Подъемно-транспортные машины для работы на грузовых дворах

В. Андреев

Во многих случаях хранить грузы на открытых площадках – грузовых дворах – выгоднее, чем в закрытых помещениях. Экономия достигается за счет резкого снижения затрат на электроэнергию, отопительные, вентиляционные системы здания, а также на сооружение самого здания склада. При правильном выборе оборудования для переработки грузов производительность труда на грузовых дворах может быть не меньшей, чем при операциях внутри зданий складов.

Рис. 1. Вилочный автопогрузчик TD 5212

Для достижения высокой производительности труда подъемно-транспортное оборудование (ПТО) должно соответствовать условиям работы на грузовых дворах. При его выборе следует учитывать поверхность грузового двора. Дорожное покрытие позволяет увеличивать скорость движения погрузочных механизмов и является опорой при выполнении операций штабелирования грузов. Асфальтовое, бетонное либо уплотненное гравийное покрытие способствует исключению необходимости приобретения более дорогостоящих четырехколесных погрузчиков, предназначенных, в основном, для работы внутри складских зданий и пригодных для эксплуатации вне их только на сухом ровном покрытии.

Условия окружающей среды, такие как температура воздуха, осадки, темное время суток требуют наличия дополнительных устройств. Фара, закрытая кабина с подогревателем, стеклоочистители, кондиционер воздуха в кабине, дефростеры обеспечивают возможность эффективной работы водителя в течение всего года. Часто погрузочным устройствам приходится транспортировать грузы и внутри здания склада, и на грузовом дворе, для чего необходимо проезжать через воротные проемы и перемещаться в узких проездах склада. В этих условиях целесообразно использовать погрузчики с телескопическими мачтами или с боковой загрузкой – выгрузкой.

Рис. 2. Спредер TL-20LP

Планировка грузового двора является ключевым элементом эффективности его работы. Наличие прямых сквозных проездов и прямоугольных участков размещения грузов позволяет легче размещать их для хранения и изымать для вывоза. Размещение при этом грузов на укладочных рамах, стеллажах для поддонов либо консольных стеллажах повышает плотность хранения, уменьшает время перемещения ПТО и увеличивает пропускную способность грузового двора. Высота укладки грузов на грузовых дворах обычно ограничивается 6 м для исключения риска повреждения вследствие ветровой нагрузки.

На большинстве грузовых дворов широко применяются вилочные автопогрузчики с погрузкой и разгрузкой в передней части. Они снабжены кабиной для водителя, противовесами, имеют грузоподъемность от 1134 кг до 80 т. При оснащении специализированными приспособлениями они могут перемещать любые грузы, начиная от грузов на поддонах и кончая стальными балками.

На большинстве вилочных автопогрузчиков с передней погрузкой – выгрузкой большой грузоподъемности установлена автоматическая коробка передач. На каждой ведущей оси таких погрузчиков установлены спаренные шины, обеспечивающие дополнительную устойчивость на поворотах. На поверхностях, снабженных покрытием, эти погрузчики развивают скорость до 30 км/ч. Обычно приводной у них бывает одна ось, но, что встречается гораздо реже, для условий работы на неровных поверхностях выпускаются погрузчики с двумя ведущими осями.

Рис. 3. Спредер TL-40HD

Широкий выбор специализированных приспособлений для захвата и крепления грузов делает автопогрузчики с передней погрузкой-выгрузкой универсальным средством перемещения многих видов грузов. Имеются зажимы для бумажных рулонов, бочек, тюков, коробок и т .д., плунжерные штоки для рулонов стальной ленты, стреловые устройства и приспособления для подвески длинномерных и громоздких грузов, таких как трубы, бетонные конструкции. Эти приспособления закрепляются на каретке вил. Сами вилы могут иметь до 12 зубьев, что позволяет им надежно удерживать шлакоблоки, трубы и другие аналогичные изделия. Для штабелирования в три ряда по высоте контейнеров, имеющих размеры по стандартам Международной организации по стандартизации (ISO), автопогрузчики с передней погрузкой-выгрузкой снабжают приспособлениями для удержания контейнеров (рис. 1,2,3).

Некоторые из этих приспособлений могут регулироваться по ширине до 6 или 12 м – размера двух стандартных контейнеров. Высота подъема грузов у них достигает 9 м. Они могут работать внутри складских проездов шириной от 3,6 до 9 м. Некоторые модели снабжены выдвижным грузоподъемником с телескопической стрелой, вылет которой может достигать 7,8 м, обеспечивая укладку и изъятие грузов, доступ к которым затруднен (рис. 4,5).

Вилочные автопогрузчики с передней погрузкой-выгрузкой для ряда случаев применения снабжают двух- и трехсекционной телескопической мачтой (рис.6), позволяющей в сложенном положении проезжать через воротные проемы, под низкими потолками помещений, а при подъеме – перемещать грузы на высоту до 9 м. Грузоподъемность их достигает 52 т.

Рис. 4. Автопогрузчик DC 4160

Для решения специальных транспортных проблем выпускаются автопогрузчики с телескопической мачтой, способной поворачиваться на своем основании, либо погрузчики с поворотными вилами. Они обеспечивают возможность работы погрузчика в узких межстеллажных проездах. Выпускаются погрузчики с выдвигаемой вперед телескопической мачтой для укладки и изъятия грузов в местах, труднодоступных для погрузчиков с вертикальной мачтой. Такие погрузчики имеют длину вылета стрелы до 7,8 м, грузоподъемность до 25 т и высоту подъема груза до 11,28 м. Помимо вилочных захватов они могут оснащаться сменными зажимными приспособлениями, подъемными крюками и грейферами.

Для транспортирования длинномерных грузов выпускаются автопогрузчики с боковой погрузкой-выгрузкой. Они могут работать в узких проездах, которые всего на несколько сантиметров шире погрузчика.

Высота подъема груза на них достигает 4,5 м, максимальная скорость движения 30 км/ч, грузоподъемность для различных модификаций лежит в широких пределах от 4,5 до 45 т. Мачта у такого погрузчика размещается в средней части, вилы направлены в боковую сторону. При движении груз размещается либо на платформе погрузчика, либо по сторонам мачты. Размещение груза на платформе придает погрузчику лучшую устойчивость при движении. На стандартных вилочных захватах может размещаться дополнительная балка с широко расставленными вилами для лучшего захвата длинномерных и гибких грузов. Модели с дизельными двигателями, снабженные пневматическими шинами, имеют грузоподъемность до 45 т, с электрическими двигателями – до 27 т. Взамен мачты на некоторых моделях устанавливают стрелочный кран полноповоротного типа грузоподъемностью до 44 т при грузоподъемности платформы автопогрузчика 46 т.

Рис. 5. Автопогрузчик c телескопической стрелой

Портальные автопогрузчики способны перемещать с высокой устойчивостью весьма крупные по массе и габаритным размерам грузы. Все машины обычно имеют дизельный двигатель и пневматические шины. Они выпускаются в трех основных модификациях: портальные подъемники, портальные погрузчики. При перевозке контейнеров на грузовом дворе водителю обеспечена хорошая круговая обзорность.

Портальные подъемники способны перемещать крупные грузы, в том числе конструктивные элементы зданий и сооружений. Поперечина арки несет рельсовый путь и тельфер. В число приспособлений для подъема входят крюки, грейферные захваты, цепные подвешивающие устройства и магниты. Колесная база может составлять от 4,8 до 21 м, высота подъема груза – до 12 м, позволяя загружать автоприцепы, железнодорожные вагоны и платформы. Наиболее широко используются модели грузоподъемностью 18 и 36 т, однако имеются и такие крупные устройства грузоподъемностью 68 т. Большинство моделей имеют все четыре или восемь ходовых колес, способных поворачиваться на угол до 900 для обеспечения необходимой маневренности.

Портальные погрузчики предназначены для транспортирования и штабелирования грузов на поддонах, рулонов материалов и строительных конструкций. Для штабелирования они взаимодействуют с передвижными кранами, небольшими портальными подъемниками и вилочными автопогрузчиками. Груз размещается в арке погрузчика в подвешенном состоянии на подъемных лапах.

Рис. 6. Контейнероукладчик

Для подъема груза лапы опускаются до покрытия поверхности грузового двора и заводятся под груз, затем они поднимаются вверх вместе с грузом для его перевозки. Погрузчики также оснащаются для подъема и перемещения груза зажимами, грейферами, вилочными захватами и магнитами (для специальных целей). Грузоподъемность портальных погрузчиков составляет от 5,4 до 35 т. Они способны перевозить грузы шириной до 2290 мм со скоростью до 72 км/ч, подъем груза может выполняться на высоту 3,6 м. Стандартным является привод на две оси.

Контейнерные портальные погрузчики предназначены для перевозки контейнеров. Подъемная рама служит для захвата верхней части контейнера под аркой погрузчика, которая может осуществлять подъем на высоту до 7,8 м, обеспечивая возможность укладки контейнеров в двух- и трехрядные штабели. Грузоподъемность этих ПТО достигает 40 т, скорость движения без груза составляет 32 км/ч, управляет их работой один человек.