Автокраны в России

Станислав Протасов

Их с полным основанием можно назвать универсальной подъемно-транспортной машиной. Без этих мобильных, и не требующих специально подготовленных площадок и подвода энергии машин не обходятся ни крупные объекты промышленного и жилищного строительства, ни возведение частных дач и гаражей. Понятно, что столь нужную и популярную у строителей технику производят в России многие предприятия. Какие же заводы и что предлагают строителям в нашей стране?

Один из известнейших заводов – ОАО «Автокран» в Иваново. Предприятие производит целую гамму машин «Ивановец», простирающуюся от КС-35714 и КС-35714-2 грузоподъемностью соответственно 16 и 17 т на базе «Урал-5557» до 50-тонного КС-6973А на шасси МЗКТ-6923. Промежуточное положение (грузоподъемность 25 т) в этом ряду занимают КС-45717-1 («Урал-4320-30»), КС-45717А-1 (МАЗ-63038) и КС-45717К-1 (КамАЗ-53229). Все машины оснащены телескопическими стрелами с решетчатыми удлинителями (гуськами) – двухсекционными (КС-35714-2), трехсекционными (КС-45717-1) и четырехсекционными (КС-6973А, с двухсекционным удлинителем). У четырехсекционной телескопической стрелы первая секция выдвигается одним гидроцилиндром, а вторая и третья секции выдвигаются синхронно другим гидроцилиндром и канатным полиспастом.

В Иванове находится еще одно предприятие, «Ивэнергомаш», выпускающее краны СМК-14 (грузоподъемность 14 т) на базе МАЗ-5337 с телескопической двухсекционной стрелой.

Не менее известна продукция «Галичского автокранового завода» из Костромской обл. Автокраны «Галичанин» монтируются на шасси отечественных автомобилей и по грузоподъемности находятся в том же диапазоне, что и ивановские: от 15 т (КС-35719-3 на базе полноприводного «Урал-5557» и КС-35719-4 на базе ЗИЛ-133Г4) до 30 т – ею обладает КС-55715 на шасси КамАЗ-53229. Ряд моделей имеет промежуточную грузоподъемность, например, КС-45719-1 на шасси КамАЗ-53213 (20 т), КС-45721 на шасси «Урал-4320-1914-30» (22,5 т), КС-55713-2 на шасси КрАЗ-65101 (25 т).

Как и все современные российские автокраны, машины «Галичанин» оснащаются двух- и трехсекционными телескопическими стрелами, а также решетчатыми удлинителями и гуськами, которые в транспортном положении либо складываются, либо закрепляются параллельно основной стреле. Привод крановых механизмов – гидравлический, раздельный, от насосов с приводом от двигателя автомобиля. Гидропривод обеспечивает простоту и легкость управления краном, плавность работы механизмов, широкий диапазон рабочих скоростей, позволяет совмещать сразу несколько крановых операций.

Практически все современные автокраны, выпускающиеся в России, оснащаются электронными приборами, обеспечивающими безопасную работу. Это микропроцессорный ограничитель грузоподъемности, позволяющий следить за степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы. Прибор показывает на экране фактическую величину груза на крюке, а также автоматически по заданным координатам ограничивает зону действия крана при работе в стесненных условиях. «Черный ящик» (или телеметрическая память) фиксирует рабочие параметры и степень нагрузки крана в течение всего срока службы.

В Клинцах Брянской обл. находится «Клинцовский автокрановый завод». Его продукция – автокран небольшой (8 т) грузоподъемности КС-2574, который монтируется на шасси ЗИЛ-4331. Кроме того, выпускается 15-тонная модель КС-35719-5 на базе МАЗ-5337. Изготавливаются также автокраны, оснащенные люлькой для работы на высоте и буровой установкой.

В уральском регионе автокраны грузоподъемностью 25 т на шасси КамАЗ и «Урал» изготавливают «Мотовилихинские заводы» (Пермь). Машина КС-5579.3 на шасси повышенной проходимости «Урал-4320» позволяет выполнять крановые операции в условиях бездорожья – на стройках, при прокладке нефте- и газопроводов. Модель КС-5579 на шасси КамАЗ-53213 среди кранов грузоподъемностью 25 т имеет самые малые габариты и массу, самую высокую транспортную скорость и наилучшую маневренность при переездах. Помимо базовой предлагается ее модификация с удлинителем стрелы.

Небольшой завод «Угличмаш» монтирует 14-тонные краны КС-3577-3 и КС-3577-4 на шасси МАЗ-5337. В том же, пользующемся широким спросом диапазоне грузоподъемности, находятся машины, выпускаемые «Ульяновским механическим заводом № 2» и ОАО ГАЗАКС («Камышинский крановый завод»). Это модели МКАТ-20.01 на базе КамАЗ-53213 (или КамАЗ-53229) и МКАТ-20 на шасси КрАЗ-65101 – оба грузоподъемностью 20 т, а также КС-45716-1 («Урал-4320-1912-30», грузоподъемность 22,5 т) и КС-5476 (МЗКТ-8006, грузоподъемность 25 т). Самая большая по грузоподъемности (50 т) модель КС-6476 на базе МЗКТ-6925 оснащается крановой установкой японской фирмы TADANO. Эта компания давно присутствует на российском рынке и успешно сотрудничает с рядом отечественных предприятий, производящих грузоподъемную технику, например, с «Соколом» в Самаре, изготавливающим автокран СКАТ-32 грузоподъемностью 32 т на шасси КрАЗ-65101.

Автокраны малой грузоподъемности – 6,3 и 7 т – экономичные и незаменимые при малых объемах работ, производит предприятие КРАСТ («Ставропольский завод автомобильных кранов»). Это модели КС-2571А и КС-2571Б на шасси соответственно ЗИЛ-431412 и ЗИЛ-433362.

«Завидовский экспериментально-механический завод» (пос. Новозавидовский Тверской обл.) выпускает 20-тонные МТА-160-К на шасси КамАЗ-53213. Также предприятие предлагает автокраны на шасси «Урал», VOLVO, Magirus и других.

Связанная с КамАЗом компания РИАТ занимается производством и доработкой спецавтотехники на базе автомобилей КамАЗ. Быстроходные, мобильные краны компании РИАТ с небольшим сроком перевода кранового оборудования из транспортного состояния в рабочее позволяют в течение смены обслужить несколько объектов. РИАТ предлагает модели КС-5579 (25 т); КС-45719-1 (20 т); КС-45719-4 (20 т); КС-55713-4 (25 т) и КС-55713-5 (25 т).

В ближнем зарубежье также выпускаются автомобильные краны, широко представленные на российском рынке. «Могилевтрансмаш», основанный в 1982 г., является одним из лидеров транспортного машиностроения. Кроме прочей продукции, ежемесячно здесь выпускается до 20 автомобильных гидравлических кранов КС-3579 «Машэка» (так звали легендарного разбойника – местного Робин Гуда) и модернизированного в 2000 г. КС-5479 «Беларусь» грузоподъемностью соответственно 15 и 25 т. На предприятии разрабатывается новый кран повышенной проходимости грузоподъемностью 32 т и с колесной формулой 6х6.

Самое известное и крупное на Украине предприятие, выпускающее автокраны – одесский завод КРАЯН. Эта фирма строит краны высокой грузоподъемности: КС-557Кр (грузоподъемность 30 т, шасси КрАЗ-65101, МАЗ-63035, МАЗ-63038), КС-6571 (40 т, МАЗ-6571-100), КС-6473 (шасси МЗКТ-6925) и КШТ-50.01 (шасси МАЗ-6923) – оба грузоподъемностью 50 т.

«Драгобычский завод автомобильных кранов» (ДЗАК) выпускает модели самой распространенной грузоподъемности: КС-4574А (грузоподъемность 22,5 т, шасси КамАЗ-53213, КрАЗ-65101, КрАЗ-260) и КС-25740-1 (16 т, КамАЗ-65101, КамАЗ-53212, КамАЗ-53213).

На российском рынке присутствуют и ряд известных в мире западных фирм. В основном автокраны западного производства используют иностранные компании, строящие в России по контрактам. Цена западной техники пока слишком высока для массового отечественного потребителя. Реальной возможностью проникнуть на российский рынок для западных фирм является кооперация с российскими предприятиями. Продукция совместного производства значительно дешевле импортной и находит своего покупателя среди наиболее состоятельных отечественных строительных компаний.

Компания LIEBHERR (Германия) выпускает целую гамму кранов LTM грузоподъемностью от 25 до 800 т, смонтированных на колесных шасси – начиная с двух- и заканчивая восьмиосными. Они оборудуются специальными дополнительными грузоподъемными устройствами и комбинированными телескопическими решетчатыми грузовыми стрелами. Машины оснащены электронными системами безопасности, блокирующими работу крана при перегрузках.

Автокраны GROVE (США) также имеют до 8 осей, но их грузоподъемность лежит в диапазоне от 10 до 300 т.
Фирма KRUPP (Германия) выпускает серию автокранов грузоподъемностью от 20 до 800 т. Пример – модель КМК 8350 грузоподъемностью 350 т. При собственной массе 96 т, машина длиной 20 м базируется на восьмиосном шасси автомобильного типа с шестью управляемыми осями и отличается высокой маневренностью – радиус поворота составляет всего 16,5 м.

Давно известна в России японская фирма КАТО, в последнее время появились краны производства компаний BUMAR и MANNESMANN DEMAG (Германия).

Фирма «РРМ» (Германия) производит автокран повышенной проходимости 680АТТ грузоподъемностью 60 т, оснащенный телескопической стрелой длиной 38 м и решетчатым 10-метровым гуськом, который может раздвигаться до 17,5 м. Кран базируется на четырехосном шасси автомобильного типа, имеет привод на 3 оси, все колеса управляемые.

Станислав Протасов Основные Средства 03'2001 17 марта 2005

Комментарии (0)