Российские автокраны: 10 лет истории

О. Зеленский, Председатель советов директоров ОАО «Галичский автокрановый завод» и ОАО «Клинцовский автокрановый завод»

Отечественное краностроение имеет почти 70-летнюю историю. Его рождение обусловлено индустриализацией 30-х годов прошлого века, а интенсивное развитие (появление новых машин и заводов-изготовителей) было вызвано послевоенным восстановлением разрушенного хозяйства.

История отечественных гидравлических автомобильных кранов, как разновидности грузоподъемных машин, насчитывает около 30 лет. Двенадцать последних лет краностроение, именуемое теперь российским, вместе со страной идет тернистым путем к рынку и новым горизонтам. Десять лет этим же путем идет и московская фирма «Кудесник», поставляющая на рынок крановой техники продукцию ОАО «Галичский автокрановый завод» и ОАО «Клинцовский автокрановый завод». За это время фирма накопила большой опыт, собрала и систематизировала статистический материал, позволяющий лучше видеть прошлое и прогнозировать будущее.

Последние 10 лет по динамике изменения отечественных кранов были весьма насыщенными. За это время изменилось многое: техническое исполнение, характеристики и даже облик крана. Так, выпускаемые в России автомобильные краны до 90-х годов имели максимальную грузоподъемность 16 т, а к настоящему времени уже достигнут рубеж 70 т, т.е. четко обозначена тенденция на повышение грузоподъемности. Ее практическая реализация привела к нарушению ранее существовавшего параметрического ряда грузоподъемностей.

Сейчас разработчики при создании новых моделей не обязательно ограничивают грузоподъемность рекомендованным численным значением. Они стараются максимально использовать несущие способности силового остова крана, выполняемого из стандартизированных элементов и поэтому имеющего избыточный запас прочности, и за счет этого получить конкурентные преимущества. Следствием такой политики стал выпуск кранов грузоподъемностью 15, 17, 20, 25, 30, 36, 50 т (размерные группы предусматривают грузоподъемность 16, 25, 40, 63 т и т.д.).

При прочих равных характеристиках покупатель очень часто отдает предпочтение кранам с большей грузоподъемностью. В жизни нередко оказывается, что покупатель ожидаемого выигрыша не получает. Дело в том, что в российской действительности получила распространение пришедшая из-за рубежа практика указывать максимальную грузоподъемность на минимальных вылетах стрелы. С учетом размера грузов, обладающих большой массой, это зачастую невыполнимо. Поэтому при выборе машины правильнее ориентироваться в первую очередь на величину грузового момента, являющегося интегральной характеристикой крана и более точно отражающей его функциональные возможности.

Другим характерным для российского краностроения явлением стало расширение номенклатуры выпускаемых машин. Оно также базируется на ряде исходных посылок. Во-первых, расширение номенклатуры служит одним из главных способов повышения жизнеспособности фирмы: чем больше моделей поставляется на рынок, тем больше групп потребителей ими будет удовлетворено. За этим стоят объемы продаж, размер обслуживаемого сектора рынка и в итоге – благосостояние и устойчивость фирмы.

Во-вторых, модельный ряд расширяется вследствие роста грузоподъемности машин: каждый новый по грузоподъемности кран представляет собой новую модель.

В-третьих, диверсификация краностроения задается работой автозаводов. Всего несколько лет назад из-за их нестабильной работы изготовители кранов монтировали крановые установки едва ли не на любые подходящие по грузоподъемности шасси. Теперь автозаводы все больший акцент делают на придание адресности своей продукции и ориентируют ее на определенные группы потребителей. В результате значительно расширился ассортимент шасси, стали полнее учитываться специфические требования пользователей, в том числе и краностроителей. А имея свободу выбора, крановые заводы тут же поставляют на рынок новые модели машин.

Но все же проблема автомобиля-носителя для краностроителей остается острой. Грузоподъемность шасси, их габариты, разнообразие моделей – все это оставляет желать лучшего, особенно, когда речь заходит о кранах большой грузоподъемности. И здесь хотелось бы видеть более интенсивное встречное движение со стороны автозаводов. Ведь нигде краны на автомобильных шасси не распространены так широко, как в России (в нашей стране более 85% кранов являются автомобильными).

Еще одно направление совершенствования отечественных автокранов – улучшение их технических характеристик, удельных показателей и качества. В последнее десятилетие на рынок России поступает зарубежная техника, и она нередко задает критерии оценки отечественных кранов. Здесь приходится констатировать: к сожалению, отечественное и зарубежное краностроение выступают в разных весовых категориях. Из сопоставления большинства конструктивных, эксплуатационных, а тем более удельных показателей следует, что у нас есть куда развиваться.

Несмотря на это отечественная продукция занимает преобладающий сектор внутреннего рынка. В первую очередь это определяется благоприятным соотношением ее потребительских свойств и стоимости. Кроме того, обозначилась восприимчивость изготовителей кранов к пожеланиям потребителей, и сегодня можно выделить следующие направления работы по совершенствованию российских кранов:

– разработка новых конструктивных схем кранов, их механизмов, систем и отдельных элементов, в том числе на основе использования прогрессивных технических решений, характерных для зарубежного краностроения;

– использование новых, с улучшенными свойствами материалов и качественных комплектующих;

– нормирование требований к точности и надежности отдельных сборочных единиц и крана в целом; достижение заданных параметров при изготовлении кранов;

– повышение качества проектирования;

– совершенствование производственного процесса;

– развитие системы сервиса и снабжения запасными частями.

Раскрывая содержание перечисленных пунктов, следует отметить следующее. Современный кран – это сложная система согласованно работающих устройств, действие которых основывается на достижениях различных областей знания – от механики до электроники. Изготовители кранов подходят к их совершенствованию действительно комплексно и стремятся создать по-настоящему новые машины. Они характеризуются уменьшением удельной массы (массы, приходящейся на тонну грузоподъемности крана); «интеллектуализацией» кранов (насыщение устройствами автоматизации) для достижения большей эксплуатационной безопасности, придания способности адаптироваться к условиям конкретных работ, повышением эргономических и ресурсных показателей.

Непривычным для условий России становится сам термин «изготовленный кран как товар». У россиян, в основной своей массе, представление о товаре классическое – это физический продукт, результат производственной деятельности, выставляемый на продажу. Вместе с тем существует и современное определение товара, подразумевающее «встраивание» обслуживания в физический продукт. В этом случае товар рассматривается как упорядоченная совокупность физического продукта и обслуживания, которое носит интегральный характер и осуществляется на протяжении всего процесса потребления физического продукта. Краностроители знают современное определение продукта и предпринимают первые шаги для того, чтобы его реализовать в действительности.

Таковы в общих чертах тенденции развития российского краностроения за последние 10 лет. Безусловно, каждое предприятие следует этим тенденциям с учетом собственной индивидуальности, соизмеряя их реализацию со своим финансовым положением, имеющимся потенциалом, инвестициями, разрешенностью организационно-правовых вопросов и множеством других жизненных обстоятельств. Опыт ОАО «ГАКЗ» и ОАО «КАЗ» в этом отношении представляется достаточно успешным, а потому ниже приведены примеры практической реализации ими перечисленных тенденций. Учитывая, что в последние годы названные предприятия изготавливают около трети всех российских кранов, их опыт может заслуживать внимания.

ОАО «ГАКЗ» выпускает грузоподъемную технику с 1982 г. Его исходной продукцией были гидравлические автомобильные краны КС-4572 грузоподъемностью 16 т, монтируемые на шасси КамАЗа. Эти машины выпускались 15 лет. За последние 5 лет максимальная грузоподъемность изготавливаемых предприятием кранов более чем удвоилась и составляет сейчас 36 т. Номенклатура кранов «Галичанин» производства ОАО «ГАКЗ» включает в себя одиннадцать моделей:

– краны серии КС-45719 грузоподъемностью 20 т;

– краны серии КС-55713 грузоподъемностью 25 т;

– кран серии КС-55715 грузоподъемностью 30 т;

– кран серии КС-55721 грузоподъемностью 36 т.

Двадцатитонные краны представлены тремя моделями: КС-45719-1 на шасси КамАЗ-53215 (колесная формула 6х4), КС-45719-2 на шасси КрАЗ-65101 (6х4), КС-45719-4 на шасси КамАЗ-53228 (6х6).

Двадцатипятитонные краны представлены шестью моделями: КС-55713-1 на шасси КамАЗ-53215
(КамАЗ-55111, КамАЗ-53229) (6х4), КС-55713-2 на шасси КрАЗ-65101 (6х4), КС-55713-3 на шасси «Урал»-4320 (6х6), КС-55713-4 на шасси КамАЗ-53228 (6х6), КС-55713-5 на шасси КамАЗ-43118 (6х6), КС-55713-6 на шасси МАЗ-65038 (6х4).

Тридцатитонный кран КС-55715 представлен пока одной моделью на шасси КамАЗ-53229.

Все перечисленные модели кранов, за исключением КС-55713-5 и КС-55713-6 – это известные и пользующиеся стабильным спросом машины. За время их изготовления отработана до надлежащего уровня технология, проведен ряд усовершенствований, нацеленных на повышение качества, надежности и удобства эксплуатации. По мнению потребителей, краны «Галичанин» имеют оптимальное сочетание потребительских свойств и стоимости. Модели КС-55713-5 и КС-55713-6 созданы недавно. Их появление обусловлено стремлением более полно удовлетворить запросы разных групп потребителей. Носители крановых установок – вездеход КамАЗ и полюбившийся потребителям МАЗ, надеемся, позволят решить эту задачу. Ожидания тем более оправданы, что крановая установка максимально унифицирована с предшествующими моделями и не породит новых проблем со снабжением запчастями.

Автомобильный кран КС-55721 грузоподъемностью 36 т – тоже новый. Кроме того, что он обладает существенно более высокой, чем предшественники, грузоподъемностью, в его конструкции содержится ряд новых технических решений, достойных того, чтобы на них остановиться подробнее.

Крановая установка смонтирована на шасси автомобиля КамАЗ-6540 (8х4). Применение четырехосного базового шасси позволило распределить осевые нагрузки так, что они не превышают допустимых для дорог общего пользования. Это обстоятельство, а также стандартный дорожный габарит позволяют ему без ограничений пользоваться существующей дорожной сетью.

Отличительной особенностью данной модели является впервые реализованная в отечественном краностроении идея использования дополнительных съемных противовесов. Противовес крана состоит их двух частей: стационарной и съемной. Съемная часть массой 2 т в транспортном положении размещается на неповоротной раме крановой установки между первой и второй осью базового шасси, обеспечивая между последними требуемое распределение нагрузок. В рабочем положении она присоединяется к стационарной, чем достигаются паспортные грузовысотные характеристики. Для установки съемной части противовеса используется специальный механизм, являющийся составной частью крана и исключающий применение дополнительных грузоподъемных средств и людских ресурсов.

Возросшая грузоподъемность крана потребовала применения для изготовления его ответственных узлов металлоконструкции высокопрочных сталей. С одной стороны это позволило достичь гарантированного уровня надежности, с другой – снизить массу и улучшить грузовысотные характеристики.

Четырехсекционная телескопическая стрела длиной 9,6 – 29,1 м обеспечивает компактность и маневренность крана при переездах, обширную зону и большую высоту подъема груза при работе. Для увеличения высоты подъема крюка и размера подстрелового пространства кран может комплектоваться решетчатым гуськом длиной 9 м, крепящимся на оголовке стрелы. В транспортном положении гусек повернут и закреплен сбоку на стреле. Перевод гуська из транспортного положение в рабочее проводится вручную без применения дополнительных грузоподъемных средств.

Возможность телескопирования секций стрелы с грузом на крюке позволяет крану выполнять специальные задания при монтаже, устанавливать грузы в труднодоступных местах, проносить их среди смонтированных конструкций.

На крановой установке применен гидравлический привод с питанием от двух аксиально-поршневых насосов. Отбор мощности на насосы производится от двигателя шасси через коробку передач и коробку отбора мощности. Крановые механизмы имеют индивидуальный привод с независимым управлением и приводятся в действие гидромоторами или гидроцилиндрами. Гидросистема обеспечивает плавное управление всеми механизмами с широким диапазоном регулирования скоростей рабочих операций и возможностью их совмещения.

Безопасную работу крана обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель нагрузки с цифровой индикацией параметров на дисплее в кабине машиниста. Ограничитель нагрузки может работать в режиме координатной защиты крана, имеет встроенный прибор фиксаций характеристик – «черный ящик», встроенный модуль защиты крана от опасного напряжения, обеспечивающий безопасную работу вблизи линий электропередач.

Подвергнуты переработке механизмы грузовой лебедки и поворота платформы – теперь они планетарного типа. В конструкции крана имеются и другие новшества, улучшающие его потребительские свойства.

ОАО «КАЗ» изготавливает автокраны с 1962 г. За первые 28 лет работы завода грузоподъемность изготовляемых кранов увеличилась с 6,3 до 9 т, а за последнее десятилетие она почти удвоилась и составляет сейчас 16 т. Особенно заметно ситуация изменилась после того, как с 2000 г. завод стал работать в тандеме с ОАО «ГАКЗ».

В настоящее время номенклатура кранов «Клинцы» включает в себя семь моделей:

– КС-35719-5, КС-35719-3, КС-35719-7 грузоподъемностью 15 т;

– КС-35710-3-02, КС-35719-5-02, КС-35719-7-02, КС-35719-8-02 грузоподъемностью 16 т.

Пятнадцатитонные крановые установки изготовляются уже третий год и монтируются на шасси МАЗ-5337 (4х2) и «Урал»-5557 (6х6). Начало производства этих машин обусловлено развертыванием сотрудничества с ОАО «ГАКЗ», что позволило перенять опыт производство этих машин, конструкторскую и технологическую документацию на них. К настоящему времени автокраны этих моделей имеют обширную географию распространения не только в России, но и странах ближнего зарубежья.
Шестнадцатитонные краны сравнительно «молодые» – их возраст, в зависимости от модели, не превышает года. Они смонтированы на шасси «Урал»-5557, МАЗ-5337, КамАЗ-43118, КамАЗ-53215.

Даже беглого взгляда на технические характеристики кранов достаточно, чтобы понять: расширение модельного ряда осуществлено для улучшения потребительских свойств кранов (в первую очередь по грузовысотным характеристикам и проходимости) на основе совершенствования конструкции и использования отечественных, современных шасси.

В результате проведения ряда конструкторско-технологических мероприятий обеспечен рост грузоподъемности автокранов.

Основным конструктивным отличием 16-тонных кранов от 15-тонных является трехсекционная телескопическая стрела. Добавление в конструкцию стрелы третьей секции позволило увеличить максимальную высоту подъема крюка более чем на 4 м, а рабочую зону сделать соизмеримой с той, которую имеют 15-тонные краны в случае использования гуська. Думается, что пользователи по достоинству оценят рост технических показателей и повышение удобства эксплуатации, обусловленное исключением переналадки рабочего оборудования при монтаже-демонтаже гуська.

Крановые установки имеют высокую степень унификации. Отличия касаются в основном неповоротной части и обусловлены привязкой установки к конкретному типу шасси. Такой подход позволил снять проблемы многономенклатурности в производстве и снабжения запчастями при эксплуатации машин.

Отдавая предпочтение 16-тонным машинам, завод, тем не менее, продолжает производство кранов КС-35719-5, КС-35719-3 и КС-35719-7 с двухсекционной стрелой. Первые две машины выпускают серийно. Кран КС-35719-7 изготавливается по заказу и монтируется на шасси КамАЗ-43118, имеет аналогичные кранам КС-35719-5 и КС-35719-3 эксплуатационные характеристики. Продолжение производства кранов грузоподъемностью 15 т базируется на том, что далеко не всем потребителям необходимы краны с предельными характеристиками. Люди уже научились считать деньги и приобретают технику так, чтобы полностью использовать ее потенциал – 15 т грузоподъемности и 17 м вылета стрелы – для многих этого вполне достаточно. Стабильный спрос на эти машины – лишнее тому подтверждение.

Отдельный вопрос – выбор шасси под новые модели. Как следует из анализа модельного ряда кранов – это ярко выраженная ориентация на создание кранов высокой проходимости: КС-35719-3 и КС-35719-3-02 на шасси «Урал»-5557 (6х6); КС-35719-7-02 на шасси КамАЗ-43118 (6х6). Такой выбор не случайность, а результат осмысления нашей российской действительности. По официальным данным, полная протяженность автомобильных дорог РФ в 2 раза меньше, чем минимальные потребности экономики. Около 80% дорожной сети – дороги низших категорий, только треть дорог допускает движение транспорта с массой 6 т, 15% сельских населенных пунктов не имеют подъездов с твердым покрытием. Какой вывод следует из такой статистики? Очевидно тот, который сделало руководство ОАО «КАЗ» – расширить производство автокранов на шасси высокой проходимости и стать за счет этого потенциальным поставщиком продукции целым группам людей и даже регионам.

Говоря о проделанной на ОАО «КАЗ» работе, нельзя не упомянуть о том, что изменяется не только продукция, но и сам завод. Например, в этом году введен в строй новый производственный модуль площадью 5 500 м2. Сборка автокранов, изготовление наиболее ответственных узлов перенесены сейчас на новые площади. Размещение в новом модуле оборудования и оснастки в соответствии с ныне реализуемыми технологическими процессами, улучшенные условия работы специалистов, хорошая освещенность – все это составляющие роста качества и объемов производства автокранов «Клинцы». Присутствовавший на открытии нового цеха губернатор Брянской обл. Ю. Лодкин сказал: «Открытие нового цеха – это большой праздник. Праздник не только для заводчан, но и для всей области. Это событие – ответ тем, кто не верит в возрождение нашей промышленности и в потенциал области Брянщины». Добавить к этим словам нечего.

Чуть подробнее хотелось бы остановиться на вопросах сервиса и производства запчастей, как составных частях формирования современного представления о кране-товаре. На заводах утверждена и реализуется соответствующая программа. Запчасти изготавливаются планово, большая номенклатура имеется на складе, другие запчасти изготавливаются по заказу в приемлемые для потребителей сроки. По мере накопления статистических данных складские запасы корректируются.

Серьезные шаги предприняты предприятиями по развертыванию сети сервисных центров. Развивается этот процесс достаточно интенсивно, поэтому есть основания утверждать, что имевшиеся в прошлом изъяны больше пользователям нашей продукции досаждать не будут. В настоящее время система сервисного сопровождения автокранов рассматривается заводами как инструмент товарной политики и обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ. Следовательно, все это всерьез и надолго.

Сотрудники ООО «Кудесник» – это высокопрофессиональные специалисты, обладающие глубокими знаниями в области устройства и эксплуатации автокранов, в области их продаж и предпродажной подготовки. Многие из них являются членами Совета директоров заводов и непосредственно влияют на их техническую политику. В успехах заводов есть и их немалая заслуга. Такое сотрудничество приносит ощутимую взаимную выгоду и уже длительное время осуществляется во благо российского краностроения. Хочется, чтобы так было и впредь.



О. Зеленский, Председатель советов директоров ОАО «Галичский автокрановый завод» и ОАО «Клинцовский автокрановый завод» Основные Средства 08'2002 11 января 2005

Комментарии (0)