Выход из тени

О тенденциях российского рынка автобусов в 2012 г.

Андрей Филиппов
2012 год, как и любой другой, был богат автобусными новинками. На рынок пришли не только новые модели, но и новые марки, и компании-производители. Однако легкий анализ позволяет даже в этом многообразии определить некоторые тенденции, которые еще больше проявились за прошедший год.
 
«Богдан A-20111» на шасси Hyundai HD78
MAN Lions City A26
НефАЗ-5299-37-32
 
ПАЗ «Вектор»
ЛиАЗ-621371
 
 

Главная опасность для российского автопрома – китайские производители. Времена, когда автобусы из Поднебесной были «ведром с гайками», уходят безвозвратно. Вместо множества непонятных компаний на рынке осталась четверка сильнейших (Golden Dragon, Higer, King Long и Yutong), к которой уже присоединился Zhongtong. Причем, как это ни странно звучит, источником опасности теперь являются грамотные менеджеры российских дилеров. Именно они оперативно доносят до китайской стороны требования клиентов, а те с завидной быстротой вносят изменения в конструкцию автобусов.

Второй опасный момент – крупные разовые контракты. Понятно, что они очень прибыльны для заводов, вот только зачастую такие поставки задействуют весь потенциал предприятия, заставляя мелких клиентов обращаться к другим производителям. Характерный пример – вторжение Golden Dragon и MAN в городской сегмент машин большого класса, где всегда правил бал ЛиАЗ. Впереди Олимпиада в Сочи, которая также заберет львиную долю продукции Группы ГАЗ, а ведь обновление парка в других городах это мероприятие не отменит – смогут ли наши заводы удовлетворить запросы всех желающих?

Малый город

Городские автобусы малого класса можно условно разделить на два подвида. Во-первых, это машины, изготовленные по «грузовым» технологиям, когда на доработанное рамное шасси классической компоновки водружается автобусный кузов, а во-вторых – совершенно новая модель с несущим кузовом, не имеющая с грузовиками ничего общего.

Стоит отметить, что оба варианта прекрасно уживаются на наших просторах, ежегодно пополняя свои ряды очередными новинками.

Наиболее удачным проектом года в этом сегменте стоит признать Volgabus-429801 Rhythmix на индийском шасси Ashok-Leyland. С момента начала серийного производства в 2012 г. было выпущено 130 «Ритмиксов», которые разошлись по десятку регионов, включая Москву. Кроме того, были изготовлены опытные образцы автобуса для перевозки школьников все на том же шасси Ashok-Leyland и междугородный вариант на чешском шасси Avia.

Украинский «Богдан A-20111» на шасси Hyundai HD78, по сути, является моделью 2011 г. Но так как на российский рынок машина пришла именно в 2012 г., она имеет полное право на внимание. За год у нас было продано около 80 автобусов. В подавляющем большинстве машины разошлись к перевозчикам Московской и Свердловской областей, хотя единичные поставки были в другие регионы России. А вот его междугородный собрат «Богдан A-20211» так и остался в единственном экземпляре – нет спроса.

К сожалению, пока так и не пошел в серию эффектный представитель перспективного направления автобусов с несущим кузовом Samauto LE6003 из Узбекистана. Премьерный показ машины состоялся в рамках выставки «Автотранс-2012». Тогда новинка привлекла достаточно внимания и отнюдь не праздного интереса, но увы…

Городская классика

Самыми универсальными и потому массовыми на наших маршрутах остаются автобусы большого класса длиной от 9 до 12 м. Это самый «российский» сегмент рынка пассажирских перевозок с сильнейшими игроками – ЛиАЗ, НефАЗ и Volgabus. Составить им конкуренцию до недавнего времени мог, пожалуй, только братский МАЗ, но…

В декабре 2011 г. первым звоночком стала поставка партии новеньких 12-метровых автобусов MAN Lions City LE A78 в Приморский край и Карагандинскую область. Сейчас в России 78 таких автобусов.

Примерно в это же время началась поставка 40 автобусов Golden Dragon XML6125CR для ОАО «Третий парк» в Санкт-Петербурге. Эти 12-метровые машины настолько пришлись по душе питерцам, что было закуплено еще 40 «драконов», и общая численность парка достигла 80 ед.

В конце 2012 г. в Казани прошла презентация нового семейства городских 10,5-метровых автобусов Higer 6109G. Семейство представляет собой автобусы с высокопольной и полунизкопольной компоновками со ступенчатым изменением уровня пола. На выбор клиента предлагаются два типа двигателей, три коробки передач и с десяток различных планировок салона. Учитывая 10%-ный выигрыш в стоимости у МАЗ-103 и 14%-ный у ЛиАЗ-5293, очень заманчивый автобус получается.

Пожалуй, мы отступим немного от размеченных нами же габаритных границ и расскажем еще про одну новинку. Дело в том, что, несмотря на формальное причисление 15-метровых одиночных автобусов к особо большому классу, реальность расставляет несколько иные рамки. Судите сами – требуемое водительское удостоверение категории D, оплата шоферского труда заметно ниже, чем на сочлененных машинах, да и по пассажировместимости проигрыш. К тому же при постановке 15-метровиков на один маршрут с сочлененными машинами они в час пик начинают сразу же ломать график из-за более медленного пассажиро­оборота – всего три двери против четырех у «гармошек».

Итак, 15-метровый трехосный городской автобус MAN Lions City A26. Премьерный показ этой машины состоялся на выставке CityBus-2012. Общая пассажировместимость – 93 человека при 44 посадочных местах. Похоже, единственное, что сдерживает его продвижение на наш рынок, – космический ценник, но… вышеупомянутый MAN Lions City LE A78 тоже по стоимости на 50% дороже отечественных и китайских аналогов, а на наши маршруты попал. Так что судите сами...

Столичные маршруты

Традиционно каждый крупный город стремится иметь в своем парке сочлененную технику. Первую скрипку в приобретении подобных машин, естественно, играют Москва и Санкт-Петербург, но и остальные областные центры стараются не отставать, при первой же возможности приобретая автобусы особо большой вместимости.

Для городов-миллионеров на фестивале «Мир автобусов – 2012» был презентован городской сочлененник MAN Lions City A23. Современная машина с проверенной начинкой от именитых брендов рано или поздно все равно найдет дорогу к покупателям.

Отечественный аналог Volgabus-6271 этот маневр уже совершил. Напомню, что на фестивале «Мир автобусов – 2010» был презентован опытный «Волжанин-6271» на шасси MAN A24 NGxx3F. Тот автобус так и остался в единственном экземпляре, но уже в 2012 г. была создана новая модель Volgabus-6271 на собственном шасси, которая выиграла тендер на поставку в ГУП «Мос­трансавто» партии автобусов. В настоящий момент выпущено несколько десятков этих сочлененников, которые работают не только на маршрутах в г. Химки, но и проходят опытную эксплуатацию в Санкт-Петербурге.

Очень активно в настоящий момент развивается производство автобусов на сжатом газе (метане). Наибольших успехов на этом поприще достиг ЛиАЗ. В августе 2012 г. 11-й автобусный парк Москвы получил партию из 49 сочлененных автобусов ЛиАЗ-621371, работающих на метане.

Короткий межгород и дальний пригород

Тонкая грань между ближним межгородом и дальним пригородом всегда ставит перевозчиков в неловкое положение. Вроде и недалеко, а обычную городскую машину с жесткими сиденьями не отправишь – некомфортно. В то же время и полноценного «Туриста» жалко гробить на внутри­областных дорогах, причем не используя всех его возможностей даже на 50%. Вот и появляются на свет мини-«Туристы» длиной до 9 м, сочетающие в себе комфорт, маневренность, невысокую стоимость.

Так, в прошлом году на рынке появились две новые модели – Higer KLQ6826GQ и Higer KLQ6928Q. Машины, пройдя курс серьезной адаптации под пожелания потребителей, призваны были заменить очень нелюбимый пассажирами и настолько же популярный у перевозчиков Higer KLQ6885Q (с 2008 г. продано 190 ед.). Однако до введения в России эконорм Euro 4 клиенты охотнее брали более дешевую старую модель с Euro 3. Зато теперь новинкам открыты все дороги, и, похоже, ситуация скоро изменится.

Отечественный автопром ответил на запросы рынка появлением VIP-комплектации ПА-320412 – ПАЗ «Вектор». Машины, отличающиеся от собратьев современным дизайном и серьезно модернизированным интерьером, легко могут составить конкуренцию на маршрутах китайской технике.

Дальнобой

Флагманы дорог всегда привлекают внимание размерами, дизайном и комфортом. И это самый разнообразный по цене и качеству сегмент рынка. В зависимости от протяженности маршрутов, их направлений и финансовых возможностей клиента по «упакованности» автобусы могут различаться, как небо и земля.

НефАЗ-5299-37-32 – самый простой вариант создания междугородной машины. С небольшими внутренними доработками автобус уже пережил несколько фейслифтингов, заметно меняющих его внешность. Впрочем, «подтяжка лица» уже не в силах скрывать возраст автобуса, и вот-вот НефАЗу понадобится новая модель.

ГолАЗ-525110 «Вояж» на шведском шасси Scania изначально проектировался для междугородных маршрутов. Затянувшийся процесс адаптации пришел к логическому завершению в 2012 г., и сейчас уже несколько десятков «Вояжей» работают на маршрутах различных областей.

Zong Tong LCK6127H ComPass – китайский взгляд на то, как должен выглядеть универсальный автобус, способный работать как на межобластных перевозках, так и в качестве туристской машины для дальних вояжей.

Ну, и конечно же демонстрация европейского подхода к осуществлению пассажирских перевозок – Автоколонна 1417 в г. Коломна Московской области. Именно ее Setra и MAN внушают уважение на подмосковных трассах и вселяют веру в то, что при грамотном руководителе даже государственные предприятия способны перевозить пассажиров с комфортом. Недаром большинство самых ярких премьер и презентаций пассажирской техники проходит именно в рамках фестиваля «Мир автобусов» на территории автоколонны.

Еще об одной характерной особенности российского рынка пассажирских перевозок – автобусах особо малой вместимости, именуемых в народе маршрутками, мы поговорим в другой раз. Единственное, что необходимо отметить, в 2012 г. явственно проявилось стремление российских «кузовных ателье» поменять саму концепцию микроавтобуса. Перейдя от производства «фургонбусов» к кузовам собственной разработки с использованием только агрегатной базы импортных фургонов, крупные производители хотят перевести даже перевозки в сегменте маршруток на более цивилизованный уровень.