BUSWORLD 2009

Андрей Михайлов
«Электрический» Ankai из Китая
«Электрический» Ankai из Китая
Силовая схема гибрида Solaris Urbino
Силовая схема гибрида Solaris Urbino
Специально к выставке МАЗ собрал новую «гармошку» 205
Специально к выставке МАЗ собрал новую «гармошку» 205
Рабочее место водителя в новом Van Hool Astronef
Рабочее место водителя в новом Van Hool Astronef
Роскошный интерьер Neoplan Individual
Роскошный интерьер Neoplan Individual
Необычный облик городского Castrosua Tempus ...
Необычный облик городского Castrosua Tempus ...
... и его интерьер
... и его интерьер
Английский гибрид – Optare  Solo EEV
Английский гибрид – Optare Solo EEV
Новый лайнер Scania Touring родом из…Китая
Новый лайнер Scania Touring родом из…Китая
Компоновка салона городского VDL Citea
Компоновка салона городского VDL Citea
Новый массовый класс городских 9-метровых автобусов
Новый массовый класс городских 9-метровых автобусов
Победитель конкурса «Coach 2010» Mercedes-Benz Travego
Победитель конкурса «Coach 2010» Mercedes-Benz Travego

Как обычно по нечетным годам, в бельгийском городке Кортрейк прошла юбилейная, двадцатая Европейская выставка пассажирского транспорта. В ней участвовали 389 компаний из 34 стран, из них 70 производителей. А посетили ее более 28 тысяч человек. Так что мировой кризис на европейский рынок автобусов повлиял не сильно, во всяком случае, пока.

Впрочем, это утверждение относится только к количественным показателям. А вот качественные данные иные. Отчетливо прослеживается основная тенденция в автобусостроении – экономия. Абсолютных новинок на выставке практически не было, а главными «шоу-стопперами» почти на всех стендах стали «гибридные» варианты уже известных моделей. Причем главная роль в Кортрейке досталась не только отлично известным фирмам, но и экзотическим.

Именно так на последней выставке выглядит расстановка сил у «грандов», потому что один из больших автобусных концернов Европы – Irisbus вообще отказался от участия в ней. Вероятно, в условиях кризиса ни один филиал – а в него входят автобусные марки IVECO, Renault, Karosa и Ikarus – ничего нового не подготовил.

Титул «Coach of the Year 2010» в этот раз достался обновленной модели Travego от Mercedes-Benz, хотя действительно новым ни он, ни его «собратья» из EvoBus похвастать не могли. Основные достоинства победителя – это поведение на дороге и безопасность. В переднюю часть автобуса встроен каркас Front Collision Guard (FCG), спасающий пассажиров и водителя при фронтальном ударе, среди опций – видеокамера, следящая за разметкой, автоматический круиз-контроль АСС, датчик дождя. На выставке были показаны и гибридные модели городских Citaro: газовый G BlueTec Hybrid и FuelCELL Hybrid на солнечных батареях. Примерно так же выглядела и экспозиция Setra – обновленные версии Multi- и ComfortClass’a, напичканные новейшими системами безопасности.

Немецкий NeoMAN продолжает делать ставку на чистые технологии. Упор – на собственную «МАNовскую» разработку Pure Diesel, которая обеспечивает максимально чистый выхлоп, соответствующий как Euro 5, так и специальному европейскому стандарту EEV (Enhanced Environment friendly Vehicle). В технологии участвуют собственные разработки: CRTec – фильтр и катализатор PM-KAT. Спектр оснащенных ими двигателей весьма широкий – от D08 (290 л.с.) на модели Lion’s City LE до самого мощного D26 CR (505 л.с.), который предлагается для супер-флагмана Starliner. А сам флагман, как и его «младший брат» Cityliner, получил обновленное и, разумеется, еще более удобное и эргономичное рабочее место водителя.

Также Neoplan теперь предлагает новую линию комплектации Individual с расширенными опциями отделки.

Не обошлось у NeoMAN и без собственного видения гибридного автобуса – им был MAN CityHybrid. Как и у аналогов, в качестве альтернативного источника энергии использованы литий-ионные аккумуляторы. Вместе с основными компонентами систем управления электрической части привода они вынесены на крышу автобуса, а сверху накрыты общей крышей. Силовая установка автобуса состоит из 6-цилиндрового дизеля MAN D08 EEV CRTec мощностью 186 кВт и синхронного генератора PSM мощностью 145 кВт, который может приводиться в движение либо от двигателя, либо от аккумуляторных батарей. Энергия генератора передается на два асинхронных двигателя мощностью 75 кВт каждый, установленных в заднем мосту.

Единственной, действительно новой моделью от крупных производителей стоит признать туристскую Scania Touring. Автобус длиной 12 м рассчитан в представленной версии на 49 пассажиров и оснащен 13-литровым двигателем мощностью 440 л.с. и автоматической коробкой передач OptiCruise. Отличительной особенностью новинки была надпись по борту: «In cooperation with Higer company». Новый автобус будут производить на заводе китайской компании в пригороде Шанхая. На взятых в аренду площадях Scania смонтировала сборочное производство, она же поставляет шасси и основные кузовные детали. То есть речь идет о снижении затрат в производстве. В результате у фирмы появляется вполне качественная модель по конкурентоспособной цене (в заявленной комплектации – менее 200 тыс. евро). В условиях кризиса Scania Touring может существенно изменить расстановку сил на рынке туристских машин.

Как уже сказано, большинство новинок выставки составляли гибридные аналоги хорошо известных моделей, причем широта их применения зависит от основного рынка соответствующей компании. Так, у бельгийской Van Hool в программе уже восемь семейств автобусов, использующих альтернативные источники энергии. Все они производятся серийно и в приличных количествах. Например, дебютировавшее на прошлом Кортрейке семейство междугородных низкопольников А360Н в количестве 104 машин уже продано в родной Бельгии, как и 79 трехосных автобусов А330, разработанных для США, но продаваемых и в Европе. Их особенностью является двигатель Cummins, работающий на водородном топливе.

Свои решения в области гибридизации привода пассажирского транспорта демонстрировали как известные фирмы, так и малознакомые. Свой гибрид городской серии Urbino на компонентах Eaton показал успешный в продажах польский Solaris. А турецкая Temsa, активно «хозяйничающая» в Германии и Франции, специально к выставке подготовила дебют гибридной версии «горожанина» Avenue. Свои гибриды имелись на стендах шведской Volvo, голландской VDL, итальянской Breda Menarini и английской Optare. Кстати, у последней свое оригинальное видение транспорта такого типа. Городской автобус малого класса Optare Eco Drive выпускают в шести версиях по длине (от 7 до 10 м) и пассажировместимости. Его дизельный двигатель Cummins 250hp ISBE (Euro 5) может работать как на обычном дизельном топливе, так и на биометане и рапсовом масле. В качестве альтернативного источника использовано 6 никель-металлогидридных батарей Panasonic.

Самым, пожалуй, необычным внешне следует признать городской Tempus от неизвестного у нас испанского производителя Castrosua. Не случайно эта машина получила титул «Bus of the Year’2009» и национальную премию «Award for Design’2009» в своей стране. Десятиметровая машина, в конструкции которой широко применены пластик и легкие сплавы, рассчитана на перевозку 57 пассажиров, из которых 17 могут разместиться на сиденьях. Интересна планировка салона: несколько двухместных сидений размещено по кругу лицом к центру салона у средней, очень широкой двустворчатой входной двери. Еще одна передняя дверь предназначена для пассажиров, оплачивающих проезд у водителя. Силовая установка автобуса состоит из многотопливного дизеля и асинхронного генератора, который приводит в движение тяговый мотор заднего моста. Кроме дизельного двигателя генератор приводится в движение от литий-ионной батареи. Гибридная силовая установка обеспечивает автономность хода до 300 км при средней скорости 45...50 км/ч. Эти автобусы уже второй год работают в Мадриде, Малаге, Барселоне и Севилье.

Были на выставке и обычные машины. Поскольку в целом автобусостроение довольно консервативно (да и какие кардинальные изменения могут здесь произойти за два года!), ничего особо революционного на стендах замечено не было. Тем не менее ряд компаний привезли свои новые модели. Отрадно, что среди них были и производители из стран СНГ.

«Волжанин» из-за кризиса в Кортрейк в этот раз не приехал, зато здесь был уже традиционный стенд автобусного филиала Минского автозавода. Минчане специально к BUSWORLD приготовили новейшую разработку – сочлененный городской МАЗ-205, самый длинный среди пассажирских МАЗов (его длина – 18,75 м, ширина – 2,55 м). При полной загрузке он способен перевезти 175 пассажиров (при этом 39 мест – для сидения). «205-й» явно ориентирован на импортный рынок – оснащен дизелем Mercedes уровня Euro 5, автоматической коробкой передач ZF и портальными мостами. Автобус оборудован всем необходимым для проезда людей с ограниченными физическими возможностями – есть откидная рампа, мягкая спинка в салоне автобуса. По многим элементам автобус МАЗ-205 унифицирован с другими машинами моделей 203 и 206, достаточно хорошо знакомыми потребителям, в том числе зарубежным.

Из других «братских» производителей стоит упомянуть и украинский ЛАЗ. Некогда один из крупнейших производителей автобусов Европы, теперь он находится на грани банкротства. Неудивительно, что на его стенде выставили две давно не новые модели – городскую и туристскую. О количестве уже проданных машин представители фирмы ничего не сообщили.

Азиатские производители в отличие от «наших» крайне агрессивно стремятся попасть на европейский рынок. Разумеется, они не могли упустить возможность показать себя в Кортрейке. Традиционно очень активны турецкие компании. В этот раз их было четыре: помимо Temsa целые линейки машин показали Otokar, BMC и Isuzu Anadolu. Причем каждая из них предлагает весьма широкие программы, от малых городских (Otokar Centro, 19 пассажиров) до вполне полноразмерных (BMC Procity, 97 пассажиров). Все они построены на агрегатах европейских производителей, но со своими кузовами и стилем.

Ситуация у турок, несмотря на кризис, далеко не плоха. У национального автобусного лидера – Temsa 2009 г. был вполне успешным. Помимо только что проведенного ребрендинга вдобавок к удачным туристским сериям Opalin, Safari и Diamond добавились городской низкопольный Avenue (причем есть как гибридная версия, так и газовая) и обновленный пригородный Tourmalin. Да и успех открытого филиала в Египте подтверждает передовые позиции фирмы.

Говоря об азиатских производителях, стоит заметить, что своего натиска не ослабляют и китайские автобусные фирмы, хотя по-прежнему без особого результата – их продажи в Европе остаются единичными. Тем не менее они стараются идти в ногу со временем. Так, Ankai показал свое видение гибридного автобуса, а точнее, электромобиля, судя по схеме на борту. Как и Yutong, который готовит вполне полноценный гибрид с импортным приводом (правда, в этом случае «живой» экспонат заменял красочный стенд).

Несмотря на изобилие малых фирм и экзотических марок, основной тон задают по-прежнему хорошо известные в Европе специализированные компании. Их экспозиции отчетливо демонстрируют основные тенденции. Об экономии средств мы уже говорили. А раз так, производителям остается расширять номенклатуру изделий в своих типовых семействах. Характерным примером тому мог служить стенд объединения VDL. Это объединение пяти некогда независимых европейских производителей – Bova, Berckhof, Jockheere, автобусного филиала DAF и Kusters. Принципиальной новинкой у них была лишь одна модель.

Новинка прошлой выставки – городской 12-метровый низкопольник Citea теперь дебютировал в кузовах с тремя вариантами по длине: 12,9 и 13,7 м в двухосном варианте и 14,5 м при трех осях. Типичный европейский «горожанин» на стандартных агрегатах: двигатели, естественно, DAF (Euro 5, 250…360 л.с.), мосты ZF и автоматические коробки передач Voith Diva. Вместимость – от 69 человек у первой версии до 80 у третьей. Такое разнообразие размеров типично, это позволяет фирмам найти своего конкретного заказчика среди многих.

В сегменте туристских машин такое же спокойствие. Полноценной новинкой следует считать новую модель Astronef от Van Hool. Машину высотой 3,73 м будут выпускать в двух вариантах по длине – 13,2 и 14, 04 (!) м. Принципиальным отличием от уже существующих семейств Alicron, Acron, Astron, Altano и Astromega (28 разных машин) является поднимающийся амфитеатром пол в салоне. В зависимости от класса исполнения пассажировместимость составляет 60…64 человека.

Еще одно отличие видно в классе малых автобусов – их обилие подтверждало новейшую тенденцию в пассажироперевозках. Все большее число европейских транспортных компаний предпочитают заказывать для городских маршрутов мидибусы длиной до 11 м. Это связано с теснотой старинных улочек городов, по которым таким машинам гораздо удобней перемещаться.

Не случайно такого класса машины показали не только турецкие фирмы, где «маршрутки» давно популярны, но и десятки вполне европейских, наподобие Breda и Indcar.

***

Очередной автобусный смотр в Кортрейке показал, что автобусная отрасль меньше подвержена колебаниям рынка по сравнению с грузовой. В удачные годы нет взрывного роста, зато в кризис продажи не обрушиваются. И это неудивительно, учитывая социальную ответственность властей в Европе, ведь абсолютное число покупателей городских и пригородных автобусов – это коммуны и муниципалитеты, и выделять средства на обновление парка они будут при любых конъюнктурных условиях. Производителю важно уметь предложить клиенту лишь качественный и подходящий товар.