«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Крановые стрелы
В поисках компромисса
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня

Секрет долголетия: уход за тяжелой подъемно-транспортной техникой

О. Жарков

Секрета в действительности нет – все дело в хорошем уходе. И хотя данное утверждение трудно назвать новым, оно по-прежнему остается актуальным.

Правильный подход к сервису машины начинается уже при ее покупке. На этом этапе необходимо учесть, предлагает ли фирма-производитель обучение операторов и ремонтников и насколько эффективно это обучение. Ведь грамотное обслуживание – залог и производительности, и рентабельности оборудования, который буквально находится в ваших руках. Этот совет, как и другие, собранные в этой статье, дают руководителям, отвечающим за техобслуживание тяжелой дорожно-строительной техники, менеджеры зарубежных фирм, сдающих технику в аренду.

Дизели

Ими оборудовано большинство современных самоходных строительных машин. Даже в условиях западноевропейского климата они могут подвергаться воздействию значительных перепадов температуры. В инструкции по уходу за машиной для оператора (у которого она и должна находиться, а не пылиться в сейфе) досконально расписано техническое обслуживание всех систем и узлов дизеля с указанием периодичности в мото-часах. Чтобы двигатель постоянно находился в рабочем состоянии, пользователь обязан регулярно его проверять, а некоторые простейшие операции делать ежедневно. У опытного механика осмотр не занимает много времени, и только после этого оператор может усаживаться в кабину и отправляться на работу. Теперь остановимся чуть подробнее на различных системах.

Топливоподача

Беспрепятственная и непрерывная подача топлива – важнейшее условие работоспособности дизеля, поэтому техобслуживание должно включать в себя проверку герметичности топливопроводов, а также осмотр трубок на наличие перегибов и смятий. Следите, чтобы в топливе не было воды, так как это наиболее распространенная причина отказов системы впрыска топлива. Проверьте, не засорены ли топливные фильтры, нет ли в них следов воды. Большинство фильтров задерживают частицы грязи, но не воду (если только ее немного). Дело в том, что в подкачивающем насосе вода образует эмульсию с топливом и в таком виде проходит через фильтр.

Если в топливном фильтре обнаружились следы воды, вероятно, она уже попала в систему впрыска. Следует немедленно промыть всю систему топливоподачи свежим качественным топливом. Избавиться от «водяных» проблем можно и с помощью специальных спиртосодержащих составов, но часто применять их не следует, так как они увеличивают отложение нагара на клапанах и коррозию деталей. Слейте отстой (воду) из бака, замените топливный фильтр, заправьте топливом, не содержащим воды, затем пустите двигатель и дайте ему поработать в течение нескольких минут. Рекомендуется установить дополнительный фильтр на выходе из топливного бака, он позволит лучше защищать систему питания, задерживая грязь и ржавчину.

Впуск воздуха

Беспрепятственная подача очищенного воздуха в дизель – необходимое условие его работоспособности. Подсос пыли через негерметичный впускной воздуховод способен сильно сократить ресурс двигателя: твердые частицы будут буквально «обдирать» рабочую поверхность цилиндра. Поэтому техобслуживание должно включать в себя проверку всего воздушного тракта на герметичность. Причиной ее нарушения может стать ослабший хомут или трещина в воздуховоде. Проверьте элементы воздушных фильтров, при необходимости очистите или замените их. Проверьте, нет ли негерметичных мест на стыках или гофрах.

Система охлаждения

Ее следует заправлять жидкостью на этиленгликолевой основе с низким содержанием силиката и рекомендованным производителем содержанием присадок-ингибиторов. Систему охлаждения следует полностью промывать средством с высокой очищающей способностью и заправлять свежей жидкостью с присадками-ингибиторами не реже 1 раза в 2 года или через 1 200 мото-часов работы. Очень важно, чтобы при этом были также заменены термостаты. Весьма полезно проводить химический анализ охлаждающей жидкости через каждые 500 – 600 мото-часов. Не менее важно предусмотреть в программе обслуживания замену потрескавшихся, разбухших или изношенных шлангов.

Наружное загрязнение радиатора способно принести немало проблем. Следует вычистить всю грязь – как набившуюся между пластинами сердцевины, так и скопившуюся вокруг него. Проверьте, не замяты ли пластины радиатора, при необходимости выправьте их. Убедитесь, что все панели-воздуховоды находятся на своих местах. Проверьте, не изношен ли приводной ремень вентилятора, не проскальзывает ли он на шкиве.

При перечислении кажется, что объем работ очень большой, но в действительности они не требуют много времени. Их выполнение приносит много пользы, так как техника работает, а не простаивает на ремонте.

Газораспределительный механизм

На регулировку зазора в клапанном механизме часто не обращают внимания и напрасно. Зазор должен быть достаточно большим для компенсации теплового расширения деталей. При правильной регулировке двигатель гораздо лучше заводится, топливно-воздушная смесь используется эффективнее, обеспечивается максимальная мощность и уменьшается риск перегрева двигателя. Очень важно, чтобы зазоры в клапанном механизме регулировались с периодичностью, рекомендованной инструкцией. В современных дизелях нагрузки в ГРМ очень высоки, поэтому должное обслуживание чрезвычайно важно.

Электрооборудование

Аккумуляторная батарея – это «центр» системы электрооборудования. Проверка ее состояния жизненно важна для обеспечения работоспособности машины. Главное условие долговечности – батарея должна быть полностью заряжена. Если зарядка не обеспечивается, следует проверить надежность контактов в соединениях проводов с генератором и аккумулятором. Помните, клемму проще защитить, чем «вылечить»! Еще один банальный источник проблем – плохое натяжение ремня вентилятора. Если контакты в порядке, а ремень натянут, нужно заменить реле-регулятор или генератор.

Проверьте стартер. Убедитесь в надежности и в отсутствии коррозии на проводах свечей накаливания. При необходимости приведите клеммы в порядок. Не забудьте проверить предохранители.

Смазка оборудования

Это довольно сложный процесс, который необходимо выполнять очень тщательно. Возможность эффективной смазки закладывается при проектировании машины. Решая, какую марку оборудования приобрести, попытайтесь понять, удобна ли его конструкция для обслуживания. Гидравлический бак недостаточного объема, недостаточное количество или неправильное расположение пресс-масленок для пластичной смазки, неправильно организованный теплоотвод – все эти недостатки конструкции скажутся на смазке трущихся поверхностей и могут стать причиной неисправностей.

Весьма важен правильный выбор смазки для конкретных условий эксплуатации. Нужно по возможности точно следовать рекомендациям изготовителя техники. Некоторые производители присваивают смазочным материалам свои имена и рекомендуют применять только их. Обычно при этом декларируется, что в случае их использования периодичность замены увеличивается. Однако чаще всего изготовители машин предлагают пользоваться известными марками смазочных материалов, при этом приводится их классификация по АРI или NLGI.

Если смазку, соответствующую требованиям изготовителя машины, достать не удается, можно выбрать более близкую по характеристикам.

Моторное масло

При работе в регионе, где неизвестно точное содержание серы в топливе, либо если определенно известно, что содержание серы выше 0,5%, следует выбирать моторное масло с более высоким ТВN (щелочным числом), т.е. использовать масло более высокой эксплуатационной группы по классификации API или по национальному стандарту. Это масло должно иметь разрешение для применения в условиях эксплуатации, в которых работает двигатель.

В частности, если у вашей машины безнаддувный двигатель, следует перейти на масло для дизелей с наддувом. Масло более высокого качества обладает лучшими диспергирующе-моющими свойствами, позволяющими лучше бороться с повышенным образованием сажи и нагара в результате использования высокосернистых топлив, это позволит сэкономить значительные средства на уменьшении объема ремонта и времени простоя машины.

Побочные продукты сгорания высокосернистого топлива попадают в масло и нейтрализуют полезные присадки, содержащиеся в базовом масле, что увеличивает коррозию деталей двигателя. Кроме того, выпускные клапаны и верхние части поршней, подвергающиеся воздействию сгорающего высокосернистого топлива (в двигателях, работающих на масле с низким «щелочным числом»), также подвержены коррозионному износу, на этих деталях откладывается значительное количество нагара. Все это приводит к увеличению износа деталей двигателя.

В связи с ужесточением требований к токсичности отработавших газов конструкции новых дизелей изменились, увеличились рабочие температуры деталей и их чувствительность к отложению нагара. В результате значительное количество частиц сажи попадает в масло, что вызывает его разжижение и засорение масляного фильтра. Это, в свою очередь, затрудняет подачу масла к трущимся поверхностям, ведет к увеличению износа и, в конечном счете, выходу из строя двигателя.

Следует заметить, что в настоящее время все большее число стран, в том числе Россия, законодательно ограничивают содержание серы в дизельном топливе, поэтому большинству наших читателей этот совет, к счастью, не понадобится.

Трансмиссионные масла

Часто забывают о такой потенциальной возможности экономить средства и уменьшить время простоя машины, как правильный выбор трансмиссионного масла. В современных трансмиссиях увеличен коэффициент передачи мощности, и в случае замены трансмиссия может стоить дороже двигателя. Применение новых материалов, таких как фторопласты или Viton, позволило улучшить коэффициент передачи мощности. Однако эти материалы несовместимы с моторными маслами, традиционно использующимися в качестве трансмиссионных. Если такое масло попадает на фторопласт, он становится хрупким, что может привести к преждевременному отказу трансмиссии. Еще до ее отказа воздействие масла может стать причиной разрушающевысоких температур в сцеплении, быстрого износа сцепления и планетарной передачи и, в результате, уменьшения коэффициента передачи мощности при работе машины с большой нагрузкой. В новейших конструкциях мощность двигателя, как правило, увеличена, а размерность трансмиссии уменьшена для улучшения ремонтопригодности.

Нефтеперерабатывающие компании создают все новые сорта ГСМ, соответствующие требованиям двигателей и трансмиссий, поэтому подбор правильного типа ГСМ займет немного времени, но позволит сэкономить большие средства.

Гидравлические системы

Принципы действия гидросистем просты, но работать с ними сложно. Множество причин могут вызвать отказ насосов, например, чрезмерное снижение или повышение давления, утечки масла из системы. Зачастую операторы вместо того, чтобы выявить и устранить причину неисправности, просто доливают масло в систему, чтобы машина продолжила работу. Конечно, при этом используется самое дешевое масло для гидросистем, поскольку «оно все равно скоро вытечет».

Такой подход нередко превращается в дорогое удовольствие. В продаже имеется множество типов гидравлических масел, но при выборе лучше всего придерживаться рекомендаций изготовителя гидравлического оборудования.

Не менее важен размер бака. Его вместимость должна быть равна примерно десятиминутной производительности гидронасоса.

При строительных и дорожных работах давление в гидросистеме машины порой поднимается до очень больших величин, при этом насосы продолжают работать и на температуру масла никто не обращает внимания. Однако каждые 10о после +37°С сокращают срок службы масла на 50%. Перегрев также становится причиной образования твердого шлама, заполняющего технологические зазоры, вызывающего коррозию и повышенное выделение тепла при каждом рабочем цикле. Причиной перегрева могут быть и использование гидравлического масла несоответствующей вязкости, и плохая подгонка деталей гидронасоса, и засорение масляного теплообменника или утечки масла внутри системы.

Однако наиболее частой причиной выхода из строя гидравлических систем является неполное и неправильное ТО. Фильтрование масла и чистота в системе – главные условия максимально длительной службы гидравлического оборудования. Для предотвращения или, по крайней мере, минимизации загрязнения (причина примерно 70% отказов гидрооборудования), необходимо, чтобы проводили техобслуживание и управляли этим гидравлическим оборудованием хорошо и правильно обученные работники. Пренебрежение к базовому обучению может иметь катастрофические последствия.

Консистентная смазка

Опытные работники знают, что неправильное применение пластичной смазки наиболее распространенная причина ускоренного износа подшипников, шарниров и сочленений. За исключением редко встречающихся недостатков в конструкции, изготовитель оборудования, как правило, не виноват в поломках. Самое интересное, что большинство отказов, вызванных этой причиной, «запрограммированы» еще до того, как оборудование начнет по-настоящему работать.

Пластичная смазка – сложная смесь, представляющая собой масло (или масла), молекулы которого (-ых) налипают на тончайшие волокна, состоящие из молекул загустителя. Под действием тепла и с течением времени ее свойства могут изменяться. Консистентная смазка не должна храниться больше года и, по возможности, должна находиться в закрытой таре. Ей не следует подвергаться воздействию влаги и тепла. Типичные признаки потери свойств – выделение или разделение масла и загустителя, появление растрескавшейся корочки на поверхности и любые другие изменения внешнего вида или структуры.

Когда смазка хранится вне помещения в бочках, стоящих на днище пробками вверх, на них собирается дождевая вода и снег. Даже если пробки закрыты герметично, вода, в конце концов, неизбежно проникнет в бочку. Поэтому не рекомендуется хранить их под открытым небом, а если помещения для хранения нет, бочки должны находиться в лежачем положении (на боку) с пробкой в положении цифр «3» или «9» на циферблате часов. Если это невозможно, хотя бы наклоните их так, чтобы вода не застаивалась вокруг пробок. Если приняты меры по недопущению проникновения влаги и других загрязняющих веществ в смазку (разумеется, в пределах срока годности), остается только следить, чтобы оборудование смазывалось достаточно часто. К сожалению, нередко работники, выполняющие обслуживание, «забывают» смазать труднодоступные места и именно там, в первую очередь возникают неисправности.

Залог эффективности техобслуживания

Когда нескольких руководителей, отвечающих за техобслуживание машин в фирмах, занимающихся строительством в труднодоступной местности и разработками карьеров, спросили, что, по их мнению, является самым важным для эффективной работы программы техобслуживания, они все ответили одинаково: своевременное проведение обслуживания в полном объеме. Это намного важнее всего остального вместе взятого и, прежде всего, это важно для смазки. По возможности рекомендуется пользоваться программами превентивного ТО, отслеживаемого компьютером. Вне зависимости от того будет ли отслеживать периодичность компьютер, или учет будет вестись старыми методами, руководитель отдела обслуживания тяжелой техники должен следить за полным выполнением программ, поскольку превентивное обслуживание обойдется дешевле ремонта после поломки.

О. Жарков Основные Средства 09'2002 11 января 2005

Комментарии (0)