Фронтальные погрузчики: больше и лучше

В. Гар

В настоящее время выпуском фронтальных одноковшовых погрузчиков в России и СНГ занимается более 50 предприятий. Однако следует оговориться, что в данном случае речь идет не только о шарнирно-сочлененных погрузчиках, но и о колесных и гусеничных тракторах с навесным оборудованием фронтального погрузчика. Практически все эти машины могут вместо или вместе с основным рабочим оборудованием оснащаться широким перечнем дополнительного, например, поворотным отвалом, ковшом вместимостью 8 м3 для свеклы, лесопогрузчиком, снегоочистителем, вилами с прижимом. В целом список весьма велик.

Фронтальный погрузчик К-700Т-4-ПК-6 Тихвинского тракторного завода «Титран-Вепс»

Собственно погрузчики имеют шарнирно-сочлененную раму, что отражается в их названии. Их отличает трансмиссия со ступенчатой механической или гидромеханической коробкой передач. Передний и задний мосты – ведущие, как правило, двухступенчатые. Тормозные механизмы могут быть многодисковыми, работающими в масляной ванне, или автомобильного типа с пневмоприводом. Поворот обеспечивают гидроцилиндры.

Технические особенности монтируемого погрузчика едва ли не полностью определяются конструкцией и характеристиками базового трактора.

С 1995 г. МоАЗ и БелАЗ освоили целый ряд тяжелых промышленных фронтальных погрузчиков с шарнирно-сочлененной рамой. Электрогидравлическое управление трансмиссией и пневмогидравлическая подвеска заднего моста – вот характерные черты погрузчиков МоАЗ. В модельном ряду завода МоАЗ-4048, -6908, а с 1998 г. и МоАЗ-40482, -40483, -40484, -40484-025. БелАЗы имеют гидромеханическую коробку передач. В гамму жодинских погрузчиков входят БелАЗ-7820, -78201, -7821, а с 1998 г. и БелАЗ-78211, -7822, -78221. Такие машины используются в горнодобывающей промышленности, при строительстве дорог и в лесной промышленности. Однако наибольшее распространение получили машины меньшего размера.

Фронтальный погрузчик МоАЗ-40484-22 Могилевского автозавода

Широко известны погрузчики «Амкодор» минского завода «Амкодор-Ударник». Их можно встретить на самых разных объектах, начиная от строительства зданий до дорожных и коммунальных работ. Эти машины имеют привлекательный экстерьер, весьма маневренны, с неплохой эргономикой для водителя. И они значительно дешевле своих зарубежных аналогов.

Конец 2000 – начало 2001 годов ознаменовался для «Амкодора» появлением новых фронтальных погрузчиков, отвечающих всем современным требованиям. Обновленная серия машин получила Z-образную схему поворота ковша, обеспечивающую повышенное усилие отрыва. Все пальцевые соединения рычажных механизмов и стрелы имеют уплотнения, удерживающие смазку и предотвращающие проникновение внутрь пыли, грязи и влаги, что увеличивает долговечность шарниров и снижает трудоемкость их обслуживания.

Обилие основных и сменных рабочих органов позволяет использовать одну и ту же машину с чрезвычайно высокой интенсивностью. Легкость замены рабочего оборудования обеспечивают специальные устройства, так называемые «адаптеры», впервые примененные на могилевских фронтальных погрузчиках. Такие механизмы особенно важны для небольших многопрофильных фирм, сталкивающихся с обширной или постоянно меняющейся номенклатурой работ.

Фронтальный погрузчик ТО18Б.3 производства ОАО «Амкодор-Ударник»

Все эти новшества вкупе с новой кабиной и широким выбором двигателей стали применяться в широкой гамме модернизированных новых минских погрузчиков: ТО-18К (Амкодор-325), ТО-18Б4 (Амкодор-333), ТО-28А (Амкодор-342А), Амкодор-351, Амкодор-361.

Ежемесячно с конвейера завода «Амкодор-Ударник» сходит до 130 машин, 80% объема производства составляют фронтальные одноковшовые погрузчики. В Россию «Амкодор-Ударник» поставляет 65% выпускаемой техники.

Недавно созданное ПТООО «СДДТ-Евромаш» начало выпуск навесного оборудования широкого спектра, в том числе и погрузочного для машин ТО-18Б, ТО-18Д, ТО-28 и их модификаций. Это снежный отвал (высота 800 мм, ширина убираемой полосы 3 400 мм), вилы грузовые (грузоподъемность 3,3 т, высота подъема 2 850 мм), челюстной захват (грузоподъемность 3,3 т, высота разгрузки 2 850 мм, диаметр (max/min) 1 600/250 мм), безблочная стрела (максимальная высота подъема 5 800 мм, грузоподъемность 1,2 – 1,5 т в центре стрелы и 2,0 т у основания), бульдозерный отвал (ширина режущей кромки 2 500 мм, высота отвала 1 050 мм), щетка (ширина убираемой полосы от 2 750 до 2 400 мм при повороте отвала на 40°).

Фронтальный погрузчик ПФ-320 МУП на базе трактора «Беларусь»

Постепенно расширяет номенклатуру навесного оборудования и «Амкодор-Ударник». Он начал выпуск челюстных захватов грузоподъемностью 3 400, 4 000 и 6 000 кг для своих моделей «ЗЗЗА» («ЗЗЗВ»), «342А» и «351» соответственно. Такие погрузчики можно использовать и в лесопромышленном комплексе, ширина захвата этих механизмов 2 080, 2 080 и 2 400 мм, минимальный диаметр охвата 260 мм, максимальный диаметр охвата 850, 850 и 1 250 мм, максимальная высота разгрузки при угле 30° соответственно 2 800, 3 300 и 3 300 мм.

Очень близкие к белорусским в техническом плане погрузчики изготавливаются и в России. С 1997 г. орловское АО «Погрузчик» выпускает шарнирно-сочлененные машины грузоподъемностью 2,2 – 3,3 т. С 2000 г. АО «Донецкий экскаватор» (г. Донецк, Ростовская обл.) начало выпуск нового фронтального погрузчика 3ТM-216A грузоподъемностью 3,5 т (прежняя модель 3TM-216). Этот полноприводный шарнирно-сочлененный погрузчик снабжен сменным набором рабочих органов, включающих ковши, вилы, крюк и бульдозерный отвал. Машина отличается улучшенным дизайном кабины. Комплектуется она минским дизелем Д-245 мощностью 105 л.с.

Фронтальный погрузчик 3TM-216 производства АО «Донецкий экскаватор»

Модель ТО-25-1, правда, в несколько измененном виде, продолжают выпускать четыре завода: минский «Амкодop-Ударник», Xарьковский тракторный завод, Бердянский завод дорожных машин и АООТ «Орелстроймаш». Этот популярный погрузчик с несколько устаревшим дизайном способен поднимать до 3 т груза, вместимость ковша составляет 1,5 м3. По заказу он может комплектоваться вилами и бульдозерным отвалом.

Челябинский завод дорожно-строительных машин имени Д.В. Колющенко, наряду с хорошо известными погрузчиками ТО-40, TO-138 и их модификациями, с 2001 г. поставил на конвейер модель B-160 грузоподъемностью 6 200 кг, с вместимостью ковша 3,4 м3, а с 2003 г. начал производить модель B-125 грузоподъемностью 2,5 т, с вместимостью ковша 1,3 – 1,4 м3.
Чебоксарский завод промышленных тракторов помимо хорошо известных машин ПК-12.01 и ПК-12.02 (1998 и 1999 гг.) освоил в 2003 г. выпуск нового погрузчика «Четра-60». Его грузоподъемность 6 т, а вместимость ковша – 3,8 м3.

Фронтальный погрузчик ПМФ-03 на базе колесного трактора Т-2048А (4х4) Владимирского тракторного завода

Достаточно обширную группу представляют собой фронтальные погрузчики, монтируемые на колесные тракторы. Обширна и география их выпуска. По существу заводы, занятые производством такой техники – сборочные. Они производят стрелы, порталы, рукояти, ковши, гидроцилиндры, сменное оборудование, устанавливая все это на любой из колесных тракторов. При необходимости навесное оборудование можно демонтировать и использовать трактор без него, например, для транспортировки прицепов. Правда, обычно оборудование так и служит до полной кончины трактора.

В 2002 г. Омский завод транспортного машиностроения освоил выпуск монтируемого фронтального погрузчика ПФ-10. Он создан на базе им же выпускаемых универсально-пропашных тракторов 3ТМ-60, 3ТМ-62 и ЗТМ-82 (аналогов ЮМЗ). Погрузочное устройство может устанавливаться на трактор как отдельно (в комплекте с ковшом-противовесом сзади), так и в паре с одноковшовым экскаватором ЭО-2621В-2. Применяя различные тракторы (с неполным и полным приводом) потребитель всегда может выбрать для себя подходящую комбинацию.

Погрузчик П4.04.01 Челябинского тракторного завода

В 1996 г. Харьковский тракторный завод начал выпуск фронтального погрузчика T-156M (базовое шасси Т-156М) грузоподъемностью 3 т, который был создан на базе обновленного полноприводного трактора.

В эту же группу машин можно отнести погрузчики, выпускаемые АО «Кировский завод» (Санкт-Петербург), Могилевским «Трансмашем» и ЗАО «Тихвинский тракторный завод Титран-Вепс».

Значительно изменив предлагаемое петербургским заводом шарнирно-сочлененное шасси, удлинив его, поставив новую кабину, обновив капот, «Титран-Вепс» получил по существу новый трактор-носитель как погрузочного, так и любого другого оборудования. Удачный дизайн и мощь погрузчика, зрительно усиливаемые внушительными габаритами, тем не менее, не создают впечатления громоздкости и неповоротливости.

В прежние годы советская промышленность выпускала довольно много погрузчиков, монтируемых на гусеничных тракторах. Однако из-за своей тихоходности, необходимости транспортировки с объекта на объект на специальных прицепах и полуприцепах со временем они стали менее востребованными. Наибольшее распространение такие механизмы получили в строительной, лесоперерабатывающей и торфяной промышленности.

Фронтальный погрузчик Т-156М Харьковского тракторного завода

К этой группе относится модель погрузчика ДЗ-186 (на базе ДТ-75Н), созданная АО «Челябинский завод дорожных машин имени Д.В. Колющенко», погрузчики П4.04.01 (на базе T-10.03.10) и П4.02.01 (на базе T-170M.03-10). Сюда же можно отнести две фронтально-перекидные модели: ПН-4 (на базе Т-4АП-1, Т-4АП-2), выпускавшийся АООТ «Алтайский трактор», и ПГФП-1,25 (на базе ДТ-75МЛ-РС4 и ДТ-75Т-РС4 «Казахстан») АО «Павлодартрактор». В 2000 г. Волгоградский тракторный завод начал выпуск фронтально-перекидных погрузчиков ПФ-1,2 на базе тракторов ДТ-75ДС2, ДТ-75Д и ДТ-75Р. Спрос на такие механизмы существует и сегодня, поэтому еще рановато снимать их с производства.

Рынок фронтальных погрузчиков России и СНГ сегодня достаточно разнообразен. Правда, многие конструкции очень схожи, а порой просто повторяют одна другую. Но в результате внутренней конкурентной борьбы техника России и СНГ неизбежно будет совершенствоваться, и выходить по качеству на уровень лучших мировых производителей.