изготовлена из листовой стали толщиной 25 мм, а стойки, поддерживающие стрелу, из 32-миллиметровой стали.

Gehl DL6H-44

Расположение стартера двигателя и положение главного гидроцилиндра выравнивания вил способны осложнить техобслуживание. А между стальной панелью мотоотсека и рамой видна щель, через которую на стартер при движении может попадать грязь и вода. Специалисты CareLift объясняют такое расположение упрощенным доступом к стартеру. Главный гидроцилиндр погрузчика установлен с одной стороны от стоек, поддерживающих стрелу. Такое расположение может стать причиной появления скручивающих нагрузок.

При прохождении полосы препятствий телескопический погрузчик Gehl DL6H-44 продемонстрировал самый малый радиус поворота. Похоже, что в немалой степени этого удалось достичь благодаря мостам Carraro. Хотя машина выглядит большой (шасси имеет длину 3,25 м) наружный радиус поворота составил 3,71 м.

Рулевое управление с поворотным шкворнем, применяемое на погрузчике Gradall G6-42P, является уникальным среди машин этого типа. У машины передние колеса способны поворачиваться вправо и влево. Такая конструкция дает некоторые преимущества, но испытания выявили и некоторые недостатки. Поворотный шкворень отрицательно влияет на задний мост, слегка ухудшая способность погрузчика маневрировать на бездорожье. Однако машина прекрасно себя чувствует на ограниченных площадках.

Располагая стандартными силовой передачей и двигателем без турбонаддува, при прохождении полосы препятствий отличное время показал телескопический погрузчик JCB 532-120.

Как и Gradall, погрузчик JLG G6-42A имеет низкое шасси и стрелу с высоким расположением оси поворота. Благодаря низкому расположению центра тяжести машина плавно и быстро прошла полосу препятствий, в чем немалую роль сыграл опыт оператора.

Terex SS644C

Хорошая работа наглядно продемонстрирована профессиональным демонстратором от компании Manitou, который легко провел машину MVT-1330L через всю полосу препятствий. При прохождении полосы использовался гидростатический привод, однако мощность в этом механизме передавалась на бортовые планетарные передачи Hurth через коробку переключения диапазонов с ручным управлением, обеспечивающую передачу высокого крутящего момента и низкую скорость на первом диапазоне скоростей и низкий крутящий момент и высокую скорость на втором диапазоне. Чтобы переключиться на другой диапазон, требовалась полная остановка машины. Вот почему несмотря на опыт оператора, этот погрузчик не показал лучшего времени прохождения полосы препятствий.

Участвовавший в родео погрузчик Sky Trak 4270H, был оборудован стрелой с высоким расположением оси поворота, однако в номенклатуре компании имеется модель на том же шасси, но с низко расположенной осью поворота стрелы. Наружный радиус поворота 3,73 м позволяет машине без труда проходить самые крутые зигзаги.

Gradall/JLG G6-42A

У машины Terex SS644C неплохая обзорность из кабины оператора. Однако на полосе препятствий погрузчику помешал его большой наружный радиус поворота. Оператору приходилось преодолевать крутые изгибы пути в несколько приемов, сдавая машину назад.

В просторную низко расположенную кабину телескопического погрузчика UpRight XR641 попасть легко. Управление осуществляется двумя джойстиками. Уникальной особенностью машины является кнопка режима точных движений, расположенная на приборном щитке. Эта функция работает в сочетании с трансмиссией, оборудованной силовым приводом переключения передач. Коробка передач обеспечивает четыре скорости переднего хода и три замедленные – заднего.

Родео, проходившее в Чандлере, прежде всего, интересно как тестовая акция по определению реальных возможностей телескопических погрузчиков. Особенно любопытны данные, которых не найдешь в рекламных буклетах компаний. У каждой модели обнаружились свои слабые места и сильные стороны, но наиболее стабильные результаты все же показывали механизмы известных компаний, уже зарекомендовавших себя в производстве самой разной техники.

И. Попов Основные Средства 10'2003 22 февраля 2005

Комментарии (0)