Автоматический грузчик

А.Суходольский

Грузоподъемные борта в качестве необходимого мероприятия в области автоперевозок нашли широкое применение. Несмотря на неуклонно сокращающееся число допускаемых к эксплуатации автомобилей для грузовых перевозок, оборудование их грузоподъемными бортами непрерывно возрастает.

Обычный вопрос, задаваемый будущему хозяину грузового автомобиля: « С грузоподъемным бортом или без него?», в наше время уже недостаточен. Задачи сбыта и новейшие разработки этих погрузочных приспособлений настолько многосторонни, что следующая далее информация призвана показать изготовителям кузовов и эксплуатационникам их важнейшие варианты.

В ряде случаев специализированные грузоподъемные борта, несмотря на более высокую их стоимость, приносят владельцу автомобиля экономическую выгоду.

При выборе грузоподъемных бортов основными вопросами являются:

1). Какой груз будет перевозить заказчик?

2). Где будет располагаться груз на подъемной платформе во время погрузки-разгрузки?

3). Будут ли перевозиться емкости на колесах, каковы их вес и габариты?

4). Будет ли перевозиться груз на поддонах с ручными подъемными тележками?

5). Будет ли перевозиться груз на поддонах с подъемными электротележками?

6). Будет ли перевозиться решетчатая тара, какова ее максимальная вместимость и габариты?

7). Будут ли перевозиться железнодорожные контейнеры?

Массу груза, который будет поднимать борт, не следует определять предположительно. Точные данные относительно весовых параметров и габаритов грузов повышают в данном случае надежность и безопасность.

В указанный график нагрузки (рис. 1) занесены необходимые данные по нагрузке платформы. Например:

– обслуживающий персонал – 75 кг;

– ручная подъемная тележка – 80 кг;

– деревянный сухой поддон – 25 кг;

– электроподъемная тележка – 180–250 кг.

Высота (длина) платформы выбирается произвольно в соответствии с кузовом автомобиля. Однако, у длинных платформ возникает опасность перегрузки в тех случаях, когда в ходе погрузки не соблюдается соотношение между массой груза и его расположением по длине грузоподъемного борта (см. рис. 1).

Наряду с выбором высоты платформы, которая в некоторых областях применения может закрывать весь кузов, можно подбирать и ее ширину. На рисунках 2, 3 показаны различные варианты, предлагаемые одной из фирм-производителей грузоподъемных бортов.

Собственный вес бортов имеет особое значение. Классические грузоподъемные борта в настоящее время оборудуются преимущественно алюминиевыми платформами или подъемником. Платформы выполняются целиком из алюминия. В приводимой ниже таблице показана существенная разница собственного веса (снаряженный вес с маслом и монтажным материалом) грузового борта в зависимости от материала, из которого он изготовлен.

Эта зависимость очень важна в тех случаях, когда длина конструкции (кузова) на основе требуемого грузового объема должна быть больше, чем обычно предписывается в правилах кузовостроения. В таком случае необходим расчет нагрузки на ось автомобиля.

При перевозках грузов, независящих от температуры, таких как штучные грузы, напитки, предпочтение отдается грузоподъемным бортам, которые закрывают по высоте весь кузов, в результате чего отпадает необходимость наличия двери. В этом случае, по соображениям уменьшения веса, применяется алюминиевая платформа, которая примерно на 120 кг легче стальной. Срок службы соответственно выше.

При перевозках скоропортящихся грузов, таких как свежие пищевые продукты, предпочтение отдается также алюминиевой платформе, наглухо закрывающей кузов. Поскольку внутри прессованного профиля алюминиевой платформы имеются полости, этим достигается определенный изолирующий эффект.

В области рефрижераторных перевозок преимущественно используются алюминиевые грузоподъемные борта полной ширины, 2/3 ширины, 1/2 ширины. Узкие борта оставляют свободный доступ в салон при мелких развозках.

Коэффициент полезной нагрузки у рефрижераторов вследствие тяжелого изолированного кузова, холодильной установки и массивного дверного привода особо неблагоприятный, поэтому чаще используют цельноалюминиевые грузоподъемные борта, удовлетворяющие наряду с преимуществами полезной нагрузки требования строгих гигиенических правил в области пищевой промышленности.

Появившаяся относительно недавно новая категория автомобилей с допустимым полным весом до 3,5 т обретает все большее значение, особенно в городах. Особую роль для этого класса автомобилей играют легкие алюминиевые подъемники, имеющие собственный вес около 150 кг при грузоподъемности до 500 кг. По финансовым соображениям и в интересах снижения веса эти подъемники часто оборудуются платформами, открываемыми и закрываемыми вручную. Необходимое для этого усилие минимально, благодаря действию компенсирующих пневмобаллонов. Большой интерес представляет складной грузоподъемный борт (рис.4).

В нашей стране многие описанные конструкции встретишь не часто, но будущее покажет необходимость использования грузоподъемных бортов, особенно в городах, где ограничено пространство и дорого время погрузки-разгрузки.