Новые машины российского рынка автокранов

О. Зеленский, Председатель Совета директоров ОАО «Галичский автокрановый завод» и ОАО «Клинцовский автокрановый завод»

Оживление в российской экономике ведет к расширению рынков строительных машин в целом и автокранов в частности. При этом Галичский и Клинцовский автокрановые заводы (ОАО «ГАКЗ» и ОАО «КАЗ»), уже почти 2 года работающие в тандеме, сумели укрепить свои позиции на рынке. По итогам 2000 г. они изготовили соответственно более 18 и 5,3% от произведенных в СНГ автокранов, и в прошлом году продолжали наращивать объемы производства. Одновременно предприятия расширяют модельные ряды. Благодаря этому московская торговая фирма «Кудесник», реализующая продукцию обоих заводов, предлагает покупателям постоянно расширяющуюся гамму кранов.

Съёмный противовес, благодаря специальному механизму присоединения к стационарной части, не требует дополнительного грузоподъёмного оборудования

Линейка машин торговой марки «Галичанин» (ОАО «ГАКЗ»), включающая в себя хорошо известные модели КС-45719 (20 т), КС-55713 (25 т) и КС-55715 (30 т), пополнилась новинкой. Это кран КС-55721 грузоподъемностью 36 т. Первые три модели в истекшем году стали еще совершеннее, повысилось их качество, они монтируются практически на всех производимых отечественными автозаводами шасси: КамАЗ-53213, КамАЗ-53215, КамАЗ-53228, КамАЗ-55111, КамАЗ-53229, КамАЗ-43118, «Урал»-4320, КрАЗ-65101.

Автомобильный кран КС-55721 увидел свет только в 2001 г. Кроме того, что он обладает существенно более высокой, чем предшественники, грузоподъемностью, в конструкции крана содержится ряд новых технических решений, достойных того, чтобы на них остановиться подробнее.

Крановая установка смонтирована на шасси КамАЗ-6540 с колесной формулой 8х4. Четырехосное базовое шасси позволило распределить осевые нагрузки так, чтобы они не превышали допустимых для дорог общего пользования. В сочетании со стандартным дорожным габаритом это позволяет без ограничений пользоваться существующей дорожной сетью.

Отличительной особенностью новинки является впервые реализованная в отечественном краностроении идея использования дополнительных съемных противовесов. Противовес крана состоит из двух частей: стационарной и съемной. Съемная часть – массой 2 т, в транспортном положении размещается на неповоротной раме крановой установки между первой и второй осью базового шасси и обеспечивает хорошее распределение нагрузок по осям. Для достижения паспортных грузовысотных характеристик в рабочем положении эта часть противовеса присоединяется к стационарной с помощью специального механизма, являющегося составной частью крана и исключающего применение дополнительных грузоподъемных средств и людских ресурсов.

Возросшая грузоподъемность крана потребовала применения для его ответственных узлов высокопрочных сталей. С одной стороны, это позволило достичь гарантированного уровня надежности, с другой – снизить массу и улучшить грузовысотные характеристики. Они, как показывают расчеты и данные испытаний, на дальних вылетах очень близки к характеристикам 50-тонных кранов других отечественных производителей.

Четырехсекционная телескопическая стрела длиной 9,6 – 29,1 м обеспечивает компактность и маневренность крана при переездах, обширную зону и большую высоту подъема груза при работе. Для увеличения высоты подъема и размера подстрелового пространства кран может комплектоваться решетчатым гуськом длиной 9 м, крепящимся на оголовке стрелы. В транспортном положении гусек повернут и закреплен сбоку на стреле. Перевод гуська из транспортного положения в рабочее производится вручную без применения дополнительных грузоподъемных средств.

Возможность телескопирования секций стрелы с грузом на крюке позволяет крану выполнять специальные задания при монтаже, устанавливать грузы в труднодоступных местах, проносить их среди смонтированных конструкций.

Крановая установка имеет гидравлический привод с питанием от двух аксиально-поршневых насосов. Отбор мощности от двигателя шасси производится через коробку отбора мощности. Крановые механизмы имеют индивидуальный привод с независимым управлением и приводятся в действие гидромоторами или гидроцилиндрами. Гидросистема обеспечивает плавное управление всеми механизмами с широким диапазоном регулирования скоростей рабочих операций и возможностью их совмещения.

Безопасную работу крана обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель нагрузки с цифровой индикацией параметров на дисплее в кабине машиниста. Ограничитель нагрузки может работать в режиме координатной защиты крана, имеет встроенный прибор фиксации характеристик – «черный ящик», и встроенный модуль защиты крана от опасного напряжения, обеспечивающий безопасную работу вблизи линий электропередач.

По сравнению с прежними моделями переработаны механизмы грузовой лебедки и поворота платформы – теперь они планетарного типа. В конструкции крана имеются и другие новшества, улучшающие его потребительские свойства и соответствующие современным тенденциям краностроения.

КС-35719-3

ОАО «КАЗ» (автокраны «Клинцы»), улучшая потребительские свойства своих машин, в первую очередь грузовысотные характеристики и проходимость, пошло на значительное расширение модельного ряда. В него входят КС-35719-5, КС-35719-3 и КС-35719-7 грузоподъемностью 15 т, а также КС-35719-3-02, КС-35719-5-02, КС-35719-7-02, КС-35719-8-02 грузоподъемностью 16 т.

Автомобильный кран КС-35719-5 на шасси МАЗ-5337 выпускается уже давно и в дополнительных представлениях не нуждается. Остальные же модели – это модели 2001 г. Они имеют усовершенствованную конструкцию и монтируются на современные шасси отечественного производства.

Основным конструктивным отличием 16-тонных кранов от 15-тонных является трехсекционная телескопическая стрела. Еще одна секция позволила увеличить максимальную высоту подъема крюка более чем на 4 м, а рабочую зону сделать соизмеримой с той, которую имеют 15-тонные краны, работающие с гуськом. Думается, что пользователи по достоинству оценят возможность избавиться от переналадки рабочего оборудования при монтаже-демонтаже гуська.

Крановые установки имеют высокую степень унификации. Отличия касаются, в основном, неповоротной части и обусловлены привязкой установки к конкретному шасси. Такой подход позволил снять остроту проблемы многономенклатурности в производстве и снабжения запасными частями при эксплуатации машин.

КС-35719-5-02

Отдавая предпочтение 16-тонным машинам, завод, тем не менее, продолжает производство кранов КС-35719-5, КС-35719-3 и КС-35719-7 с двухсекционной стрелой. Первые две машины изготавливаются серийно, а КС-35719-7 – под заказ. Он монтируется на шасси КамАЗ-43118 и имеет характеристики, аналогичные кранам КС-35719-5 и КС-35719-3. Рыночная позиция этих кранов определяется тем, что далеко не всем потребителям необходимы краны с предельными характеристиками. Люди уже научились считать деньги и приобретают технику так, чтобы полностью использовать ее потенциал. Стабильный спрос на эти машины – лишнее тому подтверждение.

Нельзя не заметить, что ОАО «КАЗ» ориентируется на создание кранов высокой проходимости: КС-35719-3 и КС-35719-3-02 на шасси «Урал»-5557 с колесной формулой 6х6; КС-35719-7-02 на шасси КамАЗ-43118, также с колесной формулой 6х6. Это не случайность, а результат осмысления российской действительности. По официальным данным полная протяженность автомобильных дорог Российской Федерации в 2 раза меньше, чем минимальные потребности экономики. Около 80% дорожной сети – дороги низших категорий, только одна треть дорог допускает движение транспорта с массой 6 т, 15% сельских населенных пунктов не имеют подъездов с твердым покрытием. Таким образом, ОАО «КАЗ» становится потенциальным поставщиком продукции целым группам людей и даже регионам.

КС-35719-7-02

Представляя потребителям новые машины, подчеркнем, что одновременно на предприятии не забывают и о качестве продукции. Для его повышения уже к настоящему времени сделано многое. В частности, ведется планомерное обновление парка сварочного оборудования, лаборатории и отдел технического контроля оснащены современными контрольными и диагностическими приборами, ведется поиск стабильных поставщиков качественных комплектующих, осуществлен полный переход к использованию импортных резинотехнических изделий и уплотнений с увеличенным ресурсом работы, ответственные элементы гидросистемы заменены высоконадежными импортными. К сожалению, слово «импортные» при перечислении сделанного приходится повторять часто.

Хочется верить, что уже сегодня соотношение потребительских свойств и стоимости автомобильных кранов «Клинцы» близко к оптимуму. Такой вывод базируется на оценках наших покупателей, фактах их повторного обращения к нам для приобретения машин.

КС-35719-5

В последнее время произошла серьезная трансформация представлений потребителей о товарах, одним из последствий которой стало «встраивание» обслуживания в физический продукт. Теперь товар принято рассматривать как совокупность физического продукта и обслуживания, осуществляемого на протяжении всего срока его эксплуатации. ОАО «КАЗ», как и ОАО «ГАКЗ», принимают такую постановку вопроса и система сервисного сопровождения автокранов рассматривается ими как инструмент товарной политики, обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ. Конкретные шаги в этом направлении не заставят себя долго ждать.

Обращаясь к читателям, хотелось бы сказать, что краны «Галичанин» и «Клинцы» уже снискали себе славу недорогих, удобных в использовании и проверенных временем машин. Мы сделали все, чтобы и новые модели кранов этих торговых марок стали достойным пополнением российского рынка.



О. Зеленский, Председатель Совета директоров ОАО «Галичский автокрановый завод» и ОАО «Клинцовский автокрановый завод» Основные Средства 01'2002 27 декабря 2004

Комментарии (0)