Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
Крановые стрелы
В поисках компромисса
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
О выборе гидромолота
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460

С берегов Волги в океан мирового рынка

А. Трохачёв, фото автора и В.Васильева

Такого бурного развития не знал еще ни один автобусный завод в России. Менее 14 лет назад было создано автобусное производство ВАП «Волжанин», и всего 8 лет назад оно приступило к выпуску собственной продукции. Среднегодовой рост производства с 2004-го по 2007 г. составил 40%. В следующем году завод приступает к созданию газо- и дизель-электрических автобусов, а недавно было объявлено о планах производства двухэтажных лайнеров.

Осенью прошлого года на автосалоне IAA в Ганновере я с удивлением обнаружил стенд Volga Bus, где демонстрировался российский автобус с очень знакомой эмблемой. На крупнейшей выставке коммерческих транспортных средств «Волжанин» представил революционный для России низкопольный городской автобус с кузовом из алюминиевого сплава «СитиРитм-12». Volga Bus – своего рода экспортная визитка российского производителя. Под этим брендом объединились несколько компаний, занятых разными направлениями бизнеса – от развития производства до сервиса. И резон в таком подходе очевиден: компания активно ищет пути выхода на европейский рынок. Первые шаги в этом направлении обнадеживают: несколько машин уже проходят контрольную эксплуатацию в Дрездене и Гамбурге. Ведутся переговоры и с транспортниками Италии. Быть может, вскоре автобусы «Волжанин» будут не только участвовать, но и побеждать в тендерах на поставку техники европейским перевозчикам.

Этот год в истории предприятия особенный – завод перешел от стапельной сборки к линейной. Теперь здесь есть свой ЦУП – центр управления производством, и в городе Волжском автобусы собирают точно так, как, например, в немецком Мангейме, на родине пассажирских лайнеров Mercedes-Benz. В 2007 г. «Волжанин» наладил производство шасси собственной конструкции, а до этого использовал шведскую платформу марки Scania. Кстати, она неплохо зарекомендовала себя, например, на 15-метровой модели 6270. По ней нареканий у московских транспортников не было.

Малогабаритный «Волжанин-3290» «работает» служебным и школьным автобусом

Почему у московских? Да потому, что именно в столице эксплуатируется самое большое число автобусов «Волжанин». Долгих 5 лет эти машины ежедневно доказывали, что готовы «закрыть» самые напряженные маршруты. И дорогого стоят слова столичных чиновников о партнерстве с заводом по реализации масштабного проекта – заменить существующий транспорт экологически чистым.

Уже в следующем году завод планирует начать производство моделей с электрическими и гибридными двигателями. Неудивительно, что новой 15-метровой машиной «СитиРитм-15» всерьез заинтересовались столичные власти. Напомню: в конце 2006 г. в Москву были отправлены 50 предшественников новинки, модели с индексом 6270. Заказ на них пришел в конце октября, а спустя всего два месяца эти «длинномеры» вышли работать на московские маршруты. Это стало возможным благодаря проведенной модернизации сборочных линий. Теперь «Волжанин» рассчитывает на новый виток сотрудничества с Мосгортрансом и пришлет в столицу в ближайшее время десятки автобусов этого года выпуска.

«СитиРитм-12» – первый российский автобус с кузовом из алюминия

В середине лета волжские машиностроители пригласили журналистов на экскурсию по модернизированным цехам завода и презентацию низкопольного трехосного автобуса с кузовом из алюминиевого сплава «СитиРитм-15». Если бы такого приглашения не было, мы бы и сами напросились в гости. «Волжане» под руководством главного конструктора Олега Ковальчука продемонстрировали работу новой системы линейной сборки, познакомили с возможностями лазерного комплекса, рассказали об особенностях алюминиевого кузова и организовали посещение святая святых предприятия – дизайн-бюро. Из разговора с ведущим дизайнером предприятия Вячеславом Маховым я узнал много интересного, и мне удалось увидеть цветные эскизы перспективного туристского лайнера «Дельфин».

А затем был круглый стол, куда представители «Волжанина» не побоялись пригласить потребителей своей продукции. На многочисленные вопросы отвечали начальник производственно-технического отдела волжской автоколонны № 1732 С. Храмов и водитель этой самой большой на юге России автоколонны А. Лунёв. Своим мнением поделилась Е. Мезина, представитель дистрибьюторского центра «Волжанин», отвечающего за продажи автобусов в Москве и области. Немало технической информации предоставил главный конструктор ООО «ВП «Инжиниринг» Виктор Князев. На деловом обеде с руководством инвестиционно-промышленной группы Volga Bus, созданной в начале года, обсуждались вопросы стратегического развития.

Площадка готовой продукции

Свои комментарии дали президент холдинга Алексей Бакулин и вице-президент по инвестиционной политике Александр Свитачёв. Речь шла об открытии новых сборочных площадок, лизинговых схемах, программах обновления автобусного парка страны и перспективных проектах по созданию пассажирских машин с газовыми, гибридными и электрическими двигателями. Производственники говорили о том, что вместо «85-й» модели нужен «межгород» и что Европа предпочитает брать двухдверные автобусы с формулой 2–2–0, а в России востребованы в основном трехдверные с формулой 2–2–2. Активно обсуждалась проблема обеспечения транспортников запчастями в регионах.

Отдельный пункт обсуждения – «СитиРитм-15». Вала покупателей на автобус пока нет, и в связи с загруженностью производства срок заказа составляет 4 месяца. Однако производство модернизируют, линии освобождаются, и этот срок будет сокращаться. Нет тайн и в отношении цены новинки. По сравнению с аналогами со стальным кузовом алюминиевый «СитиРитм-15» чуть дороже отечественных конкурентов, разница примерно 3...5%, но это разумная плата за идеальный баланс цены и качества. А в сравнении со Scania OmniLink с алюминиевым кузовом «Волжанин» примерно на 30% дешевле. Была озвучена и цена автобуса малого класса «Волжанин-3290» в дистрибьюторском центре: 1 131 000 руб.

На линии – «Волжанин-5270»

Приятно было услышать, что завод по заказу транспортного оператора из Гамбурга приступил к сборке автобусов стандарта Euro 4, а еще больший интерес вызвали сведения об увеличении производственных мощностей в Кабардино-Балкарии. В регионе с населением около 1 млн. человек за 2 года на заводе будет создано 500 рабочих мест. Отбор кандидатов сейчас проводится по конкурсу 3 человека на одну вакансию. Для старта производства уже обучены и прошли профессиональную подготовку 30 специалистов. Деятельность предприятия начнется с выпуска модели 5270. Собранные машины пойдут в Сургут и Екатеринбург. Первые экземпляры выйдут из ворот предприятия в сентябре, и до конца года будет выпущено 60 городских автобусов.

Бизнесменов волнует, что пока не охвачены бывшие республики СССР Азербайджан, Армения, Грузия, где есть внушительный потенциал для поставок городских, пригородных и междугородных автобусов. При этом руководство холдинга отдает себе отчет в том, что и в России наступил период бурного реформирования пассажирских перевозок. Для большинства автобусных парков покупка новых машин – серьезный, ответственный шаг. Клиенты готовы вкладывать деньги только в качественные автобусы, обеспеченные хорошим сервисом, и потому «Волжанин» уделяет пристальное внимание не только эксплуатационным характеристикам машин, но и стремится максимально облегчить обслуживание, активно расширяя при этом сеть сервисных центров.

В свете того, что Сочи станет столицей Зимних Олимпийских игр 2014 г., большой потенциал видится в обновлении и пополнении парка Южного федерального округа, на перспективу это постройка автобусов с электродвигателем. Заказчики на такую технику есть в Германии и России.

На транспортников Евросоюза нацелена и перспективная разработка – городской двухэтажный автобус. Кого в качестве потенциального клиента держат в уме «волжане», пока не разглашается. Вообще, у «Волжанина» планов громадье. Зная членов команды, можно не сомневаться в том, что намеченное они выполнят.

А. Трохачёв, фото автора и В.Васильева Основные Средства 09'2007 11 марта 2008

Комментарии (0)