Парад новинок

Автобус «НЕМАН-3231», напоминающий Dong Feng

Белорусский «Опытный завод «Неман» (г. Лида, Гродненская обл.) выпускает городские и пригородные автобусы марки «Неман» с 2001 г. На предприятии налажена полная сборка, включая изготовление кузова, агрегатных узлов и деталей интерьера пассажирских машин.

Белоруссия в несколько раз меньше по численности населения и территории, чем Россия, но автобусы, выпускаемые на ее предприятиях, относятся исключительно к машинам средней, большой и особо большой вместимости. Чтобы как-то устранить пробел в «малом классе», гродненцы занялись разработкой маршрутки. В настоящее время первый собранный опытный образец автобуса «Неман-3231» проходит испытания.

Белорусы не стали искать свой оригинальный путь, а повторили схему некоторых автопроизводителей из бывшего СССР, которые приобретают шасси или целые машинокомплекты у азиатских компаний в надежде сэкономить и получить приемлемое качество. Новинка собрана на шасси китайской фирмы Dong Feng (работающей по лицензии компании Nissan). Рядный четырехцилиндровый турбодизель CY4102BZQ объемом 3,9 л и мощностью 120 л.с. агрегатируется с механической пятиступенчатой коробкой передач EQ1060. На малом «Немане» рулевое управление – с гидроусилителем, а тормоза – с пневмоприводом и АБС.

Несущий кузов новинки вагонного типа с передним размещением силового агрегата облицован стальным оцинкованным листом, панели передней и задней масок сплошные стеклопластиковые. Передняя и задняя подвески зависимые рессорные, с двумя телескопическими амортизаторами двустороннего действия.

Общая пассажировместимость автобуса «Неман-3231» – 35 человек, мест для сидения только 16. Полная масса машины – 6300 кг. Максимальная скорость лидского автобуса – 80 км/ч.

Пригородный «москвич»

На столичном автозаводе АМО ЗИЛ создан экспериментальный образец автобуса для пригородного сообщения. Кузов «москвича» изготовили турецкие машиностроители – за последние десятилетия они накопили солидный опыт в этой сфере. Внешняя архитектура кузова, выполненного из штампованных панелей, не является дизайнерской находкой, но достаточно неплохо смотрится. К эстетическим достоинствам нового образца можно отнести значительную площадь остекления и сбалансированность внешних форм. В широкий передний бампер удачно вписались круглые основные и дополнительные фары. Аналогичная конфигурация и у задней светотехники, размещенной по вертикали.

Базовое шасси одной из модификаций малотоннажного грузовика «Бычок» с удлиненной до 4250 мм колесной базой и оцинкованный кузов вагонной компоновки дали возможность комфортно разместить на удобных сиденьях с высокими спинками 28 человек. Удобство входа в салон и выхода обеспечивают две широкие одностворчатые двери поворотного типа и низкое за счет применения 16-дюймовых колес расположение пола над дорогой.

Управление облегчают гидроусилитель рулевого управления, большие по размерам ветровые стекла и наружные зеркала заднего вида с электрообогревом, изменяемое по углу наклона рулевое колесо, водительское сиденье на индивидуальной подвеске со спинкой, регулируемой по высоте и углу наклона. Благоприятное впечатление оставляет внутреннее освещение салона и его отделка с использованием добротных материалов.

Турбодизель ММЗ Д-245.9Е2 (Euro 2) мощностью 136 л.с. компактно разместился между сиденьями водителя и переднего пассажира. Для обслуживания двигателя в верхней части моторного отсека есть съемная крышка. Пуск облегчает электрофакельный жидкостный подогреватель ПЖД-8. Трансмиссия состоит из механической пятиступенчатой коробки передач и одноступенчатого гипоидного ведущего моста. Спереди установлены дисковые тормозные механизмы, сзади – барабанные. Автобус оснащен АБС тормозов и нейтрализатором отработавших газов. Плавность хода повышает подвеска передней неразрезной балки с помощью малолистовых рессор.

Полная масса машины не превышает 7 т, радиус поворота – 8 м. Модель при определенных доработках можно использовать не только на пригородных, но и на междугородных маршрутах.

Троллейбус «БелКоммунМаш-321», пожалуй, лучший в СНГ

Минское предприятие «БелКоммунМаш», специализирующееся на выпуске пассажирского электротранспорта, модернизировало свой массовый низкопольный трехдверный троллейбус модели 32102. Новая машина комплектуется транзисторной системой управления тяговым электродвигателем переменного тока. Это даст возможность экономить до 35% энергии по сравнению с троллейбусами, оборудованными контакторно-резисторной системой управления.

На новом троллейбусе заменена наружная светотехника, установлен кондиционер, зеркала наружного наблюдения с электроприводом. Улучшился комфорт рабочего места водителя. Для удобства пассажиров, детей, пожилых людей и инвалидов предусмотрены устройство понижения уровня пола со стороны входа в салон и пандус для посадки-высадки людей в инвалидной коляске.

На новом троллейбусе кроме внедрения новейшего экономичного привода и повышения уровня комфорта используется централизованная система смазки Lincoln, снижающая затраты на обслуживание. Троллейбус «БелКоммунМаш-321» является сегодня одним из лучших среди аналогов, выпускаемых предприятиями СНГ.